Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«14» августа 2019 года Дело № А43-39343/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2019 по делу № А43-39343/2018,
принятое судьей Беляниной Е.В.
по заявлению федерального казенного учреждения «Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзамасскому району Нижегородской области от 14.09.2018 № 062V12180000570.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзамасскому району Нижегородской области (далее – Фонд) проведена выездная проверка федерального казенного учреждения «Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (далее – Учреждение) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт от 13.08.2018 № 062V10180001799 и по итогам рассмотрения возражений Учреждения Фондом принято решение от 14.09.2018 № 062V12180000570, которым Учреждению доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) в сумме 123 570 руб. 29 коп., начислены пени по страховым взносам в сумме 13 095 руб. 41 коп.
Учреждение также привлечео к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 24 714 руб. 08 коп. за неполную уплату страховых взносов.
Не согласившись с решением Фонда от 14.09.2018 № 062V12180000570, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 17.05.2019 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил требование Учреждения и признал недействительным решение Фонда от 14.09.2018 № 062V12180000570 в части страховых взносов в сумме 5 370 руб. 17 коп., пени по страховым взносам в соответствующей сумме, штрафа по страховым взносам в сумме 23 714руб. 08 коп. В удовлетворении остальной части требования судом отказано.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что из должностной инструкции начальника мастерской - ФИО1 можно сделать вывод, что указанное лицо занято на работах с осужденными менее 80 % рабочего времени. По мнению Учреждения, Фондом не представлены доказательства постоянной занятости начальника мастерской на работах с осужденными.
Как утверждает Учреждение, действующее законодательство не связывает отсутствие специальной оценки условий труда с обязанностью перечислить страховые взносы по дополнительным тарифам.
Кроме того, Учреждение указывает, что согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда № 95 на парикмахера, у данного лица отсутствует право на досрочную пенсию.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание суда на то, что работник, принятый на должность термиста, фактически не участвует в литейном производстве.
Фонд отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из решения органа Фонда от 14.09.2018 № 062V12180000570, доначисление страховых взносов произведено в связи с невключением Учреждением в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплат в пользу работника, занятого на работах с тяжелыми условиями труда, должность которого поименована в Списке № 2: термист, и в пользу работников, занятых на работах с осужденными, должности которых поименованы в списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85: начальник учебно-производственной мастерской, парикмахер.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 данной статьи: в 2015 году и последующие годы - 6,0%.
В силу части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 данной статьи дополнительных тарифов применяются, в том числе, следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: класс условий труда вредный (подкласс 3.1) - 2,0%.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пункт 2);
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пункт 17).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10;
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 №85.
В Списке № 2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, поименованы термисты (раздел «Металлообработка», код 2150400а-19100). Следовательно, к данным лицам относится термист ФИО2
В списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85, поименованы руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными. Следовательно, к данным лицам относится начальник учебно-производственной мастерской ФИО1, сотрудник отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обслуживания парикмахер ФИО3 (в соответствии с приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» - пункты 200, 205 названных Правил).
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона № 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Таким образом, если работник занят на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются независимо от того, была ли в отношении его рабочего места проведена специальная оценка условий труда.
При этом результаты специальной оценки условий труда влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поэтому в случае отсутствия результатов специальной оценки условий труда на выплаты работникам, занятым на упомянутых работах во вредных условиях, страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 данного Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 данного Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном данным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда» результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Из вышеуказанных положений следует, что страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, проведенной до 01.01.2014 и действительной на дату проверяемого периода, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
По результатам аттестации рабочего места парикмахера по условиям труда, проведенной Учреждением 15.02.2013, последнему установлен класс условий труда 3.1 (вредный) (карта аттестации № 95).
Таким образом, выплаты, произведенные в пользу работника, занятого в должности парикмахера на рабочем месте, класс которого соответствует вредному, подлежат обложению страховыми взносами по дополнительному тарифу по ставке 2,0%.
В связи с применением Фондом неверной ставки при доначислении страховых взносов по дополнительному тарифу (6,0%) в отношении парикмахера ФИО3, суд первой инстанции правильно признал незаконным доначисление Учреждению страховых взносов в сумме 2 685 руб. 06 коп., соответствующих сумм пени и штрафа.
Доводы Учреждения об отсутствии у его работников права на досрочное назначение страховой пенсии по старости судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание, поскольку страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования: уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, на что указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2018 № 309-КГ18-5069.
Одновременно приняв во внимание социальную значимость деятельности Учреждения, руководствуясь разъяснениями, данными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П, суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным уменьшить размер штрафа, подлежащего взысканию с Учреждения, до 1 000 руб.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
По самому расчету сумм страховых взносов, пеней и штрафа спора между сторонами не имеется.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учреждение от уплаты государственной пошлины освобождено (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 №309-ЭС18-12587) .
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2019 по делу № А43-39343/2018оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Арзамасская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
Ю.В. Протасов