ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-2540/2022 от 09.06.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

июня 2022 года

Дело №

А33-13688/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен         17 июня 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шелега Д.И.,

судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,

при участии:

от истца (главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1): ФИО2, представителя по доверенности от 20.08.2021 серии 24 АА 4517728,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 28 марта 2022 года по делу № А33-13688/2021,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1
(ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Глава КФХ ФИО1) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Кежемского района (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – администрация, административный орган) об обязании ответчика вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения с площадями 15 519 653 кв.м., 163 505 кв.м., 960 272 кв.м., 566 301 кв.м., и 724 806 кв.м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Кодинское лесничество».

Решением от 28.03.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Глава КФХ ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь на отсутствие у администрации правовых оснований для вынесения оспариваемых решений.

Администрацией в материалы дела представлен отзыв.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).

При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 18.01.2021 глава КФХ обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельных участков с площадями 163 505 кв.м.,
15 519 653 кв.м, 566 301 кв.м, 2 943 911 кв.м., 724 806 кв.м и 960 272 кв.м.

Письмом от 22.03.2022 № 0992 администрация отказала в предварительном согласовании.

Глава КФХ оспорил данный отказ в Арбитражном суде Красноярского края.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

ФИО1 обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Приобщенные к заявлению Главы КФХ схемы расположения земельных участков с площадями 163 505 кв.м., 15 519 653 кв.м, 566 301 кв.м, 2 943 911 кв.м.724 806 кв.м и 960 272 кв.м. согласованы Министерством лесного хозяйства Красноярского края, в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 39.14, статьи 11.10 ЗК РФ (письмо от 28.01.2021 № 86-0848).

Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77, 78 ЗК РФ.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).

Согласно актам обследования земельного участка от 16.08.2021 и от 17.08.2021 и приложенным к ним фото и видеоматериалам обследования участков, карт с указанием точек и координат мест проведения обследования, установлено, что на запрошенных Главой КФХ земельных участках произрастают деревья пород: сосна, лиственница, ель, пихта, осина, береза. Средний возраст деревьев 100-150 лет. Отдельные деревья достигают возраста до 350 лет. Средний запас древесных насаждений на 1 гектаре обследуемого участка от 150 до 180 м3. Имеется подрос хвойных и лиственных пород. В связи с чем указанные выше участки для целей сельскохозяйственной деятельности не пригодны. Данные сведения заявителем документально не опровергнуты.

Из системного толкования положений статей 1, 12, 123 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).

Лесозаготовка не поименована как вид использования земель сельскохозяйственного назначения.

Сведения о характеристиках и свойствах территории, в границах которой предполагалось образование земельного участка, о возможности его использования в сельскохозяйственных целях, являются значимыми при принятии решения.

Учитывая наличие на испрашиваемых земельных участках сложившейся экосистемы - леса, указанный участок непригоден для осуществления сельскохозяйственной деятельности без нанесения вреда для окружающей природной среды. Предоставление такого участка для целей производства сельскохозяйственной продукции не отвечает принципу рационального использования природных ресурсов. При этом администрацией указано, что на территории Кежемского района имеются иные свободные земельные участки, пригодные для осуществления сельскохозяйственной деятельности.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

В частности, к таким исключениям, в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, относится заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).

В качестве оснований предоставления земельного участка заявителем указан подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Из системного толкования положений указанной нормы и пунктов 1, 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель) следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. Договор аренды заключается без проведения торгов.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что Глава КФХ ФИО1 включен в реестр субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки, приказом министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 10.12.2021 №581, т.е. существенно позже даты обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанным им основаниям.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка перечислены в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Оспариваемый отказ администрации мотивирован непринятием нормативно-правовых документов, регламентирующих предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения на которых имеются лесные насаждения, со ссылкой на Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509.

В соответствии с пунктом 8 Положения правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии лесным законодательством и с учетом норм Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.05.2019 № 255, согласно которому согласование проектов мелиорации осуществляется организациями, находящимися в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

При наличии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнических работ заготовка древесины на земельном участке осуществляться не может, так как проекты культуртехнических работ предполагают сжигание, измельчение и запахивание древесно-кустарниковой растительности, полученной в результате расчистки земельного участка для вовлечения его в хозяйственный оборот.

Таким образом, для введения в сельскохозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения потребуется проведение культуртехнических работ с уничтожением древесины, что негативно скажется на экологической системе края.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения администрации незаконным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.

Доводы общества не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 марта 2022 года
по делу № А33-13688/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Д.И. Шелег

Судьи:

А.Н. Бабенко

Д.В. Юдин