ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-2924/17 от 14.07.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 июля 2017 года

Дело №

А74-15666/2016

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «14» июля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен «24» июля 2017 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Белан Н.Н., Иванцовой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя (предпринимателя ФИО2) - ФИО3, представителя по доверенности от 06.02.2017,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «12» апреля 2017 года по делу № А74-15666/2016, принятое судьей Тутарковой И.А.,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО2 ИНН <***>, ОГРНИП <***> (далее – предприниматель, ФИО2) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее – управление, фонд) о признании незаконным решения от 13.05.2016 №014S02160010998 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от «12» апреля 2017 года заявление удовлетворено, признано незаконным решение фонда от 13.05.2016 №014S02160010998, на фонд возложена обязанность возвратить ФИО2 излишне взысканных страховых взносов в сумме133 152 рубля 33копейки.

Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из апелляционной жалобы следует, что согласно сведениям налогового органа налоговая отчетность за 2014 год предпринимателем не представлена, поэтому в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ) ФИО2 фиксированный размер страховых взносов был определен на основании статьи 14 названного Закона.

Управление указывает, что при выставлении требования и вынесении оспариваемого решения ему не было известно о сумме дохода предпринимателя за 2014 год, поэтому имелись законные основания для вынесения указанных актов на принудительное взыскание задолженности по страховым взносам.

Предприниматель в возражениях на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Фонд о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей пенсионного фонда.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13.09.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия, является плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, находится на общей системе налогообложения.

В связи с неисполнением предпринимателем обязанности по уплате страховых взносов за 2014 год управлением произведён расчёт страховых взносов за указанный период в порядке статьи 14 Закона №212-ФЗ, действовавшего в спорный период, а также начислены соответствующие пени.

Расчет страховых взносов произведен пенсионным фондом, исходя из установленного в 2014 году минимального размера оплаты труда (5554 рублей), и тарифов страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, установленных пунктами 1 и 3 части 2 статьи 12 Закона №212-ФЗ (26% и 5,1%), по формулам, установленным пунктом 1 части 1.1 и части 1.2 статьи 14 данного закона. Согласно расчету пенсионного фонда сумма страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию составила 17 328 рублей 48 копеек и 3399 рублей 05 копеек соответственно, на которые были начислены пени.

Пенсионным фондом 26.02.2015 в адрес предпринимателя выставлено требование №01400140011459 об уплате в срок до 17.03.2015 задолженности в сумме 24 486 рублей 43 копеек, в том числе, 17 328 рублей 48 копеек - недоимка по страховым взносам на страховую часть пенсии, 3399 рублей 05 копеек - недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2651 рубля 80 копеек - пени на страховую часть, 714 рублей 05 копеек - пени на накопительную часть, 393 рублей 05 копеек - пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Требование направлено предпринимателю заказным почтовым отправлением 02.03.2015.

Решением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, от 08.04.2015 №01400115ВД0002852 с предпринимателя взыскано 24 486 рублей 43 копеек.

В январе 2016 года налоговым органом по системе «Администрирование СВ» представлены сведения том, что налоговая отчётность за 2014 год ФИО2 не представлена.

На основании этих сведений налогового органа фонд произвел расчёт страховых взносов в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда установленного в 2014 году (5554 рублей) и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона о страховых взносах (26%), увеличенное в 12 раз, о чем составлена справка от 01.03.2016 №014С02160006159.

Согласно расчету пенсионного фонда сумма страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование составила 133 152 рублей 33 копеек. С учетом ранее выставленного требования от 26.02.2015 №01400140011459 сумма страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, подлежащая взысканию с предпринимателя, составила 121 299 рублей 36 копеек (138 627 рублей 84 копеек - 17 328 рублей 48 копеек), на которую начислены пени в сумме 11 852 рублей 97 копеек.

Фондом в адрес предпринимателя 01.03.2016 выставлено требование №014S01160010836 об уплате в срок до 21.03.2016 недоимки по страховым взносам в сумме 121 299 рублей 36 копеек и пени в сумме 11 852 рубля 97 копеек.

Требование направлено предпринимателю заказным почтовым отправлением 03.03.2016, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений №531 (почтовый идентификатор №65501796609936).

Поскольку требование от 01.03.2016 №014S01160010836 не было исполнено в установленный срок, заместителем руководителя управления 13.05.2016 вынесено решение №014S02160010998 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.

Копия решения направлена предпринимателю 16.05.2016, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений №1479 (почтовый идентификатор №65501798618318).

Предприниматель 22.06.2016 направил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2014 год, согласно которой у него отсутствовали подлежащие налогообложению доходы.

Предприниматель оспорил решение фонда от 13.05.2016 №014S02160010998 о взыскании страховых взносов в судебном порядке, полагая, что отсутствуют основания для взыскания страховых взносов в размере, предусмотренном частью 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ.

Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Из содержания статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого решения фонда незаконным необходимо установить несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Закон №212-ФЗ, действовавший до 01.01.2017.

Статьей 3 данного Закона определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Плательщиками страховых взносов, являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 16 Закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу части 1 статьи 18 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с положениями статьи 25 Закона №212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днём уплаты взносов.

Частью 1 статьи 14 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном и повышенном размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи соответственно.

Согласно части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в порядке, предусмотренном в названной норме, исходя из величины дохода плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Частью 9 статьи 14 Закона №212-ФЗ установлено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчётный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истёкшим расчётным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчётного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчётный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Согласно части 11 указанной статьи сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчётный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля о фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчётности в налоговые органы до окончания расчётного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истёкший расчётный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Таким образом, доходы страхователя (в данном случае индивидуального предпринимателя) пенсионный фонд самостоятельно не устанавливает, а руководствуется сведениями, полученными от налогового органа.

Взаимный обмен сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организован Федеральной налоговой службой России и Пенсионным фондом Российской Федерации, их территориальных органов, на основе Соглашения ФНС России №ММВ-27-2/5, ПФ РФ №АД-30-33/04сог от 22.02.2011 «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации».

Согласно пункту 2.1.2.15 указанного Соглашения сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

По смыслу части 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ основанием для взыскания со страхователя страховых взносов в максимальном размере является отсутствие в информации, предоставленной органу контроля за уплатой страховых взносов налоговым органом, сведений о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчётности в налоговые органы до окончания расчётного периода.

Налогоплательщики физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляют налоговые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 227, 229 Налогового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 22 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Согласно частям 2, 3 статьи 18 Закона №212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона №212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 18 названного Федерального закона.

Частью 1 статьи 19 Закона №212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Согласно части 5 статьи 22 Закона №212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.

Фондом по результатам камеральной проверки выявлено, что предприниматель установленную законом обязанность по уплате страховых взносов в установленный срок (31.12.2014) не исполнил, на основании чего фондом 26.01.2015 составлена справка №01400115СН0003040 и 26.02.2015 выставлено требование №01400140011459 об уплате в срок до 17.03.2015 задолженности по страховым взносам в установленной законом фиксированной сумме 24 486 рублей 43 копейки.

Требование об уплате страховых взносов направлено в адрес предпринимателя почтовым отправлением 02.03.2016, что подтверждается списком №479.

Поскольку требование №01400140011459 от 26.02.2015 в установленный срок предпринимателем не исполнено, фондом в порядке статьи 19 Закона №212-ФЗ вынесено решение от 08.04.2015 №01400115ВД0002852 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, в общей сумме 24 486 рублей 43 копейки. Копия решения направлена в адрес предпринимателя почтовым отправлением 10.04.2015, что подтверждается списком №1029.

В январе 2016 года налоговым органом в фонд направлена информация о непредставлении предпринимателем налоговой отчетности за 2014 год в связи с чем фондом по итогам камеральной проверки 01.03.2016 составлена справка №014С02160006159 и выставлено требование №014S01160010836 об уплате в срок до 21.03.2016 задолженности по страховым взносам, рассчитанным по части 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ в максимальном размере, который составил 133 152 рубля 33 копейки (с учётом раннее выставленного требования на установленную законом фиксированную сумму страховых взносов). Требование направлено в адрес предпринимателя почтовым отправлением 03.03.2016, что подтверждается списком №531.

В связи с неисполнением требования №014S01160010836 от 01.03.2016 фондом на основании частей 2 и 5 статьи 19 Закона №212-ФЗ вынесено решение от 13.05.2016 №014S02160010998.

Оспариваемое решение о взыскании принято в пределах двухмесячного срока после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов.

Процедура выставления требования и вынесения оспариваемого решения, пенсионным фондом не нарушена.

Вместе с тем в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами является полученный предпринимателем доход, размер которого определяется в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации. Положения части 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ имеют исключительный характер и применяются при отсутствии налоговой отчетности предпринимателей о своих доходах.

Из налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год, представленной предпринимателем в налоговый орган, следует, что доход последнего за указанный период составляет 0 рублей, указанное обстоятельство также отражено в скриншоте, представленном фондом из системы «Администрирование СВ».

Таким образом, доход заявителя за 2014 год, подлежащий включению в базу для исчисления страховых взносов не превысил 300 000 рублей, в связи с чем размер страховых взносов подлежащих уплате должен быть определен в фиксированном размере в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ.

Решением фонда от 08.04.2015 №01400115ВД0002852 с предпринимателя взыскана фиксированная сумма страховых взносов за 2014 год, определенная в размере 17 328 рублей 48 копеек (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) и 3399 рублей 05 копеек (страховые взносы на обязательное медицинское страхование), а также взысканы соответствующие пени; общая сумма взысканных страховых взносов и пени составила 24 486 рублей 43 копеек. Расчет произведен в порядке, предусмотренном подпунктом 1 части 1.1 статьи 14 Закона о страховых взносах.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал, что поскольку фактический доход предпринимателя за 2014 год составил 0 рублей, а обязательная фиксированная сумма страховых взносов, подлежащая уплате предпринимателем за указанный период, взыскана решением фонда от 08.04.2015, доначисление оспариваемым решением страховых взносов за 2014 год до максимального размера является неправомерным, в связи избыточным финансовым обременением предпринимателя, поскольку в противном случае будет искажен смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем дифференциации размера страховых взносов в зависимости от доходов предпринимателя.

Представление в налоговый орган налоговой декларации за 2014 год после вынесения оспариваемого решения не опровергает отсутствие у предпринимателя дохода за указанный период и не может нарушать право плательщика страховых взносов на установление экономически обоснованной расчетной базы для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов предпринимателя.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение фонда не может быть признано действительным, поскольку не соответствует фактической обязанности плательщика по уплате страховых взносов, исходя из размера полученного им дохода за 2014 год.

С учетом изложенного в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно удовлетворил заявление предпринимателя и признал незаконным решение фонда от 13.05.2016 №014S02160010998 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «12» апреля 2017 года по делу № А74-15666/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Г.Н. Борисов

Судьи:

Н.Н. Белан

О.А. Иванцова