ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-1190/2012 от 26.04.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«04» мая 2012 года

Дело №

                 г. Красноярск

А69-2726/2011

Резолютивная часть постановления объявлена «26» апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен         «04» мая 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисова Г.Н.,

судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                 Сызранцевой И.А.,

при участии:

от административного органа: Доржукай А.А., представителя по доверенности от 30.03.2012,

рассмотрев в судебном апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва

на решение  Арбитражного суда Республики Тыва

от «08» февраля 2012 года по делу № А69-2726/2011 , принятое  судьей Чамзы-Ооржак А.Х.

установил:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва, административный орган) о признании незаконным  и  отмене постановления от 25.11.2011 № 12-02/1-3/2011-86/ЮЛ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 08 февраля 2012 года заявленное требование удовлетворено, постановление административного органа от 25.11.2011                   №12-02/1-3/2011-86/ЮЛ признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятым решением, ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Из апелляционной жалобы следует, что в уведомлении о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях прямо указано на то, что составление протоколов об административных правонарушениях в отношении Тывастата связано с проведением проверки использования средств федерального бюджета, полученных на организацию и проведение Всероссийской переписи населения за 2010 год.

Заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что представитель Тывастата с надлежащей доверенностью от 01.11.2010 не был допущен к составлению протокола об административном правонарушении.

Также административный орган полагает, что им доказано наличие в действиях Тывастата объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, поскольку административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности.

В материалы дела административным органом представлено дополнение к апелляционной жалобе, в котором указано, что представителями руководителя и главного бухгалтера Тывастата, действующими на основании соответствующих доверенностей, были заявлены ходатайства об отложении составления протоколов в отношении должностных лиц заявителя, в удовлетворении которых было отказано. На составление протокола об административном правонарушении в отношении Тывастата представители не явились, какие-либо ходатайства не были заявлены. При рассмотрении административного дела Тывастатом замечания к составлению протокола об административном правонарушении не приводились.

Административным органом к дополнению к апелляционной жалобе приложены копии ходатайств об отложении составления протоколов об административных правонарушения от Бортниковой О.К., Талтаевой В.Д.; копия доверенности Талтаевой В.Д., выданной на имя   Топуран Х.Х.; копия доверенности Талтаевой В.Д., выданной на имя Дадар-оол С.И.; копия доверенности Бортниковой О.К., выданной на имя Топуран Х.Х.; копия доверенности Бортниковой О.К., выданной на имя Дадар-оол С.И., и заявлено ходатайство о приобщении указанных документов к материалам дела.

Данное ходатайство удовлетворено судом апелляционной инстанции в связи с неполнотой выяснения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о принятии апелляционной жалобы от 20.03.2012 ему направлено,  публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя заявителя.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.

На основании удостоверения от 04.10.2011 № 295, выданного руководителем административного органа в соответствии с пунктом 136 Плана контрольной работы административного органа на 2011 год (2 раздел), приказа ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва от 04.10.2011 № 295, должностными лицами административного органа проведена проверка использования Тывастатом за 2010 год средств федерального бюджета, полученных на организацию и проведение Всероссийской переписи населения, по результатам которой был составлен акт от 16.11.2011 № 295.

В ходе проведенной административным органом проверки выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 3 494 704 рубля 95 копеек, а именно за счет средств федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году, поступивших по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг» расходными расписаниями в общей сумме 27 445 700 рублей, согласно детализации показателей сметы на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, утвержденной руководителем Тывастата Талтаевой В.Д. от 31.12.2010, из КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг» распределено средств по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 20 479 000 рублей, из них Тывастатом направлены денежные средства по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» не по целевому назначению в сумме 83 860 рублей 39 копеек на «Проведение измерений и анализов параметров электрооборудования Тывастат».

По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 11.11.2011 № 12-02/1-3/2011-86/ЮЛ о нецелевом использовании Тывастатом средств федерального бюджета.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 25.11.2011 № 12-02/1-3/2011-86/ЮЛ о привлечении Тывастата к административной ответственности, предусмотренной частью 1              статьи 15.14 Кодекса, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Тывастат оспорило указанное постановление в судебном порядке, полагая, что административным органом нарушена процедура при составлении протокола об административном правонарушении, а также не доказана объективная сторона вменяемого правонарушения.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя административного органа и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований                            и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с положениями статей 23.7, 28.3 Кодекса, пунктов 1, 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, подпункта 5.1.2 пункта 5.1, пункта 5.4 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, суд апелляционной инстанции считает, что протокол об административном правонарушении от 11.11.2011 № 12-02/1-3/2011-86/ЮЛ в отношении заявителя составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва в пределах предоставленных им полномочий.

Суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя постановление административного органа, пришел к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения Тывастата к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса, в связи с ненадлежащим уведомлением законного представителя Тывастата о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку из уведомления административного органа не представляется возможным установить, какое конкретное административное дело будет рассмотрено в указанное время, а также в связи с недопуском административным органом представителей Тывастата к участию в составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Тывастата признаков объективной стороны вменяемого правонарушения.

Суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о ненадлежащем извещении законного представителя Тывастат о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не соответствует обстоятельствам дела.

В силу частей 3, 4, 5 статьи 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

На основании части 4.1 статьи 28.2 Кодекса в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Также Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 11.11.2011 № 12-02/1-3/2011-86/ЮЛ составлен в отсутствие законного представителя Тывастата.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии административным органом необходимых и достаточных мер по надлежащему извещению законного представителя Тывастата о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, исходя из следующего.

Из материалов дела следует и заявителем  не оспаривается, что административным органом направлено в адрес Тывастат извещение о дате, времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, что подтверждается входящим штампом Тывастата на уведомлении от 08.11.2011 № 12-02/1-26/370. В указанном извещении законному представителю Тывастат разъяснены его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, а также указаны дата, время и место составления протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса.

В уведомлении, адресованном руководителю Тывастата Талтаевой В.Д., указано, что в отношении Тывастат в связи с проведением проверки использования средств федерального бюджета, полученных на организацию и проведение Всероссийской переписи населения за            2010 год, будут составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.14 Кодекса, за нецелевое использование средств федерального бюджета, выделенных на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что законный представитель Тывастата знал о дате, времени и месте составления в отношении Тывастата протоколов об административных правонарушениях, в том числе и по настоящему делу.

При таких обстоятельствах извещение заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении следует признать надлежащим.

Поскольку законный представитель юридического лица не воспользовался правом на участие в процессуальных действиях при производстве по делам об административных правонарушениях, в назначенное административным органом время для составления, ознакомления, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола об административном правонарушении не явился, защитника не направил, следовательно, отсутствуют нарушения процессуальных прав заявителя при привлечении к административной ответственности, которые могли возникнуть при составлении, ознакомлении, представлении объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Назначение одного времени для составления нескольких протоколов не свидетельствует о нарушении прав заявителя, поскольку им не приведены конкретные факты, препятствующие реализации процессуальных прав юридического лица, а также обстоятельства, свидетельствующие о существенном характере допущенных нарушений.

Кроме того, действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности составления нескольких протоколов об административном правонарушении при совершении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения, на основании одного акта проверки.

Указание в извещении от 08.11.2011 № 12-02/1-26/3704 о необходимости явки 11.11.2011           к 10 час. 00 мин. для составления в отношении Тывастата нескольких протоколов об административных правонарушениях не свидетельствует о нарушении его прав, так как законный представитель или защитник заявителя не явились для участия в составлении протоколов, и административным органом составление протоколов производилось поочередно по  каждому факту нарушения бюджетного законодательства.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что существенным нарушением является неуказание в уведомлении от 08.11.2011 № 12-02/1-26/3704 конкретного противоправного деяния, за совершение которого будет составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.14 Кодекса, поскольку действующее законодательство не предусматривает указание данной информации в целях извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Из уведомления от 08.11.2011 № 12-02/1-26/3704 следует, что протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.14 Кодекса будет составлен по факту нарушения, выявленного в ходе проверки Тывастата по вопросу использования средств федерального бюджета, полученных на организацию и проведение Всероссийской переписи населения за 2010 год.

Суд апелляционной инстанции также считает, что вывод суда первой инстанции о недопуске административным органом представителей Тывастата к участию в составлении протокола об административном правонарушении от 11.11.2011 №12-02/1-3/2011-86/ЮЛ, не основан на имеющихся в деле доказательствах.

Составление протоколов об административных правонарушениях было назначено на 11.11.2011 на 10 часов 00 минут., в этот день в административный орган были представлены ходатайства об отложении составления протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 15.14 Кодекса в отношении должностных лиц Тывастата - начальника финансово-экономического отдела Бортниковой О.К. и руководителя Талтаевой В.Д. (вх. № 12-02/1-26/3576 от 11.11.2011, вх. № 12-02/1-26/3575 от 11.11.2011)

На представление интересов должностных лиц Тывастата - начальника финансово-экономического отдела Бортниковой О.К. и руководителя Талтаевой В.Д. были выданы доверенности от 11.11.2011 на имя Топуран Х.Х., Дадар-оол С.И., от 24.05.2011 на имя                Дадар-оол С.И., от 01.07.2011 на имя Топуран Х.Х.

Кроме того, в материалах дела имеются доверенности на представление интересов Тывастата от 01.11.2011, выданные на имя Дадар-оол С.И., Топуран Х.Х.

Согласно пояснениям представителя административного органа, представители Тывастата для участия в составлении протокола об административном правонарушении от 11.11.2011                         № 12-02/1-3/2011-86/ЮЛ в отношении Тывастата не явились. Доказательства явки и недопуска представителей заявителя к участию в составлении протокола об административном правонарушении в отношении Тывастата не представлены. Отсутствие законного представителя Тывастата либо его защитника при составлении протокола об административном правонарушении не свидетельствует о недопуске административным органом указанных лиц к участию в составлении протоколов об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что представленные в материалы дела доверенности на представление интересов Тывастата от 01.11.2011, выданные на имя Дадар-оол С.И., Топуран Х.Х., не могут однозначно подтверждать факт явки указанных лиц в административный орган 11.11.2011 на составление протокола об административном правонарушении № 12-02/1-3/2011-86/ЮЛ и недопуска административным органом указанных лиц к участию в составлении протокола.

Доверенности на представление интересов Тывастат от 01.11.2011, выданные на имя            Дадар-оол С.И., Топуран Х.Х., не содержат каких-либо отметок административного органа о том, что они были приобщены в производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении не содержат сведений о явке и недопуске представителей Тывастата к участию в составлении протокола, в протоколе зафиксировано, что представители Тывастата не явились.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена.

Суд первой инстанции признал, что в действиях Тывастата отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса, поскольку заявителем осуществлено распределение полученных средств из федерального бюджета в сумме 83 860 рублей 39 копеек в соответствии с пунктом 31 приказа Росстата от 04.02.2010 № 81.

Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права в связи со следующим.

Статьей 2.1 Кодекса установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 15.14 Кодекса использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Между заявителем и федеральным государственным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» заключен договор на оказание услуг от 22.12.2010 №263/01-РТ  на проведение измерений и анализов параметров электрооборудования. Согласно пункту 4.1 указанного договора стоимость работ по договору составляет  83 860 рублей 39 копеек.

Копиями расходных расписаний № 157/21132/003 от 19.01.2010, №157/21132/006 от 27.04.2010, № 157/21132/008 от 21.06.2010, № 157/21132/010 от 09.09.2010, №157/21132/013 от 20.10.2010, № 157/21132/019 от 08.12.2010, копией заявки на кассовый расход № 2080 от 24.12.2010, копией договора на оказание услуг от 22.12.2010 №263/01-РТ подтверждается и Тывастат не оспаривается уплата федеральному государственному учреждению «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу»  денежных средств в размере 83 860 рублей 39 копеек.

Как следует из материалов дела и Тывастат не оспаривается, за счет средств федерального бюджета, выделенных на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году, поступивших по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье                      0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг»расходными расписаниями в общей сумме 27 445 700 рублей, согласно детализации показателей сметы на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, утвержденной руководителем Тывастата Талтаевой В.Д. от 31.12.2010, из КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг» распределено средств по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 20 479 000 рублей, из них Тывастатом направлены денежные средства по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» не по целевому назначению в сумме 83 860 рублей 39 копеек на «Проведение измерений и анализов параметров электрооборудования Тывастат».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 №1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» подготовка и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработка полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, ее методологическое и финансовое обеспечение возлагается на Федеральную службу государственной статистики.

Согласно пункту 30 приказа Росстата от 04.02.2010 № 81 «Об Основных методологических и организационных положениях Всероссийской переписи населения 2010 года» (далее – приказ Росстата от 04.02.2010 № 81) материально-техническое обеспечение переписи осуществляется с 2007 года по 2013 год в соответствии с ежегодными планами закупок, утверждаемыми руководством Росстата, для нужд Всероссийской переписи населения 2010 года и на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов.

В целях материально-технического обеспечения работ по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются и утверждаются Росстатом нормативы обеспечения временных переписных работников техническими средствами, канцелярскими принадлежностями, необходимым инвентарем и нормы обеспечения территориальных органов государственной статистики расходными материалами.

Закупки однородных товаров (портфели переписчика, канцелярские принадлежности, гелевые авторучки, удостоверения, комплекты экипировки переписчика, фонарики, свистки) осуществляются централизованно.

Централизованное изготовление и поставка в территориальные органы государственной статистики тиражей бланков переписных листов Всероссийской переписи населения 2010 года и немашиночитаемых переписных документов выполняется в соответствии с расчетами, проведенными на основании методик, утвержденных Росстатом 26 января 2010 года.

Закупка расходных материалов (бумага, картриджи), а также приобретение автомобилей, мебели, офисной техники (включая калькуляторы стационарные) осуществляется территориальными органами государственной статистики  в пределах доводимых бюджетных ассигнований.

Для проведения текущего ремонта в помещениях, предназначенных для размещения временного переписного персонала и хранения переписных документов, могут выделяться бюджетные ассигнования.

В силу пункта 31 приказа Росстата от 04.02.2010 № 81 финансирование расходов на мероприятия, связанные с Всероссийской переписью населения 2010 года, производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Росстату на период 2007 - 2013 годы на осуществление указанных мероприятий, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и сводной бюджетной росписью, утвержденной Минфином России по разделу 01, подразделу 14 целевой статьи 0012700, виду расходов 012.

Финансирование расходов, связанных с осуществлением полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и сводной бюджетной росписью, утвержденной Минфином России по разделу 11, подразделу 03 целевой статьи 0014300, виду расходов 009.

Разделом VIII «Подготовка Всероссийской переписи населения 2010 года (2007 год -                   13 октября 2010 года)» приказа Росстата от 04.02.2010 № 81 предусмотрен исчерпывающий перечень мероприятий, обеспечивающих полноту и точность учета населения при переписи.

Согласно Приложению № 5 приказа Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Указания № 150н) главным распорядителем бюджетных средств по главе 157 является Федеральная служба государственной статистики.

В соответствии с подразделом 3.1 раздела 3 «Разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов» Указания № 150н классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы девяноста пятью подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы и подразделы классификации расходов, приведенные в приложении 2 к настоящим Указаниям, являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

По подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы» Указания № 150н подлежат отражению расходы на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам данного раздела, в том числе на управление государственной (муниципальной) собственностью.

В силу подраздела 3.2 раздела 3 Указания № 150н целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Перечни целевых статей, применяемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Исключением являются перечни целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий. Указанные перечни определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.

По целевой статье «001 27 00 Проведение статистических обследований и переписей» отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением статистических обследований и переписей.

По целевой статье «001 15 00 Территориальные органы»  отражаются расходы на обеспечение выполнения функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за исключением расходов на строительство административных зданий и жилищного строительства.

Согласно подразделу 3.3 раздела 3 Указания № 150н виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Виды расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Вид расходов «012 Выполнение функций государственными органами» отражает расходы на обеспечение выполнения функций государственными органами, а также на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд вне рамок обеспечения выполнения функций государственными органами (за исключением бюджетных инвестиций), заказчиками по которым являются государственные органы.

Учитывая, что раздел VIII «Подготовка Всероссийской переписи населения 2010 года              (2007 год - 13 октября 2010 года)» приказа Росстата от 04.02.2010 № 81 не содержит в перечне мероприятия по проведению измерений и анализов параметров электрооборудования, по целевой статье 0012700 отражаются расходы, связанные только с подготовкой и проведением статистических обследований и переписей, суд апелляционной инстанции полагает, что оплата услуг по проведению измерений и анализов параметров электрооборудования здания Тывастата не может отражаться по целевой статье 0012700.

Таким образом, вывод суда о правомерности распределения Тывастатом средств, полученных из федерального бюджета в соответствии с пунктом 31 приказа Росстата от 04.02.2010 № 81, является неверным.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом административного органа о том, что оплату за услуги по проведению измерений и анализов параметров электрооборудования здания Тывастата в размере 83 860 рублей 39 копеек по договору на оказание услуг от 22.12.2010 №263/01-РТ следовало произвести по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», подраздел 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Довод заявителя о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 № 1074 и пункт 30 приказа Росстата от 04.02.2010 № 81 не содержат конкретные статьи расходов, в соответствии с которыми следует производить расходование средств, подлежит отклонению.

Согласно преамбуле приказа Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях единства бюджетной политики, своевременного составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждены Указания № 150н о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Указания № 150н устанавливают правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Тывастат является территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и финансируется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 № 1074 и приказ Росстата от 04.02.2010 № 81 не содержат указание на то, что при исполнении бюджета расходование денежных средств должно производиться только в соответствии с данными правовыми актами, поэтому заявитель  также должен руководствоваться нормативными правовыми актами, предусматривающими правила исполнения бюджетов бюджетной системы

При изложенных обстоятельствах, наличие в действиях Тывастат признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса, подтверждается материалами дела.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.

Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Судом апелляционной инстанции при исследовании материалов дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии заявителем  своевременных и необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или наличии объективной невозможности для принятия таких мер.

Следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса, административным органом установлена и доказана.

Суд апелляционной инстанции с учетом обстоятельств дела, принимая во внимание характер и существенность угрозы общественным отношениям, не установил оснований для применения малозначительности согласно статье 2.9 Кодекса.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что административный орган правомерно в пределах установленного срока давности привлек Тывастат к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Тывастат была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 Кодекса заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Республики Тыва от «08» февраля 2012  года по делу                 № А69-2726/2011 отменить. Принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Г.Н. Борисов

Судьи:

Г.А. Колесникова

Е.В. Севастьянова