Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«27» января 2021 года Дело № А38-10287/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06 ноября 2020 года по делу № А38-10287/2019, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) о признании недействительным пункт 2 приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 31.10.2019 № 180 «Об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок» в части внесения изменений, указанных в пункте 1 приказа, в течение 7 календарных дней со дня принятия решения об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл №№ 110К, 115К, 129К, 131К, 143К, 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П в раздел I реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, не соответствующим части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл внести в раздел I реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (нерегулируемые тарифы) соответствующие изменения относительно начального остановочного пункта указанных маршрутов; о признании приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 01.11.2019 № 181 «О признании недействительными свидетельств и карт об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам» недействительным и не соответствующим частям 7 и 8 статьи 27, части 6 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, касающейся индивидуального предпринимателя ФИО1.
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации, общества с ограниченной ответственностью «Автовокзалы Марий Эл», общества с ограниченной ответственностью «Первая Транспортная Компания», государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл «Республиканский автовокзал»
при участии:
от заявителя – не явился, извещен,
от ответчика – не явился, извещен,
от третьих лиц – не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, в котором просил: 1) признать недействительным пункт 2 приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее – ответчик, министерство) от 31.10.2019 № 180 «Об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок» в части внесения изменений, указанных в пункте 1 приказа, в 2 течение 7 календарных дней со дня принятия решения об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл №№ 110К, 115К, 129К, 131К, 143К, 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П в раздел I реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, не соответствующим части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220- ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл внести в раздел I реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (нерегулируемые тарифы) соответствующие изменения относительно начального остановочного пункта указанных маршрутов, 2) признать приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 01.11.2019 № 181 «О признании недействительными свидетельств и карт об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам» недействительным и не соответствующим частям 7 и 8 статьи 27, части 6 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части, касающейся ИП ФИО1
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице администрации, общество с ограниченной ответственностью «Автовокзалы Марий Эл», общество с ограниченной ответственностью «Первая Транспортная Компания», государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл «Республиканский автовокзал».
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06 ноября 2020 года по делу № А38-10287/2019 требования удовлетворены частично. Суд отказал индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2 приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 31.10.2019 № 180 «Об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок» в части внесения изменений, указанных в пункте 1 приказа, в течение 7 календарных дней со дня принятия решения об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл №№ 110К, 115К, 129К, 131К, 143К, 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317- П в раздел I реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, и об обязании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл внести в раздел I реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (нерегулируемые тарифы) соответствующие изменения относительно начального остановочного пункта указанных маршрутов. Кроме того, суд признал недействительными и несоответствующими Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункты 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 2.4, 3 приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 01.11.2019 № 181 «О признании недействительными свидетельств и карт об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам» в части, касающейся прав и обязанностей индивидуального предпринимателя ФИО1, а также взыскал с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3300 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить пункт 2 и 3 решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06 ноября 2020 г. по делу № А38-10287/2019 и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать в полном объеме.
Министерство считает вынесенное решение в части удовлетворения заявленных требований незаконным, необоснованным и немотивированным, Министерство настаивает, что вправе принимать решения об изменении межмуниципальных маршрутов на территории Республики Марий Эл, в том числе в связи с изменениями начальных остановочных пунктов, и такие решения вступают в силу с момента внесения сведений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл. При этом, фактически ИП ФИО1 осуществляет отправление транспортных средств по вышеуказанным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок от начального остановочного пункта - Остановочная площадка часть III привокзальной площади, что не оспаривалось в суде представителем ИП ФИО1 Договор на право пользования начальным остановочным пунктом - Остановочная площадка часть III привокзальной площади между ИП ФИО1 и ГУЛ Республики Марий Эл «Республиканский автовокзал», в настоящее время не заключен, в то же время у контролирующего органа территориального отдела госавтодорнадзора по Республике Марий Эл Приволжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора возникают сложности при проведении проверок, в связи с расхождением информации указанной в Реестре и в свидетельствах и картах маршрута. Кроме того, Министерство не лишало ИП ФИО1 права на осуществление перевозок, как указал в оспариваемом решении Арбитражный суд Республики Марий Эл, а наоборот приняло все меры для вручения ему новых разрешительных документов, а также неоднократно уведомляли о необходимости подачи им заявления о смене начального остановочного пункта.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта в обжалуемой части, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, индивидуальному предпринимателю ФИО1 выданы свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок №№ 110К, 115К, 129К, 131К, 143К сроком действия с 17.08.2016 по 16.08.2021 с обозначением в качестве начального остановочного пункта города Йошкар-Олы, свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок №№ 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П 4 сроком действия с 10.01.2018 по 09.01.2028 и с 22.05.2019 по 04.05.2027 с обозначением в качестве начального остановочного пункта остановочного павильона г. Йошкар-Олы, а также карты соответствующих маршрутов, в том числе резервные, с аналогичными сроками окончания их действия (т.1, л.д. 45- 58, 59-80).
Указанный павильон площадью 100 кв.м был размещен по адресу: <...> северо-западнее дома №25, на основании договора № 5/2015-т от 21.05.2015 на право установки нестационарного торгового объекта, заключенного между муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и обществом с ограниченной ответственностью «Первая Транспортная Компания» на 5 лет с 21 мая 2015 года по 20 мая 2020 года (т.1, л.д. 91-92, 131-132, т.2, л.д. 48-49).
Приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 24.01.2017 № 7-н устанавливался Перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешалось использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (т.1, л.д. 94-98).
Указанный перечень остановочных пунктов приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл 14.07.2017 № 22-н изложен в новой редакции, в частности, в него был внесен остановочный пункт г. Йошкар-Олы под названием «Остановочный павильон», расположенный по адресу: <...> северо-западнее дома № 25 (т.1, л.д. 99-111).
Приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 10.04.2018 № 3-н остановочный павильон, 5 расположенный по адресу: <...> северо-западнее дома № 25, исключен из числа остановочных пунктов г. Йошкар-Олы, что повлекло необходимость изменения некоторых межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (т.1, л.д. 112-113).
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл вынесен приказ от 31.10.2019 № 180, пунктом 1 которого утверждены изменения межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок №№ 110К, 115К, 129К, 131К, 143К 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П в части изменения начального остановочного пункта на остановочную площадку часть III привокзальной площади, расположенную по адресу: Республика Марий Эл, <...> метров на юго-восток от дома по адресу ул. Гагарина, д.25 (т.1, л.д. 31-39).
Соответствующие изменения на основании пункта 2 приказа от 31.10.2019 № 180 внесены в реестр маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (т.1, л.д. 138-140).
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 01.11.2019 № 181 признаны недействительными выданные индивидуальному предпринимателю ФИО1 свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по названным межмуниципальным маршрутам, а также карты этих маршрутов, в том числе резервные (т.1. л.д. 40- 43).
Указанный приказ изменен приказом от 20.12.2019 № 225 путем замены слова недействительными на недействующими (т.2. л.д. 137).
Не согласившись с приказом от 31.10.2019 № 180 и пунктами приказа от 01.11.2019 № 181, касающихся непосредственно предпринимателя ФИО1, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с соответствующим заявлением.
В заявлении, в дополнении к нему и в судебных заседаниях приведены доводы о том, что пункт 2 приказа от 31.10.2019 № 180 противоречит части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации регулярных перевозок), так как указанное в нем решение министерства направлено на внесение изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл до вступления в законную силу указанного в пункте 1 приказа решения, которым такие изменения утверждены. Незаконность приказа от 01.11.2019 № 181 заявитель обосновывает тем, что нормы Закона об организации регулярных перевозок не предусматривают возможности признания свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам и карт таких маршрутов недействительными или недействующими, закрепляя лишь основания для приостановления или прекращения их действия. К тому же выданные предпринимателю свидетельства и карты содержат наименования маршрутов в виде наименований поселений и городских округов, что свидетельствует об отсутствии оснований для внесения изменений в указанные документы (т.1, л.д. 5-10, т.2, л.д. 2).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции и исходил из того, что оспариваемые пункты 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 2.4, 3 приказа министерства №181 от 01.11.2019, в редакции приказа №225 от 20.12.2019, не соответствуют Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как они прекращают действие свидетельств и карт в порядке и по основаниям, не предусмотренным Законом об организации регулярных перевозок, и в результате такого прекращения незаконно лишают предпринимателя права осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршрутам №№ 110К, 115К, 129К, 131К, 143К 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109- П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене на основании следующего.
Согласно положениям статей 11 и 12 Закона об организации регулярных перевозок, а также постановлению Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2015 № 748 «Об утверждении Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл» уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, которое уполномочено вести реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, устанавливать, изменять и отменять такие маршруты и выступать инициатором проведения соответствующих действий.
Под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (статья 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском хозяйствующих субъектов к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля осуществления регулярных перевозок регулирует Закон N 220-ФЗ.
В статье 3 данного закона определено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - свидетельство об осуществлении перевозок) является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Карта маршрута регулярных перевозок (далее - карта маршрута) - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Право на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок можно получить путем участия в открытом конкурсе. Первый номер присваивается заявке на участие, получившей высшую оценку (часть 5 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В главе 5 Закона N 220-ФЗ определен порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также порядок прекращения или приостановления действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе сведения о наименовании маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 27 Федерального закона N 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок указывается наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту.
В рассматриваемом случае, Приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 24.01.2017 № 7-н устанавливался Перечень остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешалось использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, который был изложен в новой редакции приказом от 14.07.2017 № 22-н, в частности, в него был внесен остановочный пункт г. Йошкар-Олы под названием «Остановочный павильон», расположенный по адресу: <...> северо-западнее дома № 25.
Свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также карты соответствующих маршрутов, в том числе резервные, выданы предпринимателю ФИО1 с обозначением в качестве начального остановочного пункта города Йошкар-Ола под названием «Остановочный павильон», расположенный по адресу: <...> северо-западнее дома № 25.
Приказом Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 10.04.2018 № 3-н остановочный павильон, 5 расположенный по адресу: <...> северо-западнее дома № 25, исключен из числа остановочных пунктов г. Йошкар-Олы, что повлекло необходимость изменения некоторых межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, в связи с чем приказом от 31 октября 2019 г. № 180 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл изменило начальный остановочный пункт по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок №№110 К, 115 К, 129 К, 131 К, 143 К, 101-П, 102-П, 103-П, 108-П, 109-П, 305-П, 306-П, 312-П, 317-П на «Остановочную площадку часть III привокзальной площади» и внесло в раздел I реестра маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл (нерегулируемые тарифы) соответствующие изменения относительно начального остановочного пункта указанных маршрутов.
Согласно Перечню остановочных пунктов, расположенных на территории Республики Марий Эл, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Городского округа «Город Йошкар-Ола» установлено 7 начальных остановочных пунктов: Автовокзал (<...>); Остановочная площадка часть II привокзальной площади (<...> метров на юго-восток от дома по адресу ул. Яналова, д.; Остановочная площадка часть III привокзальной площади (<...> метров на юго-восток от дома по адресу ул. Гагарина, д. 25); Автобусная остановка д. Савино (<...>); Автобусная остановка ул. Кутрухина (<...>); Автобусная остановка магазин «Олимп» (г. Йошкар-Ола, возле дома № 5 «Б» по ул. Петрова); Автобусная остановка ул. Димитрова (г. Йошкар-Ола, возле пересечения ул. Демьяна Бедного и ул. Димитрова).
Министерство, выявив, что в Реестре установлен начальный остановочный пункт - Остановочная площадка часть III привокзальной площади, а в свидетельствах и картах маршрута установлены другие начальные остановочные пункты (г. Йошкар-Ола, Остановочный павильон), изготовило надлежащие свидетельства и карты маршрутов на вышеуказанные маршруты соответствующие Реестру.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 01.11.2019 № 181, с учетом приказа от 20.12.2019 № 225, признаны недействующими выданные индивидуальному предпринимателю ФИО1 свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по названным межмуниципальным маршрутам, а также карты этих маршрутов, в том числе резервные.
При этом, пунктами 2.3, 2.4 и 3 приказа министерство уведомило заявителя о необходимости получения переоформленных свидетельств и карт, а также установило порядок направления и вручения предпринимателю указанных документов.
Материалами дела подтверждено, что ИП ФИО1 неоднократно направлялись уведомления об исключении начального остановочного пункта - Остановочный павильон из Перечня, и о необходимости обратиться в Министерство для получения новых свидетельств и карт маршрута, соответствующих Реестру.
В то же время, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, судом установлено, что с мая 2020 года отправление автобусов по указанным маршрутам фактически осуществляется с остановочной площадки III привокзальной площади, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, <...> метров на юго-восток от дома по адресу ул. Гагарина, д.25. Стороны не заключили договор на использование остановочной площадки III привокзальной площади ввиду наличия разногласий о цене договора.
Поскольку в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок указывается наименование маршрута регулярных перевозок, в том числе наименование начального остановочного пункта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что избранный Министерством способ приведения свидетельств и карт маршрутов в соответствие Реестру не противоречит закону.
Кроме того, как конкретно нарушены права заявителя с учетом фактических обстоятельств по делу, ИП ФИО1 не указал.
Между тем, в соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения (действия) о признании ненормативного правового акта недействительным, является одновременно как несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным решением (действием) прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд за их защитой.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) административных органов, входит проверка на основе совокупности имеющихся в деле доказательств оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону и проверка наличия (отсутствия) факта нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания недействительными и несоответствующими Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункты 1.1, 1.3, 2.2, 2.3, 2.4, 3 приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 01.11.2019 № 181 «О признании недействительными свидетельств и карт об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам» в части, касающейся прав и обязанностей ИП ФИО1
Следовательно, решение суда первой инстанции в оспариваемой части подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06 ноября 2020 года по делу № А38-10287/2019 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | М.Н. Кастальская |
Судьи | А.М. Гущина |
Т.А. Захарова |