Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«16» ноября 2020 года Дело № А79-345/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28 июля 2020 года по делу № А79-345/2020, принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам о признании недействительными постановлений от 10.10.2019 № 33-14/тп «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» блочно-модульной котельной мощностью 14,0 МВт, расположенной по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером 21:05:010257:793, по индивидуальному проекту»; от 10.10.2019 № 34-14/тп «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» блочно-модульной котельной мощностью 11,0 МВт, расположенной по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером 21:05:010239:1260, по индивидуальному проекту»; обязании устранить допущенные нарушения.
при участии:
от заявителя – не явился, извещен,
от ответчика – не явился, извещен,
от третьего лица – не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» (далее – заявитель, предприятие, МУП «ШПУ «Водоканал») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – ответчик, Госслужба) о признании недействительными постановлений от 10.10.2019 № 33-14/тп «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» блочно-модульной котельной мощностью 14,0 МВт, расположенной по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером 21:05:010257:793, по индивидуальному проекту»; от 10.10.2019 № 34-14/тп «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» блочно-модульной котельной мощностью 11,0 МВт, расположенной по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером 21:05:010239:1260, по индивидуальному проекту»; обязании устранить допущенные нарушения
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – трете лицо, ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28 июля 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП «ШПУ «Водоканал» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Чувашской республики от 28.07.2020г .по делу № А79-345/2020 отменить, требования Заявителя удовлетворить.
МУП «ШПУ «Водоканал» не согласно с решением, считает его незаконным и необоснованным.
Госслужбой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик считает решение законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик считает решение законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в МУП «ШПУ «Водоканал» поступили две заявки юридических лиц о подключении объектов: блочно-модульной котельной мощностью 11,0 МВт, расположенной по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером 21:05:010239:1260 и блочно-модульной котельной мощностью 14,0 МВт в г. Шумерля, по адресу ул. Чайковского на земельном участке с кадастровым номером 21:05:010257:793 (далее - объекты капитального строительства).
МУП «ШПУ «Водоканал» направило в Госслужбу заявления об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) централизованной системе холодного водоснабжения МУП «ШПУ «Водоканал» объектов капитального строительства.
На основании заявления МУП «ШПУ «Водоканал» об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения для объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 21:05:010239:1260, приказом Госслужбы от 01.10.2019 01/10-104 открыто дело №02/12.4-18 об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения МУП «ШПУ «Водоканал» блочно-модульной котельной мощностью 11,0 МВт, расположенной по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером 21:05:010239:1260, по индивидуальному проекту.
На основании заявления МУП «ШПУ «Водоканал» об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения для объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 21:05:010257:793, приказом Госслужбы от 01.10.2019 № 01/10-105 открыто дело № 02/12.4-19 об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения МУП «ШПУ «Водоканал» блочно-модульной котельной мощностью 14,0 МВт, расположенной по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером 21:05:010257:793, по индивидуальному проекту.
Экспертом Госслужбы подготовлено заключение по определению размера индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения МУП «ШПУ «Водоканал» объектов капитального строительства.
Постановлениями от № 33-14/тп и № 34-14/тп для МУП «ШПУ «Водоканал», оказывающего услугу холодного водоснабжения на территории г. Шумерля Чувашской Республики установлены: плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» блочно-модульной котельной мощностью 14,0 МВт, расположенной по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером 21:05:010257:793, по индивидуальному проекту (далее - индивидуальная плата БМК №1); плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» блочно-модульной котельной мощностью 11,0 МВт, расположенной по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером 21:05:010239:1260, по индивидуальному проекту (далее - индивидуальная плата БМК №2).
Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, установлена Постановлением № 33-14/тп в размере 3389,73 руб., плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства установлена Постановлением № 34-14/тп в размере 12 259,49 руб.
При этом из состава платы за подключение Госслужбой исключены расходы на замену насосного агрегата Д320-50 на 1Д500-63а с установкой преобразователя частоты на насосной станции второго подъема, а также расходы по уплате налога на прибыль.
Не согласившись с постановлениями от 10.10.2019 № 33-14/тп и № 34-14/тп в части исключения расходов по уплате налога на прибыль, замене насосного агрегата, заявитель обратился в суд с заявлением о признании их недействительными.
В обоснование заявления МУП «ШПУ «Водоканал» указал, что из состава платы за подключение Госслужбой неправомерно исключены расходы по уплате налога на прибыль, расходы на замену насосного агрегата Д320-50 на 1Д500-63а с установкой преобразователя частоты на насосной станции второго подъема. Заявитель считает, что расходы по уплате налога на прибыль должны быть учтены отдельной строкой при расчете индивидуального размера платы за подключение. Расходы регулируемой организации по уплате налога на прибыль являются будущим расходами, обусловлены получением последней налогооблагаемой выручки от реализации услуг по договору о подключении к централизованной системе водоснабжения, влекущим необходимость уплаты налога на прибыль в бюджет. При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, регулируемая организация в качестве налогоплательщика должна учесть сумму полученного дохода в виде платы за подключение к системе водоснабжения объектов третьего лица. Замена насосного агрегата Д320-50 на более мощный 1Д500-63а с установкой преобразователя частоты обусловлена увеличением объема расхода воды и соответственно увеличением нагрузки на централизованную систему водоснабжения, необходимостью предотвращения снижения уровня давления холодной воды в жилом секторе. Замена насосного агрегата позволит обеспечить своевременное и гарантированное оказание качественных услуг по водоснабжению, избежать возникновения аварийных ситуаций.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые постановления от 10.10.2019 № 33-14/тп и от 10.10.2019 № 34-14/тп в оспариваемой части вынесены обоснованно, оснований для признания их недействительным не имеется.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) к регулируемым видам деятельности относится, в том числе, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе водоснабжения, к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения за плату, устанавливаемую в индивидуальном порядке.
Порядок расчета платы установлен Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).
Согласно пункту 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
В соответствии с пунктом 82 Основ, размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 83 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.
В соответствии с абзацем 1 пункта 85 Основ ценообразования, в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Аналогичные правила расчета индивидуальных тарифов определены приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания), разработанные в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Согласно пункту 121 Методических указаний, в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также расходов по уплате налога на прибыль.
В пунктах 12, 13 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Правила №406) предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил № 406).
В пункте 17 Правил № 406 установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.
Согласно пункту 25 Правил № 406, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов. Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил).
Таким образом, орган регулирования тарифов должен проверить обоснованность расходов, заявленных при расчете тарифов.
В рассматриваемом случае, МУП «ШПУ «Водоканал» были представлены в Госслужбу проектная документация на объект «Газовая автоматизированная блочно-модульная котельная мощностью 11,0 МВт в г. Шумерля, по адресу ул. Карла Маркса на земельном участке с кадастровым номером 21:05:010239:1260», в т.ч. технические условия на подключение к сетям водоснабжения; проектная документация на объект «Газовая автоматизированная блочно-модульная котельная мощностью 14,0 МВт в г. Шумерля, по адресу ул. Чайковского на земельном участке с кадастровым номером 21:05:010257:793», в т.ч. технические условия на подключение к сетям водоснабжения.
В рамках проведения Госслужбой плановой документарной проверки МУП «ШПУ «Водоканал» с 03.02.2020 по 02.03.2020 установлено, что объем потребления холодной воды абонентами МУП «ШПУ «Водоканал» в 2019 году снизился по сравнению с 2018 годом, что подтверждается данными официальной статистической отчетности Предприятия по форме № 1- водопровод «Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)» за 2018 год и 2019 год.
МУП «ШПУ «Водоканал» представило пояснительную записку с информацией о снижении объемов потребляемой холодной воды предприятиями, в которой предприятие указывало, что снижение заявленных объемов потребляемой холодной воды предприятиями и сброса объемов стоков наблюдается с 2018 года, в связи с банкротством МУП «Теплоэнерго» в 2018 году потребление составляло 294 810 м³ в год, пришедшее на смену ГУП «Чувашгаз» в 2019 году потребил 178 130 м³ в год, что показало снижение потребления на 40 %.
В обоснование необходимости проведения работ по замене насосного агрегата Д320-50 на 1Д500-63а на насосной станции второго подъема МУП «ШПУ «Водоканал» при расчете показателя снижения скорости потока воды в централизованной системе холодного водоснабжении г. Шумерля, учитывало увеличение объема расхода воды после подключения БМК № 1 и БМК № 2 к централизованной системе холодного водоснабжении.
Госслужба исключила расходы на замену насосного агрегата Д320-50 на 1Д500-63а с установкой преобразователя частоты на насосной станции второго подъема при расчете индивидуальной платы БМК №1 и индивидуальной платы БМК №2.
Как пояснил представитель Госслужбы, обоснование по замене насосного агрегата с преобразователем частоты на более мощный агрегат на участке водоочистной станции второго подъема (БОС), подписанное инженером-энергетиком ФИО1 (далее - Обоснование) с пояснительной запиской по расчету производительности насоса с учетом потерь после подключения объектов, не были приложены МУП «ШПУ «Водоканал» к заявлениям об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжение объектов капитального строительства, и не являлись объектами экспертизы. При этом изложенные в Обосновании доводы МУП «ШПУ «Водоканал» о высокой степени изношенности основной стальной магистрали, влияющей на потерю давления в системе, свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения МУП «ШПУ «Водоканал» в части водопроводных сетей, а не замене насоса на насосной станции второго подъема.
Расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих сетей (магистралей) централизованной системы холодного водоснабжения не заявлялись предприятием при рассмотрении вопроса об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства.
Изученные в ходе экспертизы документы: проектная документация не содержит сведений о выполнении работ по замене насосного агрегата Д320-50 на 1Д500-63а с установкой преобразователя частоты на насосной станции второго подъема в целях увеличения мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения МУП «ШПУ «Водоканал».
Документы, подтверждающие невозможность подключения объектов капитального строительства без выполнения работ по замене насосного агрегата Д320-50 на 1Д500-63а с установкой преобразователя частоты на насосной станции второго подъема, МУП «ШПУ «Водоканал» в Госслужбу не представило.
Кроме того, из материалов дела следует, что на момент рассмотрения настоящего спора МУП «ШПУ «Водоканал» замена насосного агрегата фактически не была произведена.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о высокой степени изношенности основной стальной магистрали, влияющей на потерю давления в системе, судом отклоняются, поскольку свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения МУП «ШПУ «Водоканал», т.е. водопроводных сетей, а не замене насоса на насосной станции второго подъема.
С учётом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения расходов на выполнение работ по замене насосного агрегата Д320-50 на Д500-63 с установкой преобразователя частоты на насосной станции второго подъема в целях увеличения мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения МУП «ШПУ «Водоканал».
Кроме того, из состава платы за подключение Госслужбой исключены расходы по уплате налога на прибыль организаций.
МУП «ШПУ «Водоканал» считает, что расходы по уплате налога на прибыль должны быть учтены отдельной строкой при расчете индивидуального размера платы за подключение. Расходы регулируемой организации по уплате налога на прибыль являются будущим расходами, обусловлены получением последней налогооблагаемой выручки от реализации услуг по договору о подключении к централизованной системе водоснабжения, влекущим необходимость уплаты налога на прибыль в бюджет. При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, регулируемая организация в качестве налогоплательщика должна учесть сумму полученного дохода в виде платы за подключение к системе водоснабжения объектов третьего лица.
Порядок расчета ставок тарифа на подключение (технологическое присоединение) определен разделом X «Расчет платы за подключение (технологическое присоединение)» Методических указаний № 1746-э.
Согласно пунктам 115, 116 названных Методических указаний при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) учитываются расходы регулируемых организаций на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них, определенные с учетом предложений регулируемых организаций в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунтов. По решению органа регулирования ставки тарифов на подключаемую нагрузку и протяженность водопроводной и канализационной сети могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от условий прокладки сетей. Диапазон диаметров водопроводных и канализационных сетей, а также условия прокладки сетей определяются в соответствии с укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
В силу пункта 117 Методических указаний № 1746-э ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по формуле, представляющей собой отношение расчетного объема расходов на i-тый год на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них, тыс. руб. и расчетного объема подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате, куб.м./сут.
Согласно пункту 118 Методических указаний № 1746-э ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль. Включение расходов на уплату налога на прибыль направлено на компенсацию расходов на уплату непосредственно обществом налога на прибыль. Включение в составе расходов на прокладку сетей сметной прибыли направлено на компенсацию обществу расходов, предъявляемых обществу подрядными организациями, в том числе налога на прибыль подрядных организаций, обоснованно включаемых в сметную стоимость работ.
Таким образом, при расчете размера платы за подключение (технологическое присоединение) расходы по уплате налога на прибыль учитываются только в части платы, связанной с работами по созданию или реконструкции сетей и объектов водоснабжение (водоотведения).
В рассматриваемом случае, работы заявителя по прокладке (перекладке) сетей водоснабжения в рамках подключения (технологического присоединения) не предусмотрены техническими условиями на подключение к сетям водоснабжения БМК № 1 и БМК № 2.
Строительство сетей водоснабжения осуществлялось собственников объектов капитального строительства в рамках исполнения государственных контрактов № 18-39 от21.05.2019 и № 18-36 от 21.05.2019.
Предложение МУП «ШПУ «Водоканал» содержало лишь информацию о сметной стоимости работ по замене насосного агрегата Д 320-50 на 1Д500-63а на насосной станции второго подъема, в том числе стоимость работ по установке преобразователя частоты, без необходимости выполнения работ по строительству сетей водоснабжения.
Поскольку в размерах индивидуальной платы (доходах МУП «ШПУ «Водоканал») учтены только расходы по фактическому подключению объектов заявителей к централизованной системе холодного водоснабжения, аналогичные расходам регулируемой организации за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку, определяемые в соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования, данные расходы являются в соответствии со статьей 253 НК РФ расходами, связанными с производством.
В связи с тем, что индивидуальная плата за подключение (технологическое присоединение) БМК № 1 и БМК № 2 рассчитана Госслужбой в размере экономически обоснованных расходов, связанных только с подключением (технологическим присоединением) БМК № 1 и БМК № 2, без учета расходов на строительство (модернизацию, реконструкцию) существующих сетей (объектов) холодного водоснабжения, у МУП «ШПУ «Водоканал» отсутствовал планируемый объект налогообложения - прибыль.
С учётом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что в рассматриваемом случае Госслужбой правомерно не были учтены расходы на уплату налога на прибыль в размере индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) БМК № 1 и БМК № 2.
Таким образом, плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения МУП «ШПУ «Водоканал» блочно-модульной котельной .мощностью 14,0 МВт, расположенной по адресу: <...> по индивидуальному проекту, и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» блочно-модульной котельной мощностью 11,0 МВт, расположенной по адресу: <...> по индивидуальному проекту, определены Госслужбой в полном соответствии с требованиями законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Доводы МУП «ШПУ «Водоканал», изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку МУП «ШПУ «Водоканал» при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка, государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28 июля 2020 года по делу № А79-345/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» – без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Шумерлинское производственное управление «Водоканал» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | М.Н. Кастальская |
Судьи | А.М. Гущина |
Т.А. Захарова |