г. Владимир
«22» декабря 2023 года Дело № А43-16879/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2023.
Полный текст постановления изготовлен 22.12.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.09.2023 по делу № А43-16879/2023,
принятое по заявлению акционерного общества «Автодилер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, формализованного в письме от 28.04.2023 №326-2179980/23,
при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерному обществу «Автодилер» (далее – Общество) на праве собственности принадлежит нежилое здание «Склады, бытовой корпус» с кадастровым номером 52:18:0030328:105, общей площадью 3133,2 кв.м, расположенное по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Канавинский район, улица Вторчермета, дом 6.
Общество, ссылаясь на неверное определение вида фактического использования здания для целей налогообложения, 03.02.2023 обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее – Министерство) с заявлением об исключении принадлежащего ему здания с кадастровым номером 52:18:0030328:105 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Согласно акту обследования от 31.03.2023 № Сл-326-253307/23, составленному государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Кадастровая оценка» (далее - Учреждение), для размещения офисов используется 808,2 квадратного метра здания, что с учетом пропорционального распределения помещений общего пользования составляет 25,8 процента от общей площади здания.
Решением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - комиссия) от 20.04.2023 установлено, что объект недвижимости, принадлежащий Обществу, удовлетворяет требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и не подлежит исключению из Перечня на 2023 год.
Министерство письмом от 28.04.2023 № Исх-326-217998/23 проинформировало Общество о принятом комиссией решении и отказало в исключении здания с кадастровым номером 52:18:0030328:105 из Перечня на 2023 год.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Министерства, формализованного в письме от 28.04.2023 №326-2179980/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление).
Решением от 12.09.2023 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что спорное здание отвечает критерию административно-делового центра по фактическому использованию помещений в нем в качестве офисов площадью не менее 20 % от площади здания применительно к критериям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ.
Министерство обратило внимание на то, что согласно акту обследования помещения 9-10 (складские помещения) внесены в графу «Фактическое использование не удовлетворяет статье 378.2 НК РФ», помещение 11 (коридор и лестница) отнесено к помещениям общего пользования, и в площадь 160, 3 кв.м не входит.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, письменных объяснениях, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На основании пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 06.02.2014 № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, в том числе по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, в целях формирования перечня (далее – Перечень).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок № 635).
В пункте 4 Порядка № 635 предусмотрено, что Министерство, как уполномоченный орган привлекает Учреждение для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня.
В целях формирования Перечня подлежат выявлению: объекты недвижимого имущества, которые предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и здания, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3 Порядка № 635).
В силу пункта 5 Порядка № 635 для выявления объектов недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, используются: сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН); документы технического учета (инвентаризации).
Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений ЕГРН, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений ЕГРН, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество.
Согласно пункту 6 Порядка № 635 для выявления объектов недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, принадлежащий Обществу объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0030328:13, с видом разрешенного использования – «для размещения промышленных объектов»; имеет наименование «Склады, бытовой корпус»; назначение - нежилое здание.
Вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 23.07.2020 по делу № 3а-532/2020 признаны недействующими включающие сведения о спорном здании пункты 7153 и 6892 Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 и 2020 год.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2022 по делу № А43-26729/2021 удовлетворено требование Общества о признании недействительным решения Министерства от 18.06.2021 № 326-293626/21 об отказе в исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:030328:105 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2023 по делу № А43-28953/2022 удовлетворено требование Общества о признании недействительным решения Министерства от 30.06.2022 № 326-304600/22 об отказе в исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:030328:105 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2023 №301-ЭС23-20717 Министерству в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу № А43-28953/2022 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении вышеуказанных споров судами установлено, что спорное здание не предназначено для использования в целях размещения объектов делового, административного, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания и фактически в таких целях не используется, поскольку площадь помещений, фактически занятых офисами, составляет менее 20 процентов общей площади здания.
Вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 23.07.2020 по делу № 3а-532/2020 установлено, что спорное здание фактически используется как складское помещение, за исключением помещений площадью 562,5 кв.м. Данное обстоятельство установлено при исследовании экспертного заключения общества с ограниченной ответственностью «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» от 26.03.2020.
Из материалов дела, ранее принятых судебных актов и пояснений Общества следует, что в период с 2020 по март 2023 года назначение спорного нежилого здания и земельного участка под ним не изменилось, а равно площади, переданные в аренду третьим лицам. Данное обстоятельство не опровергнуто актом обследования от 31.03.2023 № Сл-326-253307/23.
Как следует из акта обследования от 31.03.2023 № Сл-326-253307/23, составленного Учреждением, для размещения офисов используется 808,2 кв.м здания, что с учетом пропорционального распределения помещений общего пользования составляет 25,8 процента от общей площади здания.
Между тем, при подсчете процентного соотношения площади помещений, используемых в качестве офисных, Министерством и Учреждением неправомерно включены (путем пропорционального распределения между всеми видами фактического использования здания) площади помещений общего значения (котельной, электрощитовой, насосной станции, тамбура, санузлов, коридоров с лестницами, комнат приема пищи и раздевалок и прочих), поскольку в данных помещениях самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности не ведется. Указанные помещения (лестничные клетки, санузлы, котельная, электрощитовая) по своему функциональному назначению не предполагают возможности размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Данные обстоятельства с очевидностью усматриваются из акта обследования от 31.03.2023 № Сл-326-253307/23 и приложенных к нему фотографий.
Таким образом, площадь офисных помещений неправомерно увеличена на 83,7 кв.м (путем пропорционального распределения общей площади помещений вспомогательного назначения – страница 30 акта обследования от 31.03.2023 № Сл-326-253307/23).
Кроме того, Министерством и Учреждением неправомерно включены в подсчет процентного соотношения площади помещений, используемых в качестве офисных, площади помещений, непосредственно обеспечивающие предпринимательскую деятельность самого Общества.
Из акта обследования от 31.03.2023 № Сл-326-253307/23 видно, что часть помещений спорного здания (помещения 2-8, 14-16, 23, 24 на 1 этаже, №8-10, 16-18 на 2 этаже) имеет складское и производственное назначение, их общая площадь составляет 2328,4 кв.м (74,2% от площади здания).
В производственных помещениях осуществляется изготовление электропроводки для автомобилей, в складских – осуществляется хранение продукции (либо не используются на момент обследования), что усматривается из фотографий к названному акту обследования.
Как пояснил представитель Общества, Общество фактически осуществляет два вида деятельности (производство - изготовление электропроводки для автомобилей и сдача в аренду собственного недвижимого имущества).
В этой связи помещения, непосредственно обеспечивающие предпринимательскую деятельность самого Общества (№9, 12 на 1 этаже, №1-4, 12 на 2 этаже), прямо связаны, в том числе, с его производственной деятельностью. Следовательно, оборудованные Обществом кабинеты, в которых размещается директор Общества, финансовый отдел, бухгалтерия, носят вспомогательный характер по отношению к производственной деятельности Общества и не подлежат отнесению к офисным применительно к положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, общая площадь которых составляет 174,4 кв.м.
Таким образом, площадь помещений, используемых непосредственно для размещения офисов (арендаторы - общества с ограниченной ответственностью «Вектор», «Прима», «НПН», «Спецтрак», «Политехник», «Торгстрой», индивидуальный предприниматель ФИО1), составляет менее 20% от общей площади здания (701,2 кв.м - 174,4 кв.м).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный объект недвижимости по своим характеристикам не отвечает критериям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ, для признания его административно-деловым центром.
При таких обстоятельствах у Министерства отсутствовали основания для отказа в исключении из Перечня на 2023 год принадлежащего Обществу объекта недвижимости.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
В качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции правильно обязал Министерство втечение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия комплекса мер, направленных на исключение из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства от 16.11.2022 №32613-826786/22, принадлежащего Обществу объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0030328:105 общей площадью 3133,2 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Канавинский р-н, ул. Вторчермета, д.6.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.09.2023 по делу № А43-16879/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Н. Кастальская
Т.В. Москвичева