ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-2623/2015 от 23.06.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

июня 2015 года

Дело №

А74-8887/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «23» июня  2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          25» июня  2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  -  Бабенко А.Н.

судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.

путем использования системы видеоконференц-связи

при участии:

находясь в здании Арбитражного суда Республики Хакасия:

от истца (МП г. Абакана «Водоканал»): Кислан Т.Д. на основании доверенности от 26.05.2015, Миронова С.Ю. на основании доверенности № 8 от 12.01.2015, Гофман Н.Н. на основании доверенности от 11.03.2015,

находясь в здании Третьего арбитражного апелляционного суда:

от ответчика (ООО «Пирамида»): Пестов И.В. по доверенности от 26.01.2015, Сухачева Г.И. по доверенности от 09.02.2015,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Пирамида»
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «09 апреля 2015 года по делу № А74-8887/2014, принятое судьёй Кирилловой Н.П.

установил:

 муниципальное предприятие г. Абакана «Водоканал» (далее – истец) (ИНН 1901037777, ОГРН 1021900519255)  обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Пирамида (далее – ООО «Пирамида», ответчик) (ИНН 1903012400, ОГРН 1021900697235) в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 3 226 664 рублей  56 копеек, долга по договору о подключении строящегося объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения № 43 от 26.12.2011 и 667 971 рубля 19 копеек неустойки.

Решением от 09.04.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, просил отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, несогласование сторонами существенных условий договора; суд необоснованно посчитал акт о подключении надлежащим исполнением истцом обязательств по договору; необоснованность вывода суда первой инстанции  о подключении истцом объекта в соответствии с техническими условиями; суд неправильно оценил установленный сторонами в пункте 4 дополнительного соглашения срок оплаты; судом не применены нормы  права, подлежащие применению; судом неправильно применен тариф при расчете задолженности; суд неправильно определил период просрочки при расчете неустойки.

Определением Третьего арбитражного жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 23.06.2015.

От истца в материалы дела  поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной  жалобы и отзыва на нее.

При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

14 февраля 2011 г. Абаканский городской совет депутатов принял решение № 315, которым утвердил инвестиционную программу муниципального предприятия г.Абакана «Водоканал» «Развитие систем водоснабжения и водоотведения на 2011 – 2015 годы». Указанная инвестиционная программа предусматривает создание инженерного обеспечения территорий жилищно-гражданского строительства (жилые районы I, II, Юго-Западный, Центральный), в том числе строительство системы водоснабжения                               9 микрорайона I-го жилого района.

Постановлением Мэра города Абакана от 03 марта 2011 года № 317 установлены тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, иных объектов) к системам водоснабжения и водоотведения города Абакана в размере (за 1 куб. м. в сутки заявленной нагрузки (увеличение потребляемой нагрузки): - по водоснабжению 29 966 рублей 09 копеек (с НДС); - по водоотведению                     2  9 821 рублей 36 копеек (с НДС).

Указанным постановлением установлено, что размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к системам водоснабжения и водоотведения города Абакана и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки). Плата за подключение взимается однократно на основании публичного договора, которым определяются порядок и условия подключения объекта недвижимости к сетям водоснабжения и (или) водоотведения, заключаемого МП «Водоканал» с лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Плата за подключение подлежит отдельному учету и направляется на реализацию Инвестиционной программы муниципального предприятия г. Абакана «Водоканал» «Развитие систем водоснабжения и водоотведения на 2010-2015 годы».

04 апреля 2011 г. Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г.Абакана направил МП г.Абакана «Водоканал» запрос на выдачу технических условий и информации о плате за подключение объекта капитального строительства Многоквартирный жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями соцкультбыта и стоянкой для легкового транспорта по ул. Лермонтова, 21, с планируемой величиной подключаемой нагрузки: по водоснабжению –192,50 куб.м./сутки, по водоотведению – 318,68 куб.м./сутки.

В апреле 2011 г. МП г.Абакана «Водоканал» подготовило технические условия на водоснабжение и водоотведение объекта Многоквартирный жилой дом по ул. Лермонтова, 21, в рамках реализации инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2010- 2015 годы, согласовав точку подключения водоснабжения: ВК 118 по ул.Лермонтова, 20, с подключаемой нагрузкой                               192,50 куб.м./сутки, и точку подключения водоотведения: СК – проектируемый по ул. Лермонтова, 21, с подключаемой нагрузкой – 318,68 куб.м./сутки.

26 декабря 2011 г. муниципальное предприятие г. Абакана «Водоканал» - исполнитель и общество с ограниченной ответственностью «Пирамида» - заказчик заключили договор № 43 о подключении строящегося объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения (договор № 43).

Согласно пункту 1.1 договора, исполнитель принял на себя обязательства:

- выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта «Многоквартирный жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями соцкультбыта и стоянкой для легкового транспорта» заказчика, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Лермонтова, 21, к эксплуатируемым исполнителем сетям инженерно-технического обеспечения;

- подключить объект заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения в следующие сроки при условии подписания акта о готовности:

I очередь - 44 кв. жилой дом № 4/4 - IV квартал 2012 год;

II очередь - 44 кв. жилой дом № 4/3 и 20 кв. ж/дом № 4/2 - II квартал 2013 год;

III очередь - 48 кв. жилой дом № 4/1 - IV квартал 2013 год;

IV очередь - жилой дом № 4 - II квартал 2014 год.

- обеспечить размер нагрузки по водоснабжению, потребляемого объектом заказчика в точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, который составляет 90,9 куб.м./сутки;

- обеспечить размер нагрузки по водоотведению, потребляемого объектом заказчика в точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, который составляет 170,4 куб.м./сутки.

В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 договора № 43 заказчик обязался подготовить объект к подключению и оплатить исполнителю цену по настоящему договору в порядке и сроки, указанные в договоре. Плата за подключение объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения определяется как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства заказчика и тарифа на подключение, устанавливаемого органами местного самоуправления. Тариф на подключение к системе водоснабжения и водоотведения города Абакана установлен Постановлением Главы города Абакана от 03 марта 2011 г. № 317 «Об установлении тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения города Абакана» в размере за 1 куб. м. в сутки заявленной нагрузки - по водоснабжению 29 966 рублей 09 копеек (с НДС); по водоотведению - 29821 рубля 36 копеек. Тариф действует до 01.05.2012 г. На дату заключения договора плата за подключение составляет: по водоснабжению:                          2 723 917,58 рублей 94 копейки  (с НДС); по водоотведению: 5 081 559 рублей 74 копейки (с НДС).

Пунктами 2.1, 2.2 договора предусмотрено, что общая сумма платы за подключение 7 805 477,33 рублей 33 копеек (с НДС) уплачивается заказчиком в сроки в соответствии с данными таблицы, являющейся приложением № 1 к договору.

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5 договора исполнитель принял на себя обязательства:

- осуществить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта к подключению объекта заказчика;

- выполнить мероприятия по увеличению пропускной способности системы водоснабжения; внедрения частотного привода на станцию № 2 II водоподъема;

- ПИР и строительство системы водоснабжения 9 микрорайона I жилого района;

- ПИР и реконструкция КНС-4;

- построить наружные сети водопровода и канализации до точек подключения на границе земельного участка;

- выдать заказчику условия подключения объекта, осуществить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта заказчика согласно ранее выданным исполнителем техническим условиям;

- проверить выполнение заказчиком условий подключения и установить пломбы на приборах (узлах) учета ресурсов, кранах и задвижках на их обводах в течение 5-ти рабочих дней со дня получения от заказчика уведомления о готовности к приему ресурсов внутриплощадочных, внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства.

- выдать заказчику разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в течение 5-ти рабочих дней после подписания акта о готовности внутриплощадочных сетей и оборудования объекта заказчика, и внесения платы за присоединение;

- осуществить не позднее даты подключения, определенной пунктом 1.1 договора (но не ранее подписания акта о готовности), действия по присоединению объекта в сети инженерно-технического обеспечения внутриплощадочных сетей и оборудования объекта заказчика; осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием сторонами акта о присоединении заказчиком объекта к сети инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 4.1. договора № 43 условия подключения объекта являются приложением № 2 к договору. В приложении № 2 к договору определена точка подключения по водоснабжению – ВК-118 по ул.Лермонтова, 20, и точка подключения по водоотведению – СК- проектируемый по ул. Лермонтова, 21.

Согласно пунктам 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4 договора заказчик принял на себя обязательства:

- выполнить мероприятия по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

- выполнить установленные условиями подключения требования по подготовке внутриплощадочных сетей и оборудования объектов к подключению, уведомить исполнителя о их готовности;

- представить исполнителю на согласование раздел утвержденной проектной документации;

- в случае необходимости изменения проектно-сметной документации на строительство объекта, влекущих изменение нагрузки, заказчик в течение 10 дней обязан направить исполнителю на согласование измененный проект и предложения о внесении соответствующих изменений в договор;

- вносить плату за подключение объекта заказчика к сетям сети инженерно-технического обеспечения в размере и порядке, установленном договором.

26 июня 2012 г. и 22 октября 2012 г. Администрация города Абакана выдала ООО «Пирамида» разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными: помещениями соцкультбыта и стоянкой для легкового транспорта в г. Абакане, ул. Лермонтова, 21» Блок-секции в осях I-XI (срок действия разрешения – до 26.12.2013) и Блок-секции в осях XII - XVII (срок действия разрешения – до 22.08.2014).

В представленной в дело проектной документации по объекту «Многоквартирный жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями соцкультбыта и стоянкой для легкового транспорта в г. Абакане, ул. Лермонтова, 21» в разделе «Наружное водоснабжение, водопровод, канализация» (с внесенными согласованными 10.12.2013 изменениями в связи с увеличением числа секций) определены показатели расхода по системам водопровода и канализации: Блок-секции в осях I- XVII 98,05 куб.м./сутки, Блок-секции в осях I-XXIII – 145,96 куб.м./сутки, Блок-секции в осях XVIII-XXIII – 47,91 куб.м./сутки.

С учетом внесения изменений в проект строящегося дома, 11 декабря 2013 г. МП г. Абакана «Водоканал» и ООО «Пирамида» подписали дополнительное соглашение к договору № 43 о подключении строящегося объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, которым изменили пункт 1.1. договора в части указания срока выполнения действий по подключению: «не позднее 01.07.2015 года», а также размера нагрузки, согласовав размер нагрузки по водоснабжению в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения - 145,96 куб.м./сутки; размер нагрузки по водоотведению, потребляемого объектом заказчика в точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения – 145,96 куб.м./сутки.

Пунктами 2, 3 дополнительного соглашения к договору № 43 от 11.12.2013 стороны изменили пункт 2.1 договора в связи с частичной оплатой нагрузки заказчиком в период действия нового тарифа, утвержденного Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия № 78-п от 29.05.2013, и определили размер оплаченной нагрузки 28,573 куб.м./сутки по водоотведению, а также размер и стоимость неоплаченной нагрузки, исходя из новых утвержденных тарифов:

- по водоснабжению – 145,96 куб.м./сутки х 27 198 рублей 02 копеек + НДС 18% =                         4 684 391 рубль 14 копеек;

- по водоотведеннию – 55,386 куб.м./сутки х 27 066 рублей 41 копейки + НДС 18% =                         1 768 937 рублей 98 копеек. Пунктом 4 дополнительного соглашения к договору от 11.12.2013 стороны согласовали порядок и сроки внесения неоплаченной доли платы за подключение: 1 845 898 рублей 42 копеек в срок до 30.12.2013; 1 380 765 рублей 68 копеек  в срок до 01.07.2014; 3 226 664 рубля 56 копеек в течение 15 дней (до 01.07.2015) со дня подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объект заказчика, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов и отведения (приема) сточных вод.

16 декабря 2013 г. МП г. Абакана «Водоканал» и ООО «Пирамида» подписали акт о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, назвав его во вводной части актом сдачи – приемки выполненных работ к договору № 43 от 26.12.2011 по услугам исполнителя.

В акте стороны зафиксировали, что по условиям договора исполнитель выполнил мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения «Многоквартирный жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями соцкультбыта и стоянкой для легкового автотранспорта» заказчика, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Лермонтова, 21, и указали, что плата за подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения составляет 9 214 860 рублей 48 копеек.

27 декабря 2013 г. Администрация города Абакана выдала ООО «Пирамида» разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта - Многоквартирный жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями соцкультбыта и стоянкой для легкового автотранспорта (блок-секции в осях I-XI; XII - XVII), расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Лермонтова, 21, корпус 1.

18 августа 2014 г. Администрация города Абакана выдала ООО «Пирамида» разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными: помещениями соцкультбыта и стоянкой для легкового транспорта в г. Абакане, ул. Лермонтова, 21» Блок-секции в осях XVIII – XXIII (срок действия разрешения – до 18.02.2016).

Представленные в дело платежные поручения № 444 от 26.12.2011 на 78 055 рублей, № 273 от 03.08.2012 на 321 945 рублей, № 416 от 19.10.2012 на 448 917 рублей 89 копеек, № 534 от 29.12.2012 на 500 000 рублей, № 867 от 10.06.2013 на 500 000 рублей, № 1101 от 26.09.2013 на 450 000 рублей, № 1128 от 04.10.2013 на 462 613,93 рублей, № 1357 от 26.12.2013 на 600 000 рублей, № 76 от 04.02.2014 на 1 245 898 рублей 42 копеек, № 585 от 05.12.2014 на 1 380 765 рублей 68 копеек подтверждают уплату ответчиком истцу платы за подключение по договору № 43 в общей сумме 5 988 195 рублей 92 копеек.  Согласно акту выверки расчетов на 31 декабря 2014 г., подписанному сторонами, долг ООО                      «Пирамида» перед МП г.Абакана «Водоканал» по договору № 43 составляет                                   3 226 664 рубля 56 копеек.

15 января 2014 г., 20 октября 2014 г., 01 декабря 2014 г. МП г.Абакана «Водоканал» направлял ООО «Пирамида» претензии с требованиями оплатить задолженность по договору № 43 - плату за подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения.

Неисполнение ответчиком обязанности по оплате стоимости подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании долга и договорной неустойки.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1  статьи  71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1  статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив законность и обоснованность решения  суда первой инстанции  в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Как усматривается из материалов дела, между сторонами подписан договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.

Статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон о тарифах) к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила определения техусловий), а Постановлением Правительства РФ от 09 июня 2007 года № 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила № 360).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 360 договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами.

Закон о тарифах в целях комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, к которым относятся, в том числе и сети инженерно-технического обеспечения, предусмотрел возможность разработки и утверждения органами местного самоуправления инвестиционных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также порядок их финансирования.

Согласно статье 10 Закона о тарифах финансовые потребности организаций коммунального комплекса, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования, а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Исходя из положений пунктов 4 - 7, 9 Правил определения техусловий, либо при предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, либо после завершения строительства, но до ввода объекта в эксплуатацию, орган местного самоуправления бесплатно выдает заинтересованному лицу технические условия, в соответствии с которыми и будет проходить подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

При этом пунктом 13 указанных правил возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует, если в сетях есть резерв пропускной способности, обеспечивающий передачу необходимого объема ресурса и резерв мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. В связи с этим при наличии утвержденной инвестиционной программы организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не вправе отказать заявителю в выдаче технических условий для подключения и в дальнейшем обязана фактически подключить этот объект к сетям, если заявителем соблюдены все условия подключения.

Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании публичного договора о подключении, процедурные и иные особенности заключения которого установлены Правилами о подключении.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о тарифах плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

О возмездности оказываемых услуг по подключению говорят пункты 11, 17 Правил определения техусловий, а также пункты 12 - 14 Правил № 360, по содержанию которых можно сделать вывод, что подключение может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе. В случае, если подключение является платным, размер платы за подключение и порядок ее внесения является существенным условием договора о подключении.

Пунктом 14 Правил № 360 установлено, что размер платы за подключение определяется следующим образом:

1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;

2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 940);

3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

В силу пункта 12 Правил № 360 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям:

1) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;

2) местоположение точек подключения на границах земельного участка;

3) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

4) дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства;

5) размер платы за подключение и порядок ее внесения.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Представленные в дело доказательства подтверждают наличие у истца утвержденной инвестиционной программы с включением мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения в 9 микрорайоне первого жилого района города Абакана; выдачу истцом технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения строящегося жилого дома по улице Лермонтова, 21, и строительство ответчиком жилого дома на этой территории.

При заключении договора № 43 стороны согласовали размер подключаемой нагрузки водоснабжения и водоотведения; количество и местоположение точек подключения систем водоснабжения и водоотведения согласно проектному плату строительства; условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; определили сроки подключения объекта капитального строительства, не ранее которых исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства; согласовали размер платы за подключение на основании действующих утвержденных в установленном порядке тарифов, порядок внесения платы, а также изменение размера платы за подключение в случае изменения тарифа пропорционально заявленной неоплаченной нагрузке.

Подписанный сторонами акт от 16.12.2013 г. о подключении (технологическом присоединении) построенного жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения подтверждает надлежащее исполнение истцом обязательств по спорному договору и, как указано в этом акте, является актом сдачи – приемки выполненных работ к договору № 43 от 26.12.2011 по услугам исполнителя.

В акте от 16.12.2013 стороны указали, что исполнитель выполнил мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Абакан, ул. Лермонтова, 21, и указали размер платы за подключение объекта               - 9 214 860,48 руб., определенный с учетом увеличения проектной нагрузки дома и увеличения размера тарифов на подключение в соответствии с Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия № 78-п от 29.05.2013.

Исполнение договора № 43 истец произвел в соответствии с техническими условиями путем подключения жилого дома в одной точке водоснабжения ВК- 118 и в одной точке водоотведения СК – 43. Других действий истца по подключению жилого дома к централизованным сетям водоснабжения-водоотведения договор № 43 не предусматривает. Поэтому Администрацией города Абакана 27.12.2013 выдано ООО «Пирамида» разрешение на ввод в эксплуатацию построенного жилого дома .

В связи с изложенным у ответчика возникло обязательство оплатить оказанные услуги подключения построенного объекта в полном размере, предусмотренном договором. С учетом произведенной оплаты, долг ответчика по договору № 43 на момент рассмотрения дела составляет 3 226 664 рублей  56 копеек.

Поскольку в силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, исковое требование о взыскании с ответчика в пользу истца долга суд  первой инстанции правомерно признал  подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Истец  также просит взыскать с ответчика неустойку 667 971 рубля  19 копеек, начисленную на основании пункта 5.1договора № 43 за период просрочки с 31.12.2013 по 02.04.2015 на сумму долга.

Согласно пункту 5.1 договора № 43 любая сторона договора при нарушении ею сроков исполнения обязательств обязана уплатить другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора о подключении, и общего размера платы за подключение по договору за каждый день просрочки.

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Повторно проверив расчет неустойки, суд апелляционной  инстанции соглашается  с его правомерностью.

Поскольку материалами  дела установлен факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате подключения объекта, требование истца о взыскании с ответчика  неустойки правомерно признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о необоснованном взыскании платы за подключение в связи с отсутствием в инвестиционной программе истца мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) сетей водоснабжения и водоотведения для подключения строящегося объекта  обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку опровергаются содержанием инвестиционной программы истца на 2011-2015 годы, о чем указано в обжалуемом судебном акте, а также техническими условиями на подключение, в которых прямо предусмотрено строительство истцом элементов сети водоотведения.

Кроме того, как обосновано отмечено судом первой инстанции, ответчик не доказал наличие обстоятельств, названных в Правил определения техусловий и Правилах № 360, которые освобождают его от обязанности оплатить подключение объекта к инженерным сетям города Абакана.

По результатам рассмотрения апелляционной  жалобы судом  установлено, что ответчик ничем не опроверг тот факт, что истец выполнил весь свой объем обязательств, построенный жилой дом подключен к сетям водоснабжения и водоотведения, сдан в эксплуатацию и в силу этого истец не может и не должен совершать иных действий по подключению объекта, необходимых, по мнению ответчика, для полной оплаты ответчиком оказанных услуг.

С учетом этого, ссылка ответчика на то, что им не окончено строительство 4 очереди, поэтому не обеспечено подключение согласованной сторонами нагрузки и не наступил срок оплаты услуг,  обоснованно отклонена судом первой инстанции.

 Кроме того, указанный вывод суда соответствует условиям договора и дополнительного соглашения  к нему, в которых  не предусмотрены конкретные обязательства истца, связанные непосредственно с окончанием строительства всех очередей жилого дома  и  не содержится условий, кроме факта присоединения, которые должны быть выполнены истцом для получения полной стоимости услуг подключения.

Довод ответчика об отсутствии акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования не опровергает факта подключения объекта ответчика к сетям водоснабжения, водоотведения, подтверждающего надлежащее исполнение договора истцом в части своих обязательств, в связи с чем, подлежит отклонению.

Более того, суд первой инстанции, отклоняя доводы ответчика, правомерно исходил из положений статьи  431 Гражданского кодекса Российской Федерации  и буквального толкования условий договора.

Так, повторно оценив  пункт 4 дополнительного соглашения от 11.12.2013 к договору № 43 и дальнейшие действия сторон по подписанию акта от 16.12.2013 о подключении объекта, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что  указав на внесение заказчиком платы за подключение  3 226 664 рублей 56 копеек  в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов, но не позднее выполнения условий подачи ресурсов и отведения (приема) сточных вод, стороны определенно выразили волю на то, чтобы услуги были оплачены в течение 15 дней после подписания акта о подключении объекта.

Судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения также было обосновано учтено, что при подписании дополнительного соглашения от 11.12.2013 в связи с изменением размера нагрузок и платы за подключение, стороны действовали с учетом согласования изменения проекта заказчиком и незавершенного строительства Блок-секций в осях XVIII – XXIII, тем не менее, стороны не изменили точки подключения по техническим условиям, не согласовали дополнительный перечень услуг по подключению и новые сроки оплаты услуг.

Возражения ответчика о незаконном предъявлении истцом платы за подключение, рассчитанной по несоответствующему закону тарифу также не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.

В обоснование указанного довода ответчик ссылается на нарушения норм Федерального закона от 07.12.2011   № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ)  и обосновывает свою позицию тем, что размер платы должен был определяться на основании Методических рекомендаций разработанных Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным законом, вступившим в действие с 01.01.2013.

 Указанные  доводы истца являются несостоятельными, поскольку договор № 43 стороны заключили до вступления в действие Закона № 416-ФЗ. После вступления в действие указанного закона  стороны не изменили условия заключенного договора.

Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия № 78-п от 29.05.2013 в соответствии с Законом № 416 ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены тарифы на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения города Абакана. Названный приказ № 78-п не признан недействительным и не отменен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 предписано Федеральной службе по тарифам в срок до 25 мая 2013 г. утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Федеральная служба по тарифам издала 27 декабря 2013 г. Приказ № 1746-э                        «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Названный приказ зарегистрирован в Минюсте России 25 февраля 2014 г. за № 31412 и опубликован в Российской газете № 51 от 05 марта 2014.

Таким образом,  как следует из материалов дела и обоснованно установлено судом первой инстанции на момент заключения и на момент исполнения договора № 43 в декабре 2013 г. не действовали Методические рекомендации, на которые ссылается ответчик. Поэтому не имеется оснований для принятия возражений ответчика о применении сторонами в расчетах по договору № 43 тарифа, не соответствующего закону.

Довод ответчика   о несогласовании существенных условий договора и, как следствие, вывод о незаключенности договора № 43, подложит отклонению, поскольку основан не неправильном применении норм материального  права.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о № 416-ФЗ до утверждения Правительством Российской Федерации типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения указанные договоры заключаются в простой письменной форме и должны содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для соответствующих видов договоров.

 Пунктом 12  Правил N 360  предусмотрены существенные условия  договора о подключении.

Материалами дела подтверждается,  что все существенные условия договора согласованы как в самом договоре, так и в Приложении № 2 к договору.

Более того, исходя из положений  статьи 432 Гражданского кодекса Российской  Федерации  следует, что вопрос о заключенности договора по причине несогласованности существенных условий можно обсуждать только до начала его исполнения, если хотя бы одна из сторон начала исполнение, то такой договор признавать незаключенным нельзя; в данном случае исполнение договора одной стороной и принятие этого исполнения другой свидетельствуют о наличии общей воли сторон на возникновение гражданских прав и обязанностей путем совершения по отношению к конкретному предмету указанных действий, а, следовательно, и о наличии сделки.

При наличии спора о заключенности договора суд должен оценивать обстоятельства дела в их взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательств, а также исходя из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если стороны не согласовали какое-либо условие договора, относящееся к существенным, но затем совместными действиями по исполнению договора и его принятию устранили необходимость согласования такого условия, то договор считается заключенным.

Факт признания сторонами договора заключенным подтверждается подписанием сторонами акта от 16.12.2013 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения  итогового акта, фиксирующего фактическое подключение объекта.

Доводы  ответчика о неправильном определении судом первой инстанции   периода просрочки  являются противоречивыми, поскольку пунктом  5.1. договора предусмотрено, что  любая из сторон договора при нарушении ею сроков исполнения обязательств обязана уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключение договора о подключении, и общего размера платы за подключение по договору за каждый день просрочки.

 По состоянию на 17.11.2014 неустойка в соответствии с условиями договора составила 6 248 622 рубля 28 копеек.

Вместе  с тем, примененный истцом расчет неустойки существенно ниже, чем предусмотрено условиями договора.

Поскольку указанный расчет не нарушат прав ответчика, он обосновано  был принят  судом первой инстанции.

Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом установлено, что  доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, не нуждаются в дополнительной оценке, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.

При указанных обстоятельствах решение  суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.

        Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

       решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «09» апреля 2015 года по делу № А74-8887/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

Н.Н. Белан

О.В. Петровская