ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2749/20 от 13.07.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир                                              

17 июля 2020 года                                                         Дело № А43-54801/2019

Резолютивная часть постановления объявлена   13.07.2020.   

Постановление в полном объеме изготовлено    17.07.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2020

по делу № А43-54801/2019,

принятое по заявлению администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 29.11.2019 № 52/269/300/2019-2840,

при участии в судебном заседании представителей:

администрации города Нижнего Новгорода - Додоновой Е.А. по доверенности до 31.12.2020 сроком действия от 30.12.2019 № 01-371/Д,

и установил:

администрация города Нижнего Новгорода  (далее – орган местного самоуправления, администрация) обратилась в Арбитражный судНижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление, регистрирующий орган)от 29.11.2019 № 52/269/300/2019-2840 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение, кадастровый номер № 52:18:0000000:3939, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, р-н Советский, пр-т Гагарина, д.б/н в районе Дворца спорта (пешеходный переход в районе Дворца Спорта).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2020   заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересовадминистрации. Кроме того, суд взыскал с регистрирующего органа в пользу органа местного самоуправления понесенные им судебные расходы.

Не согласившись с принятым судебным актом,
Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения к ней) ее заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела,неправильное применение норм материального права.

Управления настаивает на том, что решение об отказе в государственной регистрации права является законным, поскольку за время приостановления администрация не представила необходимые для государственной регистрации права документы.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого решения суда, просит оставить его без изменения.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Управление о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направило.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями       257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что 08.02.2019 орган местного самоуправления обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение, кадастровый номер 52:18:0000000:3939, адрес: Нижегородская область, г.Н.Новгород, р-н Советский, пр-т. Гагарина, д. б/н в районе Дворца спорта (пешеходный переход в районе Дворца Спорта).

В связи с подачей администрацией 19.02.2019 заявления о приостановлении государственной регистрации по вышеназванному заявлению 20.02.2019 государственный регистратор приостановил государственную регистрацию права собственности на вышеназванный объект недвижимости на срок до 19.08.2019 (уведомление                                        № 52/269/300/2019-2840).

05.07.2019 администрация представила дополнительные документы, а именно: письмо ООО «Верхне-Волжская Торгово-Строительная Корпорация» от 28.07.2019, инвестиционный договор от 08.06.1999, распоряжение администрации г.Н.Новгорода от 08.06.1999 № 753-р «О строительстве объекта «Подземный переход в районе Дворца Спорта», распоряжение администрации г.Н.Новгорода от 16.07.1999 № 1033-р «Об эксплуатации подземного перехода после строительства», распоряжение администрации г.Н.Новгорода от 22.08.2001 № 2759-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение главы администрации г.Н.Новгорода от 16.07.1999 № 1033-р».

Уведомлением от 28.08.2019 № 52/269/300/2019-2840 Управление приостановило государственную регистрацию права собственности на рассматриваемый объект недвижимости на срок до 29.11.2019 в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а именно: акта передачи либо иного документа, подтверждающего факт передачи спорного объекта недвижимости в собственность администрации.

Уведомлением об отказе в государственной регистрации от 29.11.2019 № 52/269/300/2019-2840 Управление отказало администрации в государственной регистрации права собственности по причине неисполнения решения о приостановлении государственной регистрации и непредставления вышеназванных документов.

Полагая, что решение уполномоченного органа является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и исходил из того, что Управление не доказало законность оспариваемого решения.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса  Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Часть 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона
№ 218-ФЗ).

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона
№ 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для приостановления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является не представление документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

В осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона
 № 218-ФЗ).

Установлено по делу, что при обращении в регистрирующий орган администрация приложила к своему заявлению следующие документы: нотариально заверенная доверенность на представителя, письмо из администрации г.Н.Новгорода от 04.02.2019, выписка из реестра муниципального имущества от 17.02.2010, распоряжение администрации г.Н.Новгорода от 16.07.1999 №1033-р «Об эксплуатации подземного перехода после строительства», распоряжение администрации г.Н.Новгорода от 22.08.2001 №2759-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение главы администрации г.Н.Новгорода от 16.07.1999 №1033-р».

Основанием для приостановления государственной регистрации права собственности и последующего отказа в такой государственной регистрации послужило не представление администрацией акта передачи либо иного документа, подтверждающего факт передачи объекта недвижимости в собственность администрации в соответствии с пунктом 1 распоряжения администрации г.Н.Новгорода №1033-р от 16.07.1999.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав помимо договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п.2), являются также акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (п.1) и иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п.8).

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, закреплены в статье 21 Федерального закона № 218-ФЗ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона
№ 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

На основании 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности определены Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона № 39-ФЗ под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 39-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона № 39-ФЗ определено, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных   вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 39-ФЗ).

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в пункте 4 постановления от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем», судам необходимо учитывать, что положения законодательства об инвестициях (в частности, статьи 5 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», статьи 6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество.

В соответствии с Положением о Муниципальной имущественной казне города Нижнего Новгорода, порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, составляющим Муниципальную имущественную казну города Нижнего Новгорода, утвержденным Постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 28.05.1999 № 22 (действовавшему до 24.11.2014,далее- Положение), муниципальная казна города Нижнего Новгорода представляет собой совокупность средств местного бюджета и иного имущества (включая земельные и природные ресурсы), не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 названного Положения в состав муниципальной имущественной казны входит недвижимое и движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, а также земельные и природные ресурсы.

Источниками образования муниципальной имущественной казны может быть имущество: вновь созданное или приобретенное непосредственно в муниципальную собственность за счет средств города; переданное в порядке, предусмотренном законодательством, из государственной (федеральной и областной) собственности в муниципальную собственность; переданное безвозмездно в муниципальную собственность города Нижнего Новгорода юридическими и физическими лицами; исключенное из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий и изъятое из оперативного управления муниципальных учреждений; поступившее в муниципальную собственность города Нижнего Новгорода на других законных основаниях.

Включение в состав муниципальной имущественной казны имущества, образованного за счет источников, указанных в пункте 3.2 настоящего Положения, осуществляется на основании решений администрации города Нижнего Новгорода, устанавливающих источник и порядок образования имущества, а также способы его дальнейшего использования, объем и порядок выделения средств на его содержание и эксплуатацию (п.3.3 Положения).

Согласно пункту 1.2 Постановления администрации г. Н.Новгорода от 13.09.2002 №70 «О мерах по реализации Положения о Муниципальной имущественной казне города Нижнего Новгорода, порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, составляющим Муниципальную имущественную казну города Нижнего Новгорода» учет имущества казны осуществляется в Реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода.

Решением о включении муниципального имущества в состав казны является соответствующее распоряжение главы администрации города (п.2.2 Постановление администрации г. Н.Новгорода от 13.09.2002 №70).

Распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 08.06.1999 №753-Р «О строительстве объекта «Подземный переход в районе Дворца Спорта» заказчиком по строительству объекта «Подземный переход в районе Дворца Спорта» определено муниципальное имущество по строительству метрополитена; Департаменту строительства администрации г.Н.Новгорода совместно с муниципальным учреждением по строительству метрополитена предписано заключить договор о строительстве объекта «Подземный переход в районе Дворца Спорта» с ООО «Верхне-Волжская торгово-строительная корпорация» - инвестором строительно-монтажных работ.

08.06.1999 администрация и ООО «Верхне-Волжская торгово-строительная корпорация» (Инвестор) заключили Инвестиционный договор по вводу в эксплуатацию подземного перехода в районе Дворца Спорта, предметом которого являлось выполнение Инвестором работ по вводу в эксплуатацию подземного перехода в районе Дворца Спорта через проспект Гагарина на ул.Бекетова (п.1.1).

В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.3 Инвестиционного договора Инвестор обязуется произвести все работы по вводу объекта в эксплуатацию по утвержденному проекту за счет собственных средств или привлеченных средств, а также произвести ввод объекта в эксплуатацию к 10.09.1999.

В силу пунктов 3.1, 3.2 Инвестиционного договора после выполнения сторонами обязательств по контракту право собственности на объект приобретает администрация; Инвестору после сдачи объекта в эксплуатацию предоставляется эксклюзивное право пользования подземным переходом на 5 лет с последующим продлением с размещением в нем торговых павильонов, а также строительства павильонов на сходах с предоставлением в аренду земельных участков под ними.

Кроме того, в соответствии с пунктами 2.1.5, 2.1.6 Инвестиционного договора Муниципальное учреждение по строительству метрополитена осуществляет выполнение функций технического надзора за осуществлением строительства; организацию проектирования по согласования с Инвестором; оформление разрешения на проектирование и строительство; выполнение комплекса работ, связанных с отводом земельного участка под проектирование и строительство; сдачу объекта комиссии совместно с Инвестором.

Департамент строительства администрации г.Н.Новгорода осуществляет обеспечение своевременного финансирования проектных работ в объеме, предусмотренном титульным списком на 1999 год.

Исходя из условий названного Инвестиционного договора следует, что целью заключения данного Инвестиционного соглашения фактически являлось завершение строительства и ввод подземного перехода в эксплуатацию в пользу администрации г.Н.Новгорода.

В соответствии с распоряжением главы администрации г.Н.Новгорода от 16.07.1999 № 1033-р с учетом изменений (дополнений), внесенных распоряжением главы администрации г.Н.Новгорода от 22.08.2001 № 2759-р, Департаменту строительства администрации г.Н.Новгорода необходимо принять объект от инвестора (ООО «Верхне-Волжская торгово-строительная корпорация») по акту приема-передачи в муниципальную собственность с утверждением его в Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации. Исключить из состава муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении у Муниципального учреждения по строительству метрополитена, имущество, указанное в пункте 1 распоряжения. Включить имущество, указанное в пункте 1 распоряжения, в состав Муниципальной имущественной казны.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 17.02.2010 подземный переход в районе Дворца спорта через проспект Гагарина на ул.Бекетова числится в реестре муниципального имущества.

Таким образом, вышеназванные распорядительные документы главы администрации г.Н.Новгорода, Инвестиционный договор в совокупности позволяют заключить, что объект недвижимости после исполнения Инвестором своих обязательств по инвестиционному договору (после ввода объекта в эксплуатацию) фактически передан органу местного самоуправления и поставлен на баланс.

При этом указанный подземный пешеходный переход расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0000000:193, находящемся в муниципальной собственности, разрешенное использование: под автомобильную дорогу общего пользования от путепровода у завода «Нител» до площади Лядова в Приокском и Советском районах по пр.Гагарина, и по сути является технологической частью (искусственным дорожным сооружением) данной дороги.

Кроме того, в письме ООО «Верхне-Волжская Торгово-Строительная Корпорация» от 28.07.2019, представленном заявителем в Управление, Общество не выражало каких-либо возражений относительно передачи подземного перехода органу местного самоуправления, что свидетельствует об отсутствии спора о праве на данное сооружение.

С учетом изложенного, непредставление в регистрационный орган актов приема-передачи объекта недвижимости, отсутствующих как у администрации, так и у Инвестора (письмом от 28.07.2019), при наличии иных документов, представленных в Управление, само по себе не свидетельствует о том, что объект после ввода в эксплуатацию не передан администрации, а также не опровергает право собственности последней на данный объект недвижимости, и, как следствие, не могло служить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, поскольку акт приема-передачи в рассматриваемом случае не является единственным документом, подтверждающим возникновение права собственности.

Согласно материалам дела в настоящее время объект недвижимости поставлен на кадастровый учет, в ЕГРН сведения об объектах недвижимости имеет статус «ранее учтенный». Сведения о местоположении соответствуют сведениям, содержащимся в Инвестиционном договоре и распоряжениях главы администрации. Содержащаяся в ЕГРН дата ввода в эксплуатацию также не противоречит вышеописанным документам.

При этих обстоятельствах является несостоятельной ссылка Управления на несоответствие площади объекта, содержащейся в ЕГРН, площади объекта, указанной в Инвестиционном договоре, поскольку иные характеристики объекта недвижимости позволяли его идентифицировать в качестве объекта, являвшегося предметом инвестиционного договора, и включенного администрацией в реестр муниципального имущества.

Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному итоговому заключению о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, поскольку после приостановления государственной регистрации  администрация представила все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, однако оно не соответствует Закону № 218-ФЗ, действующему гражданскому законодательству и нарушает права и законные интересы администрации в сфере осуществления экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.

Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявлениеадминистрации.

В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом предмета спора и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.

По результатам рассмотрения спора суд первой инстанции правильно в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешил вопрос о судебных расходах.

Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что Арбитражный суд Нижегородской области не допустил нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неверного по существу судебного акта.

Позиция Управления о необходимости рассматривать дело по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с привлечением к участию в деле в качестве соответчика государственного регистратора, принявшего оспариваемое решение, основана на неправильном толковании норм процессуального законодательства.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.

Апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.

В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый  арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2020 по делу
№ А43-54801/2019
на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный  суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.02.2020 по делу № А43-54801/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А. Захарова

Судьи                                                                                           М.Б. Белышкова

                                                                                                      М.Н. Кастальская