Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«17» октября 2022 года Дело № А43-11544/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26 июля 2022 года по делу № А43-11544/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Национальная геологическая компания» (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании недействительным приказа от 23.07.2021 №319-314/21П/од о внесении изменений в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области, утвержденный приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 7 ноября 2012 г. №1106, вынесенного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в части пункта 1 в отношении включения в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области пункта 196 участка недр «Милинский» с видом пользования недрами «Геологическое изучение, разведка и добыча», при участии в деле в качестве заинтересованных лиц – Прокуратуры Нижегородской области, Федерального агентства по недропользованию, Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.09.2021 сроком действия 3 года, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 02.07.2020 №107724 3047390;
от ответчика –– ФИО2 по доверенности от 25.10.2021 №58/21 сроком действия 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 10.07.2017 № 107724 1978797;
от третьих лиц – не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Национальная геологическая компания" (далее по тексту - заявитель, ООО «Национальная геологическая компания») с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее – ответчик, Минэкологии Нижегородской области) о признании недействительным приказа от 23.07.2021 №319-314/21П/од о внесении изменений в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области, утвержденный приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 7 ноября 2012 г. №1106, вынесенного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в части пункта 1 в отношении включения в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области пункта 196 участка недр "Милинский" с видом пользования недрами "Геологическое изучение, разведка и добыча".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Прокуратура Нижегородской области, Федеральное агентство по недропользованию, Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены, признан недействительным приказ от 23.07.2021 №319-314/21П/од о внесении изменений в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области, утвержденный приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 7 ноября 2012 г. №1106, вынесенный Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в части пункта 1 в отношении включения в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области пункта 196 по участку недр "Милинский" с целевым назначением работ на участке недр "Геологическое изучение, разведка и добыча". Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязано в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Национальная геологическая компания" допущенные в связи с включением пунктом 1 приказа от 23.07.2021 №319-314/21П/од в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области пункта 196 по участку недр "Милинский" с целевым назначением работ на участке недр "Геологическое изучение, разведка и добыча", и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации принять все необходимые решения и меры, направленные на включение в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области участка недр "Милинский" с целевым назначением работ на участке недр "Геологическое изучение" на основании заявки ООО "Национальная геологическая компания" №1/30 от 30.12.2020.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минэкологии Нижегородской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-11544/2022 от 26 июля 2022 г. отменить полностью, приняв по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик считает решение Арбитражного суда Нижегородской области незаконным и необоснованным, настаивает, что приказ в оспариваемой части является законным, принятым в рамках действующего законодательства, поскольку Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденный Приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428, не обязывает орган исполнительной власти включать испрашиваемый участок недр в Перечень в соответствии с заявкой.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО «Национальная геологическая компания»просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Роснедра поступили письменные пояснения, в которых третье лицо просит принять законное и обоснованное решение по делу.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 30.12.2020 ООО «Национальная геологическая компания» обратилось в Минэкологии Нижегородской области с заявкой на включение участка недр «Милинский», расположенный в 0,5 км ю-в д. Милино городского округа Чкаловск Нижегородской области, в Перечень недр местного значения Нижегородской области с видом пользования недрами «геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых».
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 23.07.2021 №319-314/21П/од внесены изменения в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области, утвержденный приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 7 ноября 2012 г. №1106, в пункте 1 которого в отношении включения в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области пункта 196 участка недр "Милинский" установлен вид пользования недрами "Геологическое изучение, разведка и добыча".
Посчитав приказ от 23.07.2021 №319-314/21П/од в части пункта 1 в отношении включения в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области пункта 196 участка недр "Милинский" с видом пользования недрами "Геологическое изучение, разведка и добыча" незаконным, ООО «Национальная геологическая компания» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Нижегородской области.
В обоснование заявленных требований ООО «Национальная геологическая компания» ссылается на подачу заявки на «геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых», в то время как приказ от 23.07.2021 №319-314/21П/од о внесении изменений в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области содержит вид пользования на «геологическое изучение, разведка и добыча». При этом Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденный Приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428, не предусматривает наличие полномочий у Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, изменять целевое назначение работ на участке недр, указанное в заявке. Заявитель полагает, что изменив заявленный вид пользования недрами на участке недр «Милинский», Минэкологии Нижегородской области вышло за рамки своих полномочий, что повлекло за собой нарушение прав и интересов ООО «Национальная геологическая компания» в сфере предпринимательской деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что целевое назначение участка недр должно соответствовать геологическим характеристикам участка недр и степени его изученности в целях соблюдения требований по рациональному использованию и охране недр. При этом Порядок N 428 не предусматривает возможность изменения или доработки заявки заявителя.
В качестве правовосстановительной меры суд в порядке ст. 201 АПК РФ посчитал возможным в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Национальная геологическая компания", г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), допущенные в связи с включением пунктом 1 приказа от 23.07.2021 №319-314/21П/од в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области пункта 196 по участку недр "Милинский" с целевым назначением работ на участке недр "Геологическое изучение, разведка и добыча", и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации принять все необходимые решения и меры, направленные на включение в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области участка недр "Милинский" с целевым назначением работ на участке недр "Геологическое изучение" на основании заявки ООО "Национальная геологическая компания" №1/30 от 30.12.2020.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки в пределах, определяемых доводами апелляционной жалобы.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (часть 1 статьи 2.3 Закона о недрах).
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 07.11.2012 N 1106 утвержден перечень участков недр местного значения Нижегородской области (далее – Перечень).
Приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428 утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней (далее – Порядок N 428).
В перечень участков недр местного значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (далее - орган государственной власти субъекта Российской Федерации), включаются участки недр, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее - заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения) (пункт 2 Порядка N 428).
В силу пункта 5 Порядка N 428 для включения участка недр в перечень участков недр местного значения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляется лично либо почтовым отправлением (в том числе с использованием электронной почты): 1) для субъектов предпринимательской деятельности - заявка, в которой указываются: наименование и организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер заявителя (при наличии); идентификационный номер налогоплательщика - заявителя; адрес электронной почты; наименование участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; вид общераспространенного полезного ископаемого, содержащегося на участке недр, и целевое назначение работ на участке недр; 2) для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - обращение, в котором указываются: наименование органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления; адрес электронной почты; наименование участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; вид общераспространенного полезного ископаемого, содержащегося на участке недр, и целевое назначение работ на участке недр.
При этом, в силу подпункта 3 пункта 6 Порядка N 428 к заявке (обращению) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения прилагаются сведения об участке недр, отражающие: местоположение участка недр; наименование и степень изученности месторождений и (или) проявлений полезных ископаемых, количество и категории запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых; наличие других пользователей недр на данном участке недр.
Из совокупного толкования норм Закона о недрах и требований Порядка N 428 следует, что целевое назначение участка недр должно соответствовать геологическим характеристикам участка недр и степени его изученности в целях соблюдения требований по рациональному использованию и охране недр.
В рассматриваемом случае, ООО «Национальная геологическая компания» обратилось в Минэкологии Нижегородской области с заявкой на включение участка недр «Милинский», расположенный в 0,5 км ю-в д. Милино городского округа Чкаловск Нижегородской области, в Перечень недр местного значения Нижегородской области с видом пользования недрами «геологическое изучение в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых».
Между тем, Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 23.07.2021 №319-314/21П/од внесены изменения в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области, утвержденный приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 7 ноября 2012 г. №1106, в части включения в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области пункта 196 участка недр "Милинский" с видом пользования недрами "Геологическое изучение, разведка и добыча".
Таким образом, Минэкологии Нижегородской области самостоятельно изменило вид пользования недрами с «геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых» на «геологическое изучение, разведка и добыча».
При этом Порядок N 428 не предусматривает возможность изменения или доработки заявки заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ 23.07.2021 №319-314/21П/од в оспариваемой части принят с нарушением действующих правовых норм, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является основанием для признания его незаконным.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального права, в силу чего оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости. |
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости. |
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26 июля 2022 года по делу № А43-11544/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | М.Н. Кастальская |
Судьи | М.Б. Белышкова |
Т.В. Москвичева |