ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2827/2022 от 31.05.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир 

«07» июня 2022 года                                                     Дело № А38-6612/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2022.

Полный текст постановления изготовлен 07.06.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.03.2022 по делу № А38–6612/2021,

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, изложенного в письме от 24.09.2021 №03-5791,

при участии в деле третьего лица – администрации муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

В судебном заседании приняли участие представители:

индивидуального предпринимателя ФИО1  – ФИО1 – лично, на основании паспорта гражданина РФ; ФИО2 по доверенности от 14.12.2021 сроком действия 3 года;

Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл – ФИО3 по доверенности от 30.12.2021 №02-7900 сроком действия до 31.12.2022

Администрация муниципального образования «Город Йошкар-Ола», извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей индивидуального предпринимателя ФИО1, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Индивидуальный предприни­матель ФИО1 (далее – Предприниматель) с 2006 года осуществляет перевозки по муниципальному маршруту № 40-к «ул. Подольских Курсантов - Туруновское кладби­ще», ею разработан паспорт маршрута. В 2008 году  разработан новый пас­порт маршрута № 40к «Сады «Ветеран» - Туруновское кладбище», утвержден­ный заместителем мэра города Йошкар-Олы.

В июне 2011 года администрацией муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – администрация) проведен открытый конкурс по размещению муниципальных маршрутов регулярного сообщения, не включенных в муниципальный (государ­ственный) заказ, на территории городского  округа «Город Йошкар-Ола».

На основании протокола № 2 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе 15.06.2011 между Предпринимате­лем (перевозчик) и администрацией заключен договор № 90-пр на транспортное обслуживание населения, в соответствии с которым перевозчик обязался с 15.06.2011 по 14.06.2016 осуществлять перевозки населения по муниципальному маршруту регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола», не включенному в муниципальный (государственный) заказ, № 40к (сады «Вете­ран» - Туруновское кладбище). Пред­принимателю 15.06.2011 выдано разрешение на право работы по маршруту № 40к, дей­ствующее по 14.06.2016.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобиль­ным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Россий­ской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), регулирующий отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомо­бильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вступил в силу 14.07.2015.

Администрация 28.01.2016 сообщила Предпринимателю о том, что по правилам части 2 ста­тьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ сведения о маршруте № 40к включены в реестр муниципальных маршрутов.

В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ 14.06.2016 администрацией пе­ревозчику выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту № 40к сроком действия до 14.06.2021. В связи с утерей свидетельства 09.02.2018 выдано новое свидетельство об осуществлении перевозок по маршру­ту регулярных перевозок, действующее до 14.06.2021. Адми­нистрация 23.07.2018 вновь выдала свидетельство до 14.06.2021.

Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Рес­публике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государствен­ного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспор­та, проанализировав информацию о пути движения по маршруту № 40к, разме­щенную на сайте администрации, 10.11.2020 вынес администрации предостережение № 11 о недопусти­мости нарушения требований статей 3, 11, 12 Федерального закона № 220-ФЗ, указав на возникновение вероятности такого нарушения при формировании маршрута регулярных перевозок.

Законом Республики Марий Эл от 02.11.2020 № 47-3 «О перераспределении полномочий по организации регулярных перево­зок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муници­пального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Ма­рий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл», постановле­нием Правительства Республики Марий Эл от 22.12.2020 № 482 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющем функции по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, возлагаемые федеральным законом на органы местного самоуправления» на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее – Министерство) с 01.01.2021 возложены функции по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Респуб­лики Марий Эл.

Приказом от 31.05.2021 № 103 Министерство отменило муниципальный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам № 40к в связи с тем, что он обладает признаками межмуниципального маршрута и проходит в границах двух муниципальных образований, срок действия свидетельства об осуществлении перевозок продлен до начала осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту № 40-П.

Министерством 15.06.2021 Предпринимателю выдано свидетельство об осуществле­нии перевозок, действующее до 12.12.2021, и карты маршрута регулярных пере­возок.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2021 №  319 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажи­ров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электриче­ским транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на тер­ритории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл на 2021 - 2023 годы, предусматривающий отмену муни­ципального маршрута № 40к с 01.04.2022 в связи с тем, что он не соот­ветствует статусу муниципального маршрута.

Предприниматель 15.09.2021 обратился в Министерство с заяв­лением о внесении сведений о маршруте № 40к в реестр межмуниципальных маршрутов, поскольку он обладает фактически признаками межмуниципального маршрута.

Письмом от 24.09.2021 № 03-5791 Министерство отказало Предпринимателю в удовлетворе­нии заявления, указывая на то, что принятие решения о переносе маршрута 40к из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в реестр межмуни­ципальных маршрутов регулярных перевозок противоречит федеральному и ре­гиональному законодательству и не представляется возможным.

Министерство 12.12.2021 выдало Предпринимателю новое свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту № 40к сроком действия до 31.03.2022.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства, изложенного в письме от 24.09.2021 №03-5791.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация.

Решением от 03.03.2022Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что статус маршрута № 40к с муниципального на межмуниципальный изменился в силу объективных причин.

По мнению Предпринимателя, поскольку в силу статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ реестры должны содержать достоверные сведения о маршрутах регулярных перевозок, Министерство на основании предостережения и письма мэра г. Йошкар-Олы от 10.11.2020 было обязано внести сведения о маршруте № 40к в реестр межмуниципальных маршрутов.

Предприниматель расценивает в качестве нарушения своих прав принятие Министерством решения об отмене действующего маршрута № 40к.

Предприниматель и его представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Министерства в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу в суд не направила.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу,Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Правоотношения по организации регулярных перевозок пассажиров и ба­гажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транс­портом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допус­ком индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перево­зок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транс­портной инфраструктуры регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ.

Исходя из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ, под межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъ­екта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации; под муниципальным маршрутом регулярных перевозок - маршрут регулярных пере­возок в границах федеральной территории «Сириус», поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Моск­вы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного му­ниципального района.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что маршрут № 40к «Сады «Ветеран» - Туруновское кладбище» проходит по территории двух муниципальных образований Республики Марий Эл: го­родского округа «Город Йошкар-Ола» и муниципального образования «Медвед-свский муниципальный район», в связи с чем фактически является межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок.

Администрация в письме от 22.03.2021 сообщила о том, что рассматриваемый маршрут изначально проходил по территории двух муниципальных образований.

Однако, сведения о маршруте № 40к включены в реестр муниципальных маршрутов, о чем перевозчику сообщила администрация письмом от 28.01.2016.

Предприниматель полагает возможным перенести сведения о маршруте № 40к из муниципального маршрута в межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, поскольку статус маршрута № 40к с муниципального на межмуниципальный изменился в силу объективных причин.

Между тем, согласно частям 1 и 2 статьи 25 Федерального закона № 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уста­новившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной вла­сти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, а ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осу­ществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Рос­сийской Федерации, установившим данные маршруты.

В соответствии с пунктом 5 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, утвержденных Постановлением Прави­тельства Республики Марий Эл от 31.12.2015 № 748, (далее - Правила № 748) ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на тер­ритории Республики Марий Эл, а также формирование расписания отправления транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл осуществляется уполномоченным органом в электронном виде. Таким органом на территории Республики Марий Эл вы­ступает Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл. Перечень сведений, подлежащих включению в реестр маршрутов регуляр­ных перевозок, предусмотрен частью 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ.

При этом законодательством Российской Федерации в области организации регулярных перевозок предусмотрено внесение в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок лишь сведений об установлении нового межмуниципального маршрута, об изменении существующего межмуниципаль­ного маршрута, об отмене межмуниципального маршрута (часть 4 статьи 12 Фе­дерального закона № 220-ФЗ, пункт 20 Правил № 748), об изменении вида регу­лярных перевозок (часть 3 статьи 18 Федерального закона № 220-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ порядок уста­новления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перево­зок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) уста­навливается с учетом положений настоящего Федерального закона:

- в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - зако­нами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Феде­рации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севасто­поля либо муниципальными нормативными правовыми актами;

- в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - за­конами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Фе­дерации.

Порядок установления нового межмуниципального маршрута или измене­ния существующего маршрута на территории Республики Марий Эл предусмот­рен пунктами 7 - 14 Правил № 748.

Так, инициатор установления или изменения межмуниципального маршру­та регулярных перевозок - перевозчик представляет в уполномоченный орган за­явление с приложением документов, предусмотренных Правилами № 748. Уполномоченный орган рассматривает представленные документы и принимает решение об установлении или изменении межмуниципального маршрута регу­лярных перевозок либо решение об отказе в установлении или изменении данно­го маршрута.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ муни­ципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регу­лярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настояще­го Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствую­щих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Согласно пункту 13 Правил № 748 в случае принятия решения об установ­лении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок уполномоченный орган в течение 7 календарных дней со дня принятия данного решения вносит сведения об установлении или изменении данного маршрута в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл.

С учетом вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции правомерно не расценил обращение Предпринимателя от 15.09.2021 о внесении сведений о маршруте № 40к в реестр межмуниципальных маршрутов в качестве заявления, поименованного в пунктах 7 и 8 Правил № 748. Воля перевозчика не была направлена на установление нового маршрута или на изменение существующего межмуниципального маршрута ре­гулярных перевозок. Предприниматель просил лишь перенести сведения о существующем маршруте из муниципального реестра в межмуниципальный. Между тем ни Федеральным законом № 220-ФЗ, ни Правилами № 748 такой правовой механизм не предусмотрен.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Министерства отсутствовали основания для внесения сведений о маршруте № 40к в реестр межмуниципальных маршрутов.

Суд первой инстанции правильно отклонил доводы Предпринимателя о наличии в дей­ствиях Министерства признаков злоупотребления правом, выразившемся в уклонении от включения сведений о маршруте № 40к в реестр межмуниципаль­ных маршрутов.

 Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции не установил в действиях Министерства признаков злоупотребления правом, поскольку его поведение соответствует требованиям Федерального закона № 220-ФЗ. Министерство реализовало возложенные на него полномочия дозволен­ным образом, действовало добросовестно и разумно.

 С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Министерства, изложенный в письме от 24.09.2021 № 03-5791, соответствует пунк­там 6 и 7 части 1 статьи 3, части 2 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя.

 Суд первой инстанции обоснованно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.

 Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.

  Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном понимании закона.

 Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Предпринимателя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.03.2022 по делу№ А38–6612/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

Судьи                                                                                 М.Н. Кастальская

                                                                                            Т.В. Москвичева