г. Владимир
16 ноября 2023 года Дело № А11-1350/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.11.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2023
по делу № А11-1350/2022,
принятое по заявлению администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 06.12.2021 по делу
№ 033/01/17-218/2021,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области – ФИО1 по доверенности от 18.09.2023
№ 4541/01-13 сроком на 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
и установил:
администрация муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 06.12.2021 по делу № 033/01/17-218/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Гусь-Хрустальная межрайонная прокуратура.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2023 Администрации отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными.
Администрация настаивает на том, что ее действия по реализации подпрограммы «Социальное жилье» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», а также подпрограммы «Социальное жилье на 2018 - 2022 годы» муниципальной программы «Жилище» на 2018 - 2022 годы» необоснованно расценены Управлением как нарушение законодательства о защите конкуренции.
Управление не доказало наличие реальной возможности органу местного самоуправления как заказчику приобрести отвечающие требованиям областной и муниципальной адресных программ жилые помещения у иных застройщиков, ввиду чего формирование лота в рамках рассматриваемого аукциона с указанием в нем количества жилых помещений не свидетельствует о нарушении положений части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с доводами Администрации, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения отражены в протоколе судебного заседания.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что Гусь-Хрустальная межрайонная прокуратура направила в антимонопольный орган сообщение о возможном нарушении Администрацией и хозяйствующими субъектами (ИП ФИО2, ИП ФИО3) статьи 16 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции) при реализации в 2019 году и в 2020 году мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в рамках региональной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области» и муниципальной программы муниципального образования г. Гусь-Хрустальный «Переселение граждан г. Гусь-Хрустальный, зарегистрированных в жилых помещениях, признанных аварийными и подлежащими сносу на 2014-2030 годы», а также мероприятий в рамках подпрограммы «Социальное жилье» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», подпрограммы «Социальное жилье на 2018-2022 годы» муниципальной программы «Жилище» на 2018-2022 годы».
По результатам рассмотрения возбужденного дела №033/01/17-218/2021 комиссия Управления приняла решение от 06.12.2021, которым признала Администрацию нарушившей часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении в аукционной документации электронного аукциона №128200000119002293 от 17.05.2019 требования о приобретении одновременно 13 квартир, которые являются самостоятельными объектами недвижимости, технологически и функционально не связанными между собой, что привело к созданию неравных условий конкуренции.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, считая его не соответствующим действующему законодательству, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и исходил из того, что антимонопольный орган доказал законность и обоснованность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ) регламентирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1).
Статья 6 Федерального закона №44-ФЗ устанавливает такие принципы контрактной системы в сфере закупок, как открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона №44-ФЗ).
В то же время Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона №44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В силу требований статьи 24 Федерального закона №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон №135-ФЗ) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать определенную информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ).
Проанализировав фактически обстоятельства дела и установив, что Администрация при проведении электронного аукциона №0128200000119002293 включила в состав одного лота 13 объектов недвижимости - жилые помещения (квартиры), которые не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, не образуют единый комплекс, не предусматривается их использование как единого комплекса и в едином производственном технологическом процессе, предназначены для использования разными гражданами (семьями), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что закупка одним лотом по одному контракту более одного самостоятельного объекта недвижимости не позволяет (может не позволить) принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим в наличии для продажи менее 13 объектов недвижимого имущества (квартир), соответствующих требованиям аукционной документации, и влечет (может повлечь) за собой ограничение количества потенциальных участников закупки.
Согласно выводам антимонопольного органа, поддержанным судом первой инстанции, заключение муниципального контракта в нарушение норм Федерального закона №135-ФЗ противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности участия в конкурентной процедуре.
Однако суд апелляционной инстанции находит такой подход к рассматриваемой ситуации необоснованным в силу следующего.
Установлено по делу, что постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 №1390 утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (далее - Программа №1390), включающая в себя подпрограмму «Социальное жилье» (Приложение №7).
Целью Подпрограммы является оказание государственной поддержки органам местного самоуправления, направленной на обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, договорам найма жилищного фонда социального использования, работников бюджетной сферы служебными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда.
Основными задачами Подпрограммы являются увеличение муниципального жилищного фонда; улучшение жилищных условий граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях; обеспечение служебными жилыми помещениями работников бюджетной сферы. Сроки реализации Подпрограммы: 2019 - 2025 годы.
Приоритетным правом участия в подпрограмме пользуются городские округа, городские и сельские поселения, входящие в состав муниципальных районов, которые заключили с Департаментом архитектуры и строительства Владимирской области соглашения о реализации регионального проекта «Жилье».
Основными мероприятиями реализации Подпрограммы являются строительство жилья либо реконструкция зданий под жилые помещения; приобретение жилых помещений.
Подпрограмма предполагает исключительно приобретение вновь построенного (реконструированного) жилья у юридических и физических лиц, осуществляющих строительство объектов недвижимости.
Органы местного самоуправления обеспечивают разработку проектной документации на строительство жилых домов; обеспечивают подготовку конкурсной документации для проведения торгов; выполняют функции строительного контроля за строительством объектов; предоставляют отчетность ответственному исполнителю в соответствии с заключенным соглашением.
Реализация Подпрограммы осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию Подпрограммы согласно приложению к Подпрограмме.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы с ответственными исполнителями, сроками начала и окончания реализации и значениями целевых показателей представлен в приложении №2 к государственной программе.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 №1390 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 10.09.2014 №647 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Гусь-Хрустальный» постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 15.11.2017 №144 утверждена муниципальная программа «Жилище» на 2018-2022 годы» (далее- Муниципальная программа), включающая в себя также подпрограмму «Социальное жилье».
18.01.2019 Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области и Администрация подписали Соглашение №13 о предоставлении в 2019 году субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на приобретение объектов недвижимого имущества в рамках мероприятий подпрограммы «Социальное жилье» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (далее- Соглашение №13).
Пункт 1.3 Соглашения №13 предусматривал, что субсидия предоставляется при условии соблюдения муниципальным образованием город Гусь-Хрустальный условий предоставления субсидий, установленных законодательством РФ и Владимирской области, нормативно-правовыми актами Правительства РФ и Губернатора Владимирской области, а также настоящим соглашением.
В силу пункта 1.4 Соглашения №13 реализация мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с приложением №1 к настоящему соглашению «График выполнения мероприятий по приобретению объектов недвижимого имущества» путем приобретения жилья.
В силу пункта 2.2 Соглашения №13 муниципальный заказчик в течение срока действия Соглашения (до 31.12.2019) приводит муниципальную программу в соответствие с условиями настоящего Соглашения; в установленном порядке размещает заказа на осуществление закупки по приобретению квартир; обеспечивает эффективное использование средств и несет ответственность за их целевое использование; обеспечивает главному распорядителю бюджетных средств ежеквартально отчетность.
Во исполнение подпрограмм «Социальное жилье» Программы №1390 и Муниципальной программы Администрация планировала приобрести в 2019 году в муниципальную собственность 13 квартир общей площадью 465,0кв.м.
Из объяснений представителя Администрации установлено, что на стадии организации закупок Администрация как заказчик провела мониторинг рынка жилья и установила невозможность приобретения квартир на вторичном рынке жилья, соответствующие подтверждающие документы были представлены в антимонопольный орган, а также в суд апелляционной инстанции (ввиду непредставления их Управлением в составе материалов дела № 033/01/17-218/2021).
В период с 01.01.2018 по 31.12.2018 на территории г.Гусь-Хрустального разрешения на строительство многоквартирных домов не выдавались, что не опровергнуто антимонопольным органом.
По результатам признанного несостоявшимся аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 08.08.2018 №67, 20.08.2018 муниципальное образование г.Гусь-Хрустальный и ИП ФИО4 заключили договор №71837 аренды земельного участка площадью 1564кв.м, кадастровый номер 33.25:000082:496, категория- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- многоквартирные жилые дома, срок действия договора- по 19.08.2023.
Впоследствии 01.02.2029 ИП ФИО4 и ИП ФИО2 заключили договор субаренды вышеуказанного земельного участка сроком действия 11 месяцев.
26.03.2019 администрация г.Гусь-Хрустальный выдала ИП ФИО2 разрешение №33-RU33302000-1631-2019 на строительство многоквартирного дома по адресу: <...>, на земельном участке площадью 1564кв.м, кадастровый номер 33.25:000082:496, сроком действия до 26.10.2019.
ИП ФИО2 относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
С учетом данного требования законодателя 29.03.2019 Администрация издала постановление №221 «Об утверждении документации электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение Заказчиком в собственность муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области у Застройщика 13 жилых помещений (квартир) общей площадью не менее 465,0кв.м в новом многоквартирном доме», в соответствии с которым поставщик определен способом электронного аукциона на право заключить контракт на закупку товара для обеспечения нужд администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный (пункт1); утверждена документация электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение Заказчиком в собственность муниципального образования город Гусь-Хрустальный у Застройщика 13 жилых помещений (квартир) общей площадью 465,0кв.м в новом многоквартирном доме (пункт2); аукционная документация передана в управление размещения государственного заказа департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области для осуществления действий по определению поставщика в установленном порядке (пункт3).
Приложением №1 к постановлению от 29.03.2019 №221 являлась Документация об электронном аукционе на право заключить контракт на приобретение Заказчиком в собственность муниципального образования город Гусь-Хрустальный у Застройщика 13 жилых помещений (квартир) общей площадью 465,0кв.м в новом многоквартирном доме для нужд администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, из которой следует, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организация (титульный лист документации и пункт 5 Требования к участникам закупки).
Объектом закупки являлись жилые благоустроенные помещения в количестве: 8 однокомнатных квартир, каждая общей площадью не менее 30,0кв.м, 5 двухкомнатных квартир, каждая общей площадью 45,0кв.м, должны находиться на территории города Гусь-Хрустального, в новом или строящемся многоквартирном доме, не имеющем деформации, в том числе в несущих конструкциях. Жилые помещения должны соответствовать требованиям, установленным условиям контракта, требованиям технических регламентов, быть пригодными для проживания без каких-либо расходов на дополнительный ремонт, располагаться на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического и мансардного. Квартира должна быть оборудована электроснабжением, централизованным водопроводом, водоотведением (канализацией), централизованным отоплением и горячим водоснабжением или индивидуальным отоплением с горячим водоснабжением, системой вентиляции.
Срок исполнения – с момента заключения контракта до 06.12.2019.
Источники финансирования - Программа №1390, Соглашение №13, областной бюджет, местный бюджет.
Программа финансирования – Подпрограмма «Социальное жилье» Программы №1390 и подпрограмма «Социальное жилье» Муниципальной программы.
Итоги аукциона №128200000119002293 подведены 17.05.2019 (подана одна заявка ИП ФИО2).
По результатам проведенного аукциона 05.06.2019 Администрация (Заказчик) заключила с ИП ФИО2 (Застройщик) контракт №523, в соответствии с которым Застройщик передает, а Заказчик принимает и оплачивает 13 жилых помещений общей площадью 465,0кв.м, находящихся в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Застройщик обязался передать по акту приема-передачи квартиры до 06.12.2019.
При установленных обстоятельствах в их совокупности с учетом приведенных положений законодательства суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что администрация города Гусь-Хрустальный была обязана исполнять надлежащим образом требования Программы №1390, Муниципальной программы, Соглашения №13.
В рассматриваемый период действующим застройщиком на территории города Гусь-Хрустальный являлась только ИП ФИО2, которая имела разрешение на строительство многоквартирного дома по ул.Рязанской, 23.
Формирование лота в рамках рассматриваемого электронного аукциона было обусловлено содержанием Программы №1390, Муниципальной программы и иных правовых актов, соблюдение которых являлось условием софинансирования расходов на приобретение жилья в муниципальную собственность, наличием в городе Гусь-Хрустальный единственного действующего в тот момент застройщика ИП ФИО2 (субъект малого предпринимательства) и соблюдением Администрацией требований статьи 30 Федерального закона №44-ФЗ о начальной (максимальной) цене контракта не более двадцать миллионов рублей.
В процессе проверочных мероприятий и принятия оспариваемого решения антимонопольный орган не учел специфические характеристики рынка жилых помещений в городе Гусь-Хрустальный и потребность заказчика в предмете закупки; не устанавливал наличие иных действующих застройщиков (инвесторов) и объектов, соответствующих условиям жилищных программ, что послужило основанием для абстрактного вывода о том, что круг лиц, имеющих право принимать участие в торгах, является открытым и не персонифицированным (неопределенный круг хозяйствующих субъектов).
Суд считает, что при установленных обстоятельствах действия Администрации, расцененные антимонопольным органом как нарушающие требования Федерального закона №135-ФЗ, не привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции ввиду отсутствия иных хозяйствующих субъектов, являющихся потенциальными участниками проведенных торгов.
Оспариваемое решение антимонопольного органа нельзя признать законным и обоснованным, поскольку попреки требованиям статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольным органом не доказано нарушение Администрацией положений части 3 статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ.
Неполное исследование обстоятельств, имеющие значение для дела, неправильное применение норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2023 по делу № А11-1350/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация и Управление освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.08.2023 по делу № А11-1350/2022 отменить, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 06.12.2021 по делу №033/01/17-218/2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | Т.А. Захарова |
Судьи | А.М. Гущина |
М.Н. Кастальская |