г. Владимир
25 мая 2021 года Дело № А38-368/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2021.
В полном объеме постановление изготовлено 25.05.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» (ОГРН 1111225000116, ИНН 1203008600) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.02.2021 по делу № А38-368/2020, принятое по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» о признании недействительным предписания Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 17.12.2019 № 5,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, государственного казенного учреждения «Южное межрайонное управление лесами», муниципального образования Шелангерское сельское поселение, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, муниципального образования «Звениговский муниципальный район», общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский».
В судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Марий Эл приняли участие представители сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» – Егоров Е.А. на основании доверенности от 22.02.2021 сроком действия один год и диплома о высшем юридическом образовании; Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл – Домрачева О.В. на основании доверенности от 12.04.2019 сроком действия три года и диплома о высшем юридическом образовании.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 08 час.45 мин. 20.05.2021.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10.10.2006 и от 28.08.2009 земли лесного фонда в границах земельных участков с кадастровыми номерами 12:14:0304001:352, 12:14:0304001:383, расположенные в квартале 42 Шелангерского лесничества Звениговского лесхоза, поставлены на кадастровый учет, соответственно 21.03.2006 и 23.10.2008, переведены в земли сельскохозяйственного назначения с целью строительства и расширения животноводческого комплекса.
На основании договоров купли-продажи № 29/2011 от 15.06.2011 и № 189-02-РМЭ/2020 от 12.03.2020 указанные земельные участки передан в собственность сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» (далее - СПК «Звениговский», кооператив, заявитель).
С соответствии с приказом от 14.11.2019 № 580 Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее – Министерство, контролирующий орган) в отношении СПК «Звениговский» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лесного законодательства. Основанием для проведения проверки послужил выявленный должностным лицом Министерства в ходе рейдового осмотра факт самовольного использования участков лесного фонда в квартале 42 выделах 24,25,26,28,31 участкового лесничества Шелангерского лесничества Звениговского лесничества.
В ходе проверки установлено самовольное занятие и использование коорперативом принадлежащих на праве собственности Российской Федерации лесных участков, расположенных за границами земельных участков с кадастровыми номерами 12:14:0304001:352 и 12:14:0304001:383, а именно, в выделах 24, 25, 26, 28, 31 квартала 42 Шелангерского лесного участка Нуктужского участкового лесничества Звениговского лесничества. Так, в выделах 24, 25 на площади 1,22 га и в выделе 31 на площади 0,17 га частично расположены производственные здания с прилегающей к ним асфальтированной дорогой, а на территории выделов 24, 25, 26, 28, 31 сооружен для огораживания территории сплошной забор высотой от 2 м до 3 м, выполненный из железобетонных плит и металлических листов, что препятствует свободному доступу граждан на территорию лесных участков. При этом разрешительные документы использование указанных лесных участков СПК «Звениговский» не представил. Результаты проверки отражены в акте № 5-в от 17.12.2019 и приложенных к нему материалах фотосъемки.
Постановлением Министерства от 21.11.2019 № 004250 СПК «Звениговский» привлечен к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие лесных участков в выделах 24, 25, 26, 28, 31 квартала 42 Шелангерского лесного участка Нуктужского участкового лесничества Звениговского лесничества с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Кооперативу контролирующим органом 17.12.2019 выдано предписание № 5 по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства, которым кооперативу в срок до 01.02.2020 предписано: 1) освободить выделы 24, 25, 31 квартала 42 Шелангерского лесного участка Нуктужского участкового лесничества Звениговского лесничества от производственных зданий и прилегающих к ним дорог; 2) в выделах 24, 25, 26, 28, 31 квартала 42 Шелангерского лесного участка Нуктужского участкового лесничества Звениговского лесничества демонтировать забор, ограничивающий свободный доступ к участкам лесного фонда; 3) привести лесные участки в выделах 24, 25, 26, 28, 31 квартала 42 Шелангерского лесного участка Нуктужского участкового лесничества Звениговского лесничества в состояние, пригодное для дальнейшего использования (ведения лесного хозяйства).
Кооператив, не согласившись с предписанием, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует законодательству и не нарушает прав и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
По убеждению кооператива в материалы дела контролирующим органом не представлено безусловных доказательств того, что находящиеся на земельных участках 12:14:0304001:352 и 12:14:0304001:383 производственные здания, принадлежащие заявителю, выходят за пределы установленных границ и частично располагаются на участке лесного фонда 12:14:0304001:391.
СПК «Звениговский» указывает, что лесной выдел не имеет определенных границ и четких контуров, а экспертом не определена точная конфигурация проездов в связи с наличием на момент проведения экспертизы устойчивого снежного покрова.
Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что объекты кооператива, зарегистрированные и поставленные на кадастровый учет, частично расположены на смежном земельном участке лесного фонда 12:14:0304001:391.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность обжалуемого решения суда и просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей кооператива и контролирующего органа, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено и Кооперативом по существу не оспаривается, что рассматриваемое предписание принято в рамках компетенции Министерства уполномоченным должностным лицом.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Право федеральной собственности на лесной участок с кадастровым номером 12:14:0304001:391 зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, кооперативом самовольно занят лесной участок, находящийся в федеральной собственности, путем размещения на нем без законных на то оснований имущества, в том числе недвижимого.
В соответствии с частью 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2 статьи 71 ЛК РФ). Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормами ЛК РФ (пункт 3 статьи 71 ЛК РФ).
Актом проверки № 5-в от 17.12.2019 и вступившим в законную силу постановлением № 004250 от 21.11.2019 о назначении административного наказания установлено, что у СПК «Звениговский» на лесном участке в выделах 24, 25 на площади 1,22 га и в выделе 31 на площади 0,17 га частично расположены производственные здания с прилегающей к ним асфальтированной дорогой, а на участках в выделах 24, 25, 26, 28, 31 сооружен для огораживания территории кооператива сплошной забор высотой от 2 м до 3 м, выполненный из железобетонных плит и металлических листов.
Судебной экспертизой, назначенной судом по ходатайству СПК «Звениговский» подтверждено, что выделы 24, 25, 26, 28, 31 квартала 42 Шелангерского лесного участка Нуктужского участкового лесничества Звениговского лесничества расположены на земельном участке с кадастровым номером 12:14:0304001:391. В пределах границ указанного земельного участка частично расположены следующие зарегистрированные за СПК «Звениговский» на праве собственности объекты недвижимости: подсос № 12 с кадастровым номером 12:14:0000000:7344, подсос № 13 с кадастровым номером 12:14:0000000:7329, подсос № 14 с кадастровым номером 12:14:0000000:7324, подсос № 15 с кадастровым номером 12:14:0000000:7334, подсос № 16 с кадастровым номером 12:14:0000000:7346, подсос № 17 с кадастровым номером 12:14:0000000:7327 (т.1, л.д. 121, 125, 129, 132, 135, 139), свинарник-фильтр № 2 с кадастровым номером 12:14:0603002:320, маточник-фильтр с кадастровым номером 12:14:0603002:221 , а также четыре хозяйственных подсобных строения, три из которых имеют площадь застройки 40 кв.м, а одно - 25 кв.м, здание мясокомбината без кадастрового номера, часть забора из железобетонных панелей общей протяженностью 1135,98 м, часть металлического забора протяженностью 126,15 м, Кроме того, между зданиями имеются асфальтированные проезды.
Также экспертом установлено отсутствие наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 12:14:0304001:352, 12:14:0304001:383 и 12:14:0304001:391, что исключает наличие кадастровой ошибки при определении границ федерального лесного участка, о которой указывает заявитель.
Таким образом, факт нахождения имущества Кооператива на лесном участке с кадастровым номером 12:14:0304001:391 в границах выделов 24, 25, 26, 28, 31 квартала 42 Шелангерского лесного участка Нуктужского участкового лесничества Звениговского лесничества подтвержден материалами дела.
Суд первой инстанции, оценив заключение эксперта в совокупности с иными доказательствами по правилам статьи 71 АПК РФ не установил наличия правовых оснований удовлетворения требования заявителя.
Довод заявителя о вынужденном расположении забора на землях лесного фонда суд признал необоснованным, так как соблюдение санитарных и ветеринарных требований по установлению забора и иных ограждающих конструкций не должно приводить к нарушению лесного законодательства и самовольному занятию не принадлежащих кооперативу земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, Министерством правомерно выдано предписание об устранении Кооперативом нарушения, заключающегося в самовольном занятии лесного участка, находящегося в федеральной собственности, путем освобождения участка от незаконно расположенного на нем имущества кооператива и их приведения в первоначальное состояние.
Оспариваемое предписание законно и обоснованно, принято в пределах компетенции Министерства уполномоченным должностным лицом, является исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения выявленных нарушений лесного законодательства.
В данном случае отсутствует совокупность двух условий, необходимых для признания оспариваемого предписания Министерства недействительным.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования СПК «Звениговский».
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба кооператива по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.02.2021 по делу № А38-368/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | М.Б. Белышкова |
Судьи | А.М. Гущина |
Т.А. Захарова |