ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2742/2022 от 20.06.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«24» июня 2022 года                                                        Дело № А39-10111/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 20июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2022 года

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Автобаза №13" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03 марта 2022 года по делу А39-10111/2021, принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Автобаза №13" (ОГРН 1101326000478, ИНН 1326213983) к Министерству финансов Республики Мордовия (ОГРН 1021300974881, ИНН 1300050318) о признании незаконными и отмене пунктов 1.1, 1.2, 1.3 предписания от 15 июня 2021 года №2175-РМ/18, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия (ОГРН 1021300983076, ИНН 1300050357), Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия (ОГРН 1021300980667, ИНН 1325127820)

при участии:

от заявителя – Комарова А.В. по доверенности от 11.01.2022 сроком до 31.12.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 08.07.2016 № 107718 0814544 (т.6, л.д. 34);

от ответчика – не явился, извещен;

от третьих лиц – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Автобаза №13" (далее - ГБУ РМ "Автобаза №13", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Министерству финансов Республики Мордовия (далее – ответчик, Минфин РМ) о признании незаконными и отмене пунктов 1.1, 1.2, 1.3 предписания от 15 июня 2021 №2175-РМ/18.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия (ранее - Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия).

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 03 марта 2022 года  требования ГБУ РМ "Автобаза №13" оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГБУ РМ "Автобаза №13" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 3 марта 2022 г. по делу № A3 9-10111/2021 о признании недействительным предписания полностью и принять новый судебный акт; признать незаконным и отменить п. 1.1, п. 1.2, п. 1.3. Предписания заинтересованного лица в отношении заявителя от «15» июня 2021 г. № 2175-РМ/18;  взыскать с Министерства финансов Республики Мордовия в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия «Автобаза №13» в порядке ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в общей сумме 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

ГБУ РМ "Автобаза №13"  считает решение Арбитражного суда Республики Мордовия незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права, сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам. В апелляционной жалобе ГБУ РМ "Автобаза №13" настаивает, что ссылки на указание в Соглашении цели использования субсидии «приобретение основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания» вместо слов «погашение кредиторской задолженности» не являются основанием для признания неопределенности цели использования субсидии. В данном случае, это техническая ошибка в тексте, которая не влекла неопределенности для Заявителя и Учредителя при исполнении Соглашения. Данные сведения подтверждаются Заявителем и всеми Учредителями Заявителя при рассмотрении дела в суде первой инстанции, отражено в отзывах представителей третьих лиц - Учредителей и прилагаются к материалам дела. Действия Заявителя не могли причинить ущерб бюджету Республике Мордовия, поскольку изначально бюджетные ассигнования были выделены. Учредителем именно в связи с имеющейся у Учреждения кредиторской задолженностью. Кроме технической ошибки в Соглашениях между Учредителями и Учреждением Министерством финансов Республики Мордовия в обоснование своих доводов не было предоставлено дополнительных доказательств. Если суд первой инстанции посчитал, что Учредителем были выделены субсидии на приобретение основных средств, а не на погашение кредиторской задолженности, то подтверждающих дополнительных документов на приобретения основных средств Заявителем у Учредителя не было затребовано. В дополнении к апелляционной жалобе ГБУ РМ "Автобаза №13" отмечает, что поскольку Соглашение № 1 от 28.03.2018 г. было исполнено 31.12.2018 года, Соглашение № 2 от 12.07.2019 г. было исполнено 31.12.2019 г., а Соглашение № 2 от 19.05.2020 г. было исполнено 31.12.2020 года, не представлялась возможность внести изменения в Соглашения.

Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает, что требования Заявителя являются обоснованными. Действия Заявителя, направленные на оплату кредиторской задолженности, не повлекли причинение ущерба бюджету Республики Мордовия и при таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Мордовия является не обоснованным, принятым по неполно и невсесторонне исследованным обстоятельствам дела с не правильным применением норм материального и процессуального права.

Представитель заявителя в судебном заседании подержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить п. 1.1, п. 1.2, п. 1.3 предписания от 15 июня 2021 г. № 2175-РМ/18.

В судебное заседание представители ответчик и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из обстоятельств дела, в соответствии с приказом о назначении контрольного мероприятия от 29.01.2021 №21-КРУ и на основании Плана контрольных мероприятий контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Мордовия на 2021 год в период с 02.02.2021 по 29.03.2021 Минфином РМ в отношении ГБУ РМ "Автобаза №13" проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности, а также соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд Республики Мордовия ГБУ РМ "Автобаза №13". Проверяемый период 2018-2020 годы.

По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Министерства финансов Республики Мордовия был составлен акт от 19 апреля 2021 года, согласно которому в ходе контрольного мероприятия были выявлены нарушения статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), влекущие причинение ущерба Республике Мордовия, в том числе нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении ГБУ РМ "Автобаза №13" средств субсидии на иные цели на погашение кредиторской задолженности, в то время как в соответствии с Соглашениями о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (пункты 1.1. и Приложения 1), являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, субсидия предоставляется на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания.

По окончании проверочных мероприятий Минфин РМ в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктами 7 и 9 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года. №1095 выдало ГБУ РМ "Автобаза №13" предписание 15 июня 2021 №2175- РМ/18, в котором указаны выявленные нарушения, а именно: установлено расходование средств субсидии на иные цели не в соответствии с целями ее предоставления на общую сумму 13 850 869 рублей 70 копеек, выразившееся в том числе в направлении бюджетных средств и оплате денежных обязательств, в целях, не соответствующих целям, определенным:

1.1. В 2018 году: Соглашением №1 от 28.03.2018 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, в том числе пункта 1.1. и Приложения 1, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, согласно которым, субсидия предоставляется на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания, а именно: ГБУ РМ "Автобаза №13" направило средства субсидии на иные цели в сумме 8 408 830 рублей 04 копейки на погашение кредиторской задолженности за 2017 гол, тем самым было совершено нецелевое использование средств субсидии на иные цели на сумму 8 408 830 рублей 04 копейки;

1.2. В 2019 году: Соглашением от 12.07.2019 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, в том числе пункта 1.1. и Приложения 1, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, согласно которым, субсидия предоставляется на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания, а именно: ГБУ РМ "Автобаза №13" направило средства субсидии на иные цели в сумме 3 664 931 рубль 66 копеек на погашение кредиторской задолженности за 2018 год, тем самым было совершено нецелевое использование средств субсидии на иные цели на сумму 3 664 931 рубль 66 копеек;

1.3. В 2020 году: Соглашением №2 от 12.05.2020 о порядке и условиях предоставления субсидии па иные пели, в том числе пункта 1.1. и Приложения 1, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, согласно которым, субсидия предоставляется на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания, а именно: ГБУ РМ "Автобаза №13" направило средства субсидии на иные цели в сумме 1 777 108 рублей на погашение кредиторской задолженности за 2018 год, тем самым было совершено нецелевое использование средств субсидии на иные цели на сумму 1 777 108 рублей.

ГБУ РМ "Автобаза №13" предписано принять меры по возмещению ущерба, причиненного Республике Мордовия, путем перечисления суммы средств в размере 13 850 869 рублей 70 копеек в доход республиканского бюджета Республики Мордовия.

Не согласившись с выданным предписанием, ГБУ РМ "Автобаза №13" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с соответствующим заявлением.

По мнению заявителя, денежные средства в общей сумме 13 850 869 рублей 70 копеек были выделены ГБУ РМ "Автобаза №13" для погашения кредиторской задолженности, а не на иные цели на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств. Заявитель указывает, что в соглашении №1 от 28.03.2018, соглашении №2 от 12.07.2019, соглашении №2 от 12.05.2020 допущены технические ошибки в указании цели представления субсидии, а именно ошибочно указано предоставление субсидии на иные цели на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание от 15 июня 2021 №2175-РМ/18 вынесено на законном основании, в соответствии с полномочиями Министерства, предписание соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит  отмене.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Трехмесячный срок на оспаривание представления, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внутренний  государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью в том числе органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 июня 2014 года №272 Министерство финансов Республики Мордовия наделено полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 апреля 2008 года № 175 Министерство финансов Республики Мордовия осуществляет внутренний государственный финансовый контроль.

Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

Аналогичные нормы закреплены в Положении о Министерстве финансов Республики Мордовия.

В рассматриваемом случае, Минфином РМ в рамках представленных полномочий проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности, а также соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения нужд Республики Мордовия ГБУ РМ "Автобаза №13".

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 июля 2011 года № 251 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели автономным и бюджетным учреждениям Республики Мордовия.

Пункт 2 указанного Порядка содержит цели предоставления субсидий, при этом приобретение основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания и погашение кредиторской задолженности определены как разные, самостоятельные цели предоставления субсидий.

При этом, вопреки утверждениям ГБУ РМ "Автобаза №13", последнее направление было введено в постановление в качестве самостоятельного направления постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 марта 2012 года № 63, а не в 2019 году.

Пунктом 7 указанного постановления определено, что субсидии предоставляются в соответствии с соглашением, заключенным между главным распорядителем и учреждением, в котором должны быть определены цели предоставления субсидий.

Судом установлено, что в 2018 году между Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия  (Учредитель) и ГБУ РМ "Автобаза №13" заключено Соглашение №1 от 28.03.2018 о предоставлении субсидии на иные цели в размере 8 409 800 руб. за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Предметом соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии на иные цели на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания.

Приложением 1 к соглашению также определено целевое направление расходования (цели использования субсидии): приобретение основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания.

Дополнительным соглашением №1 от 15.05.2018 в соглашение внесены изменения в части уточнения КБК и суммы предоставляемой субсидии, а именно: субсидия предоставляется в размере 11 669 800 рублей.

Дополнительным соглашением №2 от 22.10.2018 внесены изменения в соглашение в части уточнения КБК и суммы предоставляемой субсидии, а именно: субсидия предоставляется в размере 14 169 800 рублей.

Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия перечислено ГБУ РМ "Автобаза №13" всего 8 409 830 рублей 04 копейки.

За счет средств предоставленной субсидии в рамках заключенного соглашения №1 от 28.03.2018 ГБУ Республики Мордовия "Автобаза №13" оплачена кредиторская задолженность за приобретенные в 2017 году автотранспортные средства на общую сумму 8 409 830 рублей 04 копейки: 1 216 700 рублей за поставленное 1 (одно) транспортное средство Shoda Octavia по контракту от 28 августа 2017 года №12-ЭА/17 (товарная накладная №0000000496 от 29.08.2017); 1 216 700 рублей за поставленное 1 (одно) транспортное средство Shoda Octavia по контракту от 28 августа 2017 года №13-ЭА/17 (товарная накладная №0000000506 от 01.09.2017); 670 000 рублей за поставленное транспортное средство Chevrolet Niva по контракту от 3 октября 2017 года №15-ЭА/17 (товарная накладная №МЗ0001590 от 06.10.2017); 901 990 рублей за поставленное транспортное средство Renault Duster по контракту от 2 октября 2017 года №16-ЭА/17 (товарная накладная №ФЛР 17778/781103 от 06.10.2017); 3 404 000 рублей за поставленные транспортные средства TOYOTA CAMRY VII черный металлик по контракту от 28 ноября 2017 года №21-ЭА/17 (товарные накладные №№ААИ0000187, ААИ0000188 от 28.11.2017); 1 000 440 рублей 04 копеек за поставленное транспортное средство ГАЗ322173 по контракту от 29 декабря 2017 года №22-ЭА/17 (товарная накладная №10000090835 от 29.12.2017).

Таким образом ГБУ РМ "Автобаза №13" направило средства субсидии на иные цели в сумме 8 409 830 рублей 04 копейки на погашение кредиторской задолженности за 2017 год.

В 2019 году между Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия (Учредитель) и ГБУ РМ "Автобаза 13" заключено Соглашение №2 от 12.07.2019 о предоставлении субсидии на иные цели в размере 1 393 331 рубль 66 копеек за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Предметом соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии на иные цели на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания. Приложением 1 к соглашению также определено целевое направление расходования (цели использования субсидии): приобретение основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания.

Дополнительным соглашением №1 от 20.08.2019 в соглашение внесены изменения в части уточнения суммы предоставляемой субсидии, а именно: субсидия предоставляется в размере 3 664 931 рублей 66 копеек.

Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия перечислено ГБУ РМ "Автобаза №13" всего 3 664 931 рублей 66 копеек.

За счет средств предоставленной субсидии в рамках заключенного соглашения №2 от 12.07.2019 ГБУ РМ "Автобаза №13" оплачена кредиторская задолженность за приобретенные в 2018 году автотранспортные средства на общую сумму 3 664 931 рублей 66 копеек: 1 393 331 рубль 66 копеек за поставленное транспортное средство Kia Optima по контракту от 12 октября 2018 года №9-ЭА/18 (товарная накладная №1000111236 от 17.10.2018); 2 271 600 рублей за поставленные 4 транспортных средства LADA VESTA по контракту от 3 декабря 2018 года №12-ЭА/18 (товарная накладная №2193 от 05.12.2018).

Таким образом, ГБУ РМ "Автобаза №13" направило средства субсидии на иные цели в сумме 3 664 931 рублей 66 копеек на погашение кредиторской задолженности за 2018 год.

В 2020 году между Администрацией Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия (Учредитель) и ГБУ РМ "Автобаза 13" заключено Соглашение №2 от 19.05.2020 о предоставлении субсидии на иные цели в размере 1 777 108 рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

Предметом соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии на иные цели на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания. Приложением 1 к соглашению также определено целевое направление расходования (цели использования субсидии): приобретение основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания.

В Приложение 1 к соглашению №2 от 19.05.2020 дополнительными соглашениями внесены изменения в части уточнения размера предоставляемой субсидии, а именно: дополнительным соглашением №1 от 11.08.2020 - в размере 2 915 008 рублей, дополнительным соглашением №2 от 01.09.2020 - в размере 3 105 008 рублей, дополнительным соглашением №3 от 07.10.2020 - в размере 5 165 008 рублей.

Администрацией Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия перечислено ГБУ РМ "Автобаза №13" всего 1 777 108 рублей.

За счет средств предоставленной субсидии на иные цели в рамках заключенного соглашения №2 от 19.05.2020 ГБУ РМ "Автобаза №13" оплачена кредиторская задолженность в размере 1 777 108 рублей за поставленный по государственному контракту №14-ЭА/18 от 11.12.2018 трактор навесной (товарная накладная №146 от 29.12.2018).

Таким образом, ГБУ РМ "Автобаза №13" направило средства субсидии на иные цели в сумме 1 777 108 рублей на погашение кредиторской задолженности за 2018 год.

Статьей 38 БК РФ установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств выразилось в направлении ГБУ РМ "Автобаза 13" средств субсидии на иные цели на погашение кредиторской задолженности, в то время как в соответствии с Соглашениями о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (пункты 1.1. и Приложения 1), являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, субсидия предоставляется на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств, не включенных в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного задания.

Взятые на себя обязательства по приобретению основных средств за счет средств субсидии на иные цели ГБУ РМ "Автобаза № 13" не выполнило.

Доводы ГБУ РМ "Автобаза №13" о том, что в соглашении №1 от 28.03.2018, соглашении №2 от 12.07.2019, соглашении №2 от 12.05.2020 допущены технические ошибки в указании цели представления субсидии, а именно ошибочно указано предоставление субсидии на иные цели на осуществление расходов, связанных с приобретением основных средств, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.

Действительно, 30.01.2018 ГБУ РМ "Автобаза № 13" направляло в адрес Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия (№ исх. 51) и в адрес Министерства финансов Республики Мордовия (№ исх. 50) сведения о сложившейся кредиторской задолженности, возникшей на 01 января 2018 года в связи с задолженностью поставщикам денежных средств за выполненные ими обязательства по государственным контрактам от 2017 года, заключенным по итогам проведения процедур конкурентным способом, на поставку автотранспортных средств.

ГБУ РМ "Автобаза № 13" предоставило Учредителю сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному учреждению на 2018 год (форма по ОКУД 0501016); заверенные копии государственных контрактов на приобретение основных средств, заверенные копии документов, подтверждающих выполнение поставщиком обязательств по государственному контракту на приобретение транспортных средств в 2017 год (товарные накладные, акты приема-передачи) со сложившейся кредиторской задолженности на 01.01.2018.

Учредитель профинансировал ГБУ РМ "Автобаза №13": 07.06.2018 платежное поручение №117 в сумме 2 433 400 рублей, 23.07.2018 платежное поручение №155 в сумме 5 976 430 рублей 04 копеек.

 ГБУ РМ "Автобаза №13" произвело погашение кредиторской задолженности по приобретенным транспортным средствам: платежные поручения №404 от 08.06 2018 в сумме 1 216 700 рублей, №405 от 08.06.2018 в сумме 1216700 рублей, №551 от 24.07.2018 в сумме 3404000 рублей, №550 от 25.07.2018 в сумме 670 000 рублей, №552 от 25.07.2018 в сумме 901990 рублей, № 553 от 08.10.2018 в сумме 1000440 рублей 04 копейки.

При оплате ГБУ РМ "Автобаза №13" по вышеуказанным платежным поручениям через программу "Бюджет WEB" прикреплялись отсканированные документы: Соглашение №1 от 28.03.2018, государственные контракты на приобретение транспортных средств, товарные накладные на приобретенные транспортные средства в 2017 году.

Также, 07 февраля 2019 ГБУ РМ "Автобаза №13" подготовило письмо в адрес Министерства строительств, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия (№ исх. 55) о выделении субсидии на иные цели по сложившейся на 01.01.2019 кредиторской задолженности за приобретенный транспорт в 2018 году. ГБУ РМ "Автобаза № 13" предоставило Учредителю сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному учреждению на 2019 год (форма по ОКУД 0501016); копии государственных контрактов на приобретение основных средств; копии документов, подтверждающих выполнение поставщиком обязательств по государственному контракту на приобретение транспортных средств в 2018 году (товарные накладные, акты приема-передачи).

Учредитель профинансировал ГБУ РМ "Автобаза № 13": 16.07.2019 платежное поручение №840414 в сумме 1 393 331 рублей 66 копеек, 27.08.2019 платежное поручение №179559 в сумме 2 271 600 рублей.

ГБУ РМ "Автобаза № 13" произвело погашение кредиторской задолженности по приобретенным автотранспортным средствам: платежное поручение №591 от 18.07.2019 в сумме 1 393 331 рублей 66 копеек, №700 от 28.08 2019 в сумме 2 271 600 рублей.

При оплате ГБУ РМ "Автобаза №13" по вышеуказанным платежным поручениям через программу "Бюджет WEB" прикреплялись отсканированные оправдательные документы: соглашение №2 12.07.2019, государственные контракты на приобретение транспортных  средств, товарные накладные на приобретение транспортных средств в 2018 году.

Письмом от 17 апреля 2020 года № 167 заявитель сообщил Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия об имеющейся по состоянию на 1 января 2020 года кредиторской задолженности в связи с приобретением основного средства (трактора с навесным оборудованием) по государственному контракту на закупку товаров для нужд бюджетного учреждения от 11 декабря 2018 года № 14-ЭА/18 на сумму 1 777 108 рублей.

ГБУ РМ "Автобаза №13" предоставило Учредителю сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному учреждению на 2019 год (форма по ОКУД 0501016), заверенную копию государственного контракта на приобретение основных средств, заверенные копии документов, подтверждающих выполнение поставщиком обязательств по государственному контракту на приобретение транспортного средства в 2018 году (товарные накладные, акты приема-передачи) со сложившейся кредиторской задолженности на 01.01.2020.  

Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия  профинансировала ГБУ РМ "Автобаза №13" 21.05.2020 платежное поручение №797768 в сумме 1 777 108 рублей.

ГБУ РМ "Автобаза №13" произвело погашение кредиторской задолженности по приобретенному транспортному средству платежным поручением №816411 от 25.05.2020 в сумме 1 777 108 рублей.

При оплате ГБУ РМ "Автобаза №13" по вышеуказанным платежным поручениям через программу "Бюджет WEB" прикреплялись отсканированные оправдательные документы: Соглашение №2 от 19.05.2020, государственный контракт на приобретение транспортного средства в 2018 году, товарную накладную на приобретение транспортного средства в 2018 году.

Однако, как верно отметил суд первой инстанции, обязательства сторон соглашений возникают не в связи с подтверждающими письмами от Министерства строительств, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия и Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, а исключительно после заключения соглашения, устанавливающего права и обязанности сторон.

Кроме того, Соглашения № 1 от 28.03.2018 г.,  № 2 от 12.07.2019 г., № 2 от 19.05.2020 г. предусматривают право сторон на  изменение их условий, в связи с чем, в случае наличия  технических ошибок в указании цели представления субсидии, стороны были вправе внести в соглашения соответствующие изменения.

Доводы ГБУ РМ "Автобаза №13" о невозможности внести изменения в соглашения в связи с их фактическим исполнением 31.12.2018, 31.12.2019 и  31.12.2020 соответственно, на законность оспариваемого предписания не влияют, поскольку, несмотря на то, что соглашения основаны на нормах бюджетного законодательства и гражданско-правовой сделкой не являются, стороны вправе применить положения статьи 452 Гражданского кодекса РФ в случае выявления именно, как указывает заявитель, «технической ошибки (опечатки) в целях предоставления субсидий». При этом, гражданское законодательство не устанавливает императивных предписаний о невозможности внесения по соглашению сторон изменений и дополнений в договор, по которому исполнены обязательства, и не содержит запрета на изменение существенных условий договора по соглашению сторон.

Доводы заявителя о компенсационном характере субсидии в связи с уже понесенными расходами на приобретение  основных средств являются несостоятельными, поскольку, направляя денежные средства на погашение кредитных обязательств, ГБУ РМ "Автобаза №13" фактически не соблюдены условия соглашений, что в свою очередь является нецелевым расходованием бюджетных денежных средств.

Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2019 г. N 303-ЭС19-7104, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2020 по делу № N А24-4153/2019, постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2016 г. по делу N А57-13356/2015.

Доводы заявителя о недостаточном финансировании, уведомлении Министерства строительств, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия, Министерства финансов Республики Мордовия о наличии кредиторской задолженности, документах, подтверждающих кредиторскую задолженность, предоставляемых при заключении соглашения и при санкционировании, а также о допущенных технических ошибках, отсутствии негативных последствий указанного нарушения не могут являться обстоятельством, позволяющим направлять средства на погашение кредиторской задолженности при определении иной цели предоставления субсидии в соглашении, являющимся правовым основанием выделения средств и не опровергают обоснованность выявленного Минфином РМ  нарушения.

Ссылки на постановление об отказе в возбуждения следственными органами уголовного дела от 02 сентября 2021 года по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285.1 УК РФ судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку наличие или отсутствие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не влияет на обстоятельства, устанавливаемые Минфином РМ  в ходе контрольных мероприятий и свидетельствующие о наличии в действиях нарушений бюджетного законодательства.

Кроме того, принятые правоохранительными органами постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела принимаются в соответствии с положениями УПК РФ и УК РФ в отношении конкретных должностных лиц, в связи с чем, процессуальные документы правоохранительных органов преюдициального значения для арбитражного суда и принятия соответствующего решения не имеют.

В соответствии со статьей 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления, предписания.

Под предписанием в соответствии со статьей 270.2 БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Поскольку нецелевое использование бюджетных средств является неустранимым нарушением, в результате его совершения Республике Мордовия причинен ущерб, установлена сумма причиненного ущерба Министерством финансов Республики Мордовия в адрес ГБУ РМ "Автобаза 13" правомерно направлено предписание с требованием о принятии мер по возмещению ущерба, причиненного Республике Мордовия, путем перечисления суммы средств в размере 13 850 869 рублей 70 копеек в доход республиканского бюджета Республики Мордовия до 1 ноября 2021 года.

В пункте 12 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" и статьях 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" формы представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.. Формы документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утверждены Приказом Министерством финансов России от 30.12.2020 №340н.

Оспариваемое предписание вынесено в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства финансов России от 30.12.2020 №340н уполномоченным должностным лицом и адресовано законному представителю ГБУ РМ "Автобаза №13".

Предписание соответствуют признакам конкретности и исполнимости, характеру выявленного бюджетного нарушения и направлено на его устранение в целях защиты интересов бюджета, установленного публично-правового порядка расходования бюджетных средств.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 15 июня 2021 №2175-РМ/18 вынесено на законном основании, в соответствии с полномочиями Минфина РМ, предписание соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Повторно исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий и постановления незаконными.

Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие заявителя  с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03 марта 2022 года по делу А39-10111/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Автобаза №13" – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                      

 М.Н. Кастальская

Судьи 

А.М. Гущина

М.Б. Белышкова