ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
октября 2022 года | Дело № | А33-12016/2022 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «27» сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен «04» октября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от административного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): ФИО2, представителя на основании доверенности от 30.12.2021 № 2 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «08» июля 2022 года по делу № А33-12016/2022,
установил:
публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (ИНН <***>,
ОГРН <***>, далее – заявитель, общество, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>,
ОГРН <***>, далее – административный орган, Красноярское УФАС России) об отмене постановления от 06.04.2022 № 024/04/9.21-1926/2021 о назначении административного наказания, об освобождении ПАО «Россети Сибирь» от административной ответственности и применении устного замечания либо о снижении размера назначенного административным органом административного штрафа.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 20.05.2022 заявление принято к производству; к участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3 (далее – третье лицо, ФИО3).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08» июля 2022 года по делу № А33-12016/2022 признано незаконным и изменено постановление Красноярского УФАС России от 06.04.2022 № 024/04/9.21-1926/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в части размера назначенного административного наказания. Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, Красноярское УФАС России обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, признать постановление административного органа законным и обоснованным. В апелляционной жалобе административный орган указывает на отсутствие у суда оснований для снижения назначенного Красноярским УФАС России административного штрафа. Количество аналогичных правонарушений, совершаемых ПАО «Россети Сибирь» в 2021 году выросло по сравнению с 2020 годом, снижение административного штрафа не отвечает целям административного наказания. Кроме того, обществом не представлены доказательства тяжелого материального положения филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго», а также отсутствуют обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
ПАО «Россети Сибирь» и третьим лицом отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель и третье лицо, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. Представитель ПАО «Россети Сибирь» к судебному заседанию с использованием системы веб-конференции не подключился, несмотря на наличие у Третьего арбитражного апелляционного суда технической возможности для проведения судебного заседания с использованием системы веб-конференции. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
25.06.2021 в Красноярское УФАС России поступило обращение ФИО3
(вх.№ 12001), содержащее информацию о том, что ПАО «Россети Сибирь» не соблюден порядок рассмотрения заявки па технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-он, ул. Московская,
д. 2а.
18.05.2021 посредством личного кабинета портала ТП гр. ФИО3 направил в адрес ПАО «Россети Сибирь» заявку на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям. Заявке присвоен № 1781580.
Заявка № 1781580 была дважды отклонена сетевой организацией по причине не указания класса напряжения. Как отметил ФИО3, при заполнении заявки на осуществление ТП отсутствует раздел, в котором можно указать запрашиваемую обществом информацию.
На момент обращения ФИО3 в Красноярское УФАС России ПАО «Россети Сибирь» не разместило в личном кабинете потребителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и счет.
Красноярским УФАС России вынесено определение от 20.07.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; в качестве потерпевшего привлечен ФИО3
16.08.2021 в Управление поступили пояснения ПАО «Россети Сибирь», из которых следует, что к заявке ФИО3 не были приложены необходимые документы. Общество указало, что после направления ФИО3 откорректированной заявки и недостающих документов, направит в его адрес договор об осуществлении технологического присоединения.
Определением от 20.08.2021 срок проведения административного расследования был продлен.
Письмом от 20.09.2021 № 13891 административный орган предложил представителю ПАО «Россети Сибирь» явиться 27.10.2021 в 15 час. 00 мин. в Красноярское УФАС России для составления протокола об административном правонарушении. Письмо направлено в адрес общества (список внутренних почтовых отправлений от 24.09.2021 № 82) и получено им 27.09.2021 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80097164815980).
27.10.2021 должностным лицом административного органа в отсутствие представителя общества составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Определением от 27.10.2021 административный орган назначил время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
Протокол и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены обществу и получены им 08.11.2021, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 03.11.2021 № 102 и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083866423158.
Определениями от 11.11.2021, от 09.12.2021, от 18.01.2022, от 22.02.2022 рассмотрение дела об административном правонарушении откладывалось. В подтверждение направления указанных определений административным органом в материалы дела представлены списки внутренних почтовых отправлений и отчеты об отслеживании отправлений.
Постановлением заместителя руководителя Красноярского УФАС России
ФИО4 от 06.04.2022 № 024/04/9.21-1926/2021 ПАО «Россети Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с постановлением от 06.04.2022, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы Управления, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом положений статей 28.3, 23.48 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 № 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2004 № 180, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами компетентного органа с соблюдением положений действующего законодательства.
Суд первой инстанции верно установил, что процедура привлечения к административной ответственности (возбуждение дела об административном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления), установленные КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции установил наличие признаков вменяемого правонарушения в действиях ПАО «Россети Сибирь».
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Основным видом деятельности ПАО «Россети Сибирь», в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии, общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным № 24.1.58, в отношении него введено государственное регулирование и контроль. Следовательно, ПАО «Россети Сибирь» является субъектом естественной монополии. Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В абзаце 1 пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004
№ 861 (далее - Правила № 861), установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. При этом независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим лицом в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил № 861).
Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения. Так, в указанном пункте выделены следующие этапы технологического присоединения: подача заявки юридическим или физическим лицом; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил № 861. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (пункт 8 Правил № 861).
В силу пункта 8(3) Правил № 861 заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации. Заявитель несет ответственность за достоверность и полноту прилагаемых в электронном виде к заявке документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей (в том числе возможность бесплатного получения заявителями идентификатора и пароля) и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также о составлении и подписании документов о технологическом присоединении, на своем официальном сайте (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в режиме реального времени без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства потребителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с потребителя платы, и без использования специальных аппаратных средств.
В пункте 9 Правил № 861 определены сведения, которые подлежат указанию в заявке, а в пункте 10 содержится перечень документов, прилагаемых к заявке.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
Согласно пункту 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Из материалов дела следует, что ФИО3 указал в заявке адрес расположения энергопринимающих устройств: Красноярский кр., Емельяновский р-он, ул. Московская, д. 2а, а также приложил следующие документы: свидетельство № 928 от 16.12.1994 на право собственности на землю, согласно которому гр. ФИО3 приобретает право частной собственности на землю по адресу: Красноярский кр., Емельяновский р-он, д. Сухая, общей площадью 1505 кв.м., и выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 24:11:0010501:45, расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир на востоке нас. пункта. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Емельяновский район, площадью 1993+/- 15 кв.м (документы, в которых указана разная площадь и отличный адрес от адреса, указанного в заявке). Следовательно, ПАО «Россети Сибирь» правомерно запросило документы, подтверждающие право собственности на объект, в отношении которого подается заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям. Кроме того, указанный в заявке адрес не совпадает с публичной кадастровой картой, в которой указан адрес: Красноярский край, Емельяновский р-он, к.н. земельного участка 24:11:0010501:45, площадью 1993 кв.м.
В нарушение вышеуказанных Правил (пункта 15), ПАО «Россети Сибирь», выявив факт представления неполного комплекта документов, необходимых для технологического присоединения, не направило ФИО3 ответ о несоответствии заявки в срок о 21.05.2021 с учетом даты подачи заявки 18.05.2021.
Более того, сетевая организация была не вправе требовать от потребителя представления сведений, которые ранее были указаны в заявке от 18.05.2021.
Таким образом, в действиях заявителя образуют объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
Повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям подтверждается постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 02.07.2020 № 024/04/9.21-2345/2019 (решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.10.2020 по делу № А33-23713/2020).
Таким образом, на момент совершения вменяемого административного правонарушения общество являлось подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что административным органом установлены и доказаны признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21
КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционным судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.
Обстоятельства, вызванные чрезвычайными и объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, судом не установлены.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Следовательно, вина общества доказана административным органом. Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждаются материалами дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности административным органом состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Исключительные обстоятельства, предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом апелляционной инстанции не установлены. Установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства не свидетельствуют об исключительности случая выявленного нарушения, указывают на пренебрежительное отношение субъекта естественной монополии к соблюдению установленных действующим законодательством требований в связи с чем не имеется оснований для применения положения статьи 2.9. КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (статья 24.5 КоАП РФ), не установлены.
Основания для замены штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку правонарушение не является совершенным впервые.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Поддерживая выводы административного органа относительно наличия в действиях общества состава административного правонарушения, суд первой инстанции изменил постановление административного органа, применив положения статей 1.2, 1.6, 3.1, 4.1 КоАП РФ и снизив размер административного штрафа до 300 000 рублей.
Красноярское УФАС России полагает, что в связи с отсутствием обстоятельств, смягчающих административную ответственность, недоказанностью тяжелого материального положения общества, учитывая рост совершаемых обществом аналогичных правонарушений в 2021 году по сравнению с 2020 годом, у суда не имелось правовых оснований для снижения размера назначенного административного штрафа.
В материалы дела в табличной форме представлены сведения о показателях хозяйственной деятельности филиала заявителя. Кроме того, данные о финансовом положении общества находятся в открытом свободном доступе в сети Интернет (на официальном сайте общества).
Суд первой инстанции подробно проанализировал материальное положение, как общества, так и его филиала и установил совокупность обстоятельств, которые позволили ему сделать вывод о тяжелом финансовом положении заявителя. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Так, за 2021 год филиал общества по данным раздельной отчетности имеет убытки от оказания услуг по передачи электрической энергии в сумме 9,4 млн. руб., от деятельности по технологическому присоединению 58,4 млн. руб. Анализ бухгалтерской отчетности филиала заявителя свидетельствует, что на конец 2021 года кредитный портфель «Красноярскэнерго» составил 17,7 млрд. руб., имеет структуру - 11,95 млрд. руб. под заимствования по операционной деятельности и 5,8 млрд. руб. по инвестиционной деятельности. Фактический показатель возможности кредитования с учетом долга по кредитному портфелю филиала более 6-ти. Показатель неудовлетворительный и приводит к невозможности дальнейшего кредитования. По результатам 2021 года у заявителя имеется прибыль, вместе с тем прибыли недостаточно для покрытия убытков прошлых периодов.
Суд первой инстанции, учитывая характер конкретного совершенного административного правонарушения и его последствия, степень вины правонарушителя, его финансовое положение, а также иные обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности (существенное удорожание кредитных средств, осложнение поставок оборудования), обоснованно пришел к выводу о возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы об увеличении количества совершенных сетевой организацией аналогичных административных правонарушений отклоняются, поскольку не свидетельствуют о невозможности применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1. КоАП РФ и не доказывают необоснованность снижения административного штрафа.
Наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является основанием, в зависимость от которого поставлено применение или неприменение частей 3.2, 3.3 статьи 4.1. КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно произвел снижение размера назначенного обществу административного штрафа. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей в рассматриваемом случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Вопрос о снижении размера назначенного административным органом штрафа связан с оценкой доказательств по конкретному делу и является прерогативой суда, рассматривающего дело по существу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2020 № 15-П).
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «08» июля 2022 года по делу № А33-12016/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | О.А. Иванцова |
Судьи: | А.Н. Бабенко М.Ю. Барыкин |