ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-3095/2022 от 09.08.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

августа 2022 года

Дело №

А33-19266/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «09» августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен «15» августа 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,

судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г., при участии в судебном заседании:

от заинтересованного лица - Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Толмачевой О.В., представителя по доверенности от 18.10.2021 № 01-2/20-14368, паспорт, диплом (после перерыва),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.04.2022 по делу № А33-19266/2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (далее также – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также – управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным выраженного в письмах и истории рассмотрения заявок от 25.05.2021 отказа в актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду и обязании внести сведения об актуализации в федеральный реестр учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Решением суда от 21.04.2022 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на наличие оснований для актуализации сведений о принадлежащем обществу объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в связи с изменением характеристик технологических процессов и количества источников загрязнения.

Заинтересованное лицо представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Протокольным определением от 04.08.2022 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) апелляционным судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 09.08.2022.

Заинтересованное лицо (до перерыва) и заявитель (до и после перерыва), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 АПК РФ (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей управления (до перерыва) и заявителя (до и после перерыва).

В ходе судебного разбирательства после перерыва представитель управления дал пояснения по вопросам апелляционного суда, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального права и процессуального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление) в отношении абонентов – физических и юридических лиц, расположенных на территории муниципального образования г. Ачинск.

Так с 01.03.2014 обществу по договору аренды комплексно переданы объекты недвижимого и движимого имущества, а также оборудование и иное имущество, предназначенные для эксплуатации с целью оказания услуг населению города Ачинска по тепло, водоснабжению и очистке сточных вод. В состав переданного имущества входят объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Общество поставило на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее также – НВОС) «Общество с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (г. Ачинск)», о чем выдано свидетельство от 20.04.2017 № BD308VWG. Согласно свидетельству объекту НВОС присвоен код № 04-0124-001053-П и 1 категория воздействия на окружающую среду, объект включает в себя 55 источников негативного воздействия на окружающую среду.

31.05.2018 сведения о вышеуказанном объекте актуализированы, о чем выдано свидетельство №CF4IU84C, в котором изменено наименование объекта НВОС на «территории производственных участков г. Ачинска», а также устранена техническая ошибка по массе загрязняющих веществ.

Всего согласно пояснениям заявителя в объект НВОС входит 13 промышленных площадок заявителя, расположенных на территории г. Ачинска, в том числе левобережные очистные сооружения (ЛОС).

Общество неоднократно обращалось в управление с заявками на актуализацию сведений в реестре объектов НВОС. В частности, 13.05.2021 заявителем подано заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре (далее – заявка № 5006867), в котором в качестве наименования объекта указано «Левобережные очистные сооружения (ЛОС)», дата ввода объекта в эксплуатацию – 20.01.2021, источники выбросов - 6021 (первичные отстойники ЛОС), 6023 (иловые карты ЛОС), 6017 (золошлаковая площадка котельной ЛОС), 0013 (пост сварки и металлорезки ЛОС), 0026 (труба котельной ЛОС), 6020 (песковые площадки ЛОС), 6022 (аэротенки и вторичные отстойники ЛОС), 6019 (песколовки ЛОС), 6018 (приемный резервуар ЛОС), 6013 (слад угля котельной ЛОС). Сведения об иных источниках негативного воздействия в заявлении отсутствуют.

Управление, рассмотрев заявку об актуализации учетных сведений об объекте и обращение от 13.05.2021 № 01-03/859, сообщило заявителю следующее. Для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, обществу необходимо руководствоваться статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» и методическими рекомендациями по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр, изложенных в письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов НВОС» (далее также - Методические рекомендации от 16.03.2017 № АС03-04-36/5287). Пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Закон № 7-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения актуализации учетных сведений об объекте НВОС. Иных оснований для проведения актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, не предусмотрено. Кроме того, в отказе управления об установлении предельного допустимого выброса не содержалось требований о разделении объекта НВОС на отдельные объекты. Заявителю необходимо привести в соответствие данные, содержащиеся в государственном реестре объектов НВОС с утвержденным отчетом об инвентаризации источников выбросов и выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 10.10.2019, представленным в управление в составе материалов на установление предельно допустимых выбросов. В отчете указано, что на объекте числится 49 источников выбросов, из которых - 12 организованные и 37 - неорганизованные, тогда как заявка о постановке объекта НВОС на учет содержит 55 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из которых 15 - организованные и 30 – неорганизованные. Обществу необходимо устранить замечания и оформить заявку в соответствии с требованиями действующего законодательства.

14.05.2021 общество обратилось в управление с письмом от 13.05.2021 № 01-03/859, в котором пояснило следующее. Координаты угловых точек ныне действующего объекта НВОС I категории (свидетельство № 04-0124-001053-П) не соответствуют действительности и не совпадают с границами земельного участка, на котором осуществляется хозяйственная деятельность объекта. Таким образом, левобережные очистные сооружения (ЛОС), осуществляющие очистку и отведение сточных вод центральной системы водоснабжения с объемом более 20 тыс. куб. метров в сутки (п. 1. пп.15 «критериев отнесения объекта НВОС к объектам I, II, III, IV категорий») являются объектом I категории, расположенным по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, с восточной стороны автодороги г. Ачинск - п. Причулымский, между озерами Казенное и Абакшино. На замечание в «Отказе об установлении предельного допустимого выброса» по приведению в соответствие количества источников выбросов общество сообщило, что в 2021 году проведена новая инвентаризация источников выбросов, сведения о количестве источников учтены в заявке № 4987812 в соответствии с новым утвержденным отчетом об инвентаризации источников выбросов и выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 20.01.2021. Вышеназванным письмом общество повторно просило актуализировать сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду в реестре (свидетельство № 04-0124-001053-П).

В указанном письме от 13.05.2021 № 01-03/859 имеются ссылки на заявки №№ 4874104, 4987812. Заявки №№ 4874104, 4987812 (имеющие аналогичное содержание с заявкой № 5006867) представлены в материалы дела.

В ответе на письмо от 13.05.2021 управление (письмом от 19.05.2021 № 03-2/20-7083) сообщило, что объект заявителя уже поставлен на учет в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду под № 04-0124-001053-П. Для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, необходимо руководствоваться статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ и методическими рекомендациями от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287. Пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения актуализации учетных сведений об объекте НВОС. Кроме того, управление сообщило, что в отказе в установлении предельного допустимого выброса не содержалось требований о разделении объекта НВОС на отдельные объекты. Заявителю необходимо привести в соответствие данные, содержащиеся в государственном реестре объектов НВОС с утвержденным отчетом об инвентаризации источников выбросов и выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 10.10.2019, представленным в управление в составе материалов на установление предельно допустимых выбросов. В отчете указано, что на объекте числился 49 источников выбросов, из которых - 12 организованные и 37 - неорганизованные, тогда как заявка о постановке объекта НВОС на учет содержит 55 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из которых 15 – организованные, 30 - неорганизованные. Управление предложило заявителю устранить замечаний и оформить заявку в соответствии с законом.

Письмом от 21.05.2021 № 01-03/917 общество в дополнение к ранее направленным в адрес управления письмам от 23.04.2021 № 01-03/712 и от 13.05.2021 №01-03/859, в качестве подтверждения соответствия сведений об объекте НВОС I категории (свидетельство № 04-0124-001053-П), поданных для актуализации, сообщило следующее. В 2020 году выпуск № 2 сточных вод с правобережных очистных сооружений (ПОС) перестал функционировать, а объемы сточных вод, ранее проходившие очистку на правобережных очистных сооружениях, переведены на левобережные очистные сооружения (ЛОС) и отводятся в р. Чулым через выпуск №1. На сегодняшний день решение о прекращении права пользования водным объектом находится на регистрации в государственном водном реестре. Кроме того, в результате прекращения действия договора безвозмездного пользования от 12.10.2020 №01-БВП прекращена эксплуатационная ответственность общества по котельной, находящейся по адресу ул. Дзержинского, 42. Таким образом, основанием для актуализации сведений об объекте НВОС I категории (свидетельство №04-0124-001053-П) является изменение характеристик технологических процессов основных производств и количества источников загрязнения, а именно изменение технологической схемы работы очистных сооружений города, закрытие выпуска правобережных очистных сооружений, исключение промплощадки № 2 (котельная № 4 по ул. Дзержинского, 42). Указанные изменения учтены в проведенной в 2021 году инвентаризации источников выбросов и выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Учитывая тот факт, что промплощадки заявителя не объединены единым назначением и не связаны территориально-технологически, следовательно, требуют отдельного рассмотрения и постановки на учет с присвоением соответствующих категорий. Соответственно, объектом НВОС I категории являются левобережные очистные сооружения, осуществляющие очистку и отведение сточных вод центральной системы водоснабжения с объемом более 20 тыс. куб. метров в сутки (п. 1. пп. 15 «критериев отнесения НВОС к объектам I, II, III, IV категорий»). Общество отметило, что координаты угловых точек ныне действующего объекта НВОС I категории (свидетельство № 04-0124-001053-П) не соответствуют действительности и не совпадают с границами земельного участка, на котором осуществляется хозяйственная деятельность объекта и выходят за границы населенного пункта. Данный факт виден на карте в разделе «Мои объекты» личного кабинета Росприроднадзора. Следовательно, также корректировке подлежат адрес (Красноярский край г. Ачинск, с восточной стороны автодороги г. Ачинск - п. Причулымский, между озерами Казенное и Абакшино) и географические координаты угловых точек границ промплощадки. Указанным письмом заявитель в очередной раз просит управление актуализировать сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду в реестре (заявка №5006867 от 13.05.2021, свидетельство № 04-0124-001053-П).

Письмом от 24.06.2021 № 03-2/20-8817 управление сообщило, что актуализация учетных сведений об объекте НВОС в части деления его на несколько объектов, а также по причине ошибочной постановки единого объекта на государственный учет действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена.

25.05.2021 заявителем подано заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в федеральном государственном реестре (далее – заявка № 5023586), в котором в качестве наименования объекта указано Левобережные очистные сооружения (ЛОС), дата ввода объекта в эксплуатацию – 20.01.2021, источники выбросов - 6021 (первичные отстойники ЛОС), 6023 (иловые карты ЛОС), 6017 (золошлаковая площадка котельной ЛОС), 0013 (пост сварки и металлорезки ЛОС), 0026 (труба котельной ЛОС), 6020 (песковые площадки ЛОС), 6022 (аэротенки и вторичные отстойники ЛОС), 6019 (песколовки ЛОС), 6018 (приемный резервуар ЛОС), 6013 (склад угля котельной ЛОС).

Управление, рассмотрев заявку об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, повторно сообщило заявителю следующее. Для актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, обществу необходимо руководствоваться статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ и методическими рекомендациями от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287. Пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения актуализации учетных сведений об объекте НВОС. Иных оснований для проведения актуализации учетных сведений об объекте НВОС не предусмотрено. Кроме того, сообщено, что в отказе в установлении предельного допустимого воздействия не содержалось требований о разделении объекта НВОС на отдельные объекты. Обществу необходимо привести в соответствие данные, содержащиеся в государственном реестре объектов НВОС с утвержденным отчетом об инвентаризации источников выбросов и выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 10.10.2019 года, представленным в управление в составе материалов на установление предельно допустимых выбросов. В отчете указано, что на объекте числится 49 источников выбросов, из которых - 12 организованные и 37 - неорганизованные, тогда как заявка о постановке объекта НВОС на учет содержит 55 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из которых 15 - организованные и 30 – неорганизованные. Управление пояснило, что обществу необходимо устранить замечания и оформить заявку в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Не согласившись с действиями управления, выражающимися в отказе в актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в период с мая по июнь 2021 года, заявитель обратился в суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Cогласно статье 1 Закона № 7-ФЗ под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Положениями пункта 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией

В соответствии с пунктом 4 положения о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 496 «Об утверждении Положения о Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», действовавшего в спорный период, к полномочиям управлению относится, в том числе, участие в ведении федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Согласно пунктам 10 и 18 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов. В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно.

Таким образом, являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что решение вопроса об актуализации учетных сведений об объекте НВОС отнесено к компетенции заинтересованного лица, как уполномоченного органа.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рамках настоящего дела обществом фактически обжалуются действия, выраженные в отказе в актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

В силу пункта 1 статьи 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Согласно пункту 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Аналогичные основания указаны в Методических рекомендациях от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр, изложенных в письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

Согласно пункту 2.1.4 Методических рекомендациях от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287, в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет, представляются в уполномоченный орган актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

В силу пункта 2.1.5 Методических рекомендациях от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287, в случае изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет, представляются в уполномоченный орган актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления и уровнях негативного воздействия объекта НВОС, предусмотренных в пункте 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что отказы в актуализации учетных сведений об объекте заявителя, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, выданные обществу в спорный период, обусловлены тем, что пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения актуализации учетных сведений об объекте НВОС. Иных оснований для проведения актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, законом не предусмотрено.

Общество в качестве основания для обращения с заявками об актуализации сведений указало на изменение характеристик технологических процессов и количества источников загрязнения окружающей среды.

Вместе с тем, из содержания заявок и иных материалов дела следует, что посредством механизма актуализации учетных сведений об объекте НВОС общество фактически пытается осуществить разделение одного объекта НВОС на несколько самостоятельных, фактически зарегистрировав (выделив) новый объект.

Данные обстоятельства подтверждаются тем, что в заявках № 5023586, № 5006867, а также в ранее поданных заявках об актуализации сведений в качестве источников выбросов указано 10 источников выбросов (6021 (первичные отстойники ЛОС), 6023 (иловые карты ЛОС), 6017 (золошлаковая площадка котельной ЛОС), 0013 (пост сварки и металлорезки ЛОС), 0026 (труба котельной ЛОС), 6020 (песковые площадки ЛОС), 6022 (аэротенки и вторичные отстойники ЛОС), 6019 (песколовки ЛОС), 6018 (приемный резервуар ЛОС), 6013 (склад угля котельной ЛОС)), в том числе 2 организованных и 8 неорганизованных, в то время как заявка о постановке объекта НВОС на учет (объект, сведения о котором общество хочет актуализировать и сведения о котором имеются в реестре) содержит 55 источников выбросов загрязняющих веществ. Сведения об оставшихся источниках загрязнения заявки и письма заявителя не содержат.

В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления заинтересованному лицу сведений о консервации либо выводе из эксплуатации 45 источников загрязнения, соблюдения данных процедур по источникам загрязнения. При этом согласно пояснениям заявителя большая часть источников загрязнения продолжает действовать.

Фактически заявки общества № 5023586, № 5006867 и письма содержат сведения об отдельной промышленной площадке (ЛОС), которая входит в единый объект негативного воздействия на окружающую среду.

Отражение в заявках № 5023586, № 5006867 в качестве даты начала действия объекта НВОС - 01.01.2021 также указывает на намерение общества посредством актуализации сведений об объекте НВОС зарегистрировать новый объект НВОС, поскольку дата начала действия поставленного на учет объекта НВОС «Территории производственных участков г. Ачинска» - 18.03.2014.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия заявителя не соответствуют пункту 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя.

Соответственно, обжалуемое решение является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы, что общество в течение длительного времени не может поставить на государственный учет новые объекты НВОС, и ссылки на судебную практику по вопросу о постановке на учет нового объекта НВОС, отклоняются, поскольку предметом спора являются требования о признании незаконными действий управления, выражающихся в отказе в актуализации сведений об объекте, а не требования о признании недействительным отказа в постановке на учет нового объекта НВОС.

Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что основания для включения 13 промышленных площадок в 1 объект НВОС в 2017 году отсутствовали, апелляционный суд отклонят, как необоснованные. Так как промышленные площадки были поставлены на учет в качестве одного объекта НВОС по заявлению общества. В законе № 7-ФЗ указано, что один объект НВОС может включать в себя совокупность объектов, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных как физически, так технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков. Доказательств того, что на момент постановки объекта НВОС на государственный учет вышеописанные требования не были соблюдены, в материалы дела не представлено.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Доводы общества не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанции по существу спора с учетом фактических обстоятельств дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Судебные расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на общество в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ с учетом возврата заявителю излишне уплаченной государственной пошлины (3000 руб. (госпошлина по платежному поручению № 5523 от 24.05.2022) – 1 500 руб. (подлежащая уплате государственная пошлина)).

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.04.2022  по делу № А33-19266/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Теплосеть» из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной по платежному поручению от 24.05.2022 №5523 государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

М.Ю. Барыкин

Судьи:

О.А. Иванцова

Д.В. Юдин