ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-1679/2022 от 18.04.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

189/2022-14959(4)




ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «18» апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен «21» апреля 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Маланчик Д.Г., 

при участии:

от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Хакасия): ФИО1, представителя по доверенности от 10.01.2022, 

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного  общества «Россети Сибирь» 

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от «09» марта 2022 года по делу № А74-7298/2021,

установил:

публичное акционерное общество «Россети Сибирь» ((ИНН <***>,  ОГРН <***>, далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с  заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия  (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ответчик, управление) о признании  незаконным и отмене постановления от 30.06.2021 о назначении административного  наказания по делу № 019/04/9.21-356/2021 (далее – постановление). 

Определениями к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ФИО2, садоводческое некоммерческое товарищество собственников  недвижимости «Ветеран» (далее – третьи лица). 

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 марта 2022 года  постановление изменено, административный штраф снижен с 600 000 рублей до 300 000  рублей. 

Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, которой просит его отменить  в части неудовлетворённых требований, и в данной части принять новый судебный акт. 

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что  управлением не доказано наличие события и признаков состава административного  правонарушения в действиях общества. Процедура возбуждения производства по делу,  составления протокола и вынесения постановления управлением нарушена. Более того,  судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства дела, имеющие  существенное значение для рассмотрения дела. 


[A1] Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором  антимонопольный орган не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда  первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

В судебном заседании представитель антимонопольного органа изложил возражения  на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Заявитель и третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте  рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения  текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного  извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке  арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской  Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), явку представителей в судебное  заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в  отсутствие представителей заявителя и третьих лиц. 

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом  установлены следующие обстоятельства. 

По результатам рассмотрения заявки обществом в адрес ФИО2 и СНТ  СН «Ветеран» направлено письмо от 26.08.2020, в котором предлагалось внести  технические коррективы в заявку и приложить план расположения энергопринимающих  устройств (жилого дома). 

Определением от 13.04.2021 возбуждено дело о привлечении к административной  ответственности. 

Постановлением общество привлечено к административной ответственности по  части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000  рублей. 

Не согласившись с вынесенным постановлением общество, обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 


[A2] Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в  деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. 

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, срока  давности привлечения к административной ответственности, а также наличие у  административного органа полномочий на составление протокола об административном  правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной  ответственности судом первой инстанции установлены. 

Судом апелляционной инстанции по итогам повторного исследования материалов  дела также установлено, что существенных нарушений процедуры привлечения общества  к административной ответственности административный орган не допустил (статьи 28.2,  28.5, 29.7 КоАП РФ). Управлением обеспечено соблюдение прав лица, привлекаемого к  административной ответственности, установленных статьей 25.1 КоАП РФ, и иных прав,  предусмотренных КоАП РФ. О времени и месте составления протокола, его рассмотрения  общество извещено надлежащим образом. Общество привлечено к административной  ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности для  привлечения к административной ответственности. Вопреки доводам апелляционной  жалобы, у антимонопольного органа имелись правовые основания для возбуждения дела  об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ) -  сообщение третьего лица, содержащее данные, указывающие на наличие события  административного правонарушения. В определении управления от 13.04.2021 о  возбуждении дела об административном правонарушении и проведении  административного расследования, отражены все существенные для данного вида  документа сведения (часть 3 статьи 28.7 КоАП РФ). Нарушений порядка сбора  антимонопольным органом доказательств в ходе производства по делу об  административном правонарушении судом апелляционной инстанции, также как и судом  первой инстанции, не установлено. 

При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции исходил из того, что  действия (бездействие) общества содержат признаки вменяемого правонарушения. Вместе  с тем, изменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции пришел к выводу о  наличии оснований для назначения обществу административного штрафа ниже низшего  предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, – до 300 000 рублей.  Данные выводы суда первой инстанции сторонами не оспариваются. 

В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии  правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного  порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим  сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта  электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче  электрической энергии влечет наложение административного штрафа на юридических  лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП  РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических  лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей. Квалифицирующим  признаком административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ является  повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 9.21 КоАП РФ

Повторным совершением административного правонарушения в силу пункта 2 части  1 статьи 4.3 КоАП РФ и статьи 4.6 КоАП РФ считается совершение административного  правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления,  предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное  наказание. 

В абзаце 1 пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого 


[A3] хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004   № 861 (далее - Правила № 861), установлена обязанность сетевой организации выполнить  в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому  присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической  возможности технологического присоединения. 

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического  присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить  договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися  в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение  энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином  предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении  энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому  присоединению. 

В пункте 14 Правил № 861 указано, что заявителями являются физические лица,  направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения  энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт  включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения  энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не  связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение  которых предусматривается по одному источнику. 

Согласно пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется  на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или  физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение  договора является обязательным для сетевой организации. 

Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения,  которые в отношении заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 названных Правил,  применяются, если разделом X настоящих Правил не установлено иное. 

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию,  объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от  границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих  Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом  ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации)  (пункт 8 Правил № 861). 

Согласно пункту 8 (5) Правил № 861, в случае технологического присоединения  энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования,  расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также  энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение  садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах  территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов  недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества,  заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в  сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим  товариществом (при наличии). 

Согласно абзацу 14 пункта 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3  рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и  проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих  Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14  настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения  заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения  (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть  представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а 


[A4] также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня  получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает  рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае  непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих  дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и  уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об  аннулирований заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая  организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и  подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как  неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для  соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем  недостающих сведений. 

Как следует из материалов дела, жилой дом ФИО2 расположен на  территории СНТ СН «Ветеран», следовательно, последняя вправе обратиться в  товарищество, к которому относится ее земельный участок, с целью соблюдения  требований пункта 8(5) Правил № 861 относительно направления заявки в сетевую  организацию через садовое некоммерческое товарищество, в границах которого  расположен участок заявителя. 

Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что пункт 8(5) Правил   № 861 содержит указание на способ подачи заявки, а не на порядок заключения договора  лицом, которое имеет намерение и право присоединить к сетям принадлежащее ему  энергопринимающее устройство и заключить публичный договор. 

Сопроводительное письмо в рассматриваемом случае является способом  подтверждения того, что заявка подана товариществом в целях присоединения объектов  заявителя и соблюдения установленного пунктом 8(5) Правил № 861 порядка. 

Судом первой инстанции установлено, с сопроводительными письмами были  приложены все требуемые документы, в том числе заявка с указанием лица, которое  намерено заключить договор, кадастровый номер земельного участка, схема  расположения энергопринимающих устройств заявителя, подтверждение того, что  заявитель является собственником земельного участка, членом некоммерческого  товарищества. В рассматриваемом случае заявка была подана не лично ФИО2,  а СНТ СН «Ветеран» за подписью председателя товарищества, содержащейся на  сопроводительном письме, печатью товарищества, а также в почтовом уведомлении,  адресованному для возврата председателю товарищества. Кроме того, общество  направило ответ на обращение товарищества, как ФИО2, так и председателю  правления товарищества. Общество, указывая СНТ СН «Ветеран» в ответах имело  понимание о том, что заявка была направлена СНТ СН «Ветеран», а не лично заявителем. 

Суд апелляционной инстанции, констатировав соответствие заявки и приложенных к  ней документов требованиям, установленным Правилами № 861, приняв во внимание, что  из ответа общества не следует принятие в соответствии с пунктом 15 Правил № 861  решения по результатам рассмотрения заявки (о заключении договора о технологическом  присоединении, необходимости в предоставлении заявителем дополнительных  документов, или аннулирование), признал общество нарушившим положения пункта 15  Правил № 861, что повлекло нарушение установленного порядка заключения договора о  технологическом присоединении (пункт 105 Правил № 861). Следовательно, действия  (бездействия) общества образует событие административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ

Аналогичные выводы изложены в постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.03.2022 по делу № А21-4275/2021. 

Обществом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не  представлены доказательства, свидетельствующие о размещении в пределах срока, 


[A5] установленного Правилами № 861, необходимой информации и документов в  соответствии с пунктом 105 названных Правил. 

Следовательно, материалами дела подтверждается нарушение обществом порядка  технологического присоединения к электрическим сетям путем фактического отказа  общества от заключения договора о технологическом присоединении с ФИО2 

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом  суда первой инстанции о наличии в действиях общества признаков объективной стороны  вменяемого правонарушения. 

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к  административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно части 2  статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении  административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом  или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная  ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 02.06.2004 № 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в  совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных,  зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в  отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения  соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их  соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2  статьи 26.2 Кодекса. В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что в тех случаях, когда в  соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к  административной ответственности за административное правонарушение ставится в  зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление  того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в  части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам  установлению не подлежат. 

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского  кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности  (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает  невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от  юридического лица не зависящих. 

Апелляционным судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о  принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства,  либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер. 

Принимая во внимание, приведенное правовое регулирование, по результатам  исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и  доводов сторон, суд первой инстанции признал доказанным ответчиком наличие в  действиях общества состава вменяемого правонарушения. Повторность нарушения  обществом подтверждается материалами дела. 


[A6] Совокупность вышеуказанных обстоятельств правомерно расценена судом первой  инстанции как достаточная для привлечения общества к административной  ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ

Суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные в материалы дела  доказательства, с учетом, установленных по делу обстоятельств, соглашается с выводами  суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого  правонарушения и соблюдения административным органом процедуры привлечения  общества к административной ответственности. 

Основания для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной  инстанции, как и судом первой инстанции не установлены, соответствующие  доказательства заявителем не представлены. 

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение  административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в  соответствии с настоящим Кодексом. 

В силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных  обстоятельств, связанных с характером совершенного административного  правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением  привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья,  рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном  правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере  менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей  названного Кодекса, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц  составляет не менее ста тысяч рублей. 

При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины  минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических  лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ

Суд первой инстанции при решении вопроса о возможности снижения  административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2  статьи 9.21 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела: имеющей место судебной  практики судов общей юрисдикции, принимая во внимание, что в течение  непродолжительного времени антимонопольным органом в отношении заявителя  вынесено значительное количество постановлений о привлечении к административной  ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и то обстоятельство, что ухудшение  ситуации в результате распространения на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (COVID-19), оказывает очевидное негативное влияние на  экономику и на финансовое положение хозяйствующих субъектов в целом, с учетом  общих критериев назначения административного наказания – дифференцированность,  соразмерность, справедливость, характера совершенного административного  правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественного и финансового  положения, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ обоснованно посчитал  возможным уменьшить размер административного штрафа до 300 000 рублей. 

Апелляционный суд считает, что избранная судом первой инстанции мера наказания  соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей,  предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ

Таким образом, выводы суда первой инстанции являются обоснованными. 

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения  судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное  толкование обществом положений законодательства, подлежащих применению в деле, не  свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. 

Нормы права применены судом первой инстанции по отношению к установленным  им обстоятельствам правильно, выводы суда первой инстанций соответствуют 


[A7] имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями,  определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании  выводов у суда апелляционной инстанции не имеется. 

Судебные расходы по уплате госпошлины не подлежат распределению, поскольку в  силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности государственной пошлиной не облагается.  Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в  целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы. 

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «09» марта 2022 года по делу   № А74-7298/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение. 

Председательствующий Д.В. Юдин
Судьи: А.Н. Бабенко
 М.Ю. Барыкин