ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 02АП-7035/2022 от 05.10.2022 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров                                                                                                 Дело № А31-6013/2020

07 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена                           05 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен                                      07 октября 2022 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,

судей Немчаниновой М.В. и Черных Л.И.    

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кряжевой У.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца – муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы

на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.05.2022 по делу № А31-6013/2020

по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) и

к Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

(третьи лица: Костромская область в лице Департамента финансов Костромской области, Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы, Департамент образования и науки Костромской области)

о взыскании убытков,

у с т а н о в и л :

муниципальное образование городской округ город Кострома (далее – Муниципальное образование) в лице Администрации города Костромы (далее – Администрация, Истец, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области (далее – Суд) с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее – Управление), а также в лице Министерства образования и науки Российской Федерации 2 569 172 руб. 24 коп. убытков (далее – Убытки), составляющих расходы Муниципального образования (далее – Расходы) на обеспечение в муниципальных образовательных организациях в январе и феврале 2020 года бесплатного двухразового питания (далее – Питание) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Обучающиеся).

Решением Суда от 25.05.2022 (далее – Решение) в удовлетворении иска Администрации отказано.

Не согласившись с Решением, Истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее – Жалоба), в которой просит отменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении иска Администрации.

Доводы, приведенные Заявителем в обоснование Жалобы, сводятся к тому, что возмещение Расходов относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а не Муниципального образования.

Управление в отзыве на Жалобу просит оставить Решение без изменения, а Жалобу – без удовлетворения.

Остальные участвующие в деле лица отзывы на Жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в это судебное заседание не обеспечили.

В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.

При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.

Из материалов дела следует, что Муниципальное образование понесло Расходы в связи с организацией Питания Обучающихся в январе и феврале 2020 года.

В силу пунктов «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи  9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В силу части 7 статьи 79 Закона обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 37 Закона организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Закона обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.

Следовательно, вопросы организации Питания Обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения Муниципального образования, что следует и из правовой позиции, изложенной, в частности, в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 № 73-АПГ16-18.

При этом Законом Костромской области от 21.07.2008 № 338-4-ЗКО «О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на обеспечение питанием отдельных категорий учащихся муниципальных общеобразовательных организаций» в целях оказания муниципальным образованиям, несущим расходные обязательства, в частности, по обеспечению питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях и не проживающих в муниципальных общеобразовательных организациях, было предусмотрено оказание таким муниципальным образованиям финансовой помощи в виде соответствующих субсидий из областного бюджета.

Таким образом, доводы Заявителя о том, что возмещение Расходов относится к расходным обязательствам Российской Федерации, которая в связи с этим обязана возместить Убытки Муниципального образования, не могут быть приняты во внимание.

Напротив, Истец не доказал противоправность поведения органов государственной власти Российской Федерации, их вину в возникновении Убытков, а также наличие прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации и Убытками.  

При таких обстоятельствах прочие доводы Жалобы не влияют на оценку правильности Решения.

Поэтому, изучив доводы Жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе доводам не имеется.

Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.

Следовательно, Решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Костромской области от 25.05.2022 по делу № А31-6013/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий                                                                      О.Б. Великоредчанин

Судьи                                                                                                                   М.В. Немчанинова

         Л.И. Черных