Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«29» июня 2022 года Дело № А39-13856/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2022 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30 марта 2022 года по делу № А39-13856/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 кв.м, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка обл. Пензенская, р-н ФИО1), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области принять по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" от 30.08.2021 № 310ю решение о предварительном согласовании предоставления указанного выше земельного участка в аренду без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерства сельского хозяйства Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии:
от заявителя – не явились, извещены;
от ответчика – не явились, извещены;
от третьих лиц – не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Мордовия обратилось общество с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" (далее по тексту – заявитель, ООО "ПензаМолИнвест") с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее – ответчик, МТУ Росимущества) о признании незаконным бездействия МТУ Росимущества, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 кв.м, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка обл. Пензенская, р-н ФИО1), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании МТУ Росимущества принять по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" от 30.08.2021 № 310ю решение о предварительном согласовании предоставления указанного выше земельного участка в аренду без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество), Министерство сельского хозяйства Пензенской области (далее – Минсельхоз).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 30 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены, бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившееся в непринятии в установленные законом сроки решения о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 кв.м, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка обл. Пензенская, р-н ФИО1), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории признано незаконным. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обязано в течение тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить заявителю в ответ на заявление от 30.08.2021 № 310ю решение о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 кв.м, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка обл. Пензенская, р-н ФИО1), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории или решение об отказе в предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" предоставления указанного земельного участка. С Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.03.2022 по делу №А39-13856/2021 отменить, заявление общества с ограниченной ответственностью «ПензаМолИнвест» оставить без удовлетворения.
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с принятым судебным актом полностью не согласно, считает его необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права, поскольку рассмотрение заявления о предварительном согласовании земельного участка приостановлено до принятия решения об утверждении представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы, в связи с чем со стороны МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области отсутствует бездействие.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО "ПензаМолИнвест" просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37, о чем в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права №58-58- 07/017/2010-156 от 19.02.2010.
ООО "ПензаМолИнвест" является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, что подтверждается заключенными с Министерством сельского хозяйства Пензенской области соглашениями об участии в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства от 24.03.2021 № 10-2021-07556 и от 08.07.2021 № 10-2021-47108.
ООО "ПензаМолИнвест" обратилось в МТУ Росимущества с заявлением от 30.08.2021 №310ю о предварительном согласовании предоставления на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 кв.м, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37, местоположение участка: обл. Пензенская, р-н ФИО1. К заявлению ООО "ПензаМолИнвест" были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (схема на диске в формате XML); соглашения об участии в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (от 24.03.2021 № 10-2021-07556 и от 08.07.2021 № 10-2021-47108); выписка из ЕГРЮЛ; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ; свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе; приказ о приёме на работу генерального директора.
Письмом от 30.09.2021 № 13-ИВ/12728 МТУ Росимущества сообщило ООО "ПензаМолИнвест" о наличии замечаний к представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и просило представить в адрес МТУ Росимущества схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную с учетом замечаний.
Письмом от 08.10.2021 № 595 ООО "ПензаМолИнвест" в дополнение к ранее поданному заявлению от 30.08.2021 №310ю, направило в МТУ Росимущества схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную с учетом замечаний, указанных в письме МТУ Росимущества от 30.09.2021 № 13-ИВ/12728.
Также письмом от 20.10.2021 №604 ООО "ПензаМолИнвест" сообщило МТУ Росимущества об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ПензаМолИнвест", в связи с избранием нового генерального директора общества, представив выписку из ЕГРЮЛ, а также приказ о приёме на работу нового генерального директора.
Письмом от 20.12.2021 №13-ИВ/16142 МТУ Росимущества уведомило ООО "ПензаМолИнвест", что его заявление направлено на рассмотрение в Росимущество и ответ до настоящего времени не получен.
Считая, что со стороны МТУ Росимущества допущено незаконное бездействие, ООО "ПензаМолИнвест" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что Разграничение полномочий между федеральным органом и его территориальными управлениями, представляющего федерального собственника, не может быть препятствием для реализации прав заявителя и исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, также не должны являться препятствием реализации лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, своего права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Поскольку МТУ Росимущества является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Пензенской области и принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, доводы об отсутствии полномочий самостоятельно распоряжаться земельными участками, площадью более десяти гектар, отклоняются за несостоятельностью. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений по спорному вопросу, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В качестве правовосстановительной меры суд в порядке ст. 201 АПК РФ посчитал возможным обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в течение тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить заявителю в ответ на заявление от 30.08.2021 № 310ю решение о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 кв.м, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка обл. Пензенская, р-н ФИО1), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории или решение об отказе в предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" предоставления указанного земельного участка.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением участков, указанных в пункте 2 этой статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 кодекса лиц, в собственность поселений, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие участки расположены на территориях соответствующих поселений.
В соответствии со статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому, в том числе, главой муниципального образования. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1). Указанный орган не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или решение об отказе в безвозмездной передаче этого земельного (пункт 5). Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований (пункт 7): 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) в заявлении не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой 6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В рассматриваемом случае, ООО "ПензаМолИнвест" обратилось в МТУ Росимущества с заявлением от 30.08.2021 №310ю о предварительном согласовании предоставления на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 кв.м, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37, местоположение участка: обл. Пензенская, р-н ФИО1.
Письмом от 30.09.2021 № 13-ИВ/12728 МТУ Росимущества сообщило заявителю о наличии замечаний к представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и просило представить в адрес МТУ Росимущества схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную с учетом замечаний.
Письмом от 08.10.2021 № 595 ООО "ПензаМолИнвест" в дополнение к ранее направленному заявлению от 30.08.2021 №310ю направило в МТУ Росимущества схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную с учетом замечаний, указанных в письме МТУ Росимущества от 30.09.2021 № 13-ИВ/12728.
Письмом от 20.12.2021 №13-ИВ/16142 МТУ Росимущества уведомило ООО "ПензаМолИнвест" о том, что его заявление направлено на рассмотрение в Росимущество.
Таким образом, в установленный законом тридцатидневный срок его заявления МТУ Росимущества по существу не рассмотрены.
Исходя из статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4).
В соответствии с приказом Росимущества от 16.12.2016 №453 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом №460 от 19.12.2016, МТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
Таким образом, МТУ Росимущества является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Пензенской области и принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.
Ссылки ответчика на п. 4.2.24 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом №460 от 19.12.2016 и доводыоб отсутствии полномочий самостоятельно распоряжаться земельными участками, площадью более десяти гектар судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений по спорному вопросу, не должны являться препятствием реализации лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Факт отсутствия поручения вышестоящего органа МТУ Росимущества на передачу земельного участка не может служить препятствием для реализации прав ООО "ПензаМолИнвест" на получение земельного участка в аренду, а также основанием для продления срока принятия решения по заявлению, установленного в пункте 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разграничение полномочий между федеральным органом и его территориальными управлениями, представляющего федерального собственника, не может быть препятствием для реализации прав заявителя и исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2022 г. по делу N А39-9358/2021.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие МТУ Росимущества, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10 720 076 кв.м, образуемого из земельного участка площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (местоположение участка обл. Пензенская, р-н ФИО1), на праве аренды сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости. |
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости. |
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30 марта 2022 года по делу № А39-13856/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | М.Н. Кастальская |
Судьи | А.М. Гущина |
М.Б. Белышкова |