ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-8653/2021 от 14.12.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир 

«21» декабря 2021 года                                                Дело № А43-27109/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2021.

Постановление в полном объеме изготовлено 21.12.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Квинтет» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2021 по делу № А43-27109/2021,

принятое по заявлению Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Квинтет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16, частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Квинтет» – ФИО1 по доверенности от 10.12.2021 №7 сроком действия до 31.12.2022.

Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Квинтет», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Должностным лицом Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее – Министерство, административный орган) 29.06.2021 проведен осмотр бара «Быть добру» по адресу: <...>.

Министерство посчитало, что в названном баре осуществляет свою деятельность общество с ограниченной ответственностью «Квинтет» (далее – Общество).

В ходе осмотра административным органом установлен факт оборота Обществом в указанном торговом объекте алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии и сопроводительных документов, подтверждающих его легальность.

Результаты проведенного проверочного мероприятия отражены в акте проверки от 29.06.2021, протоколе осмотра территорий, помещений, документов и предметов от 29.06.2021.

В связи с реализацией Обществом спиртосодержащей продукции без надлежащим образом оформленных товаросопроводительных документов 29.06.2021 должностным лицом Министерства произведено изъятие алкогольной продукции, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 29.06.2021 № 23.

Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо административного органа составило протоколы об административных правонарушениях от 18.08.2021 № 138, 139.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях и другие материалы административных дел переданы Министерством для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности в Арбитражный суд Нижегородской области.

Решением от 12.10.2021 Арбитражный суд Нижегородской области привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 3 000 000рублей с уничтожением алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия от 29.06.2021 № 23.

  Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что оно не было извещено надлежащим образом о дате судебного заседания по настоящему делу, а также о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Общество считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления непосредственно им деятельность в проверенном объекте. Доводы Министерства основаны на протоколе об административном правонарушении, который составлялся в присутствии лиц, не имеющих никакого отношения к Обществу.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии следующих документов: свидетельства о постановке на учет от 11.01.2018, свидетельства о постановке на учет от 24.07.2019.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции его удовлетворил и приобщил указанные документы к материалам дела.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу высказало свою позицию по делу.

Министерство к отзыву приложило новые документы: копию конверта о направлении материалов проверки и копию конверта о направлении извещения о составлении протоколов.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции его удовлетворил и приобщил указанные документы к материалам дела.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу,Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

  Часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

  Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

  Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

  Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ).

Оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (пункт 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В силу пункта 1 статьи 11  Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

Лицензии выдаются, в том числе, и на розничную продажу алкогольной продукции (часть 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ).

Частью 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:  товарно-транспортная накладная.

Отсутствие названных сопроводительных документов не подтверждает законности прохождения реализуемой спиртосодержащей продукции от организации-производителя до потребителя на территории Российской Федерации, то есть свидетельствует о нахождении такой продукции в нелегальном обороте.

Из положений пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ следует, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция признаются находящимися в незаконном обороте, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующей лицензии.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в числе прочего:

производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

При этом в соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (часть 1); документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (часть 2).

Как следует из материалов дела, административным органом 29.06.2021 в ходе осмотра бара «Быть добру» по адресу: <...>, установлен факт оборота алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии и сопроводительных документов, подтверждающих его легальность.

Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришел к  выводу о наличии в действиях Общества состава административных правонарушений, ответственность за которые установлена  частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

  Между тем, в материалах дела отсутствуют объективные доказательства осуществления именно Обществом предпринимательской деятельности в помещении бара «Быть добру» по адресу: <...>.

  Из протокола осмотра территории, помещений, документов, предметов от 29.06.2021, приложенных к нему фотографий, акта проверки от 29.06.2021, протоколов об административном правонарушении  от 18.08.2021 № 138, 139 не усматривается, на основании каких фактических данных административным органом установлено, что в данном баре деятельность осуществляет непосредственно Общество.

  В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сообщило, что внутри помещения на стенде с информацией располагалось свидетельство о государственной регистрации юридического лица и лицензия.

   Однако, в протоколе осмотра территории, помещений, документов, предметов от 29.06.2021, приложенных к нему фотографиях данное обстоятельство не зафиксировано.

   Собственник помещения либо иной законный владелец, где расположен бар «Быть добру», не установлен административным органом.

   В отношении лицензии от 11.03.2021 № 52РПА0007243 самим административным органом выявлены признаки подделки (лицензия была выдана иному лицу).

   Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что представленное Министерством свидетельство о постановке на налоговый учет от 11.01.2018 не соответствует общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в отношении сведений об учете Общества в налоговом органе (указан неверный налоговый орган, на учете в котором состояло Общество).

 Из объяснений ФИО2 (физического лица, находившегося в спорном баре в момент осмотра) от 29.06.2021 следует, что она работает по трудовому договору продавцом в баре «Быть добру», в котором деятельность осуществляет ООО «Квинтет».

  Трудовой договор у названного лица административный орган не истребовал, реквизиты юридического лица не сверил.

   В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества отрицал факт ведения когда-либо предпринимательской деятельности по розничной торговле на территории города Нижнего Новгорода.

   В силу положений частей 1 и 4 статьи  1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

   При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что представленная административным органом совокупность доказательств достаточна для вывода о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного установлена  частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, является ошибочным, не соответствующим материалам дела.

   В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

   Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу.

    Согласно подпункту 2 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

    Изъятые из незаконного оборота предметы административного правонарушения подлежат уничтожению (Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018).

    В данном случае материалами дела подтверждено, что неустановленное лицо осуществляло незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с чем продукция, изъятая согласно протоколу от 29.06.2021, подлежит направлению на уничтожение в установленном порядке.

           В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 2 и 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

          Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

  Вопреки доводам Общества оно было надлежащим образом извещено о начавшемся судебном процессе, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 60377562328494.

  Общество также надлежащим образом было уведомлено о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80096262893623. Неполучение корреспонденции по причине приостановления Обществом деятельности на время пандемии и не нахождение его исполнительного органа по месту регистрации юридического лица является риском самого Общества. Данные обстоятельства учтены судом первой инстанции при восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения суда первой инстанции.

Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2021 по делу № А43-27109/2021 отменить.

        В привлечении общества с ограниченной ответственностью «Квинтет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16, частью 3 статьи14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

        Алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 29.06.2021 по адресу: <...>, уничтожить после вступления постановления в законную силу в порядке, установленном действующим законодательством.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                       А.М. Гущина

Судьи                                                                               М.Б. Белышкова

                                                                                          Т.В. Москвичева