ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-7732/20 от 18.12.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«22» декабря 2020 года                                                  Дело № А43-641/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020 года

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Шеляуховский сельсовет» Балахнинского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 сентября 2020 года по делу № А43–641/2020, принятое по заявлению администрации муниципального образования «Шеляуховский сельсовет» Балахнинского муниципального района Нижегородской области о признании отказа филиала Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от 10.10.2019 № 37-16616/19 незаконным; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Нижегородской области внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись касающуюся разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0020501:506, 52:17:0020501:505, 52:17:0020501:490, 52:17:0020501:486, 52:17:0020501:484, 52:17:0020501:485, 52:17:0020501:493, 52:17:0020501:492, 52:17:0020501:483, 52:17:0020501:488, 52:17:0020501:489, 52:17:0020501:503, 52:17:0020501:509, 52:17:0020501:501, 52:17:0020501:487, 52:17:0020501:502, 52:17:0020501:508, 52:17:0020501:495, 52:17:0020501:496, 52:17:0020501:497, 52:17:0020501:504, 52:17:0020501:500, 52:17:0020501:499, 52:17:0020501:507, 52:17:0020501:510, 52:17:0020501:498, 52:17:0020501:491, 52:17:0020501:494 указав вид разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства»

при участии:

от заявителя   – не явился, извещен,

от ответчиков – не явились, извещены,

от третьих лиц – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась Администрация муниципального образования "Шеляуховский сельсовет" (далее - заявитель, Администрация) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – ответчик, Управление Росреестра по НО) об отказе внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости незаконным, и обязании Управления внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись касающуюся разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0020501:506, 52:17:0020501:505, 52:17:0020501:490, 52:17:0020501:486, 52:17:0020501:484, 52:17:0020501:485, 52:17:0020501:493, 52:17:0020501:492, 52:17:0020501:483, 52:17:0020501:488, 52:17:0020501:489, 52:17:0020501:503, 52:17:0020501:509, 52:17:0020501:501, 52:17:0020501:487, 52:17:0020501:502, 52:17:0020501:508, 52:17:0020501:495, 52:17:0020501:496, 52:17:0020501:497, 52:17:0020501:504, 52:17:0020501:500, 52:17:0020501:499, 52:17:0020501:507, 52:17:0020501:510, 52:17:0020501:498, указав вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет  заявленных требований, просил: 1) признать отказ филиала Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области от 10.10.2019 №37-16616/19 незаконным; 2) обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федеральное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись касающуюся разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0020501:506, 52:17:0020501:505, 52:17:0020501:490, 52:17:0020501:486, 52:17:0020501:484, 52:17:0020501:485, 52:17:0020501:493, 52:17:0020501:492, 52:17:0020501:483, 52:17:0020501:488, 52:17:0020501:489, 52:17:0020501:503, 52:17:0020501:509, 52:17:0020501:501, 52:17:0020501:487, 52:17:0020501:502, 52:17:0020501:508, 52:17:0020501:495, 52:17:0020501:496, 52:17:0020501:497, 52:17:0020501:504, 52:17:0020501:500, 52:17:0020501:499, 52:17:0020501:507, 52:17:0020501:510, 52:17:0020501:498, 52:17:0020501:491, 52:17:0020501:494 указав вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".

Ходатайство заявителя сом удовлетворено, изменение предмета спора принято судом к рассмотрению  в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 05.08.2020 судом удовлетворено ходатайство заявителя о привлечении в качестве второго ответчика Федеральное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области(далее – ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра").

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены собственники земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310, - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25 сентября 2020 года в удовлетворении заявленного требования  отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация  обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2020 по делу № А43-641/2020 и принять по делу новый акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель  указывает, что Арбитражным судом Нижегородской области неверно применены нормы материального права, регламентирующие изменение вида разрешённого использования земельных участков, преобразованных из первоначального, вид разрешённого использования которого, установлен распоряжением администрации, которое впоследствии отменено

Третьи лица ФИО3, ФИО1, ФИО6, ФИО2,  ФИО4, ФИО5,  ФИО7 представили возражения на апелляционную жалобу, в которых  третьи лица просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.

 Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, 25.02.2016 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области зарегистрировано право собственности ФИО8 на земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310, площадью 48900 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Балахнинский район, пос.Совхозный, ООО "Правдинское".

01 июля 2016 Администрацией муниципального образования "Шеляуховский сельсовет" Балахнинского муниципального района Нижегородской области принято распоряжение №21-р "Об изменении разрешенного использования земельного участка" в соответствии с которым разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310, площадью 48900 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Балахнинский район, пос.Совхозный, ООО "Правдинское" (ТОО "Овощи") изменено с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "дачное хозяйство".

22 июля  2016 на основании вышеуказанного распоряжения и заявления представителя ФИО8 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на "дачное хозяйство".

14 ноября 2016 на основании заявлений ФИО8 и ее решения о разделе земельного участка, права на земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 были прекращены и зарегистрировано право собственности ФИО8 на вновь образованные 28 земельных участков.

18 ноября 2016 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".

В результате произведенных действий  ФИО8 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 52:17:0020501:483, 52:17:0020501:484, 52:17:0020501:485, 52:17:0020501:486, 52:17:0020501:488, 52:17:0020501:489, 52:17:0020501:490, 52:17:0020501:491, 52:17:0020501:492, 52:17:0020501:493, 52:17:0020501:494, 52:17:0020501:498, 52:17:0020501:499, 52:17:0020501:500, 52:17:0020501:501, 52:17:0020501:503, 52:17:0020501:505, 52:17:0020501:509, 52:17:0020501:510, ФИО1 собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:17:0020501:487, 52:17:0020501:502, ФИО9 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:495, ФИО4 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:496, ФИО5 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:497, ФИО6 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:504, 52:17:0020501:508, ФИО3 - земельного участка с кадастровым 6 А43-641/2020 номером 52:17:0020501:506, ФИО7 - земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:507, образованных в результате раздела земельного участка 52:17:0020501:310.

12 сентября 2019 Администрацией муниципального образования "Шеляуховский сельсовет" Балахнинского муниципального района Нижегородской области принято распоряжение №14-р, в соответствии с которым отменено распоряжение Администрации №21-р "Об изменении разрешенного использования земельного участка" (пункт 1). Пунктом 2 распоряжения №14-р от 12.09.2019 предусмотрено направление копии настоящего распоряжения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимого имущества.

Письмом от 13.09.2019 (исх.№192) Администрацией в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" направлена вышеуказанная копия распоряжения для государственной регистрации внесенных изменений.

Письмом от 10.10.2019 №37-16616/2019 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" сообщил, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 (Нижегородская обл., Балахнинский район, пос.Совхозный, ООО "Правдинское" (ТОО "Овощи"), категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", с видом разрешенного использования - "дачное хозяйство", с 18.11.2016 находится в статусе "архивный", в связи с разделом данного участка и образованием новых объектов недвижимости, на вновь образованные земельные участки осуществлена регистрация права собственности. Государственный кадастровый учет изменений характеристик объектов недвижимости находящихся в статусе "архивный" не осуществляется.

Расценивая вышеуказанное письмо как отказ в государственной регистрации,  заявитель в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.

В обоснование заявленного требования Администрация указывает на несоответствие оспариваемого отказа требованиям частей 4, 6 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункта 2.5.8 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Шеляуховский сельсовет", Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, пункта 51 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2014 №921, поскольку оспариваемый отказ не содержит норм права и принят при отсутствии оснований. Нарушение прав и законных интересов вследствие оспариваемого отказа заявитель усматривает в невозможности осуществления мероприятий по газификации территории муниципального образования "Шеляуховский сельсовет".

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый Администрацией отказ соответствует положениям Закона №218-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов Администрации, поскольку вынесен по результатам рассмотрения обращения, направленного в неуполномоченный орган в отсутствие предусмотренных оснований.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким органом является Управление Росреестра.

В силу пунктом 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу пункта 4 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрация прав наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом (статья 65 Федерального закона N 218-ФЗ).

В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Форма уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав утверждена Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173.

Таким образом, действующее законодательство наделяет полномочиями по принятию решений об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо об отказе в осуществлению осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, оформляемых по установленной форме, должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) - государственных регистраторов.

При этом, исходя из требований части 4 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ, данные полномочия не могут быть переданы подведомственным Росреестру федеральным государственным бюджетным учреждениям, в частности ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" не является уполномоченным лицом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении объектов недвижимости. Следовательно, не уполномочено вносить изменения в Единый государственный реестр недвижимого имущества.

В рассматриваемом случае судом установлено, что за внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 распоряжения от 12.09.2019 №14-р Администрация обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", не уполномоченного в силу приведенных положений статьи 3 Закона №218-ФЗ на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации вносимых изменений сведений в отношении объектов недвижимости.

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона №218-ФЗ).

Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 7 Закона №218-ФЗ).

В силу статьи 8 Закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2). В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5).

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование (пункт 7 части 4 статьи 8 Закона №218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

В силу части 2 статьи 41 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона N 218- ФЗ).

В части 10 статьи 41 Закона N 218-ФЗ установлено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 14 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, статус "архивный" присваивается при закрытии раздела ЕГРН - принятии решений о снятии с учета объекта недвижимости и в связи с этим регистрации прекращения прав (при наличии записей в ЕГРН).

Таким образом, в силу положений статей 14, 41 Закона №218-ФЗ, статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 14 Порядка внесение изменений в отношении объекта недвижимости, имеющего статус "архивный" недопустимо.

Как верно указал суд первой инстанции, обращаясь в ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрация с целью внесения изменений представило распоряжение от 12.09.2019 №14-р об отмене ранее вынесенного распоряжения от 01.07.2016 №21-р об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, указанный земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 прекратил свое существование с 14.11.2016 в связи с принятым собственником ФИО8 решением о его разделе на 28 земельный участков, 18.11.2016 земельный участок с кадастровым номером 52:17:0020501:310 снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".

Следовательно, ввиду отсутствия объекта недвижимости, в силу положений статей 7, 8 Закона №218-ФЗ, согласно которым Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения, в том числе дополнительные о виде разрешенного использования земельного участка, государственный кадастровый учет изменений в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 52:17:0020501:310 не может быть произведен.

Кроме того, в соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).

По смыслу приведенных выше норм земельного и градостроительного законодательства, согласно пункту 1 раздела I "Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.03.2015 изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в частной собственности, напрямую зависит от волеизъявления его собственника.

Согласно выпискам из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности гражданам ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, которые заявлений об изменении вида разрешенного использования, принадлежащих им земельных участков не подавали, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Доводы заявителя о несоответствии вида разрешенного использования вновь образованных земельных участков требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Шеляуховский сельсовет», приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, как не относящиеся к предмету заявленного требования и не свидетельствующие о неправомерности оспариваемого отказа.

Доводы заявителя о невозможности осуществления мероприятий по газификации территории сельсовета вследствие оспариваемого отказа правомерно отклонены судом как необоснованные.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый Администрацией отказ соответствует положениям Закона №218-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов Администрации, поскольку вынесен по результатам рассмотрения обращения, направленного в неуполномоченный орган в отсутствие предусмотренных оснований.

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ  соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

         решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 сентября 2020 года по делу № А43–641/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Шеляуховский сельсовет» Балахнинского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.

         Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                      

М.Н. Кастальская

Судьи 

 А.М. Гущина

 Т.А. Захарова