Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
город Якутск
24 августа 2022 года | Дело № А58-3677/2022 |
Резолютивная часть определения объявлена 22.08.2022.
Полный текст определения изготовлен 24.08.2022.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Прогноз" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 11.05.2022 № 1-144 к Якутской природоохранной прокуратуре о признании недействительным представления от 09.03.2022 № Прдр-20980037-48-22/-20980037 об устранении акционерным обществом «Прогноз» нарушений Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 20.10.2021 без номера (паспорт, диплом),
от ответчика – не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Прогноз" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением от 11.05.2022 № 1-144 к Якутской природоохранной прокуратуре (далее - прокуратура) о признании незаконным представления от 09.03.2022 № Прдр-20980037-48-22/-20980037 об устранении нарушений законодательства.
Согласно уточненного предмета заявленного требования от 31.05.2022 № 1-284, удовлетворенного и принятого судом к рассмотрению в соответствии со статьей 49 АПК РФ определением суда от 06.06.2022, заявитель просит признать недействительным представление Якутской природоохранной прокуратуры от 09.03.2022 № Прдр-20980037-48-22/-20980037 об устранении акционерным обществом «Прогноз» нарушений Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».
Прокуратура представила возражение на заявление общества от 02.06.2022 № исорг-20980057-418-22/209800.
17.08.2022 от заявителя через систему «Мой арбитр» поступило ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов от 15.08.2022 № 1-327.
Представленные в суд документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил провести судебное заседание в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд отказывает в удовлетворении ходатайства ответчика от 02.06.2022 № Исорг-20980037-417-22/416-20980037 о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство по делам Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), поскольку ответчиком не представлены доказательства того, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности Министерства по отношению к одной из сторон.
Из материалов дела судом установлено.
Заявитель является пользователем недр на основании лицензии ЯКУ № 03626 БЭ со сроком действия 01.09.2033.
Якутской природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 04.04.2022 со сроками проведения проверки с 05.04.2022 по 03.05.2022 проведена проверка деятельности общества по обращению исполнительного директора РОО «Экологическая вахта Якутии» от 10.02.2022 по вопросам оценки воздействия на этнологическую среду в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС (Я), которым установлено, что распоряжением Правительства РС (Я) от 04.12.2017 № 1502-р утверждено положительное заключение по проектной документации «Строительство горно-перерабатывающего комплекса на базе месторождения «Вертикальное» в пределах лицензионной площади ЯКУ 03626 БЭ на территории сроком на 3 года.
Согласно письму общества от 15.07.2019 № исх.№ 219-611, в адрес Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) компенсационные выплаты назначенным в соответствии с распоряжением Правительства РС (Я) от 04.12.2017 № 1502-р получателям в настоящий момент завершены.
Кроме этого, обществом представлена в прокуратуру переписка с указанным Министерством от 27.03.2019 № 219-260а, от 24.05.2019 № 20/1493-МАНС, от 03.06.2019 № 219-488, от 17.06.2019 № 20/1924-МАНС, от 20.06.2019 № 219-491 и № 219-554, от 12.07.2019 № 20/1989-МАНС, от 02.10.2019 № 19-820 и № 219-827, от 24.05.2019 № 20/1493-МАНС, от 05.11.2020 № 220-1039.
Перед реализацией проекта «Строительство горно-перерабатывающего комплекса на базе месторождения «Вертикальное» в пределах лицензионной площади ЯКУ 03626 БЭ на территории МО «Ламынхинский национальный наслег» МР «Кобяйский район» РС (Я) обществом заказано проведение этнологической экспертизы данной проектной документации в порядке, установленном частями 8,9 статьи 5, части 3 статьи 8, статьи 10 Закона РС (Я) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера РС (Я)».
Выявив нарушение частей 8, 9 статьи 5, части 3 статьи 8, статьи 10 Закона № 537-IV, прокуратура пришла к выводу, что обществом не инициирована подача заявления в Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) о проведении новой этнологической экспертизы в связи с истечением сроков действия (04.12.2020 указанного заключения), что свидетельствует о бездействии общества в рассматриваемом направлении, что влечет нарушение коренных малочисленных народов Севера республики на территории МО «Ламынхинский национальный наслег» МР «Кобяйский район» РС (Я) и не соответствует задачам государственной политики, направленной обеспечение гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, что недопустимо.
По информации Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) от 31.03.2022 № 20/993-МА установлено, что от АО «Прогноз» заявки на проведение новой этнологической экспертизы в связи с истечением срока действия положительного заключения от 04.12.2017 не поступало.
Общество получило письмо прокуратуры от 05.04.2022 № Исорг-20980037-213-22/-20980037 о проведении проверки по обращению исполнительного директора РОО «Экологическая вахта Якутии» и о представлении АО «Прогноз» следующей информации:
- подана ли заявка на проведение повторной этнологической экспертизы в связи с истечением срока действия положительного заключения этнологической экспертизы от 04.12.2017;
- причины не проведения АО «Прогноз» повторной этнологической экспертизы.
07.04.2022 общество информировало письмом исх.№ 222-274 прокуратуру о том, что повторная этнологическая экспертиза согласно части 13 статьи 5 Закона РС (Я) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера РС (Я)» осуществляется только на основании решения суда. Поскольку АО «Прогноз» не располагает информацией о наличии решения суда, обязывающего его провести повторную этнологическую экспертизу, заявка на проведение повторной этнологической экспертизы не подавалась, повторная этнологическая экспертиза не проводилась.
По результатам проверки заместителем прокурора вынесено в отношении общества представление от 09.03.2022 № Прдр-20980037-48-22/-20980037 об устранении нарушений, пунктом 1 которого предложено безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствовавших, пунктом 2 которого по указанным фактам организовать и провести служебную проверку, по результатам которой решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, пунктом 3 которого о месте и времени рассмотрения представления уведомить прокуратуру в целях обеспечения участия представителя прокуратуры, пунктом 4 которого о результатах рассмотрения настоящего представления сообщить в прокуратуру в месячный срок со дня его внесения с приложением копий заключения служебной проверки, приказа о наказании (вход № 282-22 от 19.04.2022).
Согласно возражениям прокуратуры от 02.06.2022 № Исорг-2980057-418-22/20980037 допущена техническая опечатка в части даты, указанное в представлении и внесенном в АО «Прогноз», так, вместо 09.03.2022 необходимо считать датой внесения 09.04.2022.
Не согласившись с вынесенным представлением прокуратуры, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что суд вправе прекратить производство по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или лица, наделенных публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено, совершены необходимые действия (прекращено оспариваемое бездействие) и перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) (часть 2 статьи 225 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ).
Разрешая вопрос о прекращении производства по делу по соответствующему основанию, суд должен предоставить административному истцу (заявителю) возможность изложить доводы по вопросу о том, устранено ли вмешательство в права, свободы, законные интересы гражданина или организации, и оценить такие доводы (статья 14, пункт 7 части 1 статьи 45 КАС РФ, часть 1 статьи 41 АПК РФ).
Производство по делу не может быть прекращено при наличии оснований полагать, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), которые могут быть защищены посредством предъявления другого требования в рамках данного или иного дела, основанного на незаконности оспоренного решения, действия (бездействия).
Между тем, письмом от 14.05.2022 № Исорг-20980037 (л.д. 133 т. 1) прокуратура сообщила об отзыве оспариваемого представления.
Таким образом, на дату рассмотрения дела оспариваемое представление отменено и перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы заявителя, доказательств обратного суду не представлено, доводов о не устранении вмешательства в права, свободы, законные интересы организации, не заявлено. При этом, суд не усматривает, что оспариваемым представлением нарушены права, свободы, законные интересы заявителя, которые могут быть защищены посредством предъявления другого требования в рамках данного или иного дела, основанного на незаконности оспоренного представления.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о возможности применения разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», и прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.
При обращении в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением обществом уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
В порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьей 150, статьями 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу прекратить.
Возвратить Акционерному обществу "Прогноз" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 06.05.2022 № 3952.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Р.И. Эверстова