ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-5013/2021 от 17.08.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир 

«23» августа 2021 года                                                Дело № А39-13053/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2021.

Постановление в полном объеме изготовлено 23.08.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.06.2021 по делу № А39–13053/2020,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11.12.2020 №821 и  №3266,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью «Сурастрой».

В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия – ФИО1 по доверенности от 09.08.2021 №26 сроком действия до 31.12.2021.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителяУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Управление, антимонопольный орган) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Сурастрой» (далее - ООО «Сурастрой») (от 23.11.2020 входящий № 7101) на нарушение обществом с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» (далее – Общество) действующего законодательства в части предъявления излишних требований при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом по адресу: <...>».

Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Управления  03.12.2020 составило протокол об административном правонарушении             № 176.

По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением 11.12.2020 вынесено постановление № 821 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Обществу 11.12.2020 выдано представление № 3266 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу №013/04/9.21-838/2020.

Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными и отмене постановления и представления Управления от 11.12.2020 № 821 и  №3266.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Сурастрой».

Решением от 02.06.2021  Арбитражный суд Республики Мордовия частично удовлетворил требования Общества, признал незаконным и отменил представление Управления от 11.12.2020 № 3266. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что для увеличения мощности и надежного водообеспечения многоквартирного жилого дома № 22, ул. Трынова, г. Рузаевка, необходимо было произвести замену электронасоса ЭЦВ - изначально при выдачи технических условий от 14.06.2019 № 421 на стадии проектирования объекта капитального строительства (жилого дома) предполагался насос ЭЦВ 10-63-165 для заявленной нагрузки 8,75 куб.м/ сут.,а на стадии подключения  был  необходим насос большей производительности ЭЦВ 10-100-125 для нагрузки 14,86 куб. м/сут., согласно проекту и балансу водопотребления.

Заявитель жалобы обратил внимание на то, что установка подобного оборудования не включается в тариф, связанный с технологическим подключением,утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа отсутствует, она на протяжении трех лет не согласовывалась органом местного самоуправления.

Общество настаивает на том, что по указанному объекту технические условия не выполнены, проектно-сметная до­кументация не согласована с ресурсоснабжающей организацией.

Как указывает Общество, у него отсутствует техническая  возможностьдля осуществления подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

ООО «Сурастрой» отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Общества и ООО «Сурастрой».

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу,Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Правоотношения по вопросам подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила № 83).

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.1).

В соответствии с постановлением администрации г.о. Рузаевка от 28.08.2017 № 907 Общество наделено статусом гарантирующей организации, обеспечивающей холодное водоснабжение объектов капитального строительства.

Таким образом, Общество является субъектом естественной монополии, осуществляющим холодное водоснабжение, а также деятельность по технологическому присоединению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

ООО «Сурастрой» является застройщиком 32-х квартирного жилого дома по адресу: <...>, по национальному проекту «Формирование комфортной городской среды».

ООО «Сурастрой» 04.07.2018 арендован земельный участок по адресу: <...>, с точками подключения к коммуникациям.

Письмом от 15.02.2018 № 134 Общество сообщило, что точкой подключения к сетям водоснабжения будет являться водопроводная сеть по ул. Трынова - Ухтомского, диаметром 200 мм.

Общество 14.06.2019 выдало ООО «Сурастрой» технические условия №10, согласно которым Общество разрешило ООО «Сурастрой» проектирование водоснабжения на следующих технических условиях:

1.       Точкой подключения водопровода назначить существующий
водопровод по ул. Трынова - Ухтомского;

2. На месте врезки выполнить смотровой колодец с установкой запорной арматуры соответствующего диаметра;

3. Проектируемый водопровод проложить трубами ПНД SDR 11, диаметр по расчету.

4. Предусмотреть установку водомерного узла.

5. Для надежного водообеспечения предусмотреть замену электронасоса ЭЦВ 10-65-150 на центральном водозаборе в количестве 1 ед.

6. Все работы выполнить согласно требованиям СНиПа.

7. Проект согласовать с руководством Общества.

ООО «Сурастрой» 07.07.2020 направило в адрес Общества заявление о подключении к централизованной системе водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Мордовия, <...>.

Общество 10.07.2020 сообщило ООО «Сурастрой» о приостановлении рассмотрения заявления о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, указав, что ООО «Сурастрой» необходимо выполнить технические условия №10 на проектирование водоотведения от 14.06.2019 и предоставить недостающие сведения и документы (технические условия не выполнены, в том числе не предусмотрена замена электронасоса ЭЦВ 10-65-150 на центральном водозаборе в количестве 1 единицы.

ООО «Сурастрой» 29.07.2020 повторно направило в адрес Общества заявление о подключении к централизованной системе водоснабжения объекта - многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Мордовия, <...>.

Общество 05.08.2020 на повторное заявление о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения сообщило, что проектно-сметная документация с Обществом не согласована, так как технические условия №10 на проектирование водоснабжения от 14.06.2019 не выполнены, а именно: не предусмотрена замена электронасоса ЭЦВ 10-65-150 на центральном водозаборе в количестве 1 единицы, водомерный узел установлен не в месте присоединения к централизованной системе водоснабжения, рассмотрение заявления приостановлено.

ООО «Сурастрой» 14.08.2020 в очередной раз направило в адрес Общества заявление о подключении к централизованной системе водоснабжения объекта - многоквартирный жилой дом по адресу: <...>.

Общество 21.08.2020 сообщило, что не может выполнить подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения в виду имеющихся замечаний: проектно-сметная документация с Обществом не согласована, технические условия № 10 на проектирование водоснабжения от 14.06.2019 не выполнены, а именно: не предусмотрена замена электронасоса ЭЦВ 10-65-150 на центральном водозаборе в количестве 1 единицы, водомерный узел установлен не в месте присоединения к централизованной системе водоснабжения, в соответствии с чем у Общества отсутствует техническая возможность подключения.

Вместе с тем, в соответствии с Правилами № 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства (пункт 86 Правил № 644).

Заявитель обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения (пункт 88 Правил № 644).

Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением соответствующих документов (пункт 90 Правил № 644).

Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений (пункт 91 Правил № 644).

В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, его высоте и этажности организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявления до получения недостающих сведений и (или) документов (пункт 92 Правил № 644).

В случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение) (пункт 94 Правил № 644).

В соответствии с пунктом 97 Правил № 644 договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.

На основании части 1 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В части 2 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят    плату    за    подключение    (технологическое    присоединение)    к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ, пунктом 97 Правил № 644 при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Таким образом, действующим законодательством в качестве оснований для отказа ресурсоснабжающей организации в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к водопроводным и (или) канализационным сетям предусмотрено отсутствие технической возможности и свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются Правилами № 83.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 13 Правил № 83 при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.

Действующим законодательством в сфере холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что при наличии технической возможности подключения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления водоснабжения и водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.

Судом по материалам дела установлено, что 14.06.2019 Обществом были выданы технические условия ООО «Сурастрой» № 10.

Выдача указанных технических условий свидетельствует о наличии технической возможности, позволяющей Обществу подключать новых абонентов к существующим системам инженерно-технического обеспечения.

Техническими условиями предусмотрена замена электронасоса ЭЦВ 10­65-150 на центральном водозаборе в количестве 1 единицы.

В обоснование включения данного условия в выданные ООО «Сурастрой» технические условия Общество указало на то, что администрация г.о. Рузаевка не согласовывает на протяжении двух лет (2018, 2019 года) инвестиционную программу, а объекты капитального строительства на территории городского поселения вводятся в эксплуатацию, поэтому Общество в целях предотвращения гидроударов на водопроводной сети (изношенностью 95 %) и увеличения мощности, включает в технические условия замену насосного агрегата, который  устарел. Расходы, связанные с приобретением насоса, включаются в проектно-сметную документацию.

Между тем, в соответствии с пунктом 10 Правил № 83 в технических условиях должны быть указаны максимальная нагрузка в возможных точках подключения, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ, срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры заданных технических условий могут быть изменены.

Нормативными правовыми актами обязательных требований о включении условия о замене электронасоса ЭЦВ 10-65-150 на центральном водозаборе не предусмотрено.

Следовательно, Обществом включены в технические условия требования, не предусмотренные законодательством. Общество неправомерно возложило на потребителя обязанность по замене электронасоса ЭЦВ 10-65-150 на центральном водозаборе в количестве 1 единицы, включив ее в технические условия.

Обстоятельства, которые Общество привело в обоснование отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения, не свидетельствуют об отсутствии технической возможности.

Доказательств отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта ООО «Сурастрой» к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения или отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в материалы дела не представлены.

Замечания Общества относительно водомерного узла также неправомерны, поскольку согласно пояснениям Общества водомерный узел установлен в подвальном помещении, в первичных технических условиях место установки водомерного узла не было определено. В этой связи претензии Общества об установке водомерного узла не в месте присоединения к централизованной системе водоснабжения не свидетельствуют о невыполнении ООО «Сурастрой» технических условий.

При таких обстоятельствах действия Общества при рассмотрении заявлений ООО «Сурастрой» не соответствуют положениям Федерального закона № 416-ФЗ, пунктов 94, 97 Правил №644 и Правил №83.

Доводы Общества об обратном основаны на неверном понимании закона.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.

Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.

Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в признании незаконным и отмене оспоренного постановления.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, уполномочено вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.

Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).

Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.

При этом под причинами понимаются факторы, по сути своей порождающие правонарушение, под условиями - факторы, облегчающие его совершение.

Действия по выяснению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, направлены на предупреждение совершения новых правонарушений, и поэтому являются обязанностью должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Согласно материалам дела 11.12.2020 Обществу выдано представление № 3266 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу № 013/04/9.21­838/2020.

Названное представление выдано по результатам рассмотрения дела о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Представление констатирует отраженное в постановлении о привлечении к административной ответственности от 11.12.2020 № 821 нарушение норм действующего законодательства и обязывает Общество принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно: отозвать письмо от 21 .08.2020 № 605, направленное Обществом в адрес ООО «Сурастрой», рассмотреть заявку ООО «Сурастрой» от 14.08.2020 № 52 в соответствии Правилами № 644.

Вместе с тем, из текста указанного представления не следует, что должностное лицо административного органа исследовало вопрос, какие же причины и условия способствовали совершению административного правонарушения, установило их.

Следовательно, невозможно определить, какие действия должно совершить (воздержаться от их совершения) Общество для устранения этих причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вопреки требованиям статьи 29.13 КоАП РФ административный орган не выяснял и не устанавливал причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.

Изложенные в представлении требования об отзыве письма от 21.08.2020 № 605, направленное Обществом в адрес ООО «Сурастрой», рассмотрении заявки ООО «Сурастрой» от 14.08.2020 № 52 в соответствии Правилами № 644 не относятся к причинам и условиям, способствовавшим совершению правонарушения, а являются способом устранения допущенного нарушения Правил № 644.

Рассматриваемое представление в данной части фактически подменяет предписание об устранении нарушения Правил № 644, что является недопустимым и не соответствует положениям статьи 29.13 КоАП РФ, поскольку предписание об устранении нарушения имеет иную правовую природу, отличную от представления, и не может выдаваться в процессе производства по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции пришел к правильному  выводу о несоответствии оспариваемого представления требованиям статьи 29.13 КоАП РФ, то есть о его незаконности.

В данной части законность выводов суда первой инстанции не оспаривается лицами, участвующими в деле.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта в обжалуемой части, судом первой инстанции не допущено.

Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 02.06.2021 по делу                № А39–13053/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                       А.М. Гущина

Судьи                                                                               М.Б. Белышкова

                                                                                          Т.В. Москвичева