ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-1238/2012 от 05.06.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«13» июня 2012 года

Дело №

                 г. Красноярск

А33-15823/2011

Резолютивная часть постановления объявлена «05» июня 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен         «13» июня 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,

судей: Дунаевой Л.А. Морозовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,

при участии:

от заявителя: Дранишникова А.В., представителя по доверенности от 05.04.2011,

от ответчика: Бахмацкой Е.В., представителя по доверенности от 13.02.2012 № 04/483-дг,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Первое Северное Направление»

на решение  Арбитражного суда Красноярского края

от «09» февраля 2012 года по делу № А33-15823/2011, принятое судьей Петроченко Г.Г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью  «Первое Северное Направление»                         (ИНН 2460222197, ОГРН 1102468014846) (далее – ООО «Первое Северное Направление», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) (далее – Департамент, ответчик) о признании незаконным решения, содержащегося в письме № 10/2639-дг от 23.06.2011 года «О рассмотрении обращения».

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 31.10.2011 по делу                                  № А33-15823/2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Управление архитектуры администрации г.Красноярска, Администрация г. Красноярска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.02.2012 по делу № А33-15823/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Первое северное Направление» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:

- устанавливать перечень случаев, когда предоставление участков осуществляется исключительно на торгах, орган местного самоуправления может только путем принятия нормативного правового акта;

- выписка из протокола заседания градостроительной комиссии Департамента не является нормативным актом, данный документ является внутренним (для служебного пользования), и не может устанавливать правила поведения для неопределенного круга лиц;

- участок можно считать сформированным только после осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка; определения разрешенного использования земельного участка; определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятия решения о проведении торгов; публикации сообщения о проведении торгов;

- основания для отказа в выборе земельного участка, предусмотренные пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, должны существовать на момент обращения заявителя, а не на момент принятия оспариваемого решения об отказе;

- утвержденный 20.06.2011 руководителем Управления архитектуры администрации г.Красноярска кадастровый план территории прямо противоречит заключению об определении разрешенного использования участка от 19.05.2011, в котором указано, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является приложением к заключению, поскольку данная схема была изготовлена и утверждена только 20.06.2011, то есть через месяц после изготовления заключения;

- судом первой инстанции не учтены положения пункта 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта;

- судом первой инстанции не дана оценка письму Управления архитектуры администрации г.Красноярска от 28.10.2011 № 16361 «О повторном рассмотрении обращения», в котором указано, что обращение заявителя о выборе участка для строительства административного здания повторно рассмотрено на заседании градостроительной комиссии Департамента от 21.10.2011, протокол № 41, и согласовано;

- судом первой инстанции при принятии решения не учтено вступившее в законную силу постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делу                                № А33-5631/2011.

Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указав, что непрохождение земельным участком на момент подготовки оспариваемого отказа процедуры его формирования, предусмотренной подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеет значения для рассмотрения спора по существу, поскольку основанием для отказа послужило решение органа местного самоуправления о формировании участка на торги, принятое ранее.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, Управление архитектуры администрации г. Красноярска, администрация г.Красноярска, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 17.04.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 18.04.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.

Представитель заявителя поддержал  доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Первое Северное Направление» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102468014846.

Общество с ограниченной ответственностью «Первое Северное Направление» обратилось в Управление архитектуры администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 5г, для строительства административного здания.

18 февраля 2011 года Управление архитектуры администрации г. Красноярска письмом №2408 отказало ООО «Первое северное направление» в согласовании вопроса о размещении административного здания на испрашиваемом земельном участке на основании решения градостроительной комиссии Департамента градостроительства администрации города Красноярска от 17 февраля 2011 года.

Свой отказ Управление мотивировало тем, что согласно данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности запрашиваемый земельный участок расположен в границах зеленой зоны и является территорией общего пользования.

Из представленной в дело выписки из протокола заседания градостроительной комиссии   Департамента  от 05 мая  2011 года № 17 следует, что решение о формировании земельного участка для предоставления путем проведения торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства по адресу: Советский район, Северное шоссе, 5, согласовано. При обследовании земельного участка        29 апреля 2011 года установлено, что зеленые насаждения снесены, участок свободен от строений.

24 мая 2011 года ООО «Первое северное направление» обратилось  к первому заместителю главы города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью              1972 кв.м, согласно приложенной схемы, расположенного по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул.Северное шоссе, с западной стороны от здания, расположенного по адресу г.Красноярск, ул. Северное шоссе, 5 Г, корпус 1, для строительства административного здания.

Из представленной в дело выписки из протокола заседания градостроительной комиссии   Департамента  от 08 июня  2011 года № 22 следует, что ООО «Первое северное направление» о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - административное здание отказано, поскольку Управлением архитектуры администрации г. Красноярска ведутся работы по формированию испрашиваемого участка на торги.

19 мая 2011 года руководителем Управления  архитектуры администрации г. Красноярска подписано заключение об определении разрешенного использования земельного участка, предоставляемого в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

20 июня 2011 года руководителем  Управления  архитектуры администрации г. Красноярска утвержден кадастровый план территории (с указанием испрашиваемого участка).

23 июня 2011 года Департамент  направил в адрес ООО «Первое северное направление» письмо № 10/2639 дг «О рассмотрении обращения», которым сообщается, что согласно данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Управления архитектуры администрации города испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставление которого будет осуществляться администрацией города путем проведения торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка без предварительного согласования.

Полагая, что указанное письмо нарушает права и законные интересы общества «Первое Северное Направление» последнее обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о признании незаконным решения, содержащегося в письме №10/2639-дг от 23.06.2011 года «О рассмотрении обращения».

Из материалов дела следует, что 30 сентября 2011 года постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда по делу №А33-5631/2011 решение Управления архитектуры администрации г. Красноярска, изложенное  в письме от 18 февраля 2011 года № 2408  «Об отказе в размещении объекта» признано незаконным. На Управление архитектуры администрации г.Красноярска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Первое Северное Направление».

28 октября 2011 года в письме № 16361  Управление архитектуры администрации г.Красноярска сообщило ООО «Первое северное направление», что обращение о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Северное шоссе, 5, и предварительном согласовании места размещения административного здания рассмотрено повторно на заседании градостроительной комиссии Департамента  от 21 октября 2011 года, протокол № 41, и согласовано с учетом обеспечения проезда к объектам смежных землепользователей. Заявителю предложено до 30 ноября 2011 года представить в Управление архитектуры администрации г. Красноярска заключение СЭС. 29 ноября 2011 года ООО «Первое северное направление»  направило в Управление архитектуры администрации г. Красноярска заключение СЭС. 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента, содержащееся в письме от 23.06.2011                  № 10/2639-дг «О рассмотрении обращения» соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законных интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующего.

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.  

Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.

В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, то есть в порядке предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно пунктам 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит в проведении работ по формированию земельного участка (подпункт 1); проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельных участков, если имеется только одна заявка (подпункт 3); подписании протокола о результатах торгов или подписании договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (подпункт 4).

При этом формирование земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 2.9 распоряжения администрации г. Красноярска от 22.03.2011 №218-ж «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта» (действующего на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка) основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта являются:

- несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;

- несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям документации по планировке территории;

- несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны;

- наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества, не принадлежащих заявителю, за исключением наличия объектов недвижимого имущества на земельном участке, в отношении которого принято решение о строительстве объектов, признанных муниципальной нуждой;

- непредставление заявителем предусмотренных настоящим Регламентом документов;

- наличие отрицательных согласований (заключений) государственных органов, органов местного самоуправления, служб и организаций, необходимых для предоставления муниципальной услуги;

- нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц.

Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта по причине того, что предоставление земельного участка будет осуществляться путем проведения торгов, может быть отказано только в том случае, если испрашиваемый земельный участок сформирован, то есть если на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта выполнены условия по формированию земельного участка, установленные подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из содержания письма № 10/2639-дг от 23.06.2011 следует, что основанием оспариваемого отказа явилось то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставление которого будет осуществляться администрацией города путем проведения торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка без предварительного согласования.

Согласно выписке из протокола заседания градостроительной комиссии   Департамента  от 08 июня  2011 года № 22 обществу «Первое северное направление» о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - административное здание отказано, поскольку Управлением архитектуры администрации г. Красноярска ведутся работы по формированию испрашиваемого участка на торги.

Материалами дела подтверждается, что на момент обращения общества «Первое Северное Направление» с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 1972 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Северное шоссе, с западной стороны от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 5г, корпус 1, для строительства административного здания, испрашиваемый обществом земельный участок не был сформирован.

Вместе с тем, из изложенных выше норм действующего законодательства следует, что такое основание отказа в предоставлении земельного участка для строительства объекта с предварительным согласованием места размещения объекта, как расположение испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка, предоставление которого будет осуществляться путем проведения торгов, не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что 05.05.2011 состоялось заседание градостроительной комиссии Департамента (выписка из протокола заседания № 17) по рассмотрению служебной Управления архитектуры администрации г. Красноярска о формировании земельного участка для предоставления путем проведения торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства. По результатам заседания градостроительной комиссии принято решение о согласовании формирования испрашиваемого земельного участка для предоставления путем проведения торгов (л.д. 67).

19.05.2011 Управлением архитектуры администрации г. Красноярска дано заключение об определении разрешенного использования земельного участка предоставляемого в аренду на торгах, из которого следует, что земельный участок расположен по адресу: Советский район, ул. Северное шоссе, 5 и ограничен: территориями, свободными от застройки. Общая площадь предполагаемого к строительству земельного участка в границах точек 1-2-3-4-1 составляет          1750 кв.м; площадь застраиваемого участка, площадь участка для обустройства подъезда к территории, внешнего и внутриплощадочного благоустройства определяется проектом застройки. Земельный участок в системе зонирования находится в производственной территориальной зоне, в зоне производственных предприятий IV-V классов вредности Разрешенное использование: размещения объектов IV-V классов вредности, в том числе промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов производственной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Использование земельного участка для строительства административного объекта, связанного с обслуживанием объектов, расположенных в зоне производственных предприятий IV-V классов вредности, соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны.

Согласно топоплану земельного участка, расположенного по адресу: Советский район, Северное шоссе, 5, общая площадь участка составляет 1750 кв.м.

20.06.2011 руководителем Управления архитектуры администрации г. Красноярска утвержден кадастровый план испрашиваемого земельного участка, согласно которому площадь земельного участка составляет 1750 кв.м.

Согласно кадастровому паспорту от 27.07.2011 №24ЗУ/11-117813 площадь испрашиваемого земельного участка составляет 1750 кв.м+/-15 кв.м.

Таким образом, указанными выше документами подтверждается, что земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, Северное шоссе, 5, общей площадью 1750 кв.м., не был сформирован до обращения общества с заявлением к Департаменту о предоставлении земельного участка, в том числе на государственный кадастровый учет не поставлен, решение о проведении торгов в отношении земельного участка не принималось, доказательств выполнения кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не представлено, как не представлено доказательств наличия предусмотренных пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, исключающих предварительное согласование места размещения объекта, либо доказательств наличия предусмотренных распоряжением администрации г. Красноярска от 22.03.2011 №218-ж обстоятельств, являющихся основаниями для принятия решения об отказе в размещении объекта.

Кроме того, из материалов дела следует, что заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка по указанному адресу площадью 1972 кв.м.

Более того, письмом от 28.10.2011 № 16361 Управление архитектуры администрации г.Красноярска фактически согласовало с учетом обеспечения проезда к объектам смежных землепользователей обращение общества о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Северное шоссе, 5, и предварительном согласовании места размещения административного здания. Заявителю предложено до 30 ноября 2011 года представить в Управление архитектуры администрации г. Красноярска заключение СЭС.                   29 ноября 2011 года ООО «Первое северное направление»  направило в Управление архитектуры администрации г. Красноярска заключение СЭС. 

Ссылка Департамента в обоснование правомерности оспариваемого отказа на последний абзац пункта 2.9 распоряжения администрации г. Красноярска от 22.03.2011 №218-ж, согласно которому основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является нарушение предполагаемым размещением объекта капитального строительства прав и законных интересов физических, юридических лиц, является несостоятельной, поскольку Департаментом не представлено в материалы дела доказательств нарушения предполагаемым размещением объекта прав и законных интересов указанных лиц. Кроме того, анализ пункта 2.9 указанного распоряжения в совокупности с положением пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что пока земельный участок не сформирован в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, права и интересы физических или юридических лиц при представлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта нарушаться не могут.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования общества «Первое Северное Направление» о  признании незаконным решения Департамента, содержащегося в письме №10/2639-дг от 23.06.2011 «О рассмотрении обращения».

Вместе с тем, довод общества о том, что устанавливать перечень случаев, когда предоставление участков осуществляется исключительно на торгах орган местного самоуправления может только путем принятия нормативного правового акта, нормативно необоснован. Действующим законодательством не предусмотрено, что установление перечня случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах, производится органом местного самоуправления обязательно путем принятия нормативно-правового акта.

В связи с чем отклоняется и довод общества о том, что  выписка из протокола заседания градостроительной комиссии Департамента не является нормативным актом, данный документ является внутренним (для служебного пользования), и не может устанавливать правила поведения для неопределенного круга лиц.

Довод общества о том, что утвержденный 20.06.2011 руководителем Управления архитектуры администрации г.Красноярска кадастровый план территории прямо противоречит заключению об определении разрешенного использования участка от 19.05.2011, в котором указано, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является приложением к заключению, поскольку данная схема была изготовлена и утверждена только 20.06.2011, то есть через месяц после изготовления заключения, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку место расположения, площадь испрашиваемого земельного участка соответствуют заключению от 19.05.2011, факт утверждения схемы (кадастрового плана) 20.06.2011 не свидетельствует о его противоречии заключению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в  резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решение органа местного самоуправления незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя  входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

С учетом положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент градостроительства администрации города Красноярска  должно устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, самостоятельно определив способ устранения нарушения  с учетом имеющихся полномочий.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, и удовлетворении заявленных требований общества «Первое Северное Направление» о признании незаконным решения Департамента градостроительства администрации города Красноярска, содержащегося в письме № 10/2639-дг от 23.06.2011 «О рассмотрении обращения».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации  расходы по оплате государственной пошлины  за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции подлежат взысканию с Департамента градостроительства администрации города Красноярска в размере 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Красноярского края от «09» февраля 2012    года по делу                 № А33-15823/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Удовлетворить заявленное требование общества с ограниченной ответственностью «Первое Северное Направление».

Признать недействительным решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска, содержащееся в письме № 10/2639-дг от 23.06.2011 «О рассмотрении обращения».

Обязать Департамент градостроительства администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Первое Северное Направление».

Взыскать с Департамента градостроительства администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Первое Северное Направление» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Е.В. Севастьянова

Судьи:

Л.А. Дунаева

Н.А. Морозова