ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-4133/2021 от 23.11.2021 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

декабря 2021 года

Дело №

А69-932/2020

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен         01 декабря 2021 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Петровской О.В.,

судей: Морозовой Н.А., Парфентьевой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания Солдатовой П.Д.,

при участии:

от истца - общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО»: Нюхиной С.А., представителя по доверенности от 19.08.2021 №12,

от ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва: Чазан В.А., представителя по доверенности от 06.07.2021,

от третьего лица – Службы по тарифам Республики Тыва: Даржаа С.Ю., представителя по доверенности от 19.10.2021,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (ИНН 2465164277 ОГРН 1172468025960)

на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от 27 мая 2021 года по делу №  А69-932/2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (ИНН 2465164277 ОГРН 1172468025960, далее - ООО «СТ-ТБО», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (ИНН 1701048813, ОГРН 111 1719000414, далее - ответчик) о взыскании   12 299 793,96 рублей за период с 01.10.2018 по 31.12.2018, возникших в результате ограничения взимания платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в пределах норм накопления отходов, установленных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 № 14-од (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).

Определением суда от 10.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Тыва, Служба по тарифам Республики Тыва, Правительство Республики Тыва.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 мая 2021 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

- нормы накопления твердых коммунальных отходов, установленные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 № 14-од, приняты без проведения сезонных замеров, экономически не обоснованы;

- бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия) государственного или муниципального органа, которые причинили вред, лежит на ответчике;

- ответчиком не предприняты меры по возмещению недополученных доходов истцу;

- судом неверно оценены выводы постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.08.2020 по делу № А69-2763/2019;

- фактический объем образованных и транспортированных ТКО подтвержден актами оказанных услуг, подписанных между ООО «СТ-ТБО» и операторами, осуществляющими транспортирование отходов;

- в решении Арбитражного суда Республики Тыва отсутствуют мотивы отклонения доводов ООО «СТ-ТБО» о противоправности в действиях ответчика.  

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.07.2021 апелляционная жалоба принята к производству.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на  официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а  также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).

При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Согласно отзыву на апелляционную жалобу ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу Служба по тарифам Республики Тыва указала, что утвержденные нормативы учтены в Территориальной схеме, нарушение Территориальной схемы истцом приводит к неравномерности накопления ТКО, следовательно, не доказывает установление в спорный период заниженных нормативов накопления ТКО.

В целях полного и всестороннего исследования обстоятельств дела в подтверждение размера суммы исковых требований в суде апелляционной инстанции истцом представлены копии договоров с организациями.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

04.04.2018 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва объявлен конкурс по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, по результатам которого победителем признано ООО «СТ-ТБО» г. Красноярск.

29.05.2018 между Министерством  строительства  и  жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО «СТ-ТБО» в соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 04.05.2018 и на основании постановления Правительства Республики Тыва от 21.12.2017 № 561 «Об установлении содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018 (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.1, 1.2 соглашения по результатам конкурсного отбора организатор конкурса поручает, а региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва. Основной целью деятельности регионального оператора является организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва в соответствии с территориальной схемой (далее – Территориальная схема) обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными отходами Республики Тыва, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 28 декабря 2016 года № 220.

В соответствии с пунктами 1.2, 3.1, 3.3. соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами; в течение 1 месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо УК, ТСЖ, ЖСК, осуществляющим заключение договоров в интересах физических лиц, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект договора.

Региональный оператор обеспечивает сбор и транспортирование ТКО в соответствии с направлениями транспортирования, определенными территориальной схемой.

В разделе 6 соглашения предусмотрены права и обязанности регионального оператора. Согласно пункту 6.1 соглашения, в обязанности регионального оператора входит: обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации обезвреживания, захоронения (ТКО); реализация территориальной схемы и региональной программы в области обращения с отходами; заключение и исполнение договоров с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по переработке, обезвреживанию и захоронению ТКО; заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. Согласно пункту 6.1 соглашения, в обязанности регионального оператора входит рассмотрение претензий, жалоб потребителей услуг в сфере обращения с отходами, и принятие по ним решений в пределах своей компетенции.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом от 30.03.2020 № 74-од Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва ООО «СТ-ТБО» утратило статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

Решением Советского районного суда г. Красноярска от 15.06.2020 по делу № 27675/2020 иск заместителя прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СТ-ТБО» о признании действий незаконными удовлетворен. Действия ООО «СТ-ТБО» по приостановлению деятельности на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с многоквартирных домов г. Кызыла Республики Тыва признаны незаконными.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 г. по делу №А69-1006/2020, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 26.04.2021 и суда округа от 28.07.2021, соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29 мая 2018 г. между ООО «СТ-ТБО» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва расторгнуто. Суды пришли к выводу о доказанности факта неоднократного нарушения ответчиком как региональным оператором принятых на себя обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами. Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года по делу № А69-880/2020 в удовлетворении заявления ООО «СТ-ТБО» о признании недействительным приказа Минстроя Республики № 74-од от 30.03.2020 отказано. В рамках указанного дела установлены многократные (2 раза и более) факты нарушения ООО «СТ-ТБО» принятых обязательств, выразившихся в необеспечении сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, в результате чего контейнеры переполнялись твердыми коммунальными отходами, вокруг контейнеров образовывалась свалка из отходов.

Общество с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» обращалось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва с письмами от 09.07.2018 № 26, от 01.02.2019 № 152, от 11.02.2019 № 185 о внесении изменений в приказ от 25 января 2018 г. № 14-од «Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Тыва».

Из материалов дела следует, что 30.12.2019 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва заключило с ООО «ЭкоРазвитие» договоры №№ 3357-НН, 3358-РР, 3359-НН, 3360-НН по проведению инструментальных измерений и определению нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Тыва.

18.05.2020 ООО «ЭкоРазвитие» направило в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва отчет определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований городского округа «город Кызыл», городской округ «Ак-Довурак», муниципального образования «Эрзинский кожуун» за сезон «Зима».

Публичная правовая компания «Российский экологический оператор» обратилась к Главе Республики Тыва Ш.В. Кара-оолу с письмом от 31.12.2019 № РЭО-03-1903/19 о принятии мер, направленных на недопущение прекращения оказания коммунальной услуги потребителям на территории Республики Тыва, о представлении информации о порядке компенсации выпадающих доходов регионального оператора по итогам 2019 года и возможности субсидирования субъектам деятельности регионального оператора в 2020 году.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 апреля 2020 года № 187 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Тыва по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами» полномочия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее по тексту -Постановление № 269) установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуру сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом сезонных изменений.

В соответствии со статьей 11 и статьей 12 Постановления № 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определённого объекта, каждой категории, суммируются по дням недели.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 269 утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 года №524/пр (далее- Методические рекомендации).

Посчитав, что при принятии приказа от 25.01.2018 № 14-од Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва не соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, и нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены без проведения сезонных замеров, истец обратился с уточненным исковым требованием о взыскании с ответчика убытков в сумме 12 299 793,96 рублей, за период с 01.10.2018 по 31.12.2018.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов", истец просит взыскать с ответчика заявленную сумму недополученных доходов, определенную как разница между выручкой, полученной с учетом норматива накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Тыва, действующего в 2018 году, установленного органом регулирования, и выручкой, которую истец должен был получить. При этом в суде апелляционной инстанции истец предложил расчет суммы иска, определенной как разница между выручкой, полученной с учетом норматива накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Тыва, действующего в 2018 году, и выручкой, которую должен был получить  с учетом норматива накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Тыва,  установленного Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва приказом от 29.06.2021 № 345 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва».

Для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков необходимо установление фактов наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. При этом факт возникновения убытков зависит от установления наличия или отсутствия всей совокупности указанных выше условий наступления гражданско-правовой ответственности (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 18-КГ15-237, от 30.05.2016 N 41-КГ16-7, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 N 25-П).

Юридически значимые обстоятельства, порядок распределения бремени доказывания, а также законодательные презумпции в отношении требований о взыскании убытков разъяснены в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", от 24.03.2016 N 7  "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".

Как разъяснено в пункте 5 Постановления N 7, по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).

При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.

Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.

Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Согласно информационному письму N 145 требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.

В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

Согласно разъяснениям пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление N 58), постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос", последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, в связи с чем арбитражный суд должен исходить из того, что нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10 указано, что норма части 5 статьи 195 АПК РФ, в силу которой нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда, не разрешает вопроса о восстановлении и защите нарушенных незаконным нормативным актом субъективных гражданских прав, поскольку такой акт относится не к процессуальному, а к материальному праву.

Согласно абзацу 2 статьи 13 ГК РФ в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 24.6, пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Из материалов дела следует, что истец имел в спорный период статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва (л.д. 25, 26 т.1).

Из статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ следует, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1); в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов; нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2); нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 3); порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Согласно подпункту «а» пункта 5, пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а также количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно частям 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения № 2 к Правилам, на основании нормативов накопления ТКО.

Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений устанавливается Правилами № 269.

Так, согласно положениям указанных Правил, нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении, в том числе категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; категорий объектов, на которых образуются отходы (пункт 4); категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом (пункт 5); определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6); замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11); годовые нормативы накопления твердых коммунальных отходов, выраженные в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу, определяются путем сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункты 19, 20).

С учетом периода нахождения в статусе регионального оператора истцом правомерно определен период, за который, по его мнению, у него возникли убытки,  с 01.10.2018 по 31.12.2018.

В спорный  период  истец оказывал услуги  по обращению с ТКО, рассчитывая размер платы с учетом пункта 148 (30) Праавил № 354, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011,   приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25 января 2018 г. № 14-од «Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Тыва», которым были установлены нормы накопления ТКО (л.д. 23 т.1).

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 22.11.2016 № 494, Министерство являлось органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию ТКО, в частности утверждение нормативов накопления ТКО. 

Решением Верхового Суда Республики Тыва от 11.12.2019, вступившим в законную силу, по административному делу № 3а-76/2019 норматив накопления твёрдых коммунальных отходов промтоварных магазинов в размере 1,2 куб.м/год за 1 кв.м. общей площади, указанный в пункте 2 раздела «Предприятия торговли» приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 № 14-од «Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Тыва» признан недействующим (только для промтоварных магазинов)  со дня вступления в законную силу решения суда, что в силу указанных выше разъяснений означает невозможность его применения в соответствующей части вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.

Суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что данное обстоятельство  не должно  препятствовать региональному оператору, который по незаконному нормативному акту производил расчет с населением за услуги по обращению с ТКО, полностью восстановить нарушенное этим нормативным правовым актом его субъективное право на получение оплаты в полном объеме.

Для удовлетворения иска достаточно установить неполучение причитающегося истцу дохода вследствие незаконных действий ответчика в спорный период.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности оснований для взыскания убытков по следующим мотивам.

Истцом не доказано, что истец применял норматив  накопления ТКО меньше необходимого.

Как указано выше, в установленном законом порядке признан недействующим только норматив накопления твёрдых коммунальных отходов промтоварных магазинов в размере 1,2 куб.м/год за 1 кв.м. общей площади, указанный в пункте 2 раздела «Предприятия торговли» приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 № 14-од «Об установлении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Тыва».

Ссылаясь на выводы судов в отношении указанного норматива как определенного без проведения сезонных замеров, истец утверждает, что применяемый истцом норматив 1,4 куб.м. на 1 проживающего в год для многоквартирных домов также был установлен с нарушениями, и поэтому не соответствует фактическому образованию ТКО.

Истец считает, что подтверждением противоправности действий ответчика по изданию акта является решение Тывинского УФАС России от 24.05.2019 по делу № 04-06-08/02-15-19, предписание Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и необходимости совершить действия по расчету нормативов накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, а также то, что Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21.08.2020 Ф02-2019/20 по делу №А69-2763/2019 согласился с выводами антимонопольного органа о необоснованном установлении Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства нормативов накопления ТКО без проведения расчетов, и признал доказанным ущемление прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

Указанным решением Тывинского УФАС России Министерство признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом от 25.01.2018 № 14-од, без проведения расчетов в соответствии с Правилами № 269, чем ущемлены (могут быть ущемлены) права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах.

В предписании от 24.05.2019 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Министерству указано на необходимость проведения расчетов нормативов накопления ТКО в соответствии с требованиями Правил № 269, в том числе с возможностью выделения отдельных категорий объектов - нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме (магазины, аптеки, и т.п.), используемые для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности; после проведения расчетов, в случае изменения нормативов, внести изменения в приказ от 25.01.2018 № 14-од, уведомить регионального оператора о необходимости проведения перерасчета выставленных счетов; в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, установленного для исполнения предписания, информировать антимонопольный орган с приложением документов, подтверждающих исполнение вышеуказанных действий.

Решение и предписание Министерством в судебном порядке оспорены не были.

В судебных актах по указанному делу (А69-2763/2019) судами установлено, что оспариваемым постановлением министерство привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с неисполнением в установленный срок предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выданного на основании решения от 24.05.2019 по делу N 04-06-08/02-15-19, которым министерство признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в установлении нормативов накопления ТКО без проведения необходимых расчетов в соответствии с Правилами N 269 и привело или могло привести к ущемлению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По факту неисполнения в установленный срок предписания антимонопольным органом в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении № 017/04/19.5-143/2019 от 29.08.2019 по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Постановлением № 017/04/19.5-143/2019 от 12.09.2019 Министерство привлечено к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 101 000 рублей.

 Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, передавая дело на новое рассмотрение, указал в своем постановлении от 21.08.2020 Ф02-2019/20 по делу № А69-2763/2019, что суды первой и апелляционной инстанций, признавая, что в соответствии с Правилами № 269 и методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 № 524/пр, нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году, не исследовали возможность совершения Министерством действий по проведению расчетов нормативов накопления ТКО в соответствии с Правилами № 269 в целях прекращения нарушения в срок, установленный в предписании.

На новом рассмотрении требование о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 017/04/19.5-143/2019 от 12.09.2019 удовлетворено (решением  Арбитражного суда Республики Тыва от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения  судами апелляционной инстанции и округа).

Однако, то обстоятельство, что в предписании Тывинского УФАС России от 24.05.2019 Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва предложено прекратить нарушения антимонопольного законодательства и совершить действия по расчету нормативов накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269,  еще не означает, что в спорный период норматив был установлен в заниженном размере.

Ссылка истца на норматив 2,37 куб.м на 1 человека в год, установленный  приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 29.06.2021 № 345 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва» подлежит отклонению, поскольку в спорный период данный приказ не действовал, а действовал иной норматив, кроме того, на момент принятия обжалуемого решения указанный приказ не был принят. При этом судом апелляционной инстанции проверяется законность принятого судебного акта на момент его вынесения. Более того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции недополученные доходы истец обосновывал разницей  не между стоимостью услуг, определенной с учетом установленного приказом № 345 нормативом, а между необходимой валовой выручкой и фактически полученной выручкой в результате расчетов с населением по утвержденному нормативу.

В обоснование довода о незаконности норматива 1,4 куб.м. на 1 проживающего в год истец ссылается также на замеры, произведенные в сельском поселении о. Сарыг-Сеп, СанПиН 42-128-4690-88, недостаточность контейнеров на площадках.

Оспаривая доводы истца, Служба по тарифам Республики Тыва представила подробный расчет установленного норматива (1,4 куб.м.) (л.д. 149 т.1, л.д. 6 т. 2), согласно которому с учетом плотности ТКО в контейнере (160 кг на 1 куб.м.), исходя из сезонных замеров, представленных в территориальной схеме (л.д. 85-87 т.2), среднесуточного норматива за сезон, со ссылкой на справочник «Санитарная очистка и уборка населенных мест» под редакцией А.Н. Мирного, 1990, нормативных положений, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, значение норматива для МКД в размере 1,4 куб.м. установлено верно, нарушения СанПиН 42-128-4690-88 отсутствуют.

Примененный  тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва на 2018 год в размере 570,24 руб./куб.м. не оспаривается.

В соответствии с пунктами 1.2, 3.1, 3.3. Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Территориальной схемой, утвержденной приказом № 220 от 28.12.2016.

Согласно представленным в Минстрой Республики Тыва данным за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 фактический объем вывезенных ТКО составил 24 461,77 куб.м. (л.д. 92 т.1).

Для осуществления транспортирования ТКО истец привлекал операторов на основании заключенных договоров в соответствии с пунктом 23 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, осуществляя учет исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (МУП «Енисей», ООО УК ЖЭУ «Ангарский» и  ИП Байыр), которыми предъявлено 24480,20 куб.м., что согласно утверждению истца подтверждается судебными актами по арбитражным делам №№ А69-1701/2019, А69-2602/2019.

Вместе с тем, ответчик при рассмотрении указанных дел не участвовал, следовательно, в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные в рамках указанных дел, в том числе объемы транспортирования ТКО, не имеют заранее установленной силы для ответчика.

Представленные в дело акты об оказании услуг (л.д. 109 – 112 т.2) не содержат расшифровки по конкретным объектам, в отношении которых оказаны услуги, документально не подтверждены (графики, путевые листы и т.п.).

Аналогичные выводы справедливы и для сведений о фактически оказанных услугах, установленных по делам, ответчиками в которых выступали управляющие компании и ТСЖ. Так, из уточненного искового заявления от 10.02.2021 (л.д. 8 т.3) следует, что за период с 01.10.2018 года по 31.12.2018 года региональный оператор оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами следующим управляющим компаниям и ТСЖ: МУП «Енисей», ООО УК ЖЭУ «Центр», ООО УК ЖЭУ «Ангарский», ООО "Управдом", ООО УК "Восток Сервис", ООО УК "Уют", ТСЖ "Порядок", ТСЖ "Дружба 151", УК ООО "Жилищно-эксплуатационный участок Тайга", УК "Олимп". В данных делах ответчик участия не принимал, следовательно, в отсутствие первичных документов в настоящем деле отсутствуют основания считать доказанными сведения об объемах оказанных услуг.

Объем твердых коммунальных отходов определен региональным оператором исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, указанных в ведомости определения нормативов накопления ТКО в зимний период в Республике Тыва по многоквартирным жилым домам города Кызыла (3.33 куб.м.), приложенной к отчету ООО «ЭкоРазвитие» за период с 1 октября 2018 по 31 декабря 2018.

Согласно расчету, составленному ООО «СТ-ТБО» в уточненном исковом заявлении от 10.02.2021, размер убытков за три месяца 2018 года определен в виде разницы между фактически вывезенными твердыми коммунальными отходами в объеме 24680,20 куб.м. и суммой, начисленной потребителям за оказанные услуги в размере 10554,93 куб.м., исходя из объема ТКО в соответствии с нормативом накопления 3,33 куб.м., умноженной на тариф: 24680,20 куб.м.- 10554,93 куб.м. = 14125,27 куб.м. * 570,24 руб. = 8 054 793,96 руб.

Также, как указывает истец,  истцом привлечены заемные средства в размере 4 245 000 рублей, что подтверждается строкой 1510 Бухгалтерского баланса на 31.12.2018 г.

Таким образом, как считает истец, размер убытков за период с 1 октября по 31 декабря 2021 года составил 12 299 793,96 рублей.

В подтверждение объема фактически оказанных услуг и для обоснования расчета истцом представлены: подомовой расчет объемов ТКО в соответствии с нормами накопления, копия бухгалтерского баланса на 31.12.2018, копия отчета о финансовых результатах за январь-декабрь 2018, акты выполненных работ от 31.10.2018 №1751, от 12.11.2018 №1534, от 30.11.2018 №1794,   от 30.11.2018 №1905, от 31.12.2018   №1, от 31.12.2018 №2029, от 31.01.2019 №8; сведения о количестве прописанных ООО ЖЭУ «Центр», ООО УК ЖЭУ «Ангарский», МУП «Енисей», ООО УК «Уют», ООО УК «Управдом», ООО УК «Восток Сервис», ООО УК «ЖЭУ Тайга», ТСЖ «Дружба-151», ТСЖ «Порядок», ТСЖ «Олимп».

Кроме того, в суде апелляционной инстанции приобщены договоры с МУП «Енисей», ООО УК ЖЭУ «Центр», ООО УК ЖЭУ «Ангарский», ООО "Управдом", ООО УК "Восток Сервис", ООО УК "Уют", ТСЖ "Порядок", ТСЖ "Дружба 151", УК ООО "Жилищно-эксплуатационный участок Тайга", УК "Олимп", в которых согласован объем принимаемых ТКО.

Однако договорной характер указанных документов, что не противоречит статье 421 ГК РФ,  занижение ранее действовавшего в спорный период норматива не подтверждает.

Согласно пункту 6.1. Соглашения, в обязанность Регионального оператора (истец) входит обеспечение сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Республики Тыва в установленном порядке в соответствии с Территориальной схемой, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 28 декабря 2016 г. № 220 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Тыва» (далее - Территориальная схема), которым принят объем ТКО в год в размере 639 257,2 м3. Согласно таблице 15 данной территориальной схемы, объем ТКО г. Кызыла составляет 30 % от всего объема ТКО, а именно 192 680,5 м3. (в месяц 16 056,7 м3)

Согласно пункту 4 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130, при разработке территориальных схем используются нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Согласно пункту 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее - постановление № 1156), на основании договоров по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями региональный оператор (истец) обязан вести организацию учета платы за объем вывезенных ТКО, соответствующего реальному потреблению.

Таким образом, в нарушение потоков ТКО территориальной схемы услуга единого оператора оказана потребителям только в границах территории оказания услуг по сбору ТКО, установленных согласно заключенным договорам.

Нарушение Территориальной схемы потоков ТКО приводит к неравномерности накопления ТКО в установленные контейнеры, а значит объем ТКО, транспортированный операторами по обращению с ТКО по договорам, представленным ООО «СТ-ТБО», не доказывает установление заниженных нормативов накопления ТКО.

Довод заявителя об отсутствии в Территориальной схеме сведений о нахождении источников образования отходов, географических координатах (с нанесением их на карту субъекта РФ) подлежит отклонению. Территориальная схема утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 28 декабря 2016 года № 220, то есть до заключения Соглашения от 29.05.2018 между Министерством  строительства  и  жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО «СТ-ТБО», в соответствии с которым истец обязался осуществлять деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами.

При этом  решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 г. по делу №А69-1006/2020, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 26.04.2021 и суда округа от 28.07.2021, соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29 мая 2018 г. между ООО «СТ-ТБО» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва расторгнуто. Суды пришли к выводу о доказанности факта неоднократного нарушения ответчиком как региональным оператором принятых на себя обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами. Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года по делу № А69-880/2020 в удовлетворении заявления ООО «СТ-ТБО» о признании недействительным приказа Минстроя Республики № 74-од от 30.03.2020 отказано. В рамках указанного дела установлены многократные (2 раза и более) факты нарушения ООО «СТ-ТБО» принятых обязательств, выразившихся в необеспечении сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, в результате чего контейнеры переполнялись твердыми коммунальными отходами, вокруг контейнеров образовывалась свалка из отходов.

Расчет упущенной выгоды выполнен истцом без учета требований федерального законодательства, а именно в нарушение схемы потоков ТКО предусмотренной Территориальной схемой и содержит сумму предполагаемого дохода, основанного на доказательствах, носящих односторонний характер (без участия ответчика) и справочных документах самого истца.

Согласно пункту 15 Правил расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 г. № 603 (далее - Порядок № 603) расчет недополученных доходов производится на основании фактических данных о результатах деятельности регулируемых организаций, а именно исходя из необходимой валовой выручки (далее - НВВ), которую регулируемая организация должна получить в i-1-м году и фактического объема отпуска ресурса (оказания услуги) регулируемой организации (по данным статистической отчетности).

Истцом расчет размера убытков произведен на основании планово-расчетных показателей количества объема образованных и транспортируемых твердых коммунальных отходов по выборочным адресам многоквартирных домов (24 680,2 м3) и исходя из норматива накопления ТКО, что в силу Порядка № 603 не является подтверждением размера реального ущерба, поскольку не отражает в документах подтвержденного статистической отчетностью фактического объема за период с 1 октября по 31 декабря 2018 года, НВВ определена из установленного тарифа, без предоставления доказательств наличия затрат, которые общество понесло при осуществлении услуг единого оператора для фактического объема отпуска ресурса.

Таким образом, отсутствуют доказательства, позволяющие установить наличие совокупности вышеперечисленных условий для возложения на Министерство строительства и ЖКХ Республики Тыва гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.

Кроме того, нормы Порядка № 603 применяются при формировании межтарифной разницы, т. е. при применении мер тарифного регулирования, которое предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса и предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.

Истец полагает, что у него возникли убытки в связи с ограничением  взимания платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, при этом такое ограничение обусловлено нормами накопления отходов, установленных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 № 14-од.

 Между тем, истцом не доказано, что Служба своим решением от 25 июля 2018 года № 16 устанавливала льготный норматив для отдельных категорий потребителей, заниженный в сравнении с экономически обоснованным нормативом.

Недоказанность требования о взыскании недополученных доходов, убытков, влечет вывод об отсутствии основания для удовлетворения требования о взыскании убытков, возникших у истца в связи с привлечением заемных средств. Службой по тарифам правомерно отмечена возможность включения суммы привлеченных заемных средств, израсходованные на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов, используемых для обращения с ТКО, но не «для погашения кассового разрыва», как указывает истец, с учетом того, что последний является субъектом предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, учитывая недоказанность размера убытков, вины ответчика в наступлении убытков, причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца, обжалуемое решение является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от 27 мая 2021 года по делу № А69-932/2020 , оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Петровская

Судьи:

Н.А. Морозова

О.Ю. Парфентьева