«28» мая 2019 года Дело № А11-17350/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 28.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владимирской таможни на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2019 по делу № А11-17350/2018,
принятое судьей Степановой Р.К.
по заявлению закрытого акционерного общества «ХАМЕ ФУДС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения Владимирской таможни от 06.12.2018 № 10103000/061218/0400958.
Всудебном заседании приняли участие представители Владимирской таможни – ФИО1 по доверенности от 14.01.2019 № 05-54/18, ФИО2 по доверенности от 20.12.2018 № 05-54/147, ФИО3 по доверенности от 14.01.2019 № 05-54/4, ФИО4 по доверенности от 14.01.2019 № 05-54/14.
Закрытое акционерное общество «ХАМЕ ФУДС», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Владимирской таможни, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании внешнеэкономического контракта от 19.04.2017 № HB/MTZ201-39-LB, заключенного компанией ООО «Ал Пак» (Сербия) с закрытым акционерным обществом «ХАМЕ ФУДС» (далее – Общество), на последним таможенную территорию Таможенного союза ввезен товар на общую сумму 5 624 818 руб. 41 коп.: № 1 «банки объемом 117 мл, изготовленные из алюминиевой фольги толщиной 0,08 мм с внутренним покрытием из полипропилена толщиной 0,03 мм в комплекте с крышками, применяемые для пищевых продуктов, вес брутто с поддонами - 12372,30 кг. Страна происхождения - Республика Сербия», код ТН ВЭД ЕАЭС 7612903000; № 2 «крышки для герметичного укупоривания алюминиевых банок объемом 117 мл, используемых в пищевой промышленности. Страна происхождения - Республика Сербия», код ТН ВЭД ЕАЭС 8309909000.
Обществом во Владимирскую таможню (далее – Таможня) подана декларация на товары (далее – ДТ) № 10103080/060617/0025091.
Обществом заявлены льготы при уплате таможенных платежей в виде тарифных преференций на вышеуказанные товары. Для подтверждения тарифных преференций Общество представило к ДТ оригинал сертификата о происхождении товара формы «СТ-2» от 02.06.2017 № 25038/С1/9435/2017.
Таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях, и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях о стране происхождения товара, соблюдения условий предоставления тарифных преференций.
По результатам проверки установлен факт нарушения Обществом пункта 9 статьи 11 «Административное сотрудничество» Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии от 22.07.2011 «Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерации и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000», подпункта 4 пункта 5 статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), в части не предоставления Таможенной администрацией Республики Сербия запрошенных ФТС России копий документов, подтверждающих критерии происхождения, указанные в сертификате о стране происхождения, в отношении товара.
Выявленные нарушения отражены в акте камеральной таможенной проверки от 05.10.2018 № 10103000/210/051018/А000066.
Таможенным органом 06.12.2018 принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10103000/061218/0400958.
Общество не согласилось с решением Таможни и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Таможни от 06.12.2018 № 10103000/061218/0400958.
Решением от 25.02.2019 Арбитражный суд Владимирской области заявленное Обществом требование удовлетворил.
Таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Как утверждает заявитель жалобы, учитывая невыполнение сербской стороной требований Правил, утвержденных протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии от 22.07.2011 «Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерации и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000» в части не предоставления запрашиваемых документов, тарифные преференции не могут быть предоставлены.
Представители Таможни в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.
Пунктом 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В пункте 1 статьи 58 ТК ТС определено, что страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Частью 2 статьи 58 ТК ТС установлено, что определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
В силу пункта 2 статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Согласно части 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с частью 5 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Комиссией.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли (далее - Протокол).
На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 № 2223 «О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии» (далее – Приказ № 2223), пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из Республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках соглашения.
В соответствии с пунктом 5 Приказа № 2223 для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, используются Правила определения страны происхождения товаров (далее - Правила), содержащиеся в приложении № 3 к Протоколу между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000.
Условия предоставления режима свободной торговли определены статьей 8 Правил. В соответствии с данной нормой товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если: 1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной стороны и резидентом государства другой стороны: 2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил: 3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами: 4) государством стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Таким образом, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из сторон в соответствии с его законодательством является обязательным условием предоставления тарифных преференций.
Согласно пункту 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).
Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.
Уполномоченные органы сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.
Без представления указанной в пункте 1 настоящей статьи информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей требованиям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется (пункт 2 настоящей статьи).
Согласно пункту 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Пунктом 3 статьи 61 ТК ТС предусмотрено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру.
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (часть 4 статьи 61 ТК ТС).
В соответствии со статьей 62 ТК ТС в случае, если стране происхождения товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу части 1 статьи 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятною, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (часть 5 статьи 61 ТК ТС).
Из положений вышеуказанных правовых норм следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Статьей 11 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных протоколом от 22.07.2011, регламентирован порядок административного сотрудничества уполномоченных органов Российской Федерации и Правительство Республики Сербии.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 11 Правил в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности представленных декларантом документов, последний вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений.
При этом статьей 13 Правил предписано, что в случае, если в течение 6 месяцев с даты направления указанного запроса не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара, таможенный орган отказывает декларанту в предоставлении режима свободной торговли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 «Документальное свидетельство» Правил для подтверждения страны происхождения товара в государстве стороны в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление в таможенные органы страны ввоза оригинала сертификата.
Как усматривается из материалов дела, Обществом были заявлены льготы при уплате таможенных платежей в виде тарифных преференций на вышеуказанные товары. Общество представило к ДТ оригинал сертификата о происхождении товара формы «СТ-2» № 25038/С1/9435/2017 от 02.06.2017.
В соответствии с требованиями письма ФТС России от 24.07.2017 № 06-88/39881 «О запросе сертификатов» копия вышеуказанного сертификата о происхождении товара была направлена на дополнительную проверку в вышестоящий таможенный орган.
Письмом ФТС России от 02.08.2017 № 06-86/42190 сертификат о происхождении товаров формы «СТ-2» № 25038/С1/9435/2017 заявленный в ДТ № 10103080/060617/0025091, направлен в Таможенную администрацию Республики Сербия в целях подтверждения факта его выдачи, разъяснения правомерности указания в графе 9 Сертификата заявленного критерия происхождения и предоставления в адрес ФТС России копий документов, подтверждающих выполнение в отношении указанных в сертификате товаров соответствующего критерия происхождения.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что письмами от 18.01.2018 № 148-07-483-07-985/3/2017, от 30.01.2018 № 148-07-483-07-993/4/2017, от 23.01.2018 № 148-07-483-07-990/4/2017 Таможенная администрация Республики Сербия предоставила информацию о том, что компании, экспортировавшие товар в адрес Общества являются производителями этих товаров. Рассматриваемые товары соответствуют требования к происхождению товаров, указанным в приложении 3 Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров, и расцениваются как преференциальные товары из Республики Сербия (т.1 л.д. 108-110). Факт выдачи сертификата о происхождении товаров подтвержден.
Представленный таможенному органу оригинал сертификата о происхождении товара формы «СТ-2» от 02.06.2017 № 25038/С1/9435/2017 содержит всю необходимую информацию для подтверждения факта происхождения товара из конкретной страны: штамп, печать, подпись, дату, из которых усматривается наименование государства и государственного органа.
При этом из запросов таможенных органов не усматривается, в чем выразились сомнения относительно подлинности представленных Обществом документов. Тогда как Правилами административного сотрудничества закреплено право таможенных органов страны ввоза на обращение с запросом к уполномоченным органам с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений.
В рассматриваемом случае Таможенная администрация Республики Сербия подтвердила подлинность сертификата и достоверность содержащихся в нем сведений.
При этом страна происхождения ввезенных товаров по существу таможенным органом не оспаривается.
В ходе таможенного оформления товаров Общество представило все необходимые документы и сведения для получения соответствующей преференции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано удовлетворил требование Общества.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таможня от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2019 по делу № А11-17350/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Владимирской таможни – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи Т.А. Захарова
Т.В. Москвичева