610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
20 июля 2020 года Дело № А31-13540/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2020 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.05.2020 по делу № А31-13540/2019
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Костромского муниципального района «Борщино» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании суммы субсидии (меры социальной поддержки),
установил:
муниципальное унитарное предприятие Костромского муниципального района «Борщино» (далее – истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее – ответчик, заявитель, Администрация) о взыскании суммы субсидии (меры социальной поддержки) в сумме 440 903 рубля 88 копеек.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 21.05.2020 заявленные требования удовлетворены.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 21.05.2020 по делу № А31-13540/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Администрация указывает, что новые расчеты по мерам социальной поддержки за сентябрь-декабрь 2018 года были получены 17-18 января 2019 года, в связи с чем Предприятию было отказано в получении субсидий со ссылкой на подпункты 2, 4 пункта 14 Порядка предоставления субсидий из бюджета Бакшеевского сельского поселения юридическим лицам на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием коммунальных услуг отопления и водоснабжения населению, утвержденного постановлением администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 132 от 28.12.2017 (далее – Порядок). Заявитель отмечает, что истцу было разъяснено, что отказ в предоставлении субсидий не является препятствием для повторного обращения за предоставлением субсидии в случае устранения причин, послуживших основанием для отказа. Однако причины устранены не были.
Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.06.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 27.06.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по поставке тепловой энергии потребителям, находящимся на территории Бакшеевского сельского поселения.
В период с сентября по декабрь 2018 года истец оказал коммунальные услуги потребителям, проживающим в многоквартирных домах поселка Паточного завода № 11, № 14, № 15, № 16, № 17, № 20, № 21, № 22, № 48, в доме № 14 по ул. Садовой, а также в жилых домах № 5, № 9, № 10, № 12, № 28, № 36.
Согласно расчету истца меры социальной поддержки указанным потребителям в сентябре 2018 года оказаны на сумму 24 345 рублей 38 копеек, в октябре 2018 года – 171 932 рубля 93 копейки, в ноябре 2018 года – 180 582 рубля 91 копейка, в декабре 2018 года – 181 125 рублей 53 копейки, всего на сумму 558 986 рублей 75 копеек
31 октября 2018 года решением администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 39 установлен на период с 1.09.2018 по 31.12.2018 муниципальный стандарт к нормативу коммунальной услуги по отоплению для потребителей, проживающих в одно- и двухэтажных жилых домах постройки до 1999 года в размере 0,039 Гкал/м2 , а также установлен на период с 1.09.2018 по 1.07.2019 муниципальный стандарт к тарифу на тепловую энергию для потребителей, проживающих в поселке Паточного завода, в размере 1 825 рублей за 1 Гкал.
28 декабря 2017 года постановлением администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 132 утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием коммунальных услуг тепло-, водоснабжения жителям Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района, обслуживаемым МП ЖКХ «Борщино».
На основании пункта 2 Порядка предоставления субсидий субсидии из бюджета Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области юридическим лицам на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием коммунальных услуг отопления и водоснабжения населению (далее - субсидии), предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию, отпускаемую в жилищный фонд (для населения).
29 декабря 2018 года Администрация (главный распорядитель) и Предприятие (получатель субсидии) заключили соглашение о предоставлении из бюджета Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с установлением муниципального стандарта к нормативу коммунальной услуги по отоплению для потребителей, проживающих в одно- и двухэтажных жилых домах до 1999 года постройки на территории Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, согласно пункту 2.1 которого размер субсидии определен в сумме 117 082 рублей 87 копеек.
На основании заявления Предприятия ответчиком истцу выплачена субсидия в сумме 117 082 рублей 87 копеек, что подтверждается платежным поручением № 844568 от 13 мая 2019 года.
17 января 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением, представив полный расчет стоимости оказанных мер социальной поддержки за сентябрь-ноябрь 2018 года.
18 января 2019 года истец представил ответчику полный расчет стоимости оказанных мер социальной поддержки за декабрь 2018 года.
12 февраля 2019 года письмом № 74 ответчик сообщил истцу, что денежные средства для предоставления субсидии за период сентябрь-декабрь 2018 года отсутствуют.
29 августа 2019 года истец направил ответчику претензию № 153 с требованием выплаты задолженности по субсидии за период с сентября по декабрь 2018 года в сумме 589 063 рублей 75 копеек.
Неисполнение ответчиком требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 157, пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Как следует из материалов дела, 31 октября 2018 года ответчиком принято решение об установлении муниципальных стандартов по отоплению для потребителей, проживающих на территории Бакшеевского сельского поседения Костромского муниципального района.
В целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов Администрацией установлен на период с 1.09.2018 по 31.12.2018 муниципальный стандарт к нормативу коммунальной услуги по отоплению для потребителей, проживающих в одно- и двухэтажных жилых домах постройки до 1999 года в размере 0,039 Гкал/м2, а также установлен на период с 01.09.2018 по 01.07.2019 муниципальный стандарт к тарифу на тепловую энергию для потребителей, проживающих в поселке Паточного завода, в размере 1 825 рублей за 1 Гкал.
При этом Администрацией принято решение о предоставлении Предприятию субсидий за счет средств бюджета Бакшеевского сельского поседения Костромского муниципального района в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг тепло -, водоснабжения жителям Бакшеевского сельского поседения Костромского муниципального района.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам − производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета − в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (часть 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 18, пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Орган местного самоуправления (муниципальное образование) при утверждении для населения льготного тарифа (иных мер социальной поддержки) обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В рамках рассматриваемого дела ответчик, являющийся публично-правовым образованием, наличие обязанности по выплате субсидии в соответствии с утвержденным Порядком, равно как и ее неисполнение, не оспаривает, вместе с тем, полагает, что истцом в нарушение подпунктов 2, 4 пункта 14 Порядка пропущен срок для обращения с заявлением на получение субсидий, а также представлен не полный пакет документов.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на энергоснабжение, то субъектом, обязанным возместить ответчику расходы, обусловленные установлением размера платы на уровне ниже экономически обоснованного, должно являться то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение и не выполнено расходное обязательство в части выделения субсидии.
Необходимо учитывать, что Предприятие является субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов.
При этом публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого Предприятием, и обязано возместить за счет средств собственного бюджета выпадающие доходы.
С целью получения субсидий истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Ответчик - соответствующее публично-правовое образование - вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь в том числе на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом (выделение субсидий, инвестиционная политика и т.п.).
Истец такие расчеты представил. Исходя из них, остаток невыплаченной субсидии, на получение которой Предприятие имеет право, составляет 440 903 рубля 88 копеек.
Ответчик в свою очередь не представил суду контррасчет, не сообщил о наличии ошибок в расчетах Предприятия, ограничившись указанием на то, что не согласен с иском в целом, исходя из отсутствия у Предприятия права на повторное обращение.
В данном случае право на получение выпадающих доходов возникло у Предприятия в силу совокупности оснований: установления Администрацией льготного тарифа на тепловую энергию для потребителей, заключения между истцом и ответчиком соглашения о предоставлении субсидии, оказания Предприятием в сентябре-декабре 2018 услуги по теплоснабжению населению по утвержденным льготным тарифам на тепловую энергию.
Постановлением Администрации от 28.12.2017 № 132 установлен лишь порядок реализации такого права, который не содержит в себе оснований для его прекращения. Следовательно, Предприятие вправе получить оставшуюся часть выпадающих доходов.
Таким образом, суд первой инстанции на основании анализа подлежащих применению норм права, приняв во внимание представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении зачаленных требований в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.05.2020 по делу № А31-13540/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Д.Ю. Бармин
Судьи И.Ю. Барьяхтар
Н.В. Панин