ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
«11» июля 2012 года | Дело № г. Красноярск | А74-442/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена «03» июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен «11» июля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» с использованием системы видеоконференц-связи
при организации судебного заседания судьей Арбитражного суда Республики Хакасия Шумским А.В. с участием секретаря судебного заседания Арбитражного суда Республики Хакасия Мамышевой А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи:
от ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия: ФИО1, представителя по доверенности от 15.02.2012;
от Управления Росреестра по Республике Хакасия: ФИО2, представителя по доверенности от 04.04.2012 № 16-33-73/12,
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от «23» апреля 2012 года по делу № А74-442/2012, принятое судьей Лиходиенко А.В.,
установил:
Администрация муниципального образования Ширинский район (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением о признании незаконным бездействия федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» (ИНН <***>, ОГРН <***>), выразившегося в неопределении и невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости и удельного показателя земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:95, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плёса озера Белё, квартал 3, участок 12, площадью 396 кв.м, относящегося к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, для дачного хозяйства; об обязании определить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.12.2011 и от 22.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён ФИО3, в качестве соответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - Управление Росреестра по Республике Хакасия).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.03.2012 федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Республике Хакасия заменено на его правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в лице филиала по Республике Хакасия (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия).
Администрацией в суд первой инстанции представлено дополнение к исковому заявлению об изменении предмета заявленных требований, в соответствии с которым Администрация просит признать незаконным бездействие ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия и Управления Росреестра по Республике Хакасия по невнесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:0095, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег малого плеса озера Беле, квартал 3, участок 12, как несоответствующее положениям статьи 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В целях устранения допущенного нарушения обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия определить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:0095 и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:0095, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, квартал 3, участок 12.
Суд первой инстанции в соответствии с частью 1 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял заявление Администрации об изменении исковых требований.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23.04.2012 по делу № А74-442/2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия и Управление Росреестра по Республике Хакасия обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление Росреестра по Республике Хакасия в апелляционной жалобе указало следующее:
- с 15.09.2010 органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету в отношении земельных участков, является ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Хакасия (в настоящее время ее правопреемник - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»);
- Управление Росреестра по Республике Хакасия является ненадлежащим ответчиком;
- ввиду непоступления в установленном порядке в орган кадастрового учета документов, необходимых для кадастрового учета в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка, у последнего в соответствии с нормами действующего законодательства отсутствовала обязанность и основания для внесения данных сведений в государственный кадастр недвижимости;
- незаконное бездействие ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия по невнесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка не имело место;
- бездействие ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия по определению кадастровой стоимости земельного участка не имело место, так как последним был подготовлен акт определения кадастровой стоимости, в утверждении которого Управлением было отказано;
- требование о признании незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия по подготовке акта об определении кадастровой стоимости заявителем не заявлялось;
- суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора «подменил» предмет одного требования другим, фактически рассмотрев по существу требования, не заявленные заявителем;
- судом первой инстанции не принят во внимание пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, в соответствии с которым при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель;
- согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 № 370 средний удельный показатель кадастровой стоимости по Ширинскому муниципальному району для земельных участков, имеющих разрешенное использование для ведения дачного хозяйства, отсутствует, средний удельный показатель кадастровой стоимости по Республике Хакасия для ведения дачного хозяйства – 0;
- у ответчиков отсутствует возможность в соответствии с нормами действующего законодательства определить кадастровую стоимость земельного участка на основе результатов государственной кадастровой оценке земель.
ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Хакасия в апелляционной жалобе указало следующее:
- дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся на основании удостоверенных результатов определения кадастровой стоимости, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия;
- после осуществления государственного кадастрового учета изменений 02.09.2011 (изменена категория земель и разрешенный вид использования) по настоящее время в орган кадастрового учета удостоверенные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:95, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег малого плёса озера Белё, квартал 3, участок 12, в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не поступали;
- действие приказа Минэкономразвития от 26.12.2011 № п/531 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» не распространяется на отношения, рассматриваемые в настоящем деле;
- ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком;
- вывод суда первой инстанции о том, что письмо Росреестра от 22.03.2010 № 15/87-СБ допускает возможность смешения видов разрешенного использования «дачный земельный участок», «огородный земельный участок», «садовый земельный участок» не основан на нормах права;
- решение суда, в виду отсутствия в постановления Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 № 370 и от 25.07.2007 № 243 утвержденного для данного вида разрешенного использования удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений, а также ввиду отсутствия у ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия полномочий по «определению удельного показателя кадастровой стоимости» земельных участков, является неисполнимым;
- до утверждения Правительством Республики Хакасия такого удельного показателя кадастровой стоимости в целях установления арендной платы либо выкупной платы, у заявителя имеется возможность определения нормативной стоимости спорного земельного участка;
- заявителем пропущен срок на обращение с заявлением в арбитражный суд.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» изложил доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия изложила доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции.
Администрация, ФИО3, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 06.06.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 09.06.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Администрации, ФИО3
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Постановлением главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 19.07.2006 № 820 гражданину ФИО3 предоставлен в аренду на 11 месяцев земельный участок для строительства дачного дома из земель муниципального образования Ширинский район, земли особо охраняемых территории и их объектов, расположенный по адресу: Ширинский район, западный берег Малого Плёса озера Белё, квартал 3, участок 12, площадью 396 кв.м.
Стороны 22.09.2006 заключили договор аренды № 190 указанного земельного участка.
Постановлением главы Администрации муниципального образования Ширинский район от 26.09.2007 № 1475 гражданину ФИО3 продлён с 22.08.2007 до 22.07.2008 срок аренды земельного участка для строительства дачного дома из земель муниципального образования Ширинский район, земли особо охраняемых территории и объектов, расположенного по адресу: Ширинский район, западный берег Малого Плёса озера Белё, квартал 3, участок 12, площадью 396 кв.м.
Постановлением главы муниципального образования № 1908 от 20.12.2007 в постановление №1475 от 26.09.2007 внесены изменения – слова «земли особо охраняемых территорий и их объектов» заменены словами «земли рекреационного назначения».
В соответствии с соглашением от 02.12.2009 договор аренды № 190 от 22.06.2006 расторгнут.
Постановлением главы муниципального образования № 2085 от 07.12.2009 земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плёса озера Белё, квартал 3, участок 12, предоставлен ФИО3 в собственность за плату. Стороны 25.08.2010 заключили договор купли-продажи земельного участка № 78.
Постановлением главы муниципального образования № 1004 от 01.06.2011 в постановление №2085 от 07.12.2009 внесены изменения – слова «земли особо охраняемых территорий (земли рекреационного назначения)» заменены словами «земли сельскохозяйственного назначения».
Постановлением главы муниципального образования № 1465 от 25.07.2011 в постановление №820 от 19.07.2006 внесены изменения – слова «земли особо охраняемых территорий и их объектов» заменены словами «земли сельскохозяйственного назначения», слова «для строительства дачного домика» заменены словами «для ведения дачного хозяйства».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.12.2008 серии 19 АА №161471 ФИО3 на праве собственности принадлежит: дачный домик, общей площадью 43,1 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плёса озера Белё, квартал 3, уч. 12.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.08.2006 земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:0095 относится к категории «земли особо охраняемых территорий» и имеет разрешённое использование – для строительства дачного дома. Выписка содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка – 1736 рублей 52 копейки и удельном показателе кадастровой стоимости - 1,74 рубля/кв.м.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 31.08.2011 земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:95 относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения» и имеет разрешённое использование – для ведения дачного хозяйства. В графе 12 «Кадастровая стоимость» и графе 13 «Удельный показатель кадастровой стоимости» кадастрового паспорта проставлены прочерки.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения администрации муниципального образования Ширинский район к ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Хакасия с письмом от 15.09.2011 исх. № 3935-им о разъяснении указанной ситуации.
В ответе от 03.10.2011 исх. № 2434 на указанное письмо ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Хакасия сообщило, что осуществлён учёт изменений земельного участка в части категории земель, в результате осуществлённого учёта в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о категории земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, подготовлен акт определения кадастровой стоимости, в утверждении которого Управлением Росреестра по Республике Хакасия было отказано в виду отсутствия удельного показателя кадастровой стоимости для разрешённого использования «для ведения дачного хозяйства» на землях сельскохозяйственного назначения.
Ссылаясь на невозможность разрешения спора во внесудебном порядке, администрация муниципального образования Ширинский район обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учитывая, что об оспариваемом бездействии заявитель узнал из письма ответчика от 03.10.2011, заявление подано в Арбитражный суд Республики Хакасия 26.12.2011, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Администрацией не пропущен трехмесячный срок на обращения с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. С учетом изложенного, довод ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия о том, что заявителем пропущен срок на обжалование бездействия ответчика, отклоняется как необоснованный.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое бездействие Управления Росреестра по Республике Хакасия и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия, выразившееся в неопределении и невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости (далее – УПКС) земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:95, не соответствует действующему законодательству и нарушает права правообладателя земельного участка – Администрации в сфере экономической деятельности, а также ФИО3, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок, на котором расположен дачный домик, общей площадью 43,1 кв.м., принадлежащий гражданину ФИО3, предоставлен в аренду на 11 месяцев (с 22.08.2007 до 22.07.2008 продлён срок аренды земельного участка).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.08.2006, земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:0095 относится к категории «земли особо охраняемых территорий» и имеет разрешённое использование – для строительства дачного дома. Выписка содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка – 1736 рублей 52 копейки и удельном показателе кадастровой стоимости - 1,74 рубля/кв.м.
Постановлением главы муниципального образования № 1004 от 01.06.2011 в постановление №2085 от 07.12.2009 внесены изменения – слова «земли особо охраняемых территорий (земли рекреационного назначения)» заменены словами «земли сельскохозяйственного назначения».
Постановлением главы муниципального образования № 1465 от 25.07.2011 в постановление №820 от 19.07.2006 внесены изменения – слова «земли особо охраняемых территорий и их объектов» заменены словами «земли сельскохозяйственного назначения», слова «для строительства дачного домика» заменены словами «для ведения дачного хозяйства».
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 31.08.2011 земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:95 относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения» и имеет разрешённое использование – для ведения дачного хозяйства. В графе 12 «Кадастровая стоимость» и графе 13 «Удельный показатель кадастровой стоимости» кадастрового паспорта проставлены прочерки.
Администрация ссылается на то, что отсутствие в кадастровом паспорте спорного земельного участка от 31.08.2011 сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка влечет невозможность расчета Администрацией выкупной цены земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктами 11 и 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), которые применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; изменения вида разрешенного использования земельного участка (пункт 1.2).
Согласно пункту 1.3 Методических указаний (в редакции Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.12.2007 № 445) кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний (в редакции Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 17.11.2011 № 673) кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний (в редакции Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.12.2007 № 445) в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.
При этом пункт 2.3.1 Методических указаний, в соответствии с которым в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка, в рассматриваемом споре не подлежит применению, поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка (для ведения дачного хозяйства) не изменялся.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Статья 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления гражданину земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства индивидуально.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен в аренду ФИО3, а далее в собственность по договору купли-продажи от 25.08.2010 № 78, для ведения дачного хозяйства; не входит в состав садоводческого, огороднического или дачного объединения, что соответствует вышеизложенным нормам права.
Следовательно, основания для применения в рассматриваемом споре постановления Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 № 370, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Хакасия, отсутствуют.
С учетом изложенных норм права, в том числе пункта 2.1.1 Методических указаний, категории спорного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом споре подлежит применению постановление Правительства Республики Хакасия от 25.07.2007 № 243, которым утверждены минимальные и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Республики Хакасия, в том числе для Ширинского района первой группы земель сельскохозяйственного назначения в размере 0,79 рублей.
Согласно пояснениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия спорный земельный участок относится к первой группе земель сельскохозяйственного назначения; как следует из материалов дела, Управление Росреестра по Республике Хакасия указало на невозможность определения группы спорного земельного участка; при этом, доказательств, опровергающих отнесение спорного земельного участка к первой группе земель сельскохозяйственного назначения в материалы дела не представлено.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о необходимости применения среднего УПКС по Ширинскому муниципальному району в размере 9,79 руб./кв.м., установленного постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 №370 для садоводческих, огороднических объединений, апелляционный суд считает неправильными.
Суд апелляционной инстанции полагает, что поскольку разрешенное использование спорного земельного участка не изменялось; среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения 1 группы для Ширинского района определено в размере 0,79 рублей за квадратный метр постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.07.2007 № 243; в соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний кадастровая стоимость спорного земельного участка определяется путем умножения среднего для муниципального района вышеуказанного УПКС на площадь земельного участка, - суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о признании незаконным бездействия ответчиков по невнесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:95, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, квартал 3, участок 12.
С учетом изложенных обстоятельств, доводы ответчиков о том, что согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости; до утверждения Правительством Республики Хакасия такого удельного показателя в целях установления арендной платы либо выкупной цены у заявителя имеется возможность определения нормативной стоимости спорного земельного участка, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Довод Управления Росреестра по Республики Хакасия о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, поскольку органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету в отношении земельных участков, является ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия; довод ФГБУ «Росреестра» по Республике Хакасия о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на момент обращения заявителя с заявлением от 15.09.2011 полномочия по принятию каких-либо решений, предусмотренных Законом о кадастре, отсутствовали, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о кадастре предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» утвержден соответствующий план-график, федеральные государственные учреждения, в том числе ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия», наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Согласно приказу Росреестра от 01.09.2011 № П/331 Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Республике Хакасия 25.01.2012 прекратило деятельность путем присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра». Для представления интересов и их защиты на территории Республики Хакасия в соответствии с пунктом 23 Устава создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия. Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
Следовательно, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия является непосредственным исполнителем по осуществлению кадастрового учета в соответствии со статьей 16 Закона о кадастре, в том числе кадастрового учета в связи с изменением сведений о земельном участке, указанных в пунктах 11 и 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре. При этом, Уравление Росреестра на основании пункта 7.1.22 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 №П/154 и как орган, делегировавший соответствующее полномочие, наделено правом контроля за осуществлением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Таким образом, права и законные интересы заявителя, нарушенные неосуществлением кадастрового учета, в связи с изменением сведений о категории и кадастровой стоимости спорного земельного участка (пункты 11 и 13 части 2 статьи 7, статья 16 Закона о кадастре), могут быть защищены в судебном порядке путем оспаривания взаимосвязанных действий (бездействия) Управления Росреестра по Республике Хакасия и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия как органов кадастрового учета.
В соответствии с приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» дополнительно наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Приказом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия от 07.03.2012 №70-П полномочия по утверждению актов определения кадастровой стоимости земельных участков при определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, с 13.03.2012 возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия.
На основании изложенного, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения допущенного нарушения обоснованно обязал Кадастровую палату определить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:95 и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:95, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, квартал 3, участок 12, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционных жалоб.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра по Республике Хакасия и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия освобождены от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «23» апреля 2012 года по делу № А74-442/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | Е.В. Севастьянова |
Судьи: | Г.Н. Борисов |
Н.А. Морозова |