ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-4993/12 от 31.10.2011 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

  Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«07» ноября 2011 года Дело № А39-2392/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2011.

Постановление в полном объеме изготовлено 07.11.2011.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А.,

рассмотрел апелляционную жалобу Административной комиссии городского округа Саранск

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.08.2012 по делу № А39-2392/2012, принятое судьей Артамоновой Л.А.,

по заявлению открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Саранск, о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа Саранск от 22.05.2012 №81.

В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» ФИО1 по доверенности от 23.05.2012 № 17 сроком действия до 10.05.2013.

Административная комиссия городского округа Саранск в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается надлежащим образом извещенной, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Сотрудниками Административно-технической инспекции Администрации городского округа Саранск 05.04.2012 выявлен факт нарушения открытым акционерным обществом "СаранскТеплоТранс" (далее по тексту – Общество) Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24 апреля 2003 года №304, о чем составлен акт выявления административного правонарушения, в котором отражено что на проезжей части автодороги по

ул.Большевистская (перекрёсток с ул.Полежаева) в г.Саранске работниками

Общества произведено разрытие траншеи глубиной около 0,5 м, место производства работ не огорожено и не оборудовано дорожным знаком.

На основании акта выявления факта административного правонарушения от 05.04.2012 главным специалистом отдела охраны окружающей среды Административно-технической инспекции Администрации городского округа Саранск ФИО2 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.04.2012 №1261.

Материалы проверки и протокол об административном правонарушении были направлены для рассмотрения в административную комиссию городского округа Саранск, которая, рассмотрев указанные материалы, приняа постановление от 22.05.2012 №81 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" от 12.07.2002 № 25-З в виде наложения штрафа в сумме 60 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным.

Решением от 09.08.2012 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Административная комиссия городского округа Саранск ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что разрешение (ордер) на производство работ, связанных с вскрытием асфальтового покрытия, выемкой грунта, щебня, песка, требуется в обязательном порядке.

Административная комиссия городского округа Саранск также указывает на отсутствие оснований для применения судом по делу об административном правонарушении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за подобные нарушения.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Общество считает, что в его действиях отсутствует событие вменённого административного правонарушения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Статьей 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства, чистоты и порядка в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с примечаниями к данной статье Правила благоустройства, чистоты и порядка городов и других населенных пунктов утверждаются соответствующими органами местного самоуправления Республики Мордовия.

Решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 №304 утверждены Правила благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск (редакция действовала на момент проверки 05.04.2012).

Согласно пункту 84 главы Х Правил, земляные работы, связанные с прокладкой, переустройством и ремонтом подземных и надземных сооружений, дорог, проведением благоустройства и озеленения территорий, бурением скважин, рытьем шурфов, установкой средств наружной рекламы и иными работами, могут производиться только после получения специального разрешения (ордера), за исключением случаев производства земляных работ, предусмотренных разрешением на строительство объекта капитального строительства.

Ордер выдает уполномоченный орган на основании проектных согласований и рабочей документации лицам инженерно-технического персонала, представляющим в установленном порядке интересы заказчика (генподрядчика) земляных работ, предусмотренных пунктом 84 настоящих Правил (далее по тексту - заказчик), согласно заявке.

Пунктом 110 главы Х Правил установлено, что каждое место разрытия в

соответствии с проектом производства работ, согласованным с заинтересованными организациями и Управлением Госавтоинспекции МВД по Республики Мордовия, ограждается забором (щитами) установленного образца с красными габаритными фонарями и оборудуется соответствующими дорожными знаками стандартного типа. Обеспечивается круглосуточная видимость мест производства работ для водителей и пешеходов. В вечернее и ночное время места разрытий освещаются.

Правила благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденные решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 №304, являются муниципальным нормативным правовым актом, требования которого распространяются на неопределенный круг лиц и подлежат применению и исполнению на всей территории городского округа Саранск.

Таким образом, Общество является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 13 Закона Республики Мордовия "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" от 12.07.2002 № 25-З.

Как усматривается из постановления от 22.05.2012 №81, Обществу вменяется в вину нарушение требований пунктов 84, 110 главы Х Правил, выразившееся в том, что 05.04.2012 силами работников Общества на перекрестке улиц Большевистская – Полежаева в г.Саранске произведено разрытие траншеи глубиной около 0,5 м без оформления разрешения (ордера) на производство земляных работ, а также, без установки ограждения и дорожного знака.

Между тем, ссылка в обжалуемом постановлении Административной комиссии на нарушение Обществом норм пункта 84 Правил благоустройства несостоятельна.

В силу пункта 32 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденные решением Саранского городского

Совета депутатов от 24.04.2003 №304, владельцы и организации, эксплуатирующие подземные коммуникации и сооружения, обязаны устанавливать и содержать люки смотровых колодцев и дождеприемники ливневых колодцев на уровне покрытий дорог, тротуаров, площадок, в иных местах, на уровне существующего рельефа местности.

Как видно из материалов дела, работниками Общества 02.04.2012 произведено вскрытие только асфальтобетонного покрытия в пределах его глубины с целью устранения неполадок на участке магистральной теплотрассы от 1 ТК до 9ТК, поскольку люк тепловой камеры был заасфальтирован и доступ в неё оказался невозможным.

В соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, такие работы, как вскрытие асфальтового покрытия, не относятся к земляным (пункт 3 главы III Перечня).

Следовательно, оформление разрешения (ордера) на производство земляных работ в рассматриваемом случае не требуется.

В то же время, факт нарушения Обществом пункта 110 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 №304, подтверждается материалами дела. Обществом не были приняты все зависящие от него и достаточные меры по установке ограждения вокруг места разрытия и дорожного знака в соответствии с требованиями указанных Правил.

В силу пункта 33 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск на весь период производства работ должны быть

установлены предупреждающие дорожные знаки и обеспечено освещение в ночное время. Обществом вокруг места разрытия установлено ограждение лишь в виде сигнальной ленты,

При таких обстоятельствах, вывод административного органа о нарушении обществом пункта 110 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, является обоснованным.

Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы правоохраняемым общественным интересам.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части названного кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Оценив совершенное правонарушение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что действия Общества, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем освободил Общество от административной ответственности.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции также пришёл к выводу о наличии в совершённом Обществом правонарушении признаков малозначительности ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Нарушений процедуры при производстве по данному делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.08.2012 по делу № А39-2392/2012 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Административной комиссии городского округа Саранск оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Т.В. Москвичева

Судьи

М.Б. Белышкова

М.Н. Кириллова