г. Владимир
«13» декабря 2021 года Дело № А43-21349/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.12.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2021 по делу № А43–21349/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 24.06.2021 №515-05-150ТКО/2021 и прекращении производства по делу.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области (далее – Инспекция, административный орган) из Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Лысковского муниципального округа поступила информация по результатам мониторинга подведомственной территории с фотофиксацией, из которой Инспекцией непосредственно обнаружено, что более трех суток (08.06.2021, 09.06.2021, 10.06.2021) по адресу: <...> в районе д.23, не произведен вывоз крупногабаритного мусора с территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.
Так, на контейнерной площадке по адресу: <...> в районе д. 23, на территории, прилегающей к контейнерной площадке, в месте, определенном для скандирования крупногабаритного мусора, согласно указателям, огороженном сеткой, имеющим твердое основание и внесенном в реестр контейнерных площадок, имеются крупногабаритные твердые коммунальные отходы, а именно старая бочка, диван, сломанные ящики, сухие ветки и прочий мусор, что является нарушением требований пункта 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Усмотрев в деянии общества с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» (далее – Общество) признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Инспекции22.06.2021 составило протокол об административном правонарушении № 515-05-150ТКО/2021.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекцией 24.06.2021вынесено постановление № 515-05-150ТКО/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 24.06.2021 № 515-05-150ТКО/2021.
Решением от 27.09.2021 Арбитражный суд Нижегородской области оспоренное постановление признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что крупногабаритные отходы подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Инспекция настаивает на том, что Обществу не вменялось ненадлежащее содержание контейнерной площадки, а также прилегающей к ней территории. В данном случае Обществу вменено неосуществление вывоза скопившихся крупногабаритных отходов со специальной площадки для складирования КГО, внесенной в реестр контейнерных площадок, что привело к ее переполнению, загрязнению контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.
Инспекцией к апелляционной жалобе приложена судебная практика по иным делам, что судом расценивается как ходатайство о приобщении к материалам дела данных документов.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 148 (1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил № 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту «а» пункта 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения № 1 к Правилам № 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) должно производиться не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Также названным пунктом предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы -отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами -юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил (пункт 5 названных Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 2 Правил № 1156 предусмотрено, что крупногабаритные отходы - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другие), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Пунктом 11 Правил № 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных
отходов.
Согласно пункту 12 Правил № 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов (в том числе и крупногабаритных) из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Общество является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов на территории города Лысково и Лысковского района Нижегородской области и является исполнителем коммунальной услуги, на которого возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Обществом (региональный оператор) 15.06.2018 заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 8).
Согласно пункту 2.1.4 названного Соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренной схемой обращения с отходами.
Признавая незаконным постановление Инспекции от 24.06.2021 №515-05-150ТКО/2021, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события вмененного административного правонарушения. Суд первой инстанции посчитал, что обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, а также территории, прилегающей к данной площадке, на регионального оператора не возложена.
Между тем, как следует из протокола об административном правонарушении от 22.06.2021 № 515-05-150ТКО/2021 и постановления от 24.06.2021 №515-05-150ТКО/2021, Обществу вменено неосуществление более трех суток (08.06.2021, 09.06.2021, 10.06.2021) по адресу: <...> в районе д.23, вывоза крупногабаритного мусора с территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.
По данным «Гисметео» среднесуточная температура в г. Лысково Нижегородской области с 08.06.2021 по 10.06.2021 была свыше +5 °С.
Материалами дела подтверждено, что на контейнерной площадке по адресу: <...> в районе д. 23, в месте, определенном для скандирования крупногабаритного мусора, огороженном сеткой, внесенном в реестр контейнерных площадок, находились более трех суток крупногабаритные твердые коммунальные отходы (материалы фотофиксации – т.2 л.д.28, 33-оборот, 39).
Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Лысковского муниципального округа Нижегородской области предусмотрено наличие 1 место для складирования КГО (т.2 л.д.19).
В силу подпункта «а» пункта 11 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Общество как региональный оператор обязано принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.
Следовательно, Общество обязано осуществлять вывоз крупногабаритных отходов с территории названной контейнерной площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе к периодичности вывоза твердых коммунальных отходов (1 раз в сутки).
Длительное неосуществление Обществом крупногабаритных отходов с места их накопления (специальной площадки для складирования КГО) повлекло складирование этого мусора за пределами огороженной площадки для складирования КГО, в результате чего произошло захламление прилегающей к контейнерной площадке территории.
Тем самым Обществом допущено нарушение требований, установленных пунктом 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, к режиму обеспечения населения коммунальными услугами.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него и предусмотренных законодательством мер, направленных на предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества (своевременного вывоза КГО), в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах в действиях Общества административным органом доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 7.23 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.Общество надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 52-53, 56-64).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях заявителя жалобы малозначительности совершенного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания признании незаконным и отмены постановления Инспекции от 24.06.2021 №515-05-150ТКО/2021.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2021 по делу № А43–21349/2021 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 24.06.2021 № 515-05-150ТКО/2021 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
Т.В. Москвичева