Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«12» октября 2022 года Дело № А79-50/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 10 августа 2022 года по делу № А79-50/2022, принятое по заявлению Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики об обязании заключить соглашение на 4 квартал 2021 год и произвести выплату субсидии за 4 квартал 2021 года, третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования относительно предмета спора, – Министерство финансов Чувашской Республики
при участии:
от заявителя – ФИО1 заведующая на основании выписки ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 12);
от ответчика – не явился, извещен;
от третьего лица – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» (далее по тексту – заявитель, АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия») обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – ответчик, Минобразования Чувашии), в котором просила обязать заключить соглашение на 4 квартал 2021 год и произвести выплату субсидии за 4 квартал 2021 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Чувашской Республики (далее – третье лицо, Минфин Чувашии).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 10 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.08.2022 по дел} №А79-50/2022 отменить в части заключения соглашения на 4 квартал 2021 года и выплате субсидии за 4 квартал 2021 года. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
С решением суда АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» не согласно, полагает, что решение суда подлежит отмене, поскольку своими действиями (бездействием) Минобразования Чувашии нарушило право АНО ДОО «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» на получение государственной поддержки в виде Субсидии, действия (бездействие) Минобразования Чувашии, выразившиеся в игнорировании Правил и порядка предоставления субсидий, их требований и временных установок, являются незаконными; действия (бездействие) Минобразования Чувашии, выразившиеся в отказе в предоставлении субсидии надлежащей организации - АНО ДОО «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» соответствующей требованиям Правил являются незаконными.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, АНО ДОО «Центр развития ребенка- детский сад «Дошкольная Академия» имеет образовательную лицензию № 60 от 21.10.2019 года.
06 декабря 2021 АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» подала в Минобразования Чувашии заявку на включение в реестр организаций имеющих право получать субсидии дошкольного образования в частных дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам на 2021 год, согласно Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2016 г. № 545.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии от 15.12.2021 №2 заявка АНО ДОО «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» одобрена.
24 декабря 2021 года Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики направило в адрес АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» соглашение на предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, согласно тексту которого, субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Главному распорядителю как получателю средств республиканского бюджета Чувашской Республики, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) 874 0701 Ц710211540 631 на цели, в размере 3 438 600 рублей 00 копеек, в соответствии с прилагаемыми расчетами объема субсидий, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (приложение № 1), в том числе: в 2022 году за 4 квартал 2021 года в размере 3 438 600 рублей 00 копеек по коду БК 874 0701 Ц710211540 631.
Письмом от 29.12.2021 №04/35-16312 Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики сообщило АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия», что в соответствии с Правилами спорные субсидии предоставляются по результатам проведения отбора организаций для заключения соглашения о предоставлении субсидии на основании заявок на получение субсидии. Отбор образовательных организаций в декабре 2021 года Минобразования Чувашии не проводился, поэтому, несмотря на заявку, АНО ДОО «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» не включена в число получателей субсидии на 2021 год.
25 января 2022 между АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» и Минобразования Чувашии заключено соглашение № 695, которым АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» предоставлена субсидия на 2022 год.
Полагая, что у Минобразования Чувашии отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии на 4 квартал 2021 года, АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением.
Заявленные требования мотивированы тем, что права заявителя нарушены, процедура отбора получателей субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики проведена с нарушениями, образовательная организация имеет образовательную лицензию и, соответственно, имеет право на включение в реестр получателей субсидий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку отбор не был проведен, порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам не был соблюден, у Минобразования Чувашии не было оснований для одобрения заявки АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия», кроме того, субсидии предоставляются на очередной финансовый год, а не на квартал.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2016 г. № 545 (далее - Правила) изданы в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяют порядок и условия предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об образовании в Чувашской Республике" (п. 1.1 Правил).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил, субсидия из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам предоставляется по результатам проведения отбора организаций для заключения соглашения о предоставлении субсидии на основании заявок на получение субсидии.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил отбор осуществляется способом запроса предложений на основании заявок, направленных организациями, исходя из соответствия организации требованиям, установленным настоящими Правилами. Решение о проведении отбора принимается Минобразования Чувашии при наличии лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Минобразования Чувашии как получателя средств республиканского бюджета Чувашской Республики на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил. Объявление о проведении отбора размещается в течение 10 рабочих дней после принятия Минобразования Чувашии решения о проведении отбора в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта на едином портале, а также на официальном сайте Минобразования Чувашии на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Минобразования Чувашии).
Согласно пункту 2.4 Правил, для участия в отборе организация представляет в Минобразования Чувашии заявку по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам с приложением документов.
В соответствии с пунктом 2.7 Правил, Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня получения заявок рассматривает документы, указанные в пунктах 2.4 и 2.5 настоящих Правил; принимает решение об одобрении заявки и включении организации в список получателей субсидии или об отклонении заявки, которое оформляется протоколом заседания Комиссии. На основании протокола заседания Комиссии Минобразования Чувашии в течение трех рабочих дней с даты его подписания издает приказ о списке получателей субсидии на текущий финансовый год.
В соответствии с пунктом 2.11 Правил, субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии. К соглашению прилагаются расчеты годового объема субсидии, которые являются неотъемлемой частью соглашения. Расчет годового объема субсидии, предоставляемой организации, осуществляется с квартала, в котором заключено соглашение.
В рассматриваемом случае, как установлено судом, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики в нарушение п.2.3 п.п. 3 Правил не разместило объявление о проведении отбора на едином портале, а также на официальном сайте Минобразования Чувашии и на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Поданную 06.12.2021 АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» заявку на получение субсидии на 2021 год Минобразования Чувашии отклонило, указав, что отбор образовательных организаций в декабре 2021 года Минобразования Чувашии не проводился.
В силу п. 2.8 Правил, основаниями для отклонения заявки являются, в том числе подача организацией заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок в объявлении о проведении отбора.
Таким образом, вопреки доводам заявителя об обратном, поскольку отбор организаций для заключения соглашения о предоставлении субсидии не проводился, решение о проведении отбора не принято, Минобразования Чувашии правомерно отклонило заявку АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия».
Как верно отметил суд первой инстанции, то обстоятельство, что протоколом от 15.12.2021 № 2 заявка АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» одобрена, и комиссией решено включить заявителя в список получателей субсидии на 2021 год с 01.10.2021, в данном случае не может рассматриваться как принятие решение по результатам проведения отбора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что установленное законом право поставщика социальных услуг не ставится в зависимость от заключения с государственным органом субъекта Российской Федерации соответствующего договора и не может служить основанием для отказа в компенсации истцу не возмещенных ему затрат (расходов) за оказанные услуги, которые являются социально значимыми и необходимыми для населения услугами.
В пунктах 16, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления АНО ДОО «ЦРР - ДС «Дошкольная Академия» не имеется.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 10 августа 2022 года по делу № А79-50/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» – без удовлетворения.
Возвратить Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Центр развития ребенка - детский сад «Дошкольная Академия» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 30.08.2022 № 134.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | М.Н. Кастальская |
Судьи | М.Б. Белышкова |
Т.В. Москвичева |