ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А59-4221/2017 от 24.04.2018 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28

тел./факс. (4242) 460-945,460-952, сайт http://sakhalin.arbitr.ru

электронная почта info@sakhalin.arbitr.ru

определение

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4221/2017

03 мая 2018 года

Резолютивная часть определения объявлена 24.04.2018, определение в полном объеме изготовлено 03.05.2018.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Поповой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабич А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Альтаир Плюс» ФИО1 об обязании руководителя должника ФИО2 Махамадкодира передать сведения и документы должника,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л:

01.09.2017 Федеральная налоговая служба России в лице Управления ФНС по Сахалинской области (далее – уполномоченный орган) обратилась в суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Альтаир Плюс» (далее – должник, ООО «Альтаир Плюс») несостоятельным (банкротом), введении в отношении должника процедуры наблюдения, установлении требований уполномоченного органа в размере 3 045 772,39 руб., утверждении временным управляющим из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих – Ассоциации «Первая Саморегулируемая организация Арбитражных управляющих». Определением суда от 08.09.2017 заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу о банкротстве ООО «Альтаир Плюс».

Определением суда от 14.11.2017 (резолютивная часть от 07.11.2017) заявление уполномоченного органа признано обоснованным, в отношении ООО «Альтаир Плюс» введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден ФИО1 (член Ассоциации «Первая Саморегулируемая организация арбитражных управляющих»). Данные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 215 от 18.11.2017.

09.01.2018 временный управляющий должника обратился в суд с заявлением об обязании руководителя должника ФИО2 Махамадкодира передать временному управляющему ФИО1 следующие сведения и документы:

1. Учредительные документы предприятия, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо комитета статистики, свидетельства о постановке на учет в ПФР и ФСС РФ;

2. Правоустанавливающие документы (договоры и иные документы, технические паспорта, свидетельства о регистрации) на движимое и недвижимое имущество, в том числе здания, сооружения и земельные участки, транспортные средства и суда;

3. Решения органов управления предприятия, в том числе приказы и распоряжения директора;

4. Договоры, соглашения, заключенные предприятием со всеми юридическими и физиче­скими лицами за последние три года деятельности;

5. Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерскую и налоговую отчетность (за последние три года), представляемую в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики с соответствующими отметками о принятии, в том числе:

- Книги аналитического учета по основным средствам и МБП, учетные карточки по основным средствам, ежегодные инвентаризационные описи;

- Кассовая книга и журнал-ордер по счету № 50;

- Выписки банка и журнал-ордер по счету № 51;

- Журналы-ордера по счету № 60 и книги аналитического учета по расчетам с поставщиками, первичная документация к ним;

- Журналы-ордера по счету № 62 и книги аналитического учета по расчетам с покупателями и заказчиками, первичная документация к ним;

- Журналы-ордера по счету № 71 по расчетам с подотчетными лицами и авансовые отчеты;

- Журналы-ордера по счету № 76 и книги аналитического учета по расчетам с разными дебиторами и кредиторами, первичные документы к ним;

- Аналитический учет по затратным счетам, незавершенному производству № 20, 25, 26, 29;

- Аналитический учет по выпуску и реализации готовой продукции по счету № 90;

- Книги по начислению заработной платы работникам предприятия;

- Приказы по личному составу о приеме и увольнении работников, личные карточки;

- Акты сверок с дебиторами и кредиторами и первичную документацию к ним (договоры, акты выполненных работ, счета, счета-фактуры);

- Главная книга;

- Поквартальная и годовая бухгалтерская отчетность, представляемая в ИФНС, внебюджетные фонды и органы статистики с соответствующими отметками о приня­тии за последние три года;

- Книга покупок, книга продаж, журнал учета выданных и полученных счетов-фактур;

- Книги аналитического учета по складу материалов, запасных частей и иных материальных ценностей;

- Учет по расследованию несчастных случаев на производстве и расчеты по выплатам и компенсациям пострадавшим работникам;

- Сведения по персонифицированному учету в ПФР, сведения о полученных доходах по НДФЛ;

- Акт сверки и справку о задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными фондами;

- Положение об учетной политике и приказ об его утверждении, последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризацион­ные ведомости.

6. Сведения об открытых счетах в банках, об остатках денежных средствах, находящихся на этих счетах;

7. Список движимого (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) и недвижимого иму­щества, принадлежащего должнику, его местонахождение, меры, принятые для обеспечения его сохранности;

8. Сведения об ограничениях (обременениях) имущества (сервитут, ипотека, доверитель­ное управление, аренда, залог, арест имущества и другие);

9. Сведения об имеющихся притязаниях третьих лиц на имущество (активы) предприятия;

10. Список кредиторов-контрагентов по состоянию на последнюю отчетную дату - наиме­нование кредитора, юридический адрес, сумма задолженности по обязательствам, пе­риод возникновения;

11. Список кредиторской задолженности по оплате труда работников по состоянию на по­следнюю отчетную дату - Ф.И.О. работника (полностью), должность, данные пас­порта, почтовый адрес, сумма задолженности по обязательствам, период возникнове­ния; в случае если работник уволен - дату увольнения;

12. Сведения о задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (акт сверки расчетов по состоянию на последнюю отчетную дату; а также все неисполненные требования об уплате налога, все решения налогового органа о взыска­нии налогов за счет денежных средств и за счет имущества);

13. Полный список дебиторов по состоянию на последнюю отчетную дату - наименование дебитора, юридический адрес, сумма задолженности, дата образования и основание возникновения задолженности, сведения о наличии актов сверки задолженности, об­щая сумма дебиторской задолженности;

14. Сведения о выданных доверенностях.

Временный управляющий также просит, в связис территориальной удаленностью, обязать ФИО2 Махамадкодира переслать до­кументы почтовым отправлением с описью вложения наложенным платежом на адрес ФИО1­: 692525, г. Уссурийск-25, а/я 68.

Определением суда от 26.01.2018 заявление принято к производству суда, судебное заседание назначено на 19.03.2018, затем отложено на 17.04.2018. В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 24.04.2018.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, в том числе в порядке ч. 6 ст. 121 АПК ОФ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении определения суда от 26.01.2018 временному управляющему должника ФИО1

Кроме того, как следует из материалов дела, ФИО2 Махамадкодиру определение суда от 19.03.2018 направлено по трем известным суду адресам (<...> Детская, 8-Б пом. 1; <...>), также по юридическому адресу должника (<...>), почтовая корреспонденция возвратилась в суд с отметкой сотрудника почтового отделения связи об истечении срока хранения.

26.01.2018 судом в Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области был направлен запрос о предоставлении сведений об адресе регистрации по месту жительства ФИО2 Махамадкодира, на который получен ответ о том, что указанное лицо на территории Сахалинской области зарегистрированным не значится.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом если, несмотря, на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд

Согласно приказу ФГУП "Почта России" от 05.12.2014 N 423-п "Об утверждении Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное" при неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда "Судебное" в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения (пункт 3.4 названного приказа). При невозможности вручить вторичное извещение под расписку оно опускается в ячейку абонентского почтового шкафа. Не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда "Судебное" хранятся в отделении почтовой связи 7 календарных дней. По истечении указанного срока данные почтовые отправления подлежат возврату по обратному адресу (пункт 3.6 названного приказа).

Как видно из почтовых конвертов, вернувшихся в адрес суда, отметки о датах вручения первичного и вторичного извещения имеются.

Помимо этого, должнику по его юридическому адресу, согласно выписке из ЕГРЮЛ: <...> ,также направлялось определение суда от 19.03.2018, которое возвращено в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения, в связи с отсутствием адресата.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В силу части 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

При таких данных, принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что судом предприняты все возможные меры к извещению должника – ООО «Альтаир Плюс» и ФИО2 Махамадкодира и с учетом приведенного процессуального законодательства суд признает указанных лиц извещенными надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Статьей 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в числе прочего, анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.

В силу пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения; ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об изменениях в составе имущества должника.

В соответствии с п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.

Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

Из обстоятельств дела следует, что действующим генеральным директором ООО «Альтаир Плюс» ФИО2 Махамадкодиром в сроки, определенные п. 3.2 ст. 64 Закона о банкротстве, временному управляющему должника ФИО1 не представлена документация должника.

Из представленных в материалы дела документов видно, что временный управляющий должника обращался к генеральному директору ООО «Альтаир Плюс» ФИО2 Махамадкодиру с требованиями о передаче документации, что подтверждается запросом от 23.11.2017 с приложением почтовых квитанций, а также сведениями, полученными с официального сайта ФГУП «Почта России», но документация временному управляющему должника не передана.

Исходя из названных норм права, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд, установив, что в материалы дела не представлены доказательства надлежащего исполнения обязанности по передаче истребуемой документации должника временному управляющему в полном объеме, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения ходатайства временного управляющего в части обязания руководителя должника ФИО2 Махамадкодира передать сведения и документы должника, перечисленные в ходатайстве.

Относительно требования временного управляющего ФИО1 об обязании ФИО2 Махамадкодира переслать до­кументы почтовым отправлением с описью вложения наложенным платежом на адрес ФИО1­: 692525, г. Уссурийск-25, а/я 68, суд приходит к следующему.

В соответствии с пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве на руководителя должника возложена обязанность предоставить временному управляющему перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.

Процедура передачи и принятия бухгалтерской и иной документации должника является двусторонней. Передача документации допустима по акту приема-передачи, а также путем направления временному управляющему почтовой связью.

Обязанность по направлению документации должника в адрес временного управляющего исключительно почтовым отправлением не может быть возложена судом на руководителя должника, поскольку недопустимо ограничение исполнения анализируемой обязанности конкретным способом (влекущим при этом дополнительные расходы должника) при наличии альтернативы.

В этой связи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства временного управляющего в части обязания ФИО2 Махамадкодира переслать до­кументы почтовым отправлением с описью вложения наложенным платежом, ввиду чего отказывает в удовлетворении данного требования.

Руководствуясь ст.ст. 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Обязать генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Альтаир Плюс» ФИО2 Махамадкодира передать временному управляющему ФИО1 следующие сведения и заверенные копии документов, отражающих экономическую деятельность общества с ограниченной ответственностью «Альтаир Плюс» за три года до введения наблюдения:

1. Учредительные документы предприятия, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо комитета статистики, свидетельства о постановке на учет в ПФР и ФСС РФ;

2. Правоустанавливающие документы (договоры и иные документы, технические паспорта, свидетельства о регистрации) на движимое и недвижимое имущество, в том числе здания, сооружения и земельные участки, транспортные средства и суда;

3. Решения органов управления предприятия, в том числе приказы и распоряжения директора;

4. Договоры, соглашения, заключенные предприятием со всеми юридическими и физиче­скими лицами за последние три года деятельности;

5. Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерскую и налоговую отчетность (за последние три года), представляемую в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики с соответствующими отметками о принятии, в том числе:

- Книги аналитического учета по основным средствам и МБП, учетные карточки по основным средствам, ежегодные инвентаризационные описи;

- Кассовая книга и журнал-ордер по счету № 50;

- Выписки банка и журнал-ордер по счету № 51;

- Журналы-ордера по счету № 60 и книги аналитического учета по расчетам с поставщиками, первичная документация к ним;

- Журналы-ордера по счету № 62 и книги аналитического учета по расчетам с покупателями и заказчиками, первичная документация к ним;

- Журналы-ордера по счету № 71 по расчетам с подотчетными лицами и авансовые отчеты;

- Журналы-ордера по счету № 76 и книги аналитического учета по расчетам с разными дебиторами и кредиторами, первичные документы к ним;

- Аналитический учет по затратным счетам, незавершенному производству № 20, 25, 26, 29;

- Аналитический учет по выпуску и реализации готовой продукции по счету № 90;

- Книги по начислению заработной платы работникам предприятия;

- Приказы по личному составу о приеме и увольнении работников, личные карточки;

- Акты сверок с дебиторами и кредиторами и первичную документацию к ним (договоры, акты выполненных работ, счета, счета-фактуры);

- Главная книга;

- Поквартальная и годовая бухгалтерская отчетность, представляемая в ИФНС, внебюджетные фонды и органы статистики с соответствующими отметками о приня­тии за последние три года;

- Книга покупок, книга продаж, журнал учета выданных и полученных счетов-фактур;

- Книги аналитического учета по складу материалов, запасных частей и иных материальных ценностей;

- Учет по расследованию несчастных случаев на производстве и расчеты по выплатам и компенсациям пострадавшим работникам;

- Сведения по персонифицированному учету в ПФР, сведения о полученных доходах по НДФЛ;

- Акт сверки и справку о задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными фондами;

- Положение об учетной политике и приказ об его утверждении, последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризацион­ные ведомости.

6. Сведения об открытых счетах в банках, об остатках денежных средствах, находящихся на этих счетах;

7. Список движимого (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) и недвижимого иму­щества, принадлежащего должнику, его местонахождение, меры, принятые для обеспечения его сохранности;

8. Сведения об ограничениях (обременениях) имущества (сервитут, ипотека, доверитель­ное управление, аренда, залог, арест имущества и другие);

9. Сведения об имеющихся притязаниях третьих лиц на имущество (активы) предприятия;

10. Список кредиторов-контрагентов по состоянию на последнюю отчетную дату - наиме­нование кредитора, юридический адрес, сумма задолженности по обязательствам, пе­риод возникновения;

11. Список кредиторской задолженности по оплате труда работников по состоянию на по­следнюю отчетную дату (Ф.И.О. работника (полностью), должность, данные пас­порта, почтовый адрес, сумма задолженности по обязательствам, период возникнове­ния; в случае если работник уволен - дату увольнения);

12. Сведения о задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (акт сверки расчетов по состоянию на последнюю отчетную дату; а также все неисполненные требования об уплате налога, все решения налогового органа о взыска­нии налогов за счет денежных средств и за счет имущества);

13. Полный список дебиторов по состоянию на последнюю отчетную дату ( наименование дебитора, юридический адрес, сумма задолженности, дата образования и основание возникновения задолженности, сведения о наличии актов сверки задолженности, об­щая сумма дебиторской задолженности);

14. Сведения о выданных доверенностях.

В удовлетворении требований временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Альтаир Плюс» ФИО1 в остальной части отказать.

Определение может быть обжаловано В Пятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с момента вынесения в полном объеме.

Судья Н.Н.Попова