Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«22» января 2021 года Дело № А43-4961/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2021 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09 сентября 2020 года по делу № А43-4961/2020, принятое по заявлению Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор» о признании незаконными приказов Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу о досрочном прекращении права пользования недрами №№469, 470 от 31.10.2019, №471 от 01.11.2019
при участии:
от заявителя - не явились, извещены
от ответчика - ФИО1 на основании доверенности от 30.12.2020 №ПФО-01-07-15/2840 сроком действия до 31.12.202 и диплома о высшем юридическом образовании
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Ртищевское муниципальное унитарное предприятие "Водозабор" (далее – заявитель, Предприятие, МУП «Водозабор») с заявлением о признании незаконными приказов департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее – ответчик, Департамент, административный орган) о досрочном прекращении права пользования недрами №№469, 470 от 31.10.2019, №471 от 01.11.2019.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09 сентября 2020 года по делу № А43-4961/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП «Водозабор» обратилось с апелляционной жалобой, в которой заявитель просит решение Арбитражного суда Нижегородской области отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы МУП «Водозабор» указывает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не выяснены все существенные обстоятельства, решение суда носит формальный характер. МУП «Водозабор» настаивает, что является субъектом естественной монополии и единственным поставщиком водопроводной воды в Ртищевском районе, в отношении МУП «Водозабор» введена процедура надзора в рамках дела о банкротстве, в связи с чем ответчик злоупотребил своими полномочиями.
Ответчик представил отзыв, в котором Департамент возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивает на законности и обоснованности решения суда.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание представители заявителя не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, МУП «Водозабор» были предоставлены лицензии СРТ 00778 ВЭ, СРТ 00779 ВЭ и СРТ 00780 ВЭ на право пользования недрами для добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого, производственного водоснабжения и полива приусадебных участков в Ртищевском районе Саратовской области.
В Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу поступило поручение Роснедр от 31.10.2018 № 03-30/16528 о рассмотрении вопроса по принятию решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СРТ 00778 ВЭ по результатам проведения в 2018 году Управлением Росприроднадзора по Саратовской области внеплановой документарной проверки в отношении МУП «Водозабор» по вопросу выполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований от 19.06.2017 №№3683-38, 3683- 42,3683-46, 3683-50 (акт проверки от 06.08.2018 №3693-89).
По результатам проведения проверки выявлены нарушения условий пользования недрами (приложение №3 к лицензии СРТ 00778 ВЭ), в том числе: - абзац 3 п.3.1 - не проведены работы по утверждению эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке (срок исполнения - 2006 год); - абзац 4 п.3.1 - не проведены работы по организации сети наблюдательных скважин (срок исполнения - 3 кв. 2005 года); - абзац 5 п.3.1 - не оборудованы водозаборные скважины и каптированные родники водоизмерительной аппаратурой (срок исполнения - 2 кв. 2005 года); - абзац 6 п.3.1, п.4.4 - отсутствуют ограждения зон санитарной охраны в установленных пределах вокруг водозаборных сооружений (срок исполнения - 3 кв. 2004 года).
В соответствии с пунктом 12.1 условий пользования недрами в случае нарушения условий пользования недрами недрораспорядитель имеет право принять решение о прекращении владельцем лицензии права пользования недрами.
На основании решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа, отнесенных к полномочиям Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Комиссия) от 18.01.2019 (протокол от 18.01.2019 №927) было рекомендовано Приволжскнедра направить в адрес МУП «Водозабор» уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по трем лицензиям в случае не устранения выявленных нарушений в течение 6-ти месяцев со дня получения уведомления.
Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу Ртищевскому МУП «Водозабор» было выдано Уведомление от 31.01.2019 №СМ-ПФО-13-00-08/240, о допущенных МУП «Водозабор» нарушениях по выполнению соглашения об условиях пользования недрами к лицензии СРТ 00778 ВЭ (далее - Уведомление) и о возможном досрочном прекращении права пользования, со сроком устранения нарушений в течение шести месяцев со дня получения уведомления.
Уведомление было отправлено МУП «Водозабор» посредством отправления почтой России (вид отправления «Бизнес Курьер»). Трек-код для отслеживания письма: ED035509584RU. Уведомление было получено МУП «Водозабор» 04.02.2019. По истечении 6 месяцев с даты получения недропользователем уведомления Управлением Росприроднадзора по Саратовской области проведена внеплановая документарная проверка выполнения МУП «Водозабор» (акт проверки от 19.09.2019 № 3693-83).
По результатам проверки установлено, что МУП «Водозабор» не выполнило в полном объеме требования Уведомления Приволжскнедра от 31.01.2019 №СМ-ПФО-13-00-08/240. Нарушения условий пользования недрами по лицензии СРТ 00778 ВЭ МУП «Водозабор» не устранены.
На основании решения Комиссии от 31.10.2019 (протокол от 31.10.2019 №1187) было рекомендовано Приволжскнедра досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии СРТ 00778 ВЭ.
Приказом Приволжскнедра от 31.10.2019 №469 было досрочно прекращено право пользования недрами по лицензии СРТ 00778 ВЭ.
Кроме того, в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу поступило поручение Роснедр от 31.10.2018 № 03-30/16528 о рассмотрении вопроса по принятию решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СРТ 00779 ВЭ по результатам проведения в 2018 году Управлением Росприроднадзора по Саратовской области внеплановой документарной проверки в отношении МУП «Водозабор» по вопросу выполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований от 19.06.2017 №№3683-38, 3683-42, 3683-46, 3683-50 (акт проверки от 06.08.2018 №3693-89).
По результатам проведения проверки выявлены нарушения условий пользования недрами (приложение №3 к лицензии СРТ 00779 ВЭ), в том числе: - абзац 3 п.3.1 - не проведены работы по утверждению эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке (срок исполнения - 2006 год); - абзац 4 п.3.1 - не проведены работы по организации сети наблюдательных скважин (срок исполнения - 3 кв. 2005 года); - абзац 5 п.3.1 - не оборудованы водозаборные скважины и каптированные родники водоизмерительной аппаратурой (срок исполнения - 2 кв. 2005 года); - абзац 6 п.3.1, п.4.4 - отсутствуют ограждения зон санитарной охраны в установленных пределах вокруг водозаборных сооружений (срок исполнения - 3 кв. 2004 года). МУП «Водозабор» меры по устранению допущенных нарушений условий лицензии СРТ 00779 ВЭ не предприняты.
В соответствии с пунктом 12.1 условий пользования недрами в случае нарушения условий пользования недрами недрораспорядитель имеет право принять решение о прекращении владельцем лицензии права пользования недрами.
На основании решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа, отнесенных к полномочиям Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Комиссия) от 18.01.2019 (протокол от 18.01.2019 №927) было рекомендовано Приволжскнедра направить в адрес МУП «Водозабор» уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по трем лицензиям в случае не устранения выявленных нарушений в течение 6-ти месяцев со дня получения уведомления.
Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу Ртищевскому МУП «Водозабор» было выдано Уведомление от 31.01.2019 №СМ-ПФО-13-00-08/239, о допущенных МУП «Водозабор» нарушениях по выполнению соглашения об условиях пользования недрами к лицензии СРТ 00779 ВЭ и о возможном досрочном прекращении права пользования, со сроком устранения нарушений в течение шести месяцев со дня получения уведомления.
Уведомление было отправлено МУП «Водозабор» посредством отправления почтой России (вид отправления «Бизнес Курьер»). Трек-код для отслеживания письма: ED035509584RU.
Уведомление было получено МУП «Водозабор» 04.02.2019.
По истечении 6 месяцев с даты получения недропользователем уведомлений Управлением Росприроднадзора по Саратовской области проведена внеплановая документарная проверка выполнения МУП «Водозабор» (акт проверки от 19.09.2019 № 3693-83).
По результатам проверки установлено, что МУП «Водозабор» не выполнило в полном объеме требования Уведомления Приволжскнедр от 31.01.2019 №СМ-ПФО-13-00-08/239.
Нарушения условий пользования недрами по лицензии СРТ 00779 ВЭ МУП «Водозабор» не устранены: - абзац 3 п.3.1 - не проведены работы по утверждению эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке (срок исполнения - 2006 год); - абзац 4 п.3.1 - не проведены работы по организации сети наблюдательных скважин (срок исполнения - 3 кв. 2005 года); - абзац 5 п.3.1 - не оборудованы водозаборные скважины и каптированные родники водоизмерительной аппаратурой (срок исполнения - 2 кв. 2005 года); - абзац 6 п.3.1, п.4.4 - отсутствуют ограждения зон санитарной охраны в установленных пределах вокруг водозаборных сооружений (срок исполнения - 3 кв. 2004 года).
На основании решения Комиссии от 31.10.2019 (протокол от 31.10.2019 №1187) было рекомендовано Приволжскнедра досрочно прекратить право пользование недрами по лицензии СРТ 00779 ВЭ.
Приказом Приволжскнедра от 31.10.2019 №470 было досрочно прекращено право пользование недрами по лицензии СРТ 00779 ВЭ.
Так же, в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу поступило поручение Роснедр от 31.10.2018 № 03-30/16528 о рассмотрении вопроса по принятию решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СРТ 00780 ВЭ по результатам проведения в 2018 году Управлением Росприроднадзора по Саратовской области внеплановой документарной проверки в отношении МУП «Водозабор» по вопросу выполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований от 19.06.2017 №№3683-38, 3683-42, 3683-46, 3683-50 (акт проверки от 06.08.2018 №3693-89).
По результатам проведения проверки выявлены нарушения условий пользования недрами (приложение №3 к лицензии СРТ 00780 ВЭ), в том числе: - абзац 3 п.3.1 - не проведены работы по утверждению эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке (срок исполнения - 2006 год); - абзац 4 п.3.1 - не проведены работы по организации сети наблюдательных скважин (срок исполнения - 3 кв. 2005 года); - абзац 5 п.3.1 - не оборудованы водозаборные скважины и каптированные родники водоизмерительной аппаратурой (срок исполнения - 2 кв. 2005 года); - абзац 6 п.3.1, п.4.4 - отсутствуют ограждения зон санитарной охраны в установленных пределах вокруг водозаборных сооружений (срок исполнения - 3 кв. 2004 года).
МУП «Водозабор» меры по устранению допущенных нарушений условий лицензии СРТ 00780 ВЭ не предприняты, предписания Управления Росприроднадзора по Саратовской области 19.06.2017 №№3683-38, 3683-42, 3683-46, 3683-50 не исполнены.
В соответствии с пунктом 12.1 условий пользования недрами в случае нарушения условий пользования недрами недрораспорядитель имеет право принять решение о прекращении владельцем лицензии права пользования недрами.
На основании решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Приволжского федерального округа, отнесенных к полномочиям Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Комиссия) от 18.01.2019 (протокол от 18.01.2019 №927) было рекомендовано Приволжскнедра направить в адрес МУП «Водозабор» уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по трем лицензиям в случае не устранения выявленных нарушений в течение 6-ти месяцев со дня получения уведомления.
Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу Ртищевскому МУП «Водозабор» было выдано Уведомление от 31.01.2019 №СМ-ПФО-13-00-08/238, о допущенных МУП «Водозабор» нарушениях по выполнению соглашения об условиях пользования недрами к лицензии СРТ 00780 ВЭ и о возможном досрочном прекращении права пользования, со сроком устранения нарушений в течение шести месяцев со дня получения уведомления.
Уведомление было отправлено МУП «Водозабор» посредством отправления почтой России (вид отправления «Бизнес Курьер»). Трек-код для отслеживания письма: ED035509584RU.
Уведомление было получено МУП «Водозабор» 04.02.2019.
По истечении 6 месяцев с даты получения недропользователем уведомления Управлением Росприроднадзора по Саратовской области проведена внеплановая документарная проверка выполнения МУП «Водозабор» (акт проверки от 19.09.2019 № 3693-83).
По результатам проверки установлено, что МУП «Водозабор» не выполнило в полном объеме требования Уведомления Приволжскнедра от 31.01.2019 №СМ-ПФО-13-00-08/238.
Нарушения условий пользования недрами по лицензии СРТ 00780 ВЭ МУП «Водозабор» не устранены: - абзац 3 п.3.1 - не проведены работы по утверждению эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке (срок исполнения - 2006 год); - абзац 4 п.3.1 - не проведены работы по организации сети наблюдательных скважин (срок исполнения - 3 кв. 2005 года); - абзац 5 п.3.1 - не оборудованы водозаборные скважины и каптированные родники водоизмерительной аппаратурой (срок исполнения - 2 кв. 2005 года); - абзац 6 п.3.1, п.4.4 - отсутствуют ограждения зон санитарной охраны в установленных пределах вокруг водозаборных сооружений (срок исполнения - 3 кв. 2004 года).
На основании решения Комиссии от 31.10.2019 (протокол от 31.10.2019 №1187) было рекомендовано Приволжскнедра досрочно прекратить право пользование недрами по лицензии СРТ 00780 ВЭ.
Приказом Приволжскнедра от 01.11.2019 №471 было досрочно прекращено право пользование недрами по лицензии СРТ 00780 ВЭ.
Считая приказы Департамента о досрочном прекращении права пользования недрами №№469, 470 от 31.10.2019, №471 от 01.11.2019 незаконным и нарушающим права и законные интересы МУП «Водозабор» в сфере осуществления предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.
В обоснование заявленного требования МУП «Водозабор» указывает, что каких-либо документов в его адрес от Департамента об устранении нарушений, допущенных при использовании недр не направлялось, каких-либо трехмесячных сроков для устранения недостатков не представлялось. Более того, заявитель указывает, что из текста оспариваемых приказом невозможно установить какие конкретно существенные условия лицензирования нарушены заявителем.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что все действия Департамента по реализации процедуры досрочного прекращения права пользования недрами были совершены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства о недрах и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
На основании статьи 1 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно положениями статьи 16 Закона о недрах федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспечении функционирования государственной системы лицензирования в соответствии с их полномочиями, определяемыми Правительством Российской Федерации. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 о недрах предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом, предоставившим лицензию, в случае нарушения недропользователем существенных условий лицензии.
Порядок досрочного прекращения лицензий на пользование недрами определен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2009 №315.
Пункт 94 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент N 315), утвержденный приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 предусматривает, что государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Подпункт 2 пункта 95 Административного регламента N 315 предусматривает, что основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок.
Пункт 99 Административного регламента N 315 указывает, что осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя:
- регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции (далее - документы);
- рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях;
- рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
- принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
- реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В течение 7 рабочих дней с момента регистрации полученных документов должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, осуществляет подготовку комплекта документов по вопросу возможного досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами в отношении конкретного участка недр и конкретного пользователя недр (пункт 101 Административного регламента N 315).
В случае, если началом осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются основания, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 95 настоящего Административного регламента, то должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 5 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов направляет запрос в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку недр и копии предписания по устранению выявленных нарушений (в случае их отсутствия в поступившем комплекте документов) и в федеральный или территориальный фонд геологической информации о представлении копии лицензии на пользование недрами (пункт 103 Административного регламента N 315).
После получения запрашиваемой информации, указанной в пункте 103 настоящего Административного регламента, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней формирует комплект имеющихся документов и осуществляет рассмотрение данных документов на предмет наличия оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах" (пункт 104 Административного регламента N 315).
Согласно пункту 106 Административного регламента от 29.09.2009 N 315 в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами.
Порядок работы Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами устанавливается приказом Роснедр.
По пунктам 107 и 108 Административного регламента N 315 на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения, в том числе о прекращении (без процедуры) права пользования недрами в отношении конкретного участка недр.
Решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии.
Пункты 109 и 110 Административного регламента N 315 предусматривает, что в случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 дней с даты подписания уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях направляет указанное уведомление пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
Приказ о досрочном прекращении, приостановлении либо ограничении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр (пункт 116 Административного регламента N 315).
Приволжскнедра организует свою деятельность в соответствии с Положением о Департаменте по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Положение), утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2014 года № 192.
В соответствии с п. 1.1. Положения Приволжскнедра является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Приволжского федерального округа.
На Приволжскнедра возложены полномочия по организационному обеспечению государственной системы лицензирования пользования недрами (п.п. 2.2.2 Положения).
Таким образом, оспариваемые приказы правомерно приняты ответчиком по результатам рассмотрения материалов, представленных Роснедрами, в соответствии с вышеустановленным порядком и в пределах предоставленной ответчику компетенции.
Вопреки доводам заявителя, нарушений процедуры уведомления о нарушении не допущено, порядок рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами соблюден.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Департаментом выполнены все предусмотренные законодательством о недрах административные процедуры, связанные с прекращением права пользования недрами, в установленном законом порядке.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые приказы Департамента соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно текущего статуса заявителя как банкрота, правового значения для настоящего дела не имеют. Вопреки мнению подателя апелляционной жалобы законное ограничение правоспособности юридического лица не является нарушением его прав и законных интересов.
Довод МУП «Водозабор» о том, что заявитель является субъектом естественной монополии и единственным поставщиком водопроводной воды в Ртищевском районе, в связи с чем ответчик злоупотребил своими полномочиями при принятии решения о прекращении пользования недрами не принимается судом как основанный на неверном толковании права.
Иные доводы МУП «Водозабор», изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09 сентября 2020 года по делу № А43-4961/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | М.Н. Кастальская |
Судьи | А.М. Гущина |
Т.А. Захарова |