ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-2119/2012 от 19.06.2012 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«02» июля 2012 года

Дело №

г. Красноярск

 А33-5657/2011

Резолютивная часть постановления объявлена «19» июня 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен          «02» июля 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Споткай Л.Е.,

судей: Бабенко А.Н., Гуровой Т.С.

при ведении протокола судебного заседания Кирилловой Н.П.,

при участии:

от истца Керн Любовь Николаевна: Сукало В.А. – представителя по доверенности от 23.11.2011;

от истца Соловьева В.Ф.:  Сукало В.А. -   представителя по доверенности от 23.11.2011;

от третьего лица закрытого акционерного общества «Алтайское»: Патачаков А.А. - представителя по доверенности от 14.06.2012.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционера закрытого акционерного общества «Алтайское» гражданки Керн Любови Николаевны

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 28 марта 2012 года по делу № А74-5657/2011,принятое судьей Кирилловой Н.П.,

установил:

 Акционер закрытого акционерного общества «Алтайское» (далее по тексту ЗАО «Алтайское») гражданка Керн Любовь Николаевна (далее по тексту истец, Керн Л.Н.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа - приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (далее по тексту ответчик, РО ФСФР в ЦСР) №19-11- 311/пз-и от 08 ноября 2011 г. о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчѐта об итогах выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества «Алтайское» (далее ЗАО «Алтайское»).

 Акционер ЗАО «Алтайское» гражданин Соловьѐв Василий Фенович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском о признании незаконным решения государственного органа - приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе №19-11-311/пз-и от 08 ноября 2011 г. о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчёта об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО «Алтайское», с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО «Алтайское».

Определением от 24.02.2012 по ходатайству акционера Керн Л.Н. арбитражный суд объединил дела №А74-5657/2011 и №А74-914/2012 в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен №А74-5657/2011.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 марта 2012 года в исковых требованиях Керн Л.Н., Соловьеву В.Ф. отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратилась в Третий Арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 марта 2012 года отменить и принять по делу новый судебный акт по следующим основаниям:

- ЗАО «Алтайское» представило в регистрационный орган недостоверные и вводящие в заблуждение документы (учредительный договор, список учредителей, которые не были подписаны и утверждены полномочным собранием);

- новый устав ЗАО «Алтайское» является незаконным, так как общее годовое собрание акционеров не проводилось;

- регистрирующий орган при получении недостоверных документов должен был оценить их как недостоверные и отказать в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций общества.

РО ФСФР в ЦСР представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которой просит решение суда Красноярского края от 28.03.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ЗАО «Алтайское» представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которой просит решение суда Красноярского края от 28.03.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением Третьего арбитражного апелляционного  суд от 24 мая 2012 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 15 июня 2012.

Представитель Керн Л.Н. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 марта 2012 года отменить и принять новый судебный акт. Пояснил, что сумма уставного капитала в уставе ЗАО «Алтайское»  должна составлять 19 000 000 рублей.

Представитель ЗАО «Алтайское» Патачаков А.А. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что налоговый орган не внес изменений, поэтому в выписке из реестра уставный капитал значится 45 000 000 рублей.

Совещаясь на месте, суд в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании до 17 час. 50 мин. 19 июня 2012 года.

После перерыва судебное заседание продолжено в 18 час. 20 мин. 19 июня 2012 года с участием тех же лиц.

Ответчик, в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123, части 3 статьи 261 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (судом перовой инстанции (л.д.9), путем направления копии определения от 24.05.2012 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения 25.05.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (судом первой инстапортал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http:www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своего представителя не направил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Решением исполнительного комитета Алтайского районного Совета народных депутатов № 137 от 22.04.1992 года зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «Алтайское» (т. 1 л.д. 46).

В соответствии с учредительным договором о создании акционерного общества закрытого типа «Алтайское» (т.1 л.д.40-45) общество создано на базе совхоза «Алтайский»; экономическую основу общества составляют земля 33 559 га, переданная в коллективно-долевую собственность решением Алтайского районного Совета народных депутатов № 94, а также основные, оборотные и денежные средства; уставный фонд на момент регистрации 19 769 768 руб.

Уставом АОЗТ «Алтайское», зарегистрированным в 1992 году, предусмотрено образование уставного фонда в размере 19 456 тысяч рублей (т. 1 л.д. 47-50).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.11.2011 (т.1 л.д. 56-61) ЗАО «Алтайское» зарегистрировано в качестве юридического лица 12.11.1992 года комиссией по регистрации предприятий Алтайского района; сведения о закрытом акционерном обществе внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 04.11.2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1021900529562.

В октябре 2011 года ЗАО «Алтайское» направило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (РО ФСФР в ЦСР) заявление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчѐта об итогах

выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества «Алтайское», к которому были приложены анкета эмитента, решение о выпуске акций, утвержденное решением совета директоров от 03.10.2011, отчет об итогах выпуска ценных бумаг, утвержденный решением совета директоров от 03.10.2011, копия устава общества, утвержденного повторным годовым общим собранием акционеров 23.05.2011, копии протокола учредительной конференции от 14.12.1991, устава, утвержденного собранием участников от 14.12.1991, решения исполкома Совета народных депутатов Алтайского района Республики Хакасия № 137 от 22.04.1992, копия протокола заседания совета директоров от 03.10.2011, копии бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс с приложениями, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка к годовому отчету за 2010 год), справки о порядке создания общества, об оплате уставного капитала, о размере уставного капитала, отраженного в бухгалтерских балансах на 01.01.2011 и на 01.07.2011, аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности ЗАО «Алтайское» за 2010 год платежное поручение об оплате государственной пошлины (т. 1 л.д. 84-171).

По результатам рассмотрения заявления ЗАО «Алтайское» уполномоченный орган РО ФСФР в ЦСР издал приказ от 08 ноября 2011 г. №19-11-311/пз-и «О государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчѐта об итогах выпуска (акций именных бездокументарных) закрытого акционерного общества «Алтайское» (т.1 л.д.80), в соответствии с которым было постановлено:

Зарегистрировать выпуск акций именных обыкновенных бездокументарных закрытого акционерного общества «Алтайское» в количестве 19 456 штук номинальной стоимостью 1 рубль каждая, размещенных путем распределения акций среди учредителей акционерного общества. Присвоить выпуску индивидуальный государственный регистрационный номер 1-01-72050-N.

Зарегистрировать отчет об итогах выпуска ценных бумаг, государственный регистрационный номер выпуска 1-01-72050-N.

В соответствии с выписками из реестра владельцев именных ценных бумаг ЗАО «Алтайское» специализированного регистратора ОАО «Республиканский специализированный регистратор «Якутский фондовый центр» в лице филиала «Хакасский депозитарий» по состоянию на 06.03.2012 Керн Любовь Николаевна является владельцем 17 обыкновенных акций ЗАО «Алтайское», Соловьев Василий Фенович является владельцем 15 обыкновенных акций ЗАО «Алтайское».

Акционеры граждане Керн Л.Н. и Соловьѐв В.Ф. просят признать незаконным приказ Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе №19-11-311/пз-и от 08 ноября 2011 г. о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчѐта об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО «Алтайское».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с выписками из реестра владельцев именных ценных бумаг ЗАО «Алтайское» специализированного регистратора ОАО «Республиканский специализированный регистратор «Якутский фондовый центр» в лице филиала «Хакасский депозитарий» по состоянию на 06.03.2012 Керн Любовь Николаевна является владельцем 17 обыкновенных акций ЗАО «Алтайское», Соловьев Василий Фенович является владельцем 15 обыкновенных акций ЗАО «Алтайское».

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регулируются законодательством о ценных бумагах, в том числе Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Стандартами эмиссии ценных бумаг  и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н.

Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителей от доказывания нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым приказом. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно статье  2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»  размещение эмиссионных ценных бумаг (в том числе акций) производится путем эмиссии ценных бумаг.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы:

-принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

-утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

-государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

-размещение эмиссионных ценных бумаг;

-государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Статьей  20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган). Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.

К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг регистрируется  регистрирующим органом в порядке, предусмотренном статьей 25 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Федеральная служба по финансовым рынкам согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 317, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пунктом 5.3.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам и статьей 25 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» на Федеральную службу по финансовым рынкам возложены полномочия, в том числе, по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Согласно пункту 5.3.17.1 Положения о ФСФР она по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации принимает нормативные акты - стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Центрального банка Российской Федерации)

В соответствии с пунктом 5.4.1. Положения ФСФР регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг.

Положением о Региональном отделения Федеральной службы по финансовым рынкам и Центрально-Сибирском регионе, утвержденным приказом ФСФР России от 12.03.2010 № 10-47/пз определено, что региональное отделение является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам, действующим на территории Республики Тыва, Республики Хакасия, Красноярского края и обеспечивает выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, а также по защите прав акционеров и инвесторов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) названным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии со статьей 2 названного закона акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Согласно статье 19 Закона о рынке ценных бумаг процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного впуска) эмиссионных ценных бумаг.

Статьей 19 названного закона также предусмотрено, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.3.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (далее - Стандарты), порядок принятия решения о размещении ценных бумаг, а также его содержание должны соответствовать требованиям федеральных законов и настоящих Стандартов; решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг должно содержать дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами, функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

Пунктом 2.4.2. Стандартов предусмотрен перечень документов, представляемых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган:

- заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; анкета эмитента; копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента; решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг; копия решения уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно принято советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его принятие; копия решения уполномоченного лица (органа управления эмитента), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, с указанием в случае, если решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие, а в случае, если оно утверждено советом директоров (наблюдательным советом), - также с указанием имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за его утверждение; копия учредительных документов эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями; платежное поручение, которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; опись представленных документов; иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.

В соответствии с пунктом 2.4.5. Стандартов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, не сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов истек. Если иное не установлено федеральными законами или в установленном ими порядке, годовая бухгалтерская отчетность эмитента должна состоять из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности эмитента, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.

Согласно пункту 2.4.6. Стандартов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган дополнительно представляется справка эмитента, являющегося акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью, об оплате его уставного капитала, подписанная лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции. Указанная справка должна содержать сведения о размере уставного капитала эмитента и его оплате.

Из материалов дела следует, что 12.10.2011 ЗАО «Алтайское» в РО ФСФР в ЦСР были представлены документы для государственной регистрации выпуска именных обыкновенных акций бездокументарной формы в количестве 19456 штук, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, размещенных путем распределения акций среди учредителей акционерного общества и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

В соответствии со статьей 20 Закона о рынке ценных бумаг, пунктов 2.4.2, 2.4.5, 2.4.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг ответчиком в материалы дела представлены:

- приказ №19-11-311/п3-4 от 08.11.2011 о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска (акций именных обыкновенных бездокументарных ЗАО «Алтайское»), согласно которого выпуск именных обыкновенных акций бездокументарной формы в количестве 19456 штук, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, размещенных путем распределения акций среди учредителей акционерного общества и отчета об итогах выпуска ценных бумаг зарегистрированы, номер выпуска 1-01-720550-N;

-уведомление о государственной регистрации выпуска акций и отчетах об итогах выпуска ценных бумаг от 08.11.2011, согласно которого РО ФСФР в ЦСР не несет ответственности за достоверность сведений, содержащихся в решении о выпуске акций и отчете об итогах выпуска ценных бумаг;

-решение ЗАО «Алтайкое» о выпуске акций от 08.11.2011, согласно которого советом директоров 03.12.2011, проколом от 03.10.2011 утверждено решение Совета директоров о выпуске именных обыкновенных акций бездокументарной формы в количестве 19456 штук, размещенных путем распределения акций среди учредителей акционерного общества на основании учредительного договора о создании акционерного общества закрытого типа «Алтайское» от 14.12.1991;

- отчетом об итогах выпуска ценных бумаг 08.11.2011, согласно которого советом директоров 03.12.2011, проколом от 03.10.2011 утверждено решение Совета директоров о выпуске ценных бумаг;

- заключением по вопросу о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 08.11.2011;

- заявлением на государственную регистрацию выписка и отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 12.10.2011;

- анкетой эмитента от 03.10.2011;

- уставом ЗАО «Алтайское» от 23.05.2011.

- протоколом №2 от 14.12.1991, согласно которого утверждён уставом ЗАО «Алтайское» от 23.05.2011;

- свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 ЗАО «Алтайское»;

- уставом ЗАО «Алтайское» от 14.12.1991;

-решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Алтайского района Республики Хакасия №137 от 22.04.1992;

- справкой о порядке создания общества от 10.10.2011;

- справкой об оплате уставного капитала от 10.10.2011;

- справкой о размере уставного капитала от 10.10.2011;

- протоколом заседания совета директором Закрытого акционерного общества «Алтайское» от 03.10.2011, согласно которого в присутствии на заседании лиц: В.П. Банникова, Н.В. Борисова, В.И. Золотухина, М.М. Карачакова, Т.Ф. Куригешева, В.М. Ковалева, Т.В. Кречетова (кворум 100%) единогласно принято решение об утверждении решения о выпуске акций, отчета об итогах выпуска ценных бумаг;

- бухгалтерскими балансами на 1 января 2011, июль 2011, 1 полугодие 2011;

- пояснительной запиской к годовому отчету за 2010 года ЗАО «Алтайское»;

- аудиторским заключением о бухгалтерской отчетности ЗАО «Алтайское» за 2010 года.

Как следует из пояснений регистрирующего органа данных в суде первой инстанции, отзыве на апелляционную жалобу, при рассмотрении заявления ЗАО «Алтайское» о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг им не установлено нарушений требований законодательства, оснований для отказа в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, в связи с чем приняты решения зарегистрировать выпуск акций именных обыкновенных бездокументарных ЗАО «Алтайское» и зарегистрировать отчет об итогах выпуска ценных бумаг в виде приказа от 08 ноября 2011 г. №19-11-311/пз-и.

Кроме того, Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрено, что решение регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительными возможно только одновременно с заявлением требования о признании соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных бумаг недействительным.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности приказа регистрирующего органа от 08 ноября 2011 г. №19-11-311/пз-и обоснованы тем, что ЗАО «Алтайское» представило для государственной регистрации выпуска акций недостоверные документы, отклоняются судом апелляционной инстанции. В доказательство недостоверности документов заявители ссылаются на то, что регистрирующему органу было известно о нарушениях закона при эмиссии акций ЗАО «Алтайское», так как в 2007 году РО ФСФР в ЦСР отказывало обществу в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Кроме того, при рассмотрении судебных дел № АЗЗ-856/2009, № А74-1607/2011, № АЗЗ- 9854/2009 с участием регистрирующего органа были установлены многочисленные нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, допущенные ЗАО «Алтайское».

Поскольку указанные доводы заявителей не доказывают незаконность оспариваемого приказа. Факт, что регистрирующий орган отказывал ранее ЗАО «Алтайское» в государственной регистрации выпуска акций, требовал от общества устранения нарушений и применял меры административного воздействия, как правильно указал суд первой инстанции не могут служить допустимыми доказательствами недостоверности новых документов, представленных ЗАО «Алтайское» в октябре 2011 года для государственной регистрации выпуска акций.

Доводы заявителей о том, что ЗАО «Алтайское» представило в РО ФСФР в ЦСР не соответствующие действительности документы учредительный договор, список, учредителей, устав общества в новой редакции, утвержденный в мае 2011 года, не соответствующий уставу, утвержденному в 1997 году в части указанного размера уставного капитала общества, не могут быть приняты в качестве доказательств недостоверности документов, представленных регистрирующему органу, поскольку названные учредительные документы ЗАО «Алтайское» как правильно указал суд первой инстанции не оспорены в  установленном порядке и судом не признаны недействительными.

Ссылка заявителя на то, что судом первой инстанции неправильно отражен уставной капитал общества, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку пунктом 5 Устава ЗАО «Алтайское» от 22.04.1992 установлено, что уставной фонд общества по решению общего собрания составляет 19 456 тысяч рублей. С учетом деноминации уставной капитал составляет 19 456 рублей, что подтверждается в пункте 3.1 Устава ЗАО «Алтайское» от 23.05.2011, справке об оплате уставного капитала от 10.10.2011.

Ссылка заявителя на нарушение регистрирующим органом пункта 2.4.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку  пунктом 5 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг регистрирующий орган отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Пунктом 2.4.9 Стандартов предусмотрено право, а не обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Реализация права производится по усмотрению регистрирующего органа, а не входит в его обязанность.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правильно указал, что оснований устанавливать факт нарушения закона только потому, что регистрирующий орган не использовал свое право усомниться в достоверности документов ЗАО «Алтайское» не имеется.

Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, чтов пунктах 6 и 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 63 от 23.04.2001г. «Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным» разъяснено, что нарушения требований законодательства при проведении эмиссии акций, в том числе касающиеся условий формирования уставного капитала общества, являются основанием для признания выпуска ценных бумаг недействительным; представление эмитентом регистрирующему органу недостоверной информации при регистрации выпуска акций и отчета об итогах их размещения является основанием для признания судом выпуска акций недействительным.

Пунктом 4 статьи 26 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрены порядок и основания оспаривания в суде решений эмитента о размещении ценных бумаг, в соответствии с которым с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или с момента представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг заявление в суд требований о признании решений эмитента, принятых в связи с осуществлением эмиссии ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, решения регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительными возможно только одновременно с заявлением требования о признании соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что поскольку нарушений закона и прав заявителей при издании РО ФСФР в ЦСР оспариваемого приказа от 08 ноября 2011 г. №19-11-311/пз-и не установлено, оснований для признания названного приказа незаконным не имеется.

Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчика изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для изменения решения на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «28» марта 2012  года по делу                  № А74-5657/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Е. Споткай

Судьи:

Т.С. Гурова

А.Н. Бабенко