ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-3866/20 от 04.09.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«08» сентября 2020 года                                                  Дело № А39-14689/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября  2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября  2020 года

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Белышковой М.Б, Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления Государственных и муниципальных услуг» на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20 мая 2020 года по делу № А39-14689/2019, принятое по заявлению арбитражного управляющего Алямкина Андрея Александровича к Государственному автономному учреждению Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления Государственных и муниципальных услуг», третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе в выдаче документов от 01.11.2019, принятое Государственным автономным учреждением Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, на физических лиц Орлова Ю.В., Либоракину Т.Н., обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя

при участии:

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика –  не явился, извещен

от третьих лиц  – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

арбитражный управляющий Алямкин Андрей Александрович (далее – заявитель, арбитражный управляющий, Алямкин А.А) обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному автономному учреждению Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления Государственных и муниципальных услуг" (далее – учреждение, Многофункциональный центр) о признании незаконным решения об отказе в выдаче документов от 01.11.2019, принятое Государственным автономным учреждением Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, на физических лиц Орлова Ю.В., Либоракину Т.Н., и об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20 мая 2020 года по делу № А39-14689/2019 требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Государственного автономного учреждения Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" об отказе в выдаче документов, изложенное в уведомлении от 01.11.2019. Государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" обязано предоставить арбитражному управляющему Алямкину Андрею Александровичу документы, являющиеся результатом предоставления государственной (муниципальной) услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, на физических лиц Орлова Юрия Викторовича, Либоракину Татьяну Николаевну по запросам от 24 октября 2019 года. С Государственного автономного учреждения Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в пользу арбитражного управляющего Алямкина Андрея Александровича взысканы  расходы по уплате государственной пошлине в сумме 300 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик  обратился с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20 мая 2020 г. по делу NA39-14689/2019 отменить. Принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Алямкиным А.А. требований.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из обстоятельств дела, 24.10.2019 арбитражный управляющий Алямкин А.А. обратился в Государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" за предоставлением государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на физических лиц Орлова Ю.В., Либоракину Т.Н.

Запрос заявителя от 24.10.2019 года подан с соблюдением формы, установленной п. 62 Закона № 218-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 "Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", с приложением копии решения Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2019 года по делу № А40- 157786/2019 и копии решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.10.2019 года по делу № А39-8593/ 2019, заверенных электронной подписью.

Решением от 01.11.2019 Государственного автономного учреждения Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в предоставлении государственной услуги заявителю было отказано.

В тексте уведомлении об отказе в выдаче документов от 01 ноября 2019 года и в сообщении № 847 - исх / морц от 21.11.2019 указано, что заявителем не предъявлен документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя, оформленный надлежащим образом (заявителем представлен документ, подписанный электронной подписью).

На указанный отказ заявителем была направлена жалоба в Государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".

Рассмотрев жалобу, в сообщении № 847 - исх / морц от 21.11.2019 Многофункциональный центр указал, что правомерность обжалуемых действий, поскольку на основании п. 10.3 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 100 единственным документом, подтверждающим право арбитражного управляющего осуществлять свои функции в отношении должника, включая реализацию права на получение запрашиваемых сведений, является надлежащим образом заверенная копия судебного акта арбитражного суда об утверждении соответствующего лица арбитражным управляющим данного должника, заверенная копия судебного акта гербовой печатью суда.

Посчитав незаконным отказ в предоставлении государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на физических лиц Орлова Ю.В., Либоракину Т.Н арбитражный управляющий обратился Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предоставлении запрашиваемых сведений нарушает предусмотренное абзацем 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ право заявителя в лице конкурсного управляющего на своевременное получение необходимой для ведения процедуры банкротства информации и препятствует реализации конкурсным управляющим своих публичных полномочий в интересах должника и кредиторов. При этом, в данном случае отказ Многофункционального центра в рассмотрении запроса по основанию не предоставления документа, подтверждающего полномочия арбитражного управляющего Алямкина А.А. является незаконным.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе  (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Пунктом 8 части 13 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости предоставляются, в том числе, арбитражному управляющему, внешнему управляющему, конкурсному управляющему в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно пункту 5 части 1 статьи 63 Закона N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лиц, входящих в состав органов управления должника, контролирующих должника лиц, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац 10 статьи 20.3 Закона о банкротстве).

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 (далее - Порядок N 968).

Согласно пункту 43 Порядка N 968 к запросу о предоставлении сведений ограниченного доступа прилагаются надлежащим образом заверенная копия вступившего в законную силу определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего, конкурсного управляющего, надлежащим образом заверенное решение контрольного органа о назначении временной администрации финансовой организации (для заявителя - арбитражного управляющего, конкурсного управляющего). При этом если сведения ограниченного доступа запрашиваются заявителями, указанными в частях 13 - 16 статьи 62 Закона, документы, подтверждающие право указанных заявителей на получение сведений ограниченного доступа, не представляются, а в запросе дополнительно указываются основания истребования таких сведений, предусмотренные частями 13 - 16 статьи 62 Закона.

Согласно пункту 52 названного Порядка, запрос, представленный с нарушением Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается не полученным и не рассматривается органом регистрации прав.

Судом установлено, что обращаясь  в Государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" за предоставлением государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на физических лиц Орлова Ю.В., Либоракину Т.Н., заявитель приложил к запросу копию решения Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2019 года по делу № А40-157786/2019 и копию решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.10.2019 года по делу № А39-8593/2019, заверенные электронной цифровой подписью.

В указанных решениях была утверждена кандидатура Алямкина Андрея Александровича (ИНН 132812308980; регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 18255; адрес для направления корреспонденции: 430009, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Девятаева, д. 2, кв. 15; НП "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса") в качестве финансового управляющего должника - Орлова Юрия Викторовича и Либоракиной Татьяны Николаевны.

В тексте запроса также имеется ссылка на указанные решения суда, а также подписью заявителя подтверждено, что документы (копии документов), приложенные к запросу, соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, на момент представления запроса документы действительны и содержат достоверные сведения.

Одновременно сообщено, что заявитель обладает правом на получение сведений, предусмотренных частями 13-16 статьи 62 Закона № 218-ФЗ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителем учреждению предоставлены все необходимые сведения в обоснование истребования данных реестра и документы в подтверждение его права на получение необходимой в рамках ведения процедуры банкротства информации.

Доводы Многофункционального центра о том, что в подтверждение полномочий заявителя должны быть представлены решения суда, заверенные надлежащим образом именно судом (содержащие оттиск печати, подпись, дату выдачи и т.п.), со ссылкой на положения Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах №100 от 25.12.2013, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Введения Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100 (далее - Инструкция) она устанавливает единую систему организации  делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, единые правила организации приема, регистрации, учета документов, их подготовки и оформления, рассмотрения, отправки и выдачи, печати и тиражирования, текущего хранения и передачи на хранение в архив, а также осуществления контроля за соблюдением установленных правил делопроизводства всеми структурными подразделениями арбитражных судов. Инструкция разработана в целях совершенствования документационного обеспечения деятельности арбитражных судов и повышения его эффективности путем унификации, а также применения систем автоматизации судопроизводства и делопроизводства. В состав понятия "делопроизводство в арбитражном суде" входят все этапы прохождения документов, как судебных, так и организационных с момента их поступления (создания) до момента передачи на постоянное хранение или уничтожение в установленном порядке (пункт 4 Введения Инструкции).

Таким образом, Инструкция является "внутренним" унифицированным порядком организации делопроизводства, регулирующим этапы прохождения документов в арбитражном суде.

Тексты судебных актов арбитражных судов по общему правилу, установленному статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещаются в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru) и опубликованные в таком порядке в сети Интернет сведения носят официальный характер. Положения Закона N 128-ФЗ, Порядка N 968 не содержатся требования о представлении для подтверждения полномочий арбитражного управляющего копии судебного акта, заверенной подписью судьи.

Следовательно, в данном случае требование пункта 43 Порядка N 968 о представлении надлежащим образом заверенной копии вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего следует считать соблюденным, поскольку у Учреждения имеется возможность убедиться в достоверности представленной копии судебного акта путем обращения к информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у работников ответчика нет доступа к информационным системам посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку указанное не является основанием для государственного органа, формирующего государственную информационную систему прав на недвижимость в Российской Федерации, отказывать заинтересованным лицам в предоставлении соответствующей информации.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права и обоснованно признал, что отказ Многофункционального центра в рассмотрении запроса по основанию не предоставления документа, подтверждающего полномочия арбитражного управляющего Алямкина А.А. не соответствует закону и нарушает  предусмотренное абзацем 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ право заявителя в лице конкурсного управляющего на своевременное получение необходимой для ведения процедуры банкротства информации и препятствует реализации конкурсным управляющим своих публичных полномочий в интересах должника и кредиторов.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в случае признания ненормативного акта недействительным, решения незаконным, в резолютивной части решения суд указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно счел необходимым обязать Государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставить арбитражному управляющему Алямкину Андрею Александровичу документы, являющиеся результатом предоставления государственной (муниципальной) услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, на физических лиц Орлова Юрия Викторовича, Либоракину Татьяну Николаевну по запросам от 24 октября 2019 года.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм права.

Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

         решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20 мая 2020 года по делу № А39-14689/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления Государственных и муниципальных услуг» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                      

 М.Н. Кастальская

Судьи 

 М.Б. Белышкова

 Т.В. Москвичева