ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-1254/2015 от 06.05.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

мая 2015 года

Дело №

А69-4009/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «06» мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен         «14» мая 2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  -  Иванцовой О.А.,

судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва

на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от «18» февраля 2015 года по делу №  А69-4009/2014 , принятое судьей Павловым А.Г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Хайдып Девелопмент»
(ИНН <***>, ОРГН 1101719001218, г. Кызыл) (далее – ООО «Хайдып Девелопмент», общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>,
г. Кызыл) (далее - Территориальное управление, административный орган) об оспаривании постановления от 06.11.2014 № 93-14/12 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18 февраля 2015 года по делу
№ А69-4009/2014 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 06.11.2014 № 93-14/12.

Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе административный орган указывает на то, что им доказан факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; суда первой инстанции неправильно применил нормы материального права.

ООО «Хайдып Девелопмент» представило отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, с доводами, указанными в апелляционной жалобе, не согласилось, в ее удовлетворении просило отказать. Общество полагает, что административный орган достоверно не установил факт не предоставления в банк подтверждающих документов и неверно рассчитал количество дней не предоставления документов, что привело к неверной квалификации выявленного нарушения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 12.03.2015 о принятии апелляционной жалобы к производству, от 02.04.2015 об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда:  http://3aas.arbitr.ru/,  а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет») явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Апелляционным судом установлено, что заявителем к отзыву на апелляционную жалобу, приложены следующие документы: письмо управляющему Кызылским отделением № 8591 Сбербанка России от 15.12.2014 № 181; ответ на письмо от 24.05.2014 № 3/1656; декларация на товары № 10606060/130314/0001669; документ контроля таможенных платежей декларации № 10606060/130314/0001669; ведомость банковского контроля по контракту по ПС от 31.10.2013 № 13100001/1481/1542/2/1
(с отметкой менеджера от 01.12.2014).

Апелляционной коллегией установлено, что копия письма управляющему Кызылским отделением № 8591 Сбербанка России от 15.12.2014 № 181; копия ответа на письмо от 24.05.2014 № 3/1656; декларация на товары № 10606060/130314/0001669 имеются в материалах дела. Текст ведомости банковского контроля по контракту
по ПС от 31.10.2013 № 13100001/1481/1542/2/1 (с отметкой менеджера от 01.12.2014), приложенной к отзыву на апелляционную жалобу, не соответствует тексту ведомости банковского контроля по контракту по ПС от 31.10.2013 № 13100001/1481/1542/2/1 (с отметкой ведущего специалиста от 19.09.2014), представленной в материалы дела, в связи с чем, суд расценил указанный документ в качестве дополнительного доказательства. Документ контроля таможенных платежей декларации № 10606060/130314/0001669 отсутствует в материалах дела, следовательно, также является дополнительным доказательством.

В связи с отсутствием ходатайства заявителя о приобщении к материалам дела, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу имеющихся в материалах дела и дополнительно представленных документов, вышеуказанные документы, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежат приобщению к материалам дела. Документы подлежат возвращению заявителю.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Территориальным управлением проведена проверка по исполнению ООО «Хайдып Девелопмент» требований валютного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 07.08.2014 № 93-14/12, в котором отражено следующее.

29.10.2013 между ООО «Хайдып Девелопмент» (Покупатель, Россия) и нерезидентом - ООО «Фань юань Групп» (Продавец, Китай) заключен договор купли-продажи № FYXS20131029-02, согласно которому Продавец продает, а Покупатель покупает один башенный кран высотой 37,5 м, максимальной грузоподъемностью 6 тонн, общей стоимостью 110 800 долларов США.

31.10.2013 в уполномоченном банке – Восточно-Сибирском банке ОАО «Сбербанк России» оформлен паспорт сделки № 13100001/1481/1542/2/1 на общую сумму
110 800 долларов США с датой завершения выполнения обязательств по контракту – 28.10.2014.

ООО «Хайдып Девелопмент» перечислило нерезиденту (ООО «Фань юань Групп») вышеуказанную сумму, что подтверждается справками о валютных операциях
от 01.11.2013 (на сумму 22 160 долларов США), от 30.01.2014 (на сумму 88 640 долларов США).

13.14.2014 по декларации на товар № 10606060/130314/0001669 вышеуказанный товар был ввезен на территорию Российской Федерации; отметка должностного лица о выпуске товара проставлена 17.03.2014.

В нарушение пункта 9.2.1 Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» справка о подтверждающих документах на сумму 110 800 долларов США в банк паспорта сделки не представлена (срок представления – не позднее 21.04.2014).

Постановлением о назначении административного наказания от 06.11.2014
№ 93-14/12 ООО «Хайдып Девелопмент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением от 06.11.2014 № 93-14/12, обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части  оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациипо делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 23.60, частью 1, пунктом 80 части 2, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), пунктами 1, 2 и 5 статьи 22 Федерального закона
от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), пунктами 1, 2 и 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, пунктами 5.1.2 и 5.14 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, пунктом 1 приказа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17.11.2004 № 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 07.08.2014 № 93-14/12, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной компетенции.

Процедура привлечения заявителя к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, и иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, обеспечены. Данный факт заявителем не оспаривается.

Вместе с этим, удовлетворяя заявленное обществом требование, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказан состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью  6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, полагая, что административный орган ошибся в расчете количества дней, что привело к неверной квалификации выявленного нарушения.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно частям 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ банк России устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора, выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

По пункту 1.5. Инструкции от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», действующей с 01.10.2012, справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

Согласно пункту 9.8 Инструкции от 04.06.2012 № 138-И в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары резидент представляет в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары (далее - отчетный месяц), только справку о подтверждающих документах, заполненную с учетом особенностей в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, без представления декларации на товары.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, выпуск товара на таможенную территорию Российской Федерации по декларации на товар №10606060/130314/0001669 на сумму 110 800 долларов США был осуществлен 17.03.2014 (согласно отметке уполномоченного должностного лица, проставленной на декларации). Следовательно, административный орган обоснованно указал на то, что справка о подтверждающих документах по паспорту сделки №10606060/130314/0001669 в банк паспорта сделки должна быть представлена заявителем не позднее 21.04.2014.

Материалами дела (в том числе ведомостью банковского контроля по контракту) подтверждается, что до 21.04.2014 (в том числе на момент составления протокола об административном правонарушении от 07.08.2014) справка в банк паспорта сделки обществом не представлена.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что количество дней просрочки представления документов в банк паспорта сделки должно исчисляться в рабочих, а не календарных днях.

Довод административного органа о том, что срок, предусмотренный пунктом 9.8 Инструкции № 138-И (исчисление в рабочих днях), подлежит применению только при исчислении срока предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям; данный порядок исчисления срока не подлежит применению в целях квалификации административных правонарушений, предусмотренных частями 6.1, 6.2, 6.3                           статьи 15.25 КоАП РФ, следовательно, период просрочки предоставления документов следует исчислять в календарных днях, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.

Согласно требованиям пункта 9.2.1 Инструкции № 138-И срок для представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов составляет не позднее 15 рабочих дней.

За нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций в частях 6.1, 6.2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ выделены три самостоятельных состава административных правонарушений с градацией административного наказания в зависимости от длительности просрочки (не более чем на 10 дней; более чем на 10 дней, но не свыше 30 дней; более чем на 30 дней). Механизм исчисления сроков статьей 15.25 КоАП РФ не предусмотрен.

Между тем, представление форм учета и отчетности по валютным операциям регламентировано специальным нормативным актом - Инструкцией № 138-И.

Суд апелляционной инстанции полагает, что части 6.1, 6.2, 6.3                                        статьи 15.25 КоАП РФ являются бланкетными и отсылают к положениям Закона о валютном регулировании и Инструкции № 138-И, согласно которым сроки для представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов исчисляются в рабочих днях.

Исходя из системного толкования пункта 9.2.1 Инструкции № 138-И, части 4
статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ и частей 6.1, 6.2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что количество дней нарушения установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций должно исчисляться исходя из правил, определенных в Инструкции № 138-И, то есть в рабочих днях, как и сам срок представления соответствующих документов.

Вместе с этим, суд апелляционной инстанции полагает, что ошибочное исчисление административным органом срока просрочки представления заявителем форм учета и отчетности по валютным операциям (214 календарных дней, как указано в оспариваемом постановлении) не свидетельствует о том, что Территориальным управлением неверно квалифицированы действия (бездействие) ООО «Хайдып Девелопмент» по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку из материалов дела следует, что период просрочки предоставления справки в банк составляет 73 рабочих дня (с 22.04.2014 по 07.08.2014 – даты составления протокола об административном правонарушении), что в свою очередь образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ. Доказательств того, что справка о подтверждающих документах была представлена ранее указанного периода и в указанный период в материалы дела не представлено.

Заявитель полагает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку диспозиция части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и не предусматривает ответственности за не предоставление в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах. Банк паспорта сделки не отрицает, что подтверждающие документы были представлены обществом 04.04.2014.

Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод заявителя как основанный на неверном толковании вышеуказанных норм права. Часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность в том числе за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности к котором относится справка о подтверждающих документах. Административный орган вменяет обществу нарушение срока представления в паспорт сделки именно справки о подтверждающих документах, а не самих подтверждающих документов. Само по себе представление в банк паспорта сделки подтверждающих документов без предоставления справки о подтверждающих документов не свидетельствует о соблюдении обществом пункта 9.2.1 Инструкции           № 138-И. Кроме того, представление в банк паспорта сделки подтверждающих документов само по себе не свидетельствует о том, что и справка о подтверждающих документах также была представлена в банк паспорта сделки. Довод заявителя о том, что банк паспорта сделки не мог принять декларацию на товар без заполнения справки о подтверждающих документах отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Заявитель не представил ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.

При таких обстоятельствах вина ООО «Хайдып Девелопмент» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, является установленной.

Таким образом, действия (бездействие) общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, не может быть принят судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10).

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которые являются объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, заключается в неисполнении формальных требований публичного права.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Нарушение предпринимателем требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение заявителя к установленным правовым требованиям и предписаниям.

Информация, содержащаяся в справке о подтверждающих документах по валютным операциям, необходима для формирования отчета уполномоченным банком в целях государственного валютного контроля и регулирования.

Учитывая особую значимость охраняемых отношений в сфере валютного регулирования и контроля, судом апелляционной инстанции не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении не истек.

Отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено, об их наличии не заявлено.

Размер административного штрафа определен в размере минимальной санкции, предусмотренной часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Следовательно, постановление Территориального управления от 06.11.2014
№ 93-14/12 о назначении административного наказания является законным и обоснованным, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного требования.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от «18» февраля 2015 года по делу № А69-4009/2014 отменить. Принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.А. Иванцова

Судьи:

Н.А. Морозова

Е.В. Севастьянова