ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-1497/2015 от 25.03.2015 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

27 марта 2015 года

Дело № А31-7094/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.     

Полный текст постановления изготовлен марта 2015 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поляковой С.Г.

судей Малых Е.Г., Тетервака А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества «Костромское авиапредприятие»

на решение Арбитражного суда Костромской области от 30.12.2014 по делу № А31-7094/2014, принятое судом в составе судьи Иванова Е.В.

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (ИНН: 4401101109, ОГРН: 1094401003476)

к открытому акционерному обществу «Костромское авиапредприятие» (ИНН: 4401061368, ОГРН: 1064401009166),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное УГМС» в лице филиала Костромского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

о признании отсутствующим права собственности на нежилые помещения и признании права собственности Российской Федерации,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (далее – истец, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Костромской области к открытому акционерному обществу «Костромское авиапредприятие» (далее – ответчик, ОАО «Костромское авиапредприятие») с иском о признании отсутствующим права собственности ОАО «Костромское авиапредприятие» на нежилые помещения (комната №7 площадью  -16,6 кв.м., комната № 8 площадью - 16,2 кв.м.), являющиеся частями нежилого строения (здание аэропорта) общей площадью 1243,6 кв.м. расположенного по адресу: Костромская область, Шарьинский район, Шангенское сельское поселение, Аэропорт Шарья, о чём в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним 27.12.2006 сделана запись регистрации №44-44-01/112/2006-924; признании права собственности Российской Федерации на указанные нежилые помещения.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 8, 12, 168, 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 30.12.2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, ответчик ОАО «Костромское авиапредприятие» обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ответчика указал, что истцом не было представлено доказательств того, что спорные помещения были построены либо предоставлены специально для гидрометеорологической службы. В судебном заседании не выяснялся вопрос о том, на каких правовых основаниям третье лицо заняло спорные помещения. В суде первой инстанции представитель третьего лица подтвердил, что имущество может быть перемещено в иное помещение. Суд первой инстанции оставил без внимания то, что основанием для регистрации права собственности послужило распоряжение истца от 30.12.2005 № 929.

Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу указало, что спорные помещения находятся в фактическом владении и используются государственным учреждением для размещения объекта гидрометеорологической службой с 1988 года и по настоящее время. Спорные помещения с момента разграничения отнесены исключительно к федеральной собственности и приватизации не подлежат.

Истец  отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 30.12.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец, ответчик направили в суд ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление от 27.12.1991 № 3020-1), определено, что  предприятия и объекты гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов отнесены исключительно к федеральной собственности.

Из технического дела Управления гидрометслужбы Верхне-Волжское станции Шарья, которое ведется с 1964 года, следует, что служба использует техническое помещение с 1975 года. В это время станция Шарья является 1 из 10 самостоятельных структурных сетевых подразделений гидрометеослужбы Костромской области.

В соответствии с приказами Верхне-Волжского управления по гидрометеорологии и контролю природной среды от 18.01.1988 № 12 и от 19.02.1988 № 52к образован Костромской областной центр по гидрометеорологии Верхне-Волжского управления.

В части технического дела, касающейся описания размещения приборов, отражено, что 16.07.1988 основной прибор – барометр, используемый станцией Шарья, был перемещён в новое помещение, где установлен на расстоянии трех метров от окна и батареи и четырех от двери. Начальнику дано задание организовать его нивелировку.

Из Акта старшего инженера геодезии А.А. Немчанинова, адресованного Труниной Г.Ф., следует, что 24.07.1988 он определил абсолютную отметку барометра установленного на АМСГ Шарья в здании нового аэропорта, которая составила 125,05 м над уровнем моря.

Из представленной 16.06.2014 года карточки группового учета основных средств от 30.07.2014 следует, что данный барометр находится на учете со 02.08.1956.

Из записи, сделанной в период с 17 по 20 число апреля 1990 года, следует, что помещение, в которое перенесли барометр, находится на втором этаже здания аэропорта, высота барометра определяется нивелировкой 125 м.

В настоящее время данные комнаты идентифицированы как комната №7 площадью - 16,6 кв.м. и комната № 8 площадью - 16,2 кв.м., являющиеся частями нежилого строения (здание аэропорта) общей площадью 1243,6 кв.м., расположенного по адресу: Костромская область, Шарьинский район, Шангенское сельское поселение, Аэропорт Шарья.

В последующем, из записей технического дела следует, что помещения прежние, место размещения приборов не изменялось.

Наличие данного прибора на прежнем месте с апреля 1990 года свидетельствует о том, что в помещении организованы работы, связанные именно с гидрометеорологией.

Служебное помещение ГСМ Шарья находится на втором этаже пустующего здания аэропорта и с 16.07.1988 состоит из двух комнат, одна используется как подсобное помещение и архивохранилище, вторая как лаборатория. Сам факт расположения барометра на прежнем месте свидетельствует о том, что на момент разграничения публичной собственности, момент принятия решения о приватизации предприятия, момент передачи имущества в уставный капитал Общества и после государственной регистрации права собственности за Обществом, помещение по настоящее время используется Учреждением в уставной деятельности с целью осуществления возложенных на него функций.

За ОАО «Костромское авиапредприятие» зарегистрировано право собственности на нежилые помещения (комната №7 площадью -16,6 кв.м., комната № 8 площадью - 16,2 кв.м.), являющиеся частями нежилого строения (здание аэропорта) общей площадью 1243,6 кв.м, расположенного по адресу: Костромская область, Шарьинский район, Шангенское сельское поселение, Аэропорт Шарья, о чём в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним 27.12.2006 сделана запись регистрации №44-44-01/112/2006-924, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 44 – АБ № 120325 от 27.12.2006.

Пунктами 2.1.2 8, 2.1.8 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, действующим в 2005, 2006 годах, приватизация объектов гидрометеорологической службы запрещена. Запрет на приватизацию обусловлен сущностью самого  объекта, который по своей природе является объектом гражданских прав, подлежащим полному изъятию из оборота. 

Учитывая указанные обстоятельства, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно статье 4 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ», изданные до введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР по вопросам, которые согласно части первой Гражданского кодекса РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Согласно статье 8 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» имущество, находящееся в федеральной собственности, используемое в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающее единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации, приватизации не подлежит.

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 25.02.1998 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 4 раздела 2 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов относятся исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов являются объектом федеральной собственности.

Имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что спорные помещения с 1990 года использовались и в настоящее время используются для работы, связанной с гидрометеорологией, на момент законодательного разграничения государственной собственности они находились во владении и пользовании гидрометеорологической службы и до настоящего времени спорные помещения используются по тому же назначению.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал, что спорные нежилые помещения являются объектами федеральной собственности как объекты гидрометеорологической службы, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда первой инстанции правильным, основанным на нормах действующего законодательства.

Довод о том, что отсутствуют доказательства того, что спорные помещения построены либо предоставлены специально для гидрометеорологической службы, отклоняется судом второй инстанции как несостоятельный, так как признание права собственности на занимаемые гидрометеорологической службой помещения за Российской Федерацией прямо предусмотрено законодательством.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что имущество может быть перемещено в иное помещение, не подтверждено надлежащими доказательствами и не влияет на правильность принятого судебного акта.

Довод ответчика о наличии зарегистрированного за ним права собственности на спорные объекты, не принимается судом второй инстанции, так как суд первой инстанции правомерно признал, что в силу закона нежилое помещение, используемое в деятельности третьего лица, является имуществом этого учреждения и относится к объектам исключительно федеральной собственности.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Костромской области от 30.12.2014 по делу №А31-7094/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества «Костромское авиапредприятие» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий                                                             С.Г. Полякова

Судьи                                                                                                          Е.Г. Малых

                                                                                                          А.В. Тетервак