ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-4551/2015 от 08.09.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

сентября 2015 года

Дело №

А33-25137/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «08» сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «14» сентября 2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего – Морозовой Н.А.,

судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,

при участии:

от заявителя (некоммерческой организации ТСЖ «Новая Базаиха») - Худоногова А.В., представителя по доверенности от 01.08.2015,

от ответчика (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края) - Головач Ю.А., представителя по доверенности от 04.02.015 № 48

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «03» июля 2015 года по делу № А33-25137/2014, принятое судьёй Болуж Е.В.,

установил:

 товарищество собственников жилья «Новая Базаиха» (ИНН 2464112798,
ОГРН 1072400002036) (далее – заявитель, ТСЖ «Новая Базаиха», Товарищество)  обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727,
ОГРН 1052460100582) (далее – административный орган, Служба) о признании незаконным решения Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 30.09.2014 № 14-11411 о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «03» июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы административный орган ссылается на то, что представление заявителем документов в Службу после установленного частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) срока, не подтверждает реализацию собственниками домов решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.

Служба полагает, что отказ Товариществу о включении уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете является обоснованным.

В дополнениях к апелляционной жалобе Служба указывает, что судом первой инстанции не исследован довод о том, что Товарищество на момент принятия решения о выборе способа формирования фонда не могло осуществлять полномочия владельца специального счета и реализовывать принятые на таких собраниях решения, поскольку Товарищество не соответствовало требованиям законодательства как созданное на нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых более тридцати, что является нарушением части 2 статьи 175 ЖК РФ.

Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель административного органа в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель Товарищества доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  объявлялся перерыв, после перерыва заседание продолжено с участием тех же представителей.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.

 Товарищество собственников жилья «Новая Базаиха» осуществляет управление общим имуществом жилых домов №№ 131, 137, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская. Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых собственников при его создании.

В 2014 году собственниками помещений в многоквартирных домов №№131, 137, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, проведено общее собраниесобственников по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.

Согласно решению общего собрания 09.06.2014 собственники помещений определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов по ул. Свердловская, д. 131, д.137: на специальном счете товарищества собственников жилья; владельцем специального счета является товарищество собственников жилья «Новая Базаиха»; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет – ОАО «Банк Москвы» (протоколы от 09.06.2014 №4, №2, л.д.11-22).

Товарищество собственников жилья «Новая Базаиха» обратилось в кредитное учреждение (ОАО «Банк Москвы») с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта обособлено для каждого дома.

Справкой от 07.08.2014 №11.КО.30/4000/86 ОАО «Банк Москвы» уведомило товарищество об открытии специальных счетов, для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счета – 07.08.2014 (л.д.24).

Товарищество собственников жилья «Новая Базаиха» представило в орган государственного жилищного надзора уведомление (вх. №11330 от 15.08.2014) о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протоколов общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии специального счета (л.д.25).

Письмом от 30.09.2014 № 14-11411 «Об открытии специального счета» Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края сообщила товариществу «Новая Базаиха», что уведомления не могут быть включены в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как представлено с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.27-29).

Полагая, что решение Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Отношения, из которых возник спор, регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, поскольку спор касается порядка пользования денежными средствами товарищества, а так же в отсутствие доводов сторон, апелляционный суд полагает, что он может рассматриваться в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).

Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).

Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
(далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края № 4-1451.

Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 №4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:

- решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;

- о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;

- в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;

- указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Судом первой инстанции установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края
от 27.12.2013 № 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014.

Значит, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014, что включает в себя непосредственно приятие решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов и поручение председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.

Данная правовая позиция подтверждается так же Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2015 № Ф02-1956/2015 по делу
№ А33-24150/2014.

Арбитражным судом Красноярского края установлено и подтверждается материалами дела, что решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 09.06.2014, специальные счета для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО «Банк Москвы» открыты 08.08.2014, то есть до 10.08.2014.

 Следовательно, собственники помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 131,137  в установленный действующим законодательством шестимесячный срок совершили все необходимые действия в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края № 4-1451, а именно: приняли решение, которым избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета, заключили договоры с банком на открытие специальных счетов и поручили председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.

На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу, что собственники помещений в спорных домах реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта

В апелляционной жалобе Служба заявляет, что представление Товариществом документов в Службу после установленного частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации пятидневного срока, не подтверждает реализацию собственниками домов решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.

Уведомление в адрес Службы было направлено Товариществом  15.08.2015.

Действительно, собственники помещений спорных многоквартирных домов направили уведомление в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об открытии специального счета с нарушением установленного (пятидневного, исчисляемого по общему правилу в рабочих днях) срока.

Вместе с тем, апелляционный суд считает, что в данном случае предоставление уведомления об открытии специального счета в установленный срок не является основанием для отказа во включении в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, Закон Красноярского края № 4-1451, устанавливающий правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,  требует совершить предусмотренные положениями ЖК РФ мероприятия по реализации предоставленного собственникам помещений домов права в установленный срок, однако указанный нормативный правовой акт не содержат норм, требующих вручения Службе соответствующих уведомлений в этот же срок, а также не устанавливает, что фактическое уведомление Службы позже, установленного ЖК РФ пятидневного срока является основанием для вывода о том, что собственники  не реализовали способ формирования фондов капитального ремонта, при наличии у государственной жилищной инспекции письменного уведомления об обратном. Аргументы апелляционной жалобы не опровергают данные выводы, в связи с чем подлежат отклонению как безосновательные.

К тому же, Закон Красноярского края № 4-1451 не предусматривает в качестве оснований отказа во включении уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете несвоевременное направление уведомления о способе формирования фондов капитального ремонта соответствующего органа.

На основании изложенного, апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае реализация собственниками домов решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в рассматриваемой ситуации подразумевает ряд предусмотренных законодательно действий, включающих избрание способа формирования фонда капитального ремонта в установленный срок, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов, то есть выполнение всех юридически значимых действия в связи с принятым решением.

Таким образом, собственники спорных домов, по мнению апелляционного суда реализовали способ формирования фондов капитального ремонта.

В апелляционной жалобе Служба заявляет довод о том, что Товарищество на момент принятия решения о выборе способа формирования фонда не могло осуществлять полномочия владельца специального счета и реализовывать принятые на таких собраниях решения, поскольку Товарищество не соответствовало требованиям законодательства как созданное на нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых более тридцати, что является нарушением части 2 статьи 175 ЖК РФ.

Апелляционный суд, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.11.2014 №2478-О, указывает, что указанное Службой обстоятельство лишает собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах, права избрать владельцем специального счета для перечисления взносов на капитальный ремонт товарищество собственников жилья, созданное еще до внесения Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ изменений «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, если количество квартир в данных многоквартирных домах в сумме составляет более чем тридцать, что ставит таких собственников в неравное положение с собственниками помещений, создавшими товарищества собственников жилья после вступления в силу таких изменений, и потому не может быть применено в настоящем споре.

К тому же, апелляционный суд отмечает, что указанное службой законоположение было изменено вступившим в силу с 01.09.2014 Федеральным законом от 21.07.2014 №255-ФЗ именно с целью устранения препятствий товариществам собственников жилья, созданным собственниками помещений в многоквартирных домах, количество квартир в которых превышает тридцать стать владельцами специальных счетов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 30.09.2014 № 14-11411 о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края освобождена от уплаты государственной пошлины.

  Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «03» июля 2015 года по делу
№ А33-25137/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Н.А. Морозова

Судьи:

Г.Н. Борисов

Е.В. Севастьянова