ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-7819/2023 от 25.12.2023 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир 

«25» декабря 2023 года                                                   Дело № А38-5488/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2023.

Полный текст постановления изготовлен 25.12.2023.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Чистый город», общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», общества с ограниченной ответственностью «СоветскКоммунКомплект» и индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.10.2023 по делу № А38-5488/2022,

принятое по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «СоветскКоммунКомплект» (ИНН <***>, ОГРН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО1                                      (ОГРНИП <***>) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 24.08.2022 №012/01/11-1004/2021,

при участии в деле третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Ведущий эксперт».

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» – ФИО2 по доверенности от 03.10.2023 сроком действия 1 год;

общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» – ФИО3 по доверенности от 29.06.2022 №3 сроком действия до 31.12.2023;

общества с ограниченной ответственностью «СоветскКоммунКомплект» – ФИО4 директор на основании приказа от 05.02.2019 №05-к и выписки из ЕГРЮЛ;

индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО5 по доверенности от 21.02.2023 сроком действия 20 лет;

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл – ФИО6 по доверенности от 07.12.2023 №01-13/30 сроком действия 30 дней.

Общество с ограниченной ответственностью «Ведущий эксперт»,извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее – ООО «Благоустройство») является регио­нальным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Республики Марий Эл на основании заключенных соглашений с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяй­ства Республики Марий Эл в 1 зоне деятельности (соглашение от 20.04.2018), во 2 зоне дея­тельности (соглашение от 12.08.2019).

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Марий Эл, утвержден­ной приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружаю­щей среды Республики Марий Эл от 16.01.2020 № 18, в зону деятельности реги­онального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Рес­публики Марий Эл (1 зона деятельности) входит вся территория Республики Марий Эл, за исключением города Козьмодемьянска и 9 из 10 поселений Горно­марийского муниципального района, в зону деятельности регионального опера­тора по обращению с твердыми коммунальными отходами (2 зона деятельно­сти) входит город Козьмодемьянск и 9 из 10 поселений Горномарийского муни­ципального района Республики Марий Эл.

В соответствии с пунктом 2.2 вышеуказанных соглашений в целях обеспе­чения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с отходами, осуществля­ющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных от­ходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной соглашением сторон, за исключением случаев, при которых цены на услуги по транспортированию твер­дых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по ре­зультатам торгов.

ООО «Благоустройство» в целях определения исполнителей по сбору и транспортированию ТКО в период 2019-2022 годов проводило конкурентные про­цедуры в электронной форме на право оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований Республики Марий Эл. В 76 электронных конкурентных процедурах, проведен­ных региональным оператором, принимали участие: общество с ограниченной ответственностью «СоветскКоммунКомплект» (далее – ООО «СоветскКоммунКомплект»), индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1), общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее – ООО «Чистый город»). Общая сумма начальных (мак­симальных) цен контрактов по торгам, проведенным в 2019-2022 годах, составила 2 343 712 199 руб. 61 коп. При этом снижение начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) по результатам проведения рассматриваемых конкурентных процедур составило от 0% до 6,5%.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Управление, антимонопольный орган) 09.11.2021 в отношении ООО «Благоустрой­ство», ООО «Чистый город», ООО «СоветскКоммунКомплект», ИП ФИО1 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по призна­кам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Решением Управления от 24.08.2022 о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 012/01/11-1004/2021 в действиях ООО «СоветскКоммунКомплект», ИП ФИО1, ООО «Чистый город» признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, вы­разившееся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении с целью поддержания цен при проведении конкурентных процедур на право оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл (пункт 1).

Пунктом 2 названного решения в действиях организатора торгов ООО «Благоустрой­ство», участников торгов ООО «СоветскКоммунКомплект», ИП ФИО1, ООО «Чистый город» признан факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Зако­на о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, что приво­дит к ограничению конкуренции.

ООО «Чистый город», ООО «Благоустрой­ство», ООО «СоветскКоммунКомплект», ИП ФИО1  обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным решения Управления от 24.08.2022 № 012/01/11-1004/2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Ведущий эксперт» (далее – ООО «Ведущий эксперт»).

Решением от 06.10.2023 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал заявителям в удовлетворении заявленного требования.

ООО «Чистый город», ООО «Благоустрой­ство», ООО «СоветскКоммунКомплект», ИП ФИО1обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить.

ООО «Чистый город» в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что информация о закупках была доступна лицам, осуществляющим деятельность по транспортированию ТКО; неосведомленность всех лицензированных организаций о закупках не свидетельствует об ограничении конкуренции.

ООО «Чистый город» считает, что привлечение им субподрядчиков для целей осуществления обычной хозяйственной деятельности само по себе факта сговора с целью поддержания максимальной цены на аукционе не доказывает, а IP-адреса 176.208.2.120, 92.255.132.238, 92.255.134.126 являются динамическими, поэтому их совпадение может быть случайным. Наличие одного IP-адреса и одного помещения для доступа в сеть Интернет объясняется еще и тем, что заявки формировались и подавались при содействии одного привлеченного участниками торгов исполнителя.

ООО «Чистый город» утверждает, что судом первой инстанции не установлено соответствие аналитического отчета требованиям пункта 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220).

Как полагает ООО «Чистый город», в рассматриваемом случае выводы антимонопольного органа о том, что между заявителями заключалось и реализовывалось антиконкурентное соглашение, не основаны на достоверных доказательствах, а лишь на предположении.

ООО «Чистый город» обращает внимание, что, указывая на согласованность действий сторон, Управление не обосновало, кому и какими действиями ограничена конкуренция при участии в аукционе, как действия участников повлияли на установление или поддержание цен на аукционе, а также кем получена какая-либо выгода от результатов проведенных аукционов.

По мнению ООО «Чистый город», установленные комиссией косвенные признаки согласованности действий участников аукционов не являются достаточными для признания наличия между ними сговора.

Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание, что на страницах 20-21 решения суд первой инстанции признал недоказанным заключение заявителями антиконкурентного соглашения в 2019 и 2022 годах, но не указал на данное обстоятельство в резолютивной части судебного акта.

ООО «Благоустрой­ство» в своей апелляционной жалобе утверждает, что в нарушение требований пункта 11.1 Порядка № 220 антимонопольным органом не составлен аналитический отчет.

ООО «Благоустрой­ство» отмечает, что судом первой инстанции и Управлением не исследовался уровень снижения цены обычный для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками. По результатам торгов, проведенных в 2020 году снижение начальной максимальной цены достигало 6,5 %, снижение цен отсутствовало по Советскому и Куженерскому районам ввиду сбоя на электронной площадке, письменные доказательства были представлены при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «СоветскКоммунКмоплект» и ООО «Ведущий эксперт».

ООО «СоветскКоммунКомплект» в своей апелляционной жалобе пояснил, что ООО «СоветскКоммунКомплект» привлекался и привлекал к договорам субподряда только тех юридических лиц и индивидуального предпринимателя, которые участвовали в торгах, что дает не точную оценку ему в целом как «участнику антиконкурентного соглашения».

ООО «СоветскКоммунКомплект»  поясняет, что оно изначально не знало и не могло знать о том, что и иные юридические лица и индивидуальный предприниматель обратятся к услугам ООО «Ведущий эксперт». По его мнению, судом первой инстанции не исследован факт отсутствия участия иных организаций в торгах, проводимых региональным оператором, а также причины, по которым отсутствовали заявки на участие в торгах от иных юридических лиц, либо индивидуальных предпринимателей.

ИП ФИО1 в своей апелляционной жалобе обращает внимание, что он не обладал познаниями и опытом участия в электронных торгах, поэтому обращение к организации, специализирующейся на сопровождении конкурсных процедур, не может являться доказательством наличия сговора между участниками и организаторами конкурсных процедур.

ИП ФИО1 отмечает, что ни условиями контракта, ни действующим законодательством не запрещено привлечение иных лиц для выполнения работ, тем более, что возражений от заказчика не поступало, претензий по качеству услуг не имелось.

По мнению ИП ФИО1, в его действиях не усматриваются признаки нарушения положений пункта 2 части 1 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Представители заявителей апелляционных жалоб в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.

Управление в отзыве на апелляционные жалобы считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционные жалобы.

ООО «Ведущий эксперт» отзыв на апелляционные жалобы в суд не направило.

Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО «Ведущий эксперт».

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольные ор­ганы обеспечивают государственный контроль за соблюдением антимонополь­ного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органа­ми государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организа­циями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляют нарушения антимонопольного за­конодательства, принимают меры по прекращению нарушения антимонопольно­го законодательства и привлекают к ответственности за такие нарушения.

В силу статей 23 и 41 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своей компетенции вправе принимать решения по фактам нарушения антимоно­польного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации опреде­ляет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых ком­мунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по ре­зультатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предвари­тельному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

ООО «Благоустройство», являясь региональным оператором, при заключении договоров на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов должно со­блюдать требования законодательства, в том числе в части проведения конку­рентных процедур.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 утверждены Пра­вила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального опе­ратора (далее - Правила № 1133).

Подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1133 установлено, что цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального опе­ратора должны формироваться по результатам торгов, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О кон­трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу­дарственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотрен­ных данными Правилами.

В силу подпункта «а» пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных подпунктом «а» пункта 3 указанных Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

При этом под территорией понимается часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, террито­рии одного или нескольких населенных пунктов в муниципальном образовании (в зависимости от принятого административно - территориального деления в субъекте Российской Федерации) с учетом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона, а также законодатель­ства Российской Федерации о защите конкуренции (письмо Министерства эко­номического развития Российской Федерации от 04.06.2019 № Д05и-18413).

ООО «Благоустройство» является региональным оператором по 1 и 2 зоне деятельности.

По сведениям Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл на территории регионального оператора по 1 зоне деятельности образуется более 30 % твердых коммунальных отходов от общей массы ТКО Республики Марий Эл.

Учитывая, что в 1 зоне действия регионального оператора ООО «Благо­устройство» образуется более 30 % твердых коммунальных отходов Республики Марий Эл, региональный оператор обязан проводить торги в форме аукциона на основании пункта 3 Правил № 1133, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регио­нального оператора.

Региональным оператором принято решение о проведении аукционов в электронной форме по всем муниципальным районам и городам, входящим как в 1 зону деятельности, так  и по г. Козьмодемьянску и Гор­номарийскому району, входящих во 2 зону деятельности.

Суд правильно посчитал, что поскольку конкурентные процедуры проводились в обеих зонах деятельно­сти регионального оператора, оценке на предмет заключения антиконкурентного соглашения и нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции правомерно подлежали действия участников торгов, проведенных как в 1 зоне деятельности, так и во 2 зоне деятельности регионального оператора. Соблюдение процедуры проведения торгов (в том числе формирование лотов и их соответ­ствие требованиям Правил № 1133) Управлением не оценивалось.

Вместе с тем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что антимонопольный орган не­обоснованно рассмотрел и признал факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции организатором и участниками торгов во 2 зоне де­ятельности регионального оператора.

В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами анти­монопольного законодательства» (далее - Постановление № 2) указано, что по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения кото­рых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресе­чения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарно­го рынка, создания условий его эффективного функционирования, например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе. Иные торги, проведенные с нарушением положе­ний, установленных законом, к сфере антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Закона о защите конкуренции не относятся.

Поскольку во 2 зоне деятельности регионального оператора (г. Козьмодемьянск и Горномарийский муниципальный район) не об­разуется более 30 % твердых коммунальных отходов от общей массы ТКО Рес­публики Марий Эл, в силу положений пункта 3 Правил № 1133 торги на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов являются не­обязательными и, следовательно, не входят в сферу антимонопольного кон­троля.

В этой связи суд первой инстанции правильно признал незаконными выводы Управления о нарушении заявителями пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении конкурентных процедур на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории муниципального образования «Городской округ Козьмодемьянск Республики Марий Эл» и на территории муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (номера закупок 2100700003219000008, 2100700003219000017, 2100700003219000018, 2100700003219000019, 2100700003220000001, 2100700003220000002, 2100700003220000006, 2100700003220000011, 2100700003221000010, 2100700003221000018, 2100700003221000019, 2100700003221000001, 2100700003222000006, 2100700003222000018, 2100700003222000019).

Одновременно суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что антимонопольным органом доказано заключение ООО «Благоустройство», ООО «Чистый город», ООО «СоветскКоммунКомплект» и ИП ФИО1 антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на торгах в 2020-2021 годах.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъ­ектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществ­ляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствую­щими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, сни­жению или поддержанию цен на торгах.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в доку­менте или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В пункте 20 Постановления № 2 указано, что достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения), согласован­ные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товар­ных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона о защите конкурен­ции).

С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции со­глашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договорен­ности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформлен­ные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы), так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, уста­новленным гражданским законодательством, включая требования к форме и со­держанию сделок. Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке (пункт 21 Постановления № 2).

Согласно пункту 24 Постановления № 2 запрещаются кар­тели - соглашения хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут при­вести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

При возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, судам следует давать оценку со­вокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, сни­жением или поддержанием цен на торгах. В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обыч­ным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказа­тельств.

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции установил, что антимонопольным органом представлена достаточная совокупность доказательств, свидетельствующих о том, что участники торгов, ООО «СоветскКоммунКомплект», ИП ФИО1, ООО «Чи­стый город», были осведомлены о действиях друг друга в ходе проведения кон­курентных процедур, а также осуществляли действия, направленные на поддер­жание цен на торгах. Заказчику, ООО «Благоустройство», также было известно о действиях участников торгов, более того он совершал действия за участников электронных торгов.

Так, Управлением выявлен факт подачи заявок, ценовых предложений и подписания контрактов участниками торгов с одних и тех же IP-адресов. Обнаружены факты совершения действий заказчиком по размеще­нию извещений, протоколов работы комиссии, подписания контрактов с тех же IP-адресов, которые использовали участники торгов при подаче заявок и цено­вых предложений.

ООО «СоветскКоммунКомплект», ООО «Чистый город», ИП ФИО1 осуществляли подачу заявок, ценовых предложений, подписание контрактов с одного IP-адреса 109.194.110.116 при участии в аукционах, проведенных в 2020 году. Этот IP-адрес 109.194.110.116 и использовал организатор торгов ООО «Благоустройство» при подписании и размещении протоколов в ходе торгов (т.18 л.д. 11).

ООО «СоветскКоммунКомплект» и ООО «Чистый город» при участии в аукционах использовали один и тот же адрес выхода в сеть интернет (IP-адрес 109.194.108.225) (т.18 л.д. 12-13) .

IP-адрес 92.255.134.126 использовался при участии в торгах ИП ФИО1, ООО «Чистый город» в 2020 году, а также заказчиком ООО «Благоустрой­ство» при совершении действий в ходе проведения торгов (т.18 л.д. 11). Аналогично, IP-адрес 92.255.132.248 использовался при участии в торгах ООО «СоветскКоммунКомплект», а также заказчиком ООО «Благоустройство» при совершении действий в ходе проведения торгов в 2020 году (т.18 л.д. 11).

Комиссией антимонопольного органа установлено, что подача заявок и це­новых предложений ИП ФИО1 при участии в торгах в 2021 году осу­ществлялась с IP-адреса 176.208.2.120. Указанный IP-адрес использовался при выходе в Интернет для совершения действий на площадке организатором торгов ООО «Благоустройство» (т.18 л.д. 11-12).

Судом первой инстанции установлено, что IP-адреса 176.208.2.120, 92.255.132.238, 92.255.134.126 являются динамическими, поэтому их совпадение не может быть случайным.

Согласно сведениям, представленным оператором связи АО «Эр-Телеком Холдинг», IP-адрес 109.194.108.225 выделен одному из участников торгов - ООО «Чистый город» (т.1, л.д. 132).

IP-адрес 109.194.110.116 является статическим и используется по адресу: 424040, <...>, арендатором в котором является ООО «Ведущий эксперт» (т.2 л.д. 77-79, 87 90, 117).

ООО «СоветскКоммунКомплект», ООО «Чистый город», ИП ФИО1 пользовались услугами ООО «Ведущий эксперт».

ООО «СоветскКоммунКомплект» в целях совершения действий при подаче заявок и ценовых предложений при участии в аукционах в электронной форме заключило с ООО «Ведущий эксперт» договоры от 13.07.2020 № ОУр-0223-0720, от 03.06.2021 № ОУр-0230-0621 (т.2 л.д. 98-99, т.15 л.д. 3-5, 100-104).

Работы по подготовке всех документов для участия в аукционах в элек­тронной форме проводились ООО «Ведущий эксперт» для ООО «Чистый город» на основании договоров оказания услуг от 01.07.2020 № ОУр-0220-0720 (т.2 л.д. 62, 63).

ООО «Ведущий эксперт» также оказывало услуги по подготовке файлов за­явок для ИП ФИО1 на основании договора от 07.07.2020 № ОУр-0222-0720, от 04.06.2021 № ОУр-0228-0621 (т.2 л.д. 65-66, т.15 л.д. 12-14).

Организатор торгов ООО «Благоустройство» также обращалось к ООО «Ведущий эксперт» для осуществления действий в хо­де проведения торгов, в связи с чем заключены договоры от 26.02.2021 № 86, от 18.06.2021 № 101, от 01.07.2021 № 97 (т.15 л.д. 28-30, 32-34, 36-38).

До возбуждения дела в антимонопольном органе оплата за оказан­ные услуги по обеспечению участия в торгах ООО «Ведущий эксперт» произво­дилась только ООО «Чистый город» и ООО «Благоустройство» (т.3 л.д. 12-13, т.15 л.д. 2, 58).

Таким образом, участники и организатор аукционов обращались к одному и тому же лицу - ООО «Ведущий эксперт» для подготовки документов и размеще­ния их на электронной торговой площадке в ходе проведения торгов. Действия по подготовке аукционной документации и размещению протоколов комиссии, а также действия по подаче заявок участников торгов осуществлялись одними и теми же лицами, что подтверждает осведомленность участников торгов о дей­ствиях друг друга и факт имитации конкурентной борьбы при совместном уча­стии в аукционах.

До 2019 года ООО «Благоустройство» и ООО «Чистый город» составляли группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, директо­рами обеих организаций в разное время выступали одновременно ФИО7, ФИО8

ООО «Чистый город» до 15.11.2018 владело 100 % доли в уставном капитале ООО «Благоустройство», а до 09.01.2019 единоличным ис­полнительным органом обоих организаций являлось одно лицо - ФИО8.

Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, несмотря на то, что в рассматриваемый период ООО «Чистый город» и ООО «Благоустройство» уже не составляли группу лиц, однако для подачи нало­говой и финансовой отчетности, для совершения банковских операций исполь­зовался один и тот же IP-адрес 109.194.108.215, выделенный ООО «Благо­устройство», длительное время использовалась одна электронная почта tbo12@mail.ru, расчетные операции по банковским счетам обществ велись одним лицом (т.4 л.д. 95-96, т.13 л.д. 136-145).

ООО «Чистый город» предоставляет ООО «Благоустройство» в аренду нежилое помещение по адресу <...>, в котором размещались сотрудники организатора торгов (т.3 л.д. 17-22, 23-32).

Комиссией Управления проанализированы файлы заявок участников аукционов и аукционной документации, составляемой от имени организатора торгов, и установлено, что некоторые из них имеют неслучайные совпадения по наименованию пользователя файла («Яна», «Татьяна», «Сергей», «Karabas»), что позволяет сделать вывод о том, что в 2020-2021 годах подготовка фай­лов заявок участников аукционов осуществлялась на основе одних и тех же ис­ходных файлов (т.1 л.д. 124, т.3  л.д. 2).

Вопреки доводам заявителей апелляционных жалоб, обращение хозяйствующих субъектов к одним и тем же лицам для подачи ценовых пред­ложений и участия в торгах, нахождение физических лиц, совершающих опера­ции по подаче заявок и ценовых предложений, по одному и тому же адресу, не является обычной практикой деятельности коммерческих организаций - конку­рентов, а, напротив, подтверждает недопустимое взаимодействие участников аукционов. Указанное поведение свидетельствует об осведомленности заявите­лей о действиях друг друга и осуществления деятельности при участии в торгах в интересах друг друга. Осведомленность заказчика о действиях участников тор­гов свидетельствует об управлении действиями хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, и о заранее известном исходе торгов.

Комиссией Управления установлено, что часть работ по контрактам (а по некоторым - весь объем работ) в дальнейшем выполнена субподрядчиками (участниками антиконкурентного соглашения), что подтверждает заинтересованность в выявленном сговоре (т.17 л.д. 141-146, т.18 л.д. 139-143).

Так, по контрактам, заключенным в 2021 году ИП ФИО1 по итогам конкурентных процедур, участие в которых принимали два участника - ООО «СоветскКоммунКомплект» и ИП ФИО1, на территории муниципального образования «Куженерский муниципальный район» и муниципального образо­вания «Советский муниципальный район» фактически выполняло работы ООО «СоветскКоммунКомплект» (номера закупок 2100700003220000009, 2100700003220000019) (т.5 л.д. 60).

ООО «Чистый город» выполняло работы по договорам с ООО «Советск-КоммунКомплект» в рамках исполнения контрактов, заключенных последним по итогам конкурентных процедур (номера закупок 210070000321900018, 2100700003220000011, 2100700003220000007, 210070000322100001) (т.15 л.д. 86-88).

ООО «Чистый город» выполняло работы по договорам с ИП ФИО1­ в рамках исполнения контрактов, заключенных ИП ФИО1­ по итогам конкурентных процедур (номер закупки 2100700003222000018) (т.5  л.д. 60).

При привлечении ООО «Чистый город» к исполнению контрактов субпод­рядчиков ИП ФИО1 или ООО «СоветскКоммунКомплект», которые при­знаны участниками антиконкурентного соглашения, стоимость фактически вы­полненных работ снижалась до 26% цены заключенного контракта с региональ­ным оператором. Указанная разница является общей совокупной выгодой участ­ников картеля (т.17 л.д. 142-145).

Комиссией антимонопольного органа установлено, что в ряде случа­ев для выполнения работ по транспортированию ТКО использовались транс­портные средства по договорам аренды между участниками антиконкурентного соглашения (арендатор - ООО «СоветскКоммунКомплект», арендодатель - ООО «Чистый город»): договоры аренды от 15.11.2019, от 28.09.2020, от 30.12.2020, от 29.03.2021, от 01.06.2020, от 01.07.2021,  от 01.02.2020, от 01.02.2020 (т.4 л.д. 44-51, т.13 л.д. 89-94, 96-97).

Привлечение участников картеля в качестве субподрядчиков, наличие арендных отношений правомерно признаны антимонопольным органом в каче­стве обстоятельств, свидетельствующих о наличии устойчивых хозяйственных связей между заявителями.

Результатом антиконкурентного соглашения явилось поддержание цен на торгах. При анализе торгов, проведенных на территории Республики Марий Эл в период 2020-2021 годов установлено, что аукционы завершились либо без сниже­ния НМЦК либо с ее минимальным снижением (0,5-6,5%). ООО «СоветскКоммунКомплект», ИП ФИО1, ООО «Чистый город» при участии в торгах обеспечили фактическое отсутствие конкурентной борьбы, что привело к незначительному формальному понижению НМЦК либо вообще не привело к ее снижению в ходе подачи ценовых предложений участников.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что конкурентные отношения, которые подразумевают ценовую состязатель­ность и конкурентную борьбу между участниками торгов, направленную на снижение цены контракта, в рассматриваемом случае заменены сознательным объединением действий указанных лиц до начала торгов, которые привели к заключению государственных контрактов с минимальным снижением цены. Регулярное и по­стоянное совместное участие в торгах хозяйствующих субъектов-конкурентов предполагает единство стратегии, их общий согласованный план поведения в отношении цены контракта, преследование противоправной цели, в данном слу­чае - поддержание цены на торгах.

При этом начальная максимальная цена контрактов была сформирована та­ким образом, что позволяла участникам торгов предложить меньшую сумму за­ключения контракта и снизить НМЦК в ходе проведения торгов.

О возможности снижения НМЦК в ходе проведения торгов свидетельствует как заключение договоров субподряда на меньшие суммы по сравнению с ценой контрактов по итогам торгов (т.17 л.д. 142-146), так и особенности формирова­ния единых тарифов на услуги регионального оператора (т.17 л.д. 147-148, т.18 л.д. 3-10).

Из анализа закупочной документации следует, что расчет НМЦК оказания услуг по транспортированию ТКО производится исходя из установленного еди­ного тарифа регионального оператора (по зонам деятельности) объема, образуе­мого ТКО, количества населения, проживающего в зоне деятельности регио­нального оператора, и территории, в границах которой осуществляется транс­портирование твердых коммунальных отходов (такой расчет приведен в каждом из лотов аукционной документации).

Следовательно, итог проведения конкурс­ных процедур влияет на расходы регионального оператора. При этом расходы на транспортирование ТКО заложены в устанавливаемый регулирующим органом тариф на услуги регионального оператора. Поскольку органом регулирования в течение 2020-2023 годов проводилась корректировка тарифов методом индексиро­вания, а действующим законодательством предусмотрено уточнение плановой необходимой валовой выручки, ООО «Благоустройство» не заинтересовано в уменьшении расходов на транспортирование ТКО, поскольку это приведет к уменьшению тарифа. В свою очередь, уменьшение тарифа приведет к снижению НМЦК, определяемой в аукционной документации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что совокуп­ность собранных доказательств является достаточной для доказанности заключения анти­конкурентного соглашения, а именно: отсутствие конкурентной борьбы между ответчиками при участии в тор­гах; поддержание цен на торгах; передача прав на участие в торгах одному и тому же лицу; использование ответчиками общей инфраструктуры для участия в закуп­ках, одних и тех же IP-адресов; формирование заявок от разных хозяйствующих субъектов одними и теми же лицами; наличие устойчивых хозяйственных и финансовых связей; выполнение работ на условиях субподряда всеми участниками картели по цене, меньшей по сравнению с ценой заключенного контракта с региональным оператором.

Таким образом, между обществами и предпринимателем имели место не только взаимные фактические и гражданско-правовые отношения, что само по себе не запрещено законом, но и иное соглашение, направленное на моделиро­вание конкуренции (создание видимости конкурентной борьбы) путем согласо­ванного продвижения определенных результатов торгов (поддержание цены).

Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам вступать в сговор относительно их поведения при участии в торгах с целью нарушения механизма торгов - повышения, снижения или поддержания цен на торгах вследствие соглашения нескольких участников торгов, направлен­ных на обеспечение победы в торгах одного из них и (или) исключение возмож­ности победы на торгах иных субъектов, не являющихся участниками соглаше­ния.

В рассматриваемой ситуации сами по себе правильные юридические конструкции (привлечение участников антиконкурентного соглашения в качестве субподряд­чиков, заключение договоров аренды между заявителями, обращение к одному и тому же контрагенту за получением услуг, использование IP-адреса арендодате­ля) в совокупности с иными выявленными фактами (наличие устойчивых хозяйственных и финансовых связей между участниками торгов, формирование заявок от разных хозяйствующих субъектов одними и теми же лицами, применение одних и тех же исходных файлов, поддержание цен на торгах) подтверждают наличие между хозяйствующими субъектами договоренности, направленной на моделирование конкуренции (создание видимости конкурентной борьбы).

Относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что действия обществ и предпринимателя являются результатом объективных причин (в том числе экономического характера) в материалы дела заявителями апелляционных жалоб не представлено ни при рассмотрении дела антимонопольным органом, ни судом первой инстанции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что действия заказчика (организатора торгов) в совокупности с действиями участников торгов привели к ограничению конкуренции на рынке транспортирования ТКО на соот­ветствующих торгах, что выразилось в определении конкретных хозяйствующих субъектов, участвующих в тех или иных конкурентных процедурах, определе­нии победителей торгов, а также поддержанию цен на торгах. Тогда как ряд хозяйствующих субъектов на запросы Управления  заявил о привлекательности оказания услуг по выводу ТКО в определённых районах республики (т.12 л.д. 124, 131, 132, 133).

Оценив собранные антимонопольным органом доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действия ООО «Благоустройство», ООО «Чистый Город», ООО «СоветскКоммунКом-плект», ИП ФИО1 в 2020-2021 годах имели единую модель поведения, ко­торая заранее была известна каждому из участников соглашения, а действия направлены не на обеспечение конкуренции, расширение возможностей для уча­стия хозяйствующих субъектов в оказании рассматриваемых услуг, а на устранение иных хозяйствующих субъектов. Действия заказчика, в свою очередь, направлены не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы и сти­мулирования участия хозяйствующих субъектов в осуществляемых им закупках, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности осуществления указанных закупок, а на создание преимущества конкретным хо­зяйствующим субъектам с гарантией заключения договора по цене близкой к НМЦК.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО «Чистый Город», ООО «СоветскКоммунКомплект» и ИП ФИО1 в 2020-2021 годах заключено и реализовано антиконкурентное соглашение с це­лью установления и поддержания цены при проведении конкурентных процедур на право оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Указанные действия являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и направлены на отказ от конкурентной борьбы в целях обеспечения победы определенных участников при участии в торгах и поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при про­ведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе коорди­нация организаторами торгов или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчика­ми с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не преду­смотрено законодательством Российской Федерации.

В пункте 24 Постановления № 2 указано, если в реализа­ции антиконкурентного соглашения участвовал заказчик (организатор торгов), то его действия при наличии оснований квалифицируются в качестве нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, организатором торгов (ООО «Благоустройство») совместно с участниками торгов (ООО «СоветскКоммунКомплект», ИП ФИО1, ООО «Чистый Город») в 2020-2021 годах в целях обеспечения победы опреде­ленных хозяйствующих субъектов при участии в торгах на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО по 1 зоне деятельности регионального опера­тора и поддержанию цен на торгах заключено антиконкурентное соглашение, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкурен­ции.

Вместе с тем суд первой инстанции правильно посчитал недоказанным заключение заявите­лями антиконкурентного соглашения в 2019 и 2022 годах.

Из материалов дела следует, что в 2019 году в аукционах, проводимых ре­гиональным оператором по муниципальным образованиям 1 зоны деятельности, принимал участие только один участник - ООО «Чистый город», с которым и были заключены договоры (т.19 л.д. 13-16). Выход в сеть Интернет организато­ра торгов и единственного участника, пользующихся услугами ООО «Ведущий эксперт», с одного IP-адреса, при условии, что вся аукционная документация проходила согласование с уполномоченным органом - Министерством строи­тельства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в 2019 году, не подтверждает заключение запрещенного законом соглашения.

Привлечение ООО «Чистый город» по договору субподряда ООО «СоветскКоммунКомплект» в соседних Советском и Куженерском районе, а ИП ФИО1­ - в граничащих друг с другом Мари-Турекском, Параньгинском и Сернурском районах - в которых эти субъекты до 2019 года осуществляли транс­портирование ТКО, при отсутствии иных доказательств, не подтверждают нали­чие в 2019 году какой-то определенной стратегии с целью ограничения кон­куренции на торгах.

В 2022 году полностью изменена схема участия заявителей в аукционах: в торгах участвовало по одному хозяйствующему субъекту в тех муниципальных образованиях, которые обслуживались в 2021 году. Доказательств, кроме свойств файлов заявок и аукционной документации, комиссией Управления не установлено. При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно посчитал недоказанным заключение заявителями в 2022 го­ду антиконкурентного соглашения.

С учетом изложенного суд первой инстанции исключает конкурентные проце­дуры, проведенные региональным оператором в 2019 и 2022 годах, из числа тор­гов, на которых был реализован картельный сговор (номера закупок в 2019 году  -     2100700003219000001 - 2100700003219000016,      в     2022     году     - 2100700003222000001 - 2100700003222000019).

Судом первой инстанции не установлено нарушение антимонопольным орга­ном процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законода­тельства.

Управлением проведен обоснованный анализ конкурентной среды на рынке услуг по транспортированию ТКО.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимоно­польный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонополь­ного законодательства.

Особенности проведения анализа состояния конкуренции на товарном рын­ке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции, установлены разделом X Порядка № 220.

Представленный в материалы дела обзор по результатам исследования кон­курентной среды на рынке услуг по транспортированию ТКО на территории Республики Марий Эл соответствует требованиям раздела X указанного Поряд­ка № 220. В нем определены временной интервал исследования товарного рынка (с 2019 года по 2022 год), продуктовые границы товарного рынка (услуги по транспортированию ТКО) и географические границы товарного рынка (террито­рия Республики Марий Эл), установлен состав хозяйствующих субъектов, дей­ствующих на товарном рынке. Управлением помимо ООО «СоветскКоммунКомплект», ИП ФИО1, ООО «Чистый Город» выявлено еще 10 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, в связи с чем сделан обоснованный вывод, что рынок оказания услуг по транспор­тировке ТКО в Республике Марий Эл является конкурентным.

Выводы из анализа рынка из­ложены в заключении об обстоятельствах дела и в решении по делу № 012/01/11-1004/2021, направленных надлежащим образом заявителям.

Суд первой инстанции в результате исследования доказательств и правовой оценки доводов спорящих сторон пришел к верному выводу о том, что Управлением принято законное ре­шение о признании в действиях ООО «Чистый Город», ООО «СоветскКоммун-Комплект» и ИП ФИО1 в 2020-2021 годах нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Решение антимонопольного органа имеет правильную квалификацию нарушения, соответствует Закону о защите конкуренции и имеющимся в деле доказательствам, за исключением выводов о наличии антиконкурентного соглашения на торгах, проведенных в 2019 и 2022 годах, и нарушения заявителями пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции во 2 зоне деятельности регионального оператора.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал заявителям в удовлетворении заявленного требования.

Признание судом первой инстанции отдельных выводов антимонопольного органа не влечет необходимость указания на это обстоятельство в резолютивной части обжалуемого заявителями судебного  акта, поскольку не свидетельствует о незаконности оспоренного  решения Управления с учетом наличия иных законных оснований для его вынесения.

 Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из содержащихся в них доводов, не имеется, так как они не опровергают выводы суда, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права, по существу сводятся к несогласию заявителей с оценкой судом первой инстанции фактических обстоятельств дела.

Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей апелляционных жалоб.

Излишне уплаченная по платежному поручению от 02.11.2023                 № 2742 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату ООО «Чистый город» из федерального бюджета.

Излишне уплаченная по платежному поручению от 01.11.2023 № 8259 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату «Благоустройство» из федерального бюджета.

Излишне уплаченная по платежному поручению от  01.11.2023 № 1131 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату «СоветскКоммунКомплект» из федерального бюджета.

Излишне уплаченная по чеку-ордеру от 01.11.2023 государственная пошлина в сумме 2850 рублей подлежит возврату ИП ФИО1 из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.10.2023 по делу                             № А38-5488/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Чистый город», общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», общества с ограниченной ответственностью «СоветскКоммунКомплект» и индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Чистый город» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 02.11.2023                 № 2742.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению                   от 01.11.2023 № 8259.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СоветскКоммунКомплект» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.11.2023 № 1131.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2850 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 01.11.2023.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

Судьи                                                                                 М.Н. Кастальская

                                                                                            Т.В. Москвичева