ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-285/16 от 18.02.2016 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3, http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

19 февраля 2016 года Дело № А82-6195/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2016 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Щелокаевой Т.А.,

судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Богатырёвой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Рыбинского муниципального района (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2015 по делу № А82-6195/2015, принятое в составе судьи Секериной С.Е.,

по иску администрации Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области (ОГРН: <***>; ИНН: <***>);

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (ОГРН: <***>; ИНН: <***>); Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ОГРН: <***>; ИНН: <***>);

администрации Рыбинского муниципального района (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

с участием в деле третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:14:010301:875,

установил:

администрация Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее – истец, Администрация, администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением от 22.04.2015 № 322 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее – ТУ Росимущества в ЯО, Управление), Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее – Департамент), администрации Рыбинского муниципального района (далее – заявитель, администрация района) о признании за Глебовский сельским поселением Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее – Глебовское сельское поселение, сельское поселение, поселение) права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения домов малоэтажной застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, кадастровый номер: 76:14:010301:875, общей площадью 160146 кв.м., расположенный по адресу: Ярославская область, Рыбинский район, ФИО1 сельский округ, д. Петрицево (далее также – земельный участок, участок, объект).

Исковые требования основаны на положениях Земельного кодекса РСФСР, Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе», статей 49, 51 Закона Российской Федерации от 06.07.1990 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 154-ФЗ), статьи 2 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), статей 84, 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Указами Президента Российской Федерации от 09.10.1993 № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», от 26.10.1993 № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1), Закона Ярославской области от 30.11.1995 № 20-з «О муниципальных образованиях Ярославской области», Закона Ярославской области от 07.02.2002 № 12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения», Закона Ярославской области от 21.12.2004 № 65-з «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области», постановления главы администрации Ярославской области от 20.12.1993 № 368 «Об органах местного самоуправления в Ярославской области», утвержденного решением Собрания представителей Рыбинского муниципального округа от 05.03.1997 № 55 Устава Рыбинского муниципального округа, и мотивированы правопритязанием истца на земельный участок, возникшим у последнего в силу закона. Администрация полагает, что с 01.01.2006 Глебовское сельское поселение является правопреемником упраздненного в ходе реформы местного самоуправления Погорельского сельского округа в отношении предметов его ведения, в том числе в части находившегося на его территории спорного участка.

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, участвует Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее – Управление Росреестра по Ярославской области).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2015 требования истца удовлетворены: за сельским поселением признано право муниципальной собственности на земельный участок. Установив, исследовав и оценив фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что поселение является собственником земельного участка на основании принятого 25.12.1992 во исполнение действовавшего на тот период земельного законодательства Малым советом Рыбинского районного Совета народных депутатов Ярославской области решения № 141 «О закреплении земель в коллективно-долевую, коллективную совместную собственность, аренду, пользование и выдаче документов, удостоверяющих право на землю сельскохозяйственным предприятиям района». При анализе законодательства о местном самоуправлении суд первой инстанции согласился с истцом о факте правопреемства между Погорельским сельским округом и Глебовским сельским поселением.

Не согласившись с Арбитражным судом Ярославской области, признавшим право собственности на земельный участок за поселением, с апелляционной жалобой во Второй арбитражный апелляционный суд обратилась администрация района, которая просит решение от 26.11.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе администрации поселения в иске. Заявитель оспаривает вывод суд первой инстанции о правопреемстве между Погорельским сельским округом и Глебовским сельским поселением, полагая его ошибочным. Со ссылкой на пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.10.1993 № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и постановление главы администрации Рыбинского района Ярославской области от 12.10.1993 № 509 «О реформе представительных органов власти и местно самоуправления в Рыбинском районе» (л.д.31-32) пояснил, что деятельность Погорельского сельского Совета народных депутатов была прекращена. Глебовское сельское поселение относится к вновь образованным муниципальным образованиям и не является правопреемником указанного в решении органа местного самоуправления. Также администрация района заявила, что, по ее мнению, спорный земельный участок не подпадает под критерии разграничения предусмотренные Законом № 137-ФЗ, а, следовательно, остался в неразграниченной государственной собственности, что подтверждает и правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 17.12.2013 № 12790/13. С учетом изложенного, заявитель считает, что истцом не доказано возникновение у Глебовского сельского поселения права собственности на спорный участок.

Администрация поселения в отзыве на жалобу на аргументы заявителя возразила, считая их основанными на ошибочном толковании норм права, просит решение от 26.11.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Остальные участники процесса отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Стороны и третье лицо явку представителей в суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрения в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

10.04.1991 Исполнительным комитетом Рыбинского районного Совета народных депутатов принято решение № 117 передать в ведение сельских Советов народных депутатов земли населенных пунктов, расположенных на территории колхозов, совхозов, предприятий, подсобных сельских хозяйств в согласованных границах ориентировочной площадью 3883 га с последующим уточнением площадей после завершения работ по их вычислению (л.д.21, 112)

25.12.1992 во исполнение статьи 7 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе», статей 8, 9 и 23 Земельного кодекса РСФСР и предложенных проектов перераспределения земель Малый совет Рыбинского районного совета народных депутатов Ярославской области решением № 141 (л.д.25-30) передал в ведение Погорельского сельского Совета народных депутатов земельные угодья общей площадью 244 га, из них прочих угодий помимо пашен, пастбищ и покосов 64 га (л.д.28).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.10.1993 № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» главой администрации Рыбинского района Ярославской области вынесено постановление от 12.10.1993 № 509 (л.д.31-32), согласно которому была прекращена деятельность сельских и поселковых Советов народных депутатов, в том числе Погорельского сельского совета, а их функции были возложены на местные администрации. 20.12.1993 постановлением главы администрации Ярославской области № 368 (л.д.33-34) было утверждено Временное положение о местном государственном управлении и местном самоуправлении в Ярославской области, согласно которому местное самоуправление осуществляется в пределах населенных пунктов и на остальных территориях в различных организационных формах на основе уставов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют свою структуру местного самоуправления, которая закрепляется в уставе местного самоуправления населенного пункта (территории). Полномочия органов местного самоуправления в части, не противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 26.10.1993 № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляются в пределах полномочий, определенных Законом Российской Федерации от 06.07.1990 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и закрепляются в соответствующем уставе местного самоуправления. Глава местного самоуправления (глава администрации), возглавляемый местную администрацию, осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции.

С принятием Закона № 154-ФЗ на территории Ярославской области 30.11.1995 принят Закон № 20-з «О муниципальных образованиях Ярославской области», в соответствии с которым в административных границах города Рыбинска и Рыбинского района образовано муниципальное образование Рыбинский муниципальный округ.

Согласно пункту 2.2 статьи 2 утвержденного решением Собрания представителей Рыбинского муниципального округа от 05.03.1997 № 55 Устава Рыбинского муниципального округа (далее – Устав) территория последнего включает в себя административную территорию города Рыбинска и 17 сельских (поселковых) административных территорий в существующих границах Рыбинского района, которые не являются муниципальными образованиями, в частности, ФИО1 сельская административная территория, центр - село Погорелка, площадь территории - 663 га, количество населенных пунктов – 39. На сельской (поселковой) административной территории согласно статьям 23, 24 Устава действовала сельская (поселковая) администрация, являвшееся юридическим лицом и одновременно структурным подразделением окружной администрации, и выполняющая отдельные функции в пределах своей компетенции, в том числе в области управления муниципальной собственностью, расположенной на его территории, в том числе земельных участков в пределах земель, находящихся в ведении сельской (поселковой) администрации за исключением случаев, предусмотренных законодательством, ведения, учета и планирования использования земель, находящихся в ведении администрации.

В силу статьи 32 Закона Ярославской области от 07.02.2002 № 12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения» ФИО1 сельсовет с августа 2002 года приобрел статус сельского округа.

Далее во исполнение вступившего в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Ярославской области от 21.12.2004 № 65-з «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области» Рыбинский муниципальный округ наделен статусом муниципального образовании и присвоено наименование Рыбинского муниципального района. В составе Рыбинского муниципального района в числе прочих образовано муниципальное образование Глебовское сельское поселение с центром в с. Глебово в административных границах Глебовского сельского округа и Погорельского сельского округа.

С 05.09.2006 муниципальное учреждение Глебовская сельская администрация и муниципальное учреждение ФИО1 сельская администрация в соответствии с постановлением главы Рыбинского муниципального района от 01.07.2006 № 4 (л.д.35-36) упразднены. С 03.07.2006 в качестве исполнительного органа местного самоуправления на территории Глебовского сельского поселения действует администрация поселения (л.д.52-55).

18.07.2013 в государственный кадастр недвижимости внесен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 160146 +/- 140 кв.м. (или 16,0146 га), расположенный в деревне Петрицево Погорельского сельского округа Рыбинского района с присвоением кадастрового номера 76:14:010301:875, разрешенное использование: для размещения домов малоэтажной застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (л.д.20, 109, 127-128). Границы земельного участка утверждены постановлением администрации Рыбинского муниципального района от 21.06.2013 № 1074 (л.д.19), соответствующие земельному участку 17 на схемах землеустройства на 1989, 1993 годы (чертежи земельных участков, передаваемых в ведение сельских советов; л.д.24), экспликации земель, расположенных в границах населенных пунктов совхоза (колхоза) «Приморье» (л.д.115-116) и межевому плану от 19.06.2013 (л.д.14-18).

Полагая себя правопреемником упраздненного Погорельского сельского совета Глебовское сельское поселение в лице администрации поселения, обратилось в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Получив сообщение об отказе в государственной регистрации права (л.д.12-13), Администрация, руководствуясь положениями Постановления № 3020-1, Закона № 137-ФЗ и Закона № 131-ФЗ, подала исковое заявление в Арбитражный суд Ярославской области, который признал его обоснованным и подлежащим удовлетворению. С данным обстоятельством не согласилась администрация района, принеся апелляционную жалобу.

Второй арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, изучив доводы заявителя, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права истца ответчиком.

Признание права является одним из способов защиты права, перечисленных в статье 12 ГК РФ. По смыслу указанной правовой нормы такой способ защиты подлежит применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего его применения. Предметом иска о признании права является констатация факта принадлежности субъекту вещного права на имущество, а основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца такого права. На истца возлагается обязанность по доказыванию юридических оснований возникновения права собственности. Признание права как способ защиты возможно, когда само право уже существует и необходимо лишь судебное подтверждение данного факта при наличии спора.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 59 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – закон № 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 закона № 122-ФЗ, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Из пунктов 3, 4 части 1 статьи 11 Закона № 131-ФЗ следует, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Аналогичные положения содержались в части 2 статьи 12 ныне утратившего силу Закона № 154-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 3.1 закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта Глебовского сельского поселения (д. Петрицево) и входит в состав земель населенных пунктов площадью 244 га, переданных на основании решения Малого совета Рыбинского районного совета народных депутатов Ярославской области от 25.12.1992 № 141 (л.д.25-30) в ведение Погорельского сельского Совета, в границах которого наряду с Глебовским сельским Советом ныне существует Глебовское сельское поселение. Иного, в том числе об изменении границ при образовании сельского поселения, из материалов дела не следует. Проанализировав и оценив приведенное решение по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции со ссылкой на утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, обоснованно отнес названное решение, которое было принято в рамках действовавшего на тот период законодательства, к документу, устанавливающему право на земельный участок за поселением. При таких обстоятельствах коллегия не может согласиться с заявителем, утверждающим, что в отношении спорного участка государственная собственность не была разграничена.

Доводы заявителя о том, что Глебовское сельское поселение является вновь образованным муниципальным образованием и не является правопреемником Погорельского сельского Совета опровергается положениями части 10 статьи 85 Закона № 131-ФЗ, где закреплено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 Закона № 184-ФЗ. Суд первой инстанции, надлежащим образом проанализировавший действовавшее и действующее законодательство о местном самоуправлении, правильно указал на преемственность в решении вопросов местного значения, как существовавших, так и существующих органов местного самоуправления в границах ныне существующего Глебовского сельского поселения.

С учетом изложенного, поскольку суд первой инстанции при рассмотрении дела всесторонне, объективно и полно исследовал и оценил имеющиеся в материалах дела документы с учетом установленных фактических обстоятельств, апелляционный суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2015 по делу № А82-6195/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Рыбинского муниципального района – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий

Судьи

Т.А. Щелокаева

А.Б. Савельев

А.В. Тетервак