«10» февраля 2021 года Дело № А43-21115/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 10.02.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приволжской электронной таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2020 по делу № А43-21115/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мурашинский фанерный завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения Приволжской электронной таможни от 21.04.2020 №03-01-37/05230.
В судебном заседании принял участие представитель Приволжской электронной таможни – ФИО1 по доверенности от 28.12.2020 № 01-08-29/18034 сроком действия до 31.12.2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Мурашинский фанерный завод», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела,выслушав пояснения представителяПриволжской электронной таможни,Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью «Мурашинский фанерный завод» (далее – Общество, декларант) подана на Приволжский таможенный пост Приволжской электронной таможни (далее – Таможня, таможенный орган) декларация на товары (далее - ДТ) № 10418010/280619/0163974 для помещения под таможенную процедуру «Экспорт» товара: фанеры клееной прочей, состоящей из листов древесины (береза) толщиной 1,50-1,65 м (11 -17 слоев) - 1512, листов 88.526 м3. ГОСТ 3916.1-2018, марка ФСД, Торцы обработанные пилением, не имеет пазов и гребней. Заявленный код ТН ВЭД 4412330000. Отгрузка товара произведена Обществом (поставщик) во исполнение контракта от 11.03.2019 № 53/804/2019, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «НПП «ТРАНС ЛОК», Украина, (покупатель).
Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой 28.06.2019.
В связи с запретом ввоза фанеры клееной на территорию Украины из Российской Федерации (постановление Кабинета министров Украины от 15.05.2019 № 535) 03.07.2019 партия товара, задекларированного по вышеуказанной ДТ, задержана в пункте пропуска на станции Зерново Украинской железной дороги и возвращена на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Общество (поставщик) и общество с ограниченной ответственностью «НПП «ТРАНС ЛОК» (покупатель) договорились вернуть поставщику товар, отгруженный покупателю по инвойсу от 28.06.2019 № 2037.
Обществом 24.07.2019 на Приволжский таможенный пост Таможни подана ДТ для помещения товара под таможенную процедуру «Реимпорт» в отношении партии товара «Фанера березовая», ранее задекларированного под таможенной процедурой «Экспорт» по ДТ 10418010/280619/0163974.
Таможенным органом указанная ДТ принята и зарегистрирована под номером № 10418010/240719/0190296.
В соответствии с условиями таможенной процедуры реимпорта, установленными статьями 235-237 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), декларантом в графе 47 заявлены льготы по уплате таможенных платежей в виде освобождения от уплаты:
- сумм ввозной таможенной пошлины в размере 249 188 руб. 50 коп.,
- налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС (далее - НДС), в размере 415 314 руб. 16 коп.
В ходе проверки документов и достоверности сведений, проводимой таможенным органом до выпуска товаров по ДТ № 10418010/240719/0190296, 25.07.2019 должностным лицом Приволжского таможенного поста Таможни направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведении, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, а именно: в связи с несоблюдением условий помещения под таможенную процедуру реимпорта, установленных пунктом 3 части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС, начислить НДС.
Декларантом принято решение о корректировке ДТ № 10418010/240719/0190296 в соответствии с требованием таможенного органа от 25.07.2019 и об уплате НДС в размере 415 314 руб. 16 коп.
При этом, декларантом произведены изменения графы 47 ДТ в колонке «СП» (специфика платежа) способа уплаты с УР (Условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов в соответствии с Приложением № 10 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов») на ИУ (Уплата платежа до выпуска товаров в соответствии с указанным Приложением), в отношении НДС (код 5010) в размере 415 314 руб. 16 коп.
Корректировка ДТ подана декларантом и принята таможенным органом, произведено списание НДС (код 5010) в размере 415 314 руб. 16 коп. с лицевого счета декларанта, после чего должностным лицом таможенного органа принято 26.07.2019 решение о выпуске товара.
Обществом 21.10.2019 на основании статьи 112 ТК ЕАЭС и в порядке, установленном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12. 2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее - Решение № 289), подана корректировка ДТ № 10418010/240719/0190296. При этом, в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры в графе 47 названной ДТ был откорректирован в сторону уменьшения на 415 314 руб. 16 коп. размер подлежащего уплате НДС.
Размер таможенных сборов за совершение таможенных операций не корректировался.
Указанная корректировка ДТ вместе с обращением о корректировке направлена декларантом в таможенный орган 21.10.2019.
К корректировке ДТ Обществом приложены документы, подтверждающие основания для внесения изменений в сведения. Представленные документы указаны в графе 44 корректировки ДТ.
Таможней 21.11.2019 принято решение об отказе о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные Обществе в ДТ № 10418010/240719/0190296, в связи с тем, что таможенный контроль после выпуска товаров, проведение которого инициировано по обращению декларанта в сроки, установленные пунктом 16 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии ЕАИС от 10.12.2013 № 289 (далее - Порядок) не завершен, ОТП ПЭТ принято решение об отказе о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ. В случае, если по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров будет установлена необходимость внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10418010/240719/0190296 (товар 1), решение будет принято по инициативе таможенного органа.
По результатам проверки достоверности сведений, заявленных в ДТ, в части исчисления, полноты и своевременности уплаты НДС, Таможня пришла к выводу о наличии у Общества обязанности уплатить НДС и об отсутствии оснований для возврата НДС в сумме 415 314 руб. 16 коп., что отражено в акте проверки документов сведений после выпуска товаров и (или транспортных) средств от 16.01.2020 № 10418000/212/16012020/А0002.
Обществом 14.02.2020 в Таможню направлена жалоба на решение от 21.11.2019 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10418010/240719/0190296.
Начальником Приволжского таможенного управления 25.03.2020 вынесено решение № 06-03-13/19 по жалобе Общества, решение от 21.11.2019 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10418010/240719/0190296, признано неправомерным и отменено.
Во исполнение решения № 06-03-13/19 Таможней 21.04.2020 принято новое решение № 03-01-37/05230 об отказе в корректировке декларации на товары, в связи с тем, что в отношении товара, ранее вывезенного с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемого под таможенную процедуру реимпорта, с момента регистрации таможенным органом ДТ № 10418010/240719/0190296 у декларанта возникает обязанность по уплате НДС.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Таможни от 21.04.2020 № 03-01-37/05230 и обязании Таможни восстановить нарушенные права и законные интересы Общества путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 415 314 руб. 16 коп. на расчетный счет Общества.
Решением от 24.11.2020 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные Обществом требования.
Таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что в соответствии с положениями статьи 175Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ), при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, подлежит уплате НДС, взимаемый в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Таможня считает выводы Арбитражного суда Нижегородской области об отсутствии обязанности по уплате НДС при ввозе спорного товара на территорию ЕАЭС в порядке реимпорта ошибочными и противоречащими положениям статьи 175 Федерального закона № 289-ФЗ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В части 2 статьи 127 ТК ЕАЭС в отношении товаров определен перечень таможенных процедур, применяемых в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза, в том числе процедура реимпорта.
В силу части 1 статьи 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась, в частности таможенная процедура экспорта (пункт 1 часть 2 статьи 235 ТК ЕАЭС).
В статье 236 ТК ЕАЭС закреплены условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта.
Так, согласно части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условиями помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта являются:
- помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта до истечения 3 лет со дня, следующего за днем их фактического вывоза с таможенной территории Союза, или до истечения иного срока, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
- сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории Союза, за исключением изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
- возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Под налогами, согласно пункту 24 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, понимаются налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза.
В части 1 статьи 175 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что в отношении товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает обязанность по уплате налогов и (или) процентов по ним, а также обязанность по уплате или возмещению субсидий и иных сумм, неуплаченных либо ранее полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Таким образом, одним из препятствий для выпуска товара в рамках процедуры реимпорта является неисполнение участником внешнеэкономической деятельности обязанности по возмещению денежных средств (налогов и (или) процентов с них, иных налогов, субсидий и сумм), которые при вывозе товаров с таможенной территории Союза не уплачивались, возвращены либо получены прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ).
При вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается (подпункт 1 пункта 2 статьи 151 НК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 164 НК РФ при реализации, в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что задекларированный Обществом по ДТ №10418010/240719/0190296 товар «фанера клееная прочая, состоящая из листов древесины (береза) толщиной 1,50-1,65 м (11-17 слоев) - 1512, листов 88.526 м3. ГОСТ 3916.1-2018, марка ФСД, Торцы обработанные пилением, не имеет пазов и гребней» для помещения под таможенную процедуру реимпорта в связи с запретом ввоза фанеры клееной на территорию Украины из Российской Федерации (постановление Кабинета министров Украины от 15.05.2019 №535), изначально экспортировался по ДТ № 10418010/280619/0163974.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что реализация товара по ДТ № 10418010/280619/0163974 не состоялась ввиду запрета ввоза товара на территорию другого государства, поэтому у Общества не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта, так как не возник объект налогообложения.
Общество при экспорте товара не возмещало НДС, у него не возникло освобождения от уплаты НДС, что подтверждается имеющимися в материалах дела письмами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Кировской области от 12.07.2019 № 06-26/05941, от 07.08.2019 № 06-26/06608, согласно которым для подтверждения ставки НДС 0% ДТ № 10418010/280619/0163974 от 28.06.2019 в порядке пункта 1 статьи 165 НК РФ с налоговой декларацией по НДС за 2 квартал 2019 года не представлена; освобождения от уплаты либо возврата ранее уплаченных сумм налогов и (или) процентов с них в связи с вывозом товара по ТД № 10418010/280619/0163974 от 28.06.2019 не производилось; освобождения от уплаты либо возврата ранее уплаченных сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямоили косвенно в качестве выплат, льгот, либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза по ТД № 10418010/280619/0163974 от 28.06.2019 не производилось.
Доказательств, опровергающих изложенные обстоятельства, Таможня в материалы дела не представила.
Таким образом, при вывозе товара в таможенной процедуре экспорта Обществу не предоставлялось ни освобождения от уплаты НДС в смысле, придаваемом этому понятию статьями 145, 145.1 НК РФ, ни исключения данной операции из налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ, ни возврата НДС в связи с экспортом товара.
Довод таможенного органа об обязанности декларанта представить документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ, в том числе предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС, судом перой инстанции обоснованно не принят во внимание, поскольку данное обстоятельство не опровергает факта отсутствия у Общества при реимпорте спорного товара обязанности по возврату в бюджет каких-либо денежных сумм, неоплаченных (полученных, возвращенных) в связи с экспортом данного товара.
Кроме того, положения ТК ЕАЭС не устанавливают конкретного перечня документов, представление которых подтверждает соблюдение предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условия помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта.
В данном случае в ходе проводимой таможенным органом проверки соблюдения условий помещения спорного товара под таможенную процедуру реимпорта Обществом представлялись соответствующие пояснения, из которых в совокупности с анализом таможенного законодательства Евразийского экономического союза и налогового законодательства Российской Федерации, у Таможни имелась возможность установить факт отсутствия у Общества обязанности по возврату в бюджет каких-либо денежных сумм, неоплаченных (полученных, возвращенных) в связи с экспортом данного товара.
Иные, предусмотренные частью 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условия помещения спорного товара под таможенную процедуру реимпорта (срок помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, неизменность вида товара, позволяющего его идентифицировать), Обществом соблюдены.
Ввиду соблюдения Обществом предусмотренных частью 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условий помещения спорного товара, декларированного по ДТ № 10418010/240719/0190296, под таможенную процедуру реимпорта, оснований для отказа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, у таможенного органа не имелось.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение Таможни от 21.04.2020 № 03-01-37/05230 и посчитал необходимым обязать таможенный орган принять меры, направленные на устранение нарушенных прав и законных интересов Общества по обращению от 21.10.2019.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таможня от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2020 по делу № А43-21115/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Приволжской электронной таможни – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
М.Н. Кастальская