ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-11013/18 от 26.02.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«05» марта 2019 года                                                Дело № А43-18261/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 05.03.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры рабочего поселка Вахтан» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2018 по делу № А43-18261/2018,

принятое судьей Леоновым А.В.

по заявлению муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры рабочего поселка Вахтан» о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 16.02.2018 № 35-0412-Р.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании распоряжения заместителя руководителя - заместителя главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель от 09.02.2018 № 35-0412-Р должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление) в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры рабочего поселка Вахтан» (далее – Учреждение) проведена  внеплановая выездная проверка в целях проверки выполнения ранее выданного предписания от 05.07.2017 № 35-01-23-04.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 16.02.2018 № 35-0412-Р.

В ходе проверки Управлением выявлен факт нарушения земельного законодательства Российской Федерации (статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)), выразившегося в отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Шахунья, <...>.

Учреждению 16.02.2018 выдано предписание № 35-0412-Р об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с названным предписанием Учреждению надлежало в срок до 16.08.2018 устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Не согласившись с указанным предписанием, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2018в удовлетворении заявленного требования отказано.

Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

 Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что в силу Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» земельный участок, необходимый для выполнения бюджетных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, по адресу нахождения Учреждения ранее был учтен земельный участок с кадастровым номером № 52:03:0030004:153 – это парковая зона рабочего поселка Вахтан, которая Учреждению не принадлежит. Земельный участок, необходимый Учреждению для осуществления уставной деятельности, за Учреждением не закреплялся.

Как поясняет Учреждение, здание по адресу:  Нижегородская область, г.Шахунья, <...>, только в марте 2017 года поставлено на учет как бесхозное и передано Учреждению в безвозмездное пользование по постановлению органа местного самоуправления от 03.04.2017 № 381. Учреждение считает, что требования предписания неисполнимы, так как у него отсутствуют полномочия на оформление права собственности на земельный участок.

Учреждение просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.

Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене  по следующим основаниям.

        В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Согласно частью 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

В соответствии с частью 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (пункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 5).

Согласно части 7 статьи 71 ЗК РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора.

Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, орган государственного надзора) при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора.

Согласно пункту 9 Административного регламента должностные лица имеют право:

- осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

- осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой в пределах своей компетенции Управлением выдано Учреждению предписание от 16.02.2018 № 35-0412-Р.

В  ходе проверки Управление выявило, что Учреждение использует часть земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Шахунья, <...>, с кадастровым номером 52:03:0030004:153, ориентировочной площадью 1700 кв.м для размещения и обслуживания нежилого кирпичного трехэтажного здания площадью 2095,2 кв.м в отсутствие зарегистрированных прав на занимаемый земельный участок. Участок частично огорожен, металлическим забором, расположенное на участке здание имеет П-образную форму в плане и огороженную металлическим забором дворовую часть ориентировочной площадью 275 кв.м, доступ третьих лиц не ограничен, не охраняется.

Выдавая Учреждению предписание от 16.02.2018 № 35-0412-Р, Управление исходило из наличия у данного лица обязанности оформить права на указанный выше земельный участок, используемый им.

Между тем в соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указано, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Частью 1 статьи 296 ГК РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).

 Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 9).

Из материалов дела следует, что Учреждение создано в соответствии с распоряжением администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от 25.12.2017 №551-р.

Организационно-правовая форма Учреждения – бюджетное учреждение.

Согласно пункту 1.5 Устава учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ город Шахунья Нижегородской области. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от лица учредителя осуществляет Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа город Шахунья Нижегородской области.

В силу пункта 4.1 Устава земельные участки, необходимые для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно договору от 03.04.2017 №1 нежилое здание площадью 2095,2 кв.м, с кадастровым номером 52:03:0030004:2518, расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Шахунья, <...>, как бесхозное имущество передано Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа город Шахунья в безвозмездное пользование Учреждению. Основанием послужило постановление администрации городского округа город Шахунья от 03.04.2017 №381.

В акте проверки от 16.02.2018 №35-0412-Р отражено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество данные о правообладателях спорного здания отсутствуют, оно зарегистрировано как бесхозное по заявлению о принятии на учет бесхозной недвижимой вещи от 02.03.2017.

Указанное здание расположено на земельном участке общей площадью 15 875,09 кв.м из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения объектов культуры, с кадастровым номером 52:03:0030004:153, поставлен на учет в 2004 году как ранее учтенный, данные о правообладателях земельного участка отсутствуют.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

Из фактических обстоятельств дела и вышеприведенных правовых норм следует, что только собственник объектов недвижимости правомочен  принять меры для оформления земельного участка, необходимого Учреждению для осуществления уставной деятельности и использования находящегося на нем объекта недвижимости.

Предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона и находится в сфере контроля этого лица.

Предписание надзорного органа предполагает  четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

В рассматриваемом случае предписание от 16.02.2018 № 35-0412-Р со стороны Учреждения не исполнимо.

        Поскольку оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере осуществления экономической деятельности, оно подлежит признанию недействительным.

       Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия  выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Управления в пользу Учреждения.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2018 по делу № А43-182612018 отменить.

Предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 16.02.2018 № 35-0412-Р признать недействительным.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в пользу муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры рабочего поселка Вахтан» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.              

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

Судьи                                                                                 М.Б. Белышкова

                                                                               Ю.В. Протасов