Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«23» марта 2020 года Дело № А79-10863/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03 декабря 2019 года по делу № А79-10863/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ярроу» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации № RU.21.01.04.006.Е.000403.07.12, изложенного в письме от 21.08.2019 № СЭЗ-14/86; восстановлении нарушенных прав
при участии:
от заявителя – не явился, извещен
от Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии – не явился, извещен
от ООО Фирма «Вега» – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Ярроу» (далее – заявитель, ООО «Ярроу») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, Управление) о признании незаконным отказа о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации № RU.21.01.04.006.Е.000403.07.12, изложенного в письме от 21.08.2019 № СЭЗ14/86.
Определением суда от 24.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Фирма «Вега» (далее – третье лицо, ООО Фирма «Вега»).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 03 декабря 2019 года по делу № А79-10863/2019 требования удовлетворены. Отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации № RU.21.01.04.006.Е.000403.07.12, изложенный в письме от 21.08.2019 № СЭЗ-14/86, признан незаконным. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии обязано в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью «Ярроу» путем осуществления действий, предусмотренных пунктом 104 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 23.07.2012 № 781.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик считает вынесенное решение подлежащим отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению и нарушения норм процессуального права, настаивает, что свидетельство о государственной регистрации от 12.07.2012 № RU.21.01.04 006.Е.000403.07.12 на воду питьевую артезианскую (изготовитель ООО фирма «Вега») выдано о соответствии единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 №299. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.07.2012 № 781 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (далее - Регламент). Пунктом 104 Регламента установлено, что при внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции выдается свидетельство о государственной регистрации продукции взамен переоформляемого, с присвоением номера и даты, соответствующих моменту внесения изменений. Таким образом, по мнению ответчика, Управление после вступления в силу технического регламента «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» не вправе выдавать свидетельство о государственной регистрации продукции взамен переоформляемого. Соответственно, письмо Управления от 21.08.2019 № СЭЗ-14/86 об отказе Обществу во внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В нарушение требований частей 3 и 4 статьи 170 АПК РФ описательная часть решения не содержит краткое изложение возражений Управления, изложенных в дополнении к отзыву, в мотивировочной части решения не указаны мотивы, по которым суд отклонил приведенные в дополнение к отзыву доводы Управления. Описательная часть решения так же не содержит мотивы по которым суд не применил нормативный правовой акт, на который ссылалось Управление (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11 2017 № 135 «О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (TP ЕАЭС 044/2017). Судом нарушены требования части 4 статьи 15 АПК РФ, так как принимаемые арбитражным судом судебные решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
От ООО «Ярроу»поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение оставить без изменений, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Чувашской Республике - Чувашии без удовлетворения. По мнению заявителя, сделал правильный вывод о том, что Следовательно, ООО «Ярроу» (как правопреемник в части производства бутилированной воды) было вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в свидетельство от 12.07.2012 № RU.21.01.04.006.E.000403.07.12 о государственной регистрации продукции вода питьевая артезианская «AQUAYAR баланс солей» кондиционированная первой категории (состав № 2) негазированная, выданное ООО Фирма «Вега», а Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии оказать государственную услугу по внесению изменений в свидетельство о государственной регистрации в соответствии с положениями в соответствии с пунктами 101-104 Административного Регламента. Ссылаясь на положения Решения Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017г. №135 о том, что со дня вступления технического регламента в силу выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается, Заявитель жалобы считает, что и переоформление свидетельства путем выдачи нового свидетельства, как это прописано в статье 104 Административного регламента, также не допускается. Однако, это не так, по нашему мнению. Запрет на выдачу или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, после 01.01.2019г. распространяется только на вновь оформляемые свидетельства. В данном случае выдача нового свидетельства при внесении изменений в соответствии со статьями 100-104 Административного регламента не является выдачей свидетельства в смысле положений Решения Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017г. №135. Тот факт, что выданное свидетельство не является новым, также подтверждается положением статьи 104 Административного регламента, в соответствии с которой в свидетельстве о государственной регистрации продукции взамен переоформляемого в графе, содержащей информацию об основаниях выдачи, указываются реквизиты свидетельства о государственной регистрации, взамен которого выдается новое. Иное толкование, в системной взаимосвязи с нормами статьи 58 ГК РФ и части «а» статьи 1 Решения Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017г. №135 нарушало бы основной принцип универсального правопреемства и право ООО «Ярроу» на выпуск бутилированной воды, как правопреемника ООО фирма «Вега». Судом были оценены положения Решения Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017г. №135 в части сохранения права производителя использовать ранее выданные документы о соответствии воды до истечения переходных положений до 01.07.2020г. При этом довод о том, что после 01.01.2019г. Управление не вправе выдавать новое свидетельство взамен переоформляемого при реорганизации был оценен судом и отклонен. В абзаце 2 страницы 8 Решения суд первой инстанции указал «Следовательно, ООО «Ярроу» было вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции Вода питьевая артезианская «AQUAYAR баланс солей» кондиционированная первой категории (состав № 2) негазированная, выданное ООО Фирма «Вега», а Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии оказать государственную услугу по внесению изменений в свидетельство о государственной регистрации».
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя, ответчика и третьего лица.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, ООО Фирма «Вега» выдано свидетельство о государственной регистрации от 12.07.2012 № RU.21.01.04.006.Е.000403.07.12 на продукцию Вода питьевая артезианская «AQUAYAR баланс солей» кондиционированная первой категории (состав № 2) негазированная. Изготовлена в соответствии с документами: ТУ 0131- 001-43216130-11 «Вода питьевая, артезианская «AQUAYAR баланс солей» кондиционированная высшей и первой категории расфасованная в емкости». Изготовитель (производитель): ООО Фирма «Вега». Адрес: <...> (Российская Федерации). Получатель: ООО Фирма «Вега». Адрес: <...> (Российская Федерации).
Внеочередным общим собранием участников ООО Фирма «Вега», итоги которого зафиксированы в протоколе от 25.02.2019 № 2, принято решение о реорганизации ООО Фирма «Вега» в форме выделения из него общества с ограниченной ответственностью. Также данным общим собранием участников ООО Фирма «Вега» утвержден передаточный акт от 25.02.2019, согласно которому линия розлива воды STEELHEAD ULTRA 250, принадлежащей ООО Фирма «Вега» на праве собственности передано, вновь создаваемому в результате реорганизации в форме выделения ООО «Ярроу».
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Ярроу» зарегистрировано 25.07.2019 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Заявлением о проведении государственной регистрации продукции, веществ, препаратов (внесение изменений в свидетельство), поступившим в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии 14.08.2019, ООО «Ярроу» обратилось с просьбой о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации Воды питьевой артезианской «AQUAYAR баланс солей» кондиционированная первой категории (состав № 2) негазированная.
Уведомлением от 21.08.2019 № СЭЗ-14/86 Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии отказано во внесении изменения в указанное свидетельство, поскольку ООО «Ярроу» необходимо пройти процедуру подтверждения соответствия Воды питьевой артезианской «AQUAYAR баланс солей» требованиям ТР ЕАЭС 044/2017 в форме декларирования.
Не согласившись с данным отказом, ООО «Ярроу» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением.
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО «Ярроу» создано в результате реорганизации в форме выделения из ООО Фирма «Вега», по результатам которого по передаточному акту от 25.02.2019 заявителю была передана линия для разлива воды STEELHEAD ULTRA 250 и право розлива воды с ее использованием. Однако вопреки указанным обстоятельствам, оспариваемым отказом Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии указало, что ООО «Ярроу» необходимо пройти процедуру подтверждения соответствия воды в форме декларирования.
Удовлетворяя заявленные требования ООО «Ярроу», суд первой инстанции исходил из того, что ООО «Ярроу» было вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в свидетельство от 12.07.2012 № RU.21.01.04.006.Е.000403.07.12 о государственной регистрации продукции Вода питьевая артезианская «AQUAYAR баланс солей» кондиционированная первой категории (состав № 2) негазированная, выданное ООО Фирма «Вега», а Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии оказать государственную услугу по внесению изменений в свидетельство о государственной регистрации. Также на основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным обязать Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии устранить допущенное нарушение прав ООО «Ярроу» путем осуществления действий, предусмотренных пунктом 104 Административного регламента.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).
Статьей 2 Закона № 210-ФЗ определено, что под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов и предоставления государственных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373, установлено, что административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку предоставления государственных услуг.
Согласно подпункту «в» пункта 12 указанных Правил, административные регламенты должны предусматривать в том числе: состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме.
Порядок предоставления государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств; отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного Союза установлен Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Приказом от 23.07.2012 № 781 (далее – Административный регламент).
Разделом III Административного регламента установлен состав административных процедур (действий должностных лиц), в ходе оказания государственной услуги, порядок, сроки и результаты их выполнения. В том числе пунктах 100 - 108 указанного раздела определен состав и результат административной процедуры по внесению изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции и выдаче нового свидетельства о государственной регистрации продукции взамен утраченного.
Согласно пунктам 28, 100 Административного регламента, основанием для предоставления государственной услуги является заявление, подготовленное по установленной регламентом форме. К заявлению должны быть приложены документы, перечень которых определен в пункте 29 Административного регламента.
Пункт 101 Административного регламента определяет случаи, когда свидетельство о государственной регистрации продукции подлежит замене без проведения дополнительных или повторных исследований (испытаний). Одним из таких случаев является изменение организационно-правовой формы, юридического адреса, названия изготовителя продукции либо заявителя. В указанном случае обращение продукции на время, необходимое для замены документов, подтверждающих безопасность продукции, не приостанавливается.
В соответствии с пунктом 102 Административного регламента в случае реорганизации юридического лица, изменения его наименования или места нахождения в Роспотребнадзор или его территориальный орган подается заявление о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции с приложением документов, подтверждающих указанные изменения, а также документов, подтверждающих переход прав и обязанностей, связанных с изготовлением продукции, от реорганизованного юридического лица правопреемнику (в случае реорганизации юридического лица).
Заявление о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции подается в форме заявления о государственной регистрации продукции с пометкой «внесение изменений в свидетельство» (пункт 103 Административного регламента).
Во исполнение указанных норм ООО «Ярроу» 14.08.2019 в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии подано заявление о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации от 12.07.2012 № RU.21.01.04.006.Е.000403.07.12 продукции Вода питьевая артезианская «AQUAYAR баланс солей» кондиционированная первой категории (состав № 2) негазированная.
К указанному заявлению приложены: оригинал самого свидетельства о государственной регистрации от 12.07.2012 № RU.21.01.04.006.Е.000403.07.12, копии листа записи ЕГРЮЛ в отношении ООО «Ярроу» о создании путем реорганизации и свидетельства о постановке ООО «Ярроу» на учет в налоговом органе по месту нахождения, копии протокола внеочередного общего собрания участников ООО Фирма «Вега» от 25.02.2019 № 2 и передаточного акта от 25.02.2019, а также платежное поручение об оплате государственной пошлины.
Управление в оспариваемом отказе указало, что оценка соответствия упакованной питьевой воды требованиям ТР ЕАЭС 044/2017, действие которого распространяются на упакованную питьевую воду, проводится в форме декларирования соответствия упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебностоловой и лечебной природной минеральной воды.
Действительно, в пункте 53 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45, указано, что оценка соответствия упакованной питьевой воды требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых распространяются на упакованную питьевую воду, проводится в следующих формах: а) подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды; б) государственная регистрация питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды.
Между тем, решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» утверждены Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Единый перечень), Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарноэпидемиологическому надзору (контролю) (далее - Единые санитарные требования).
Пунктом 1 Раздела II Единого перечня предусмотрено, что государственной регистрации подлежит минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании), тонизирующие напитки, алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво.
Указанный пункт исключен Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 № 78.
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии указывает, что упакованная питьевая вода исключена из Раздела II Единого перечня и ее оценка соответствия требованиям технического(их) регламента(ов) проводится в форме декларирования.
Между тем, пунктом 2.1 решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 предусмотрены переходные положения, которыми установлено, что Единые санитарные требования применяются в отношении продукции, на которую распространяется действие технических регламентов Таможенного союза, производимой и выпускаемой в обращение на основании документов о соответствии продукции указанным требованиям (далее - Продукция), выданных или принятых до 1 июля 2020 года - по разделу 1. «Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» в части требований к продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017), по разделу 9. «Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости» и разделу 21. «Требования к минеральным водам» в связи с вступлением в силу указанного технического регламента. Продукция может изготавливаться, ввозиться и находиться в обращении на территории Таможенного союза до истечения переходных периодов, предусмотренных правовыми актами Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии. Из спорного свидетельства усматривается, что оно соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (глава 2, раздел 9), срок его действия устанавливается на весь период изготовления продукции или поставок подконтрольных товаров на территорию таможенного союза.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, до 01.07.2020 владельцу свидетельства о государственной регистрации от 12.07.2012 № RU.21.01.04.006.Е.000403.07.12 подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия упакованной питьевой воды проходить не требуется.
Согласно пункту 104 Административного регламента при внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции выдается свидетельство о государственной регистрации продукции взамен переоформляемого, с присвоением номера и даты, соответствующих моменту внесения изменений. Срок внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции не должен превышать 15 рабочих дней с момента принятия соответствующего заявления. В свидетельстве о государственной регистрации продукции взамен переоформляемого в графе, содержащей информацию об основаниях выдачи, указываются реквизиты свидетельства о государственной регистрации, взамен которого выдается новое.
В соответствии с пунктом 108 Административного регламента результатом административной процедуры является внесение изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции или выдача нового свидетельства о государственной регистрации продукции взамен утраченного.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии во внесение изменений в свидетельство о государственной регистрации № RU.21.01.04.006.Е.000403.07.12, изложенный в письме от 21.08.2019 № СЭЗ-14/86, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Евразийской экономической комиссии 07.11.2017г. решением №135 утвердил переходные положения технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», пунктом 1 подпунктом «а» которого установил, что документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза или государством - членом Союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» до дня вступления технического регламента в силу, действительны до окончания их срока, но не позднее 1 июля 2020г.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что свидетельство о государственной регистрации от 12.07.2012г. № RU.21.01.04.006.E.000403.07.12 соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (глава 2, раздел 9). При этом срок его действия устанавливается на весь период изготовления продукции или поставок подконтрольных товаров на территорию таможенного союза.
Таким образом, до 01.07.2020 владельцу свидетельства о государственной регистрации от 12.07.2012г. № RU.21.01.04.006.E.000403.07.12 подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия упакованной питьевой воды проходить не требуется.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав действие (бездействие) антимонопольного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Довод ответчика о том, что мотивировочная часть решения суда первой инстанции не содержит краткого изложения возражений Управления, изложенных в дополнении к отзыву, а в мотивировочной части решения не указаны мотивы, по которым суд отклонил, приведенные в дополнении к отзыву доводы Управления, судом апелляционной инстанции проверен и признан необоснованным, поскольку судом первой инстанции при вынесении решения были оценены положения Решения Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017г. №135 в части сохранения права производителя использовать ранее выданные документы о соответствии воды до истечения переходных положений до 01.07.2020г. При этом довод о том, что после 01.01.2019г. Управление не вправе выдавать новое свидетельство взамен переоформляемого при реорганизации был оценен судом и отклонен. Кроме того, отсутствие краткого изложения не повлекло за собой принятие неправильного решения, а следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 270 АПК РФ не может являться основанием для отмены решения.
Иные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 03 декабря 2019 года по делу № А79-10863/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | М.Н. Кастальская |
Судьи | А.М. Гущина |
Т.В. Москвичева |