ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-5844/2012 от 30.01.2013 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«06» февраля 2013 года

Дело №

                г. Красноярск

А33-13590/2012

Резолютивная часть постановления объявлена «30» января 2013  года.

Полный текст постановления изготовлен         «06» февраля 2013 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисова Г.Н.,

судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мосеевой Н.Н.,

при участии:

от заявителя: Печенкиной О.В., представителя по доверенности от 31.03.2011,

от ответчика: Киндяковой М.А., представителя по доверенности от 13.12.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества  «Ростелеком»

на решение  Арбитражного суда Красноярского края

от «26» октября 2012  года по делу № А33-13590/2012 , принятое  судьей Фроловым Н.Н.,

установил:

открытое акционерное общество международной и междугородной связи «Ростелеком», ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Агентству государственного заказа Красноярского края, ОГРН 1052460099603,  ИНН 2460071692 (далее – агентство, ответчик) о признании незаконным решения конкурсной комиссии, изложенного в протоколе от 09.07.2012 №119200000112001555-2            в редакции от 22.08.2012 №2.

Определением от 03.09.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Техносерв Консалтинг», закрытое акционерное общество                          (ЗАО) «РАМЭК-ВК», «Фирма «АйТи» Информационные технологии», ООО «Медотрейд»,             ООО «Наша сеть», ОАО «НПО РусБИТех», ООО «БАРС Груп», ООО «Деланте».

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2012 года в удовлетворении заявления отказано.

Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, полагая, что конкурсная комиссия неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в конкурсе.

Из апелляционной жалобы следует, что обществом соблюдены требования Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) при подаче заявки на участие в конкурсе.

Заявитель не согласен с выводом конкурсной комиссии и суда первой инстанции о том,              что указанная в заявке на участие в конкурсе информация о фактическом адресе организации               и ее руководителе не позволила комиссии достоверно установить сведения об участнике размещения заказа. По мнению заявителя, представленные обществом учредительные и другие документы позволяли конкурсной комиссии достоверно установить местонахождение и руководителя общества.

Агентство государственного заказа Красноярского края в представленном отзыве                     не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены                            в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о принятии апелляционной жалобы от 10.01.2013               им направлено,  публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)).

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Уполномоченным органом – Агентством государственного заказа Красноярского края опубликовано извещение о проведении открытого конкурса № 063/12 «На оказание услуг, включающих передачу прав на использование программного обеспечения для автоматизации деятельности Заказчика на условиях простых (неисключительных) лицензий с передачей дистрибутивов программного обеспечения, а также услуги по внедрению, включая настройку, адаптацию, инсталляцию программного обеспечения, обучение специалистов Заказчика для запуска региональной медицинской информационной системы в эксплуатацию в 2012 году,                      в целях реализации программы модернизации здравоохранения Красноярского края                        на 2011-2012 годы».

Обществом подана заявка  на участие в названном конкурсе.  В анкете участника размещения заказа заявителем указаны следующие сведения:

- в графе «Точный юридический/фактический адрес участника размещения заказа, телефон, факс, e-mail» заявителем указано: «Юридический адрес: Россия, 191002, г. Санкт-Петербург,               ул. Достоевского,  дом 15. Фактический адрес: Красноярский филиал ОАО «Ростелеком», Россия, 660017, г. Красноярск, пр. Мира, 102»;

- в графе «Ф.И.О. руководителя, контактный телефон» указано заявителем: «Директор Красноярского филиала ОАО «Ростелеком» Иванов Сергей Михайлович».

Протоколом №119200000112001555-2 рассмотрения заявок от 09.07.2012 общество допущено к участию в конкурсе.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю                  от 27.07.2012 №№ 458, 459, 462 жалоба на действия конкурсной комиссии по конкурсу № 063/12 признана обоснованной. На основании данного решения агентству выдано предписание, на конкурсную комиссию возложена обязанность отменить протокол оценки и сопоставления заявок в части допуска к участию в конкурсе общества, повторно рассмотреть (в числе прочих) заявку общества.

Решением конкурсной комиссии, принятым во исполнение решения и предписания антимонопольного органа, оформленным протоколом от 09.07.2012 № 119200000112001555-2               (в редакции  от 22.08.2012 № 2), заявитель не допущен к участию в конкурсе в связи с тем, что указанные им в заявке сведения не соответствуют действительности.

Заявитель оспорил в судебном порядке решение конкурсной комиссии, изложенное                         в протоколе от 09.07.2012 №119200000112001555-2 в редакции от 22.08.2012 №2, указывая,                 что сообщенные в заявке сведения соответствуют действительности, основания для отказа                     в допуске заявителя  к участию в конкурсе отсутствовали.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя и  ответчика и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил                из того, что конкурсная комиссия правомерно не допустила к участию в конкурсе заявителя, указавшего в соответствующей заявке недостоверные сведения о своем фактическом местонахождении  и руководителе.  Суд апелляционной инстанции полагает данный вывод суда ошибочным.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов                            при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом «г» пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 настоящего Федерального закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах,                о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.

Согласно части 1 статьи 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

В силу части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку, в том числе, фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме,               о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности.

Согласно части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами «а» - «в», «д» и «е» пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 27 Закона о размещении заказов установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение                       о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации, сведений о решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к участию в конкурсе.

Из протокола от 09.07.2012 №119200000112001555-2 в редакции от 22.08.2012 №2 следует, что заявителю отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с тем, что сведения                                   о руководителе и фактическом местонахождении юридического лица, указанные в заявке,                        не соответствуют действительности.

Конкурсной документацией к открытому конкурсу №063/12 установлено, что участник размещения заказа представляет конкурсной комиссии анкету участника по форме №2 в составе заявки на участие в конкурсе. В анкете участника открытого конкурса №063/12 конкурсной документацией предусмотрено указание полного наименования участника размещения заказа, точного юридического/фактического адреса участника размещения заказа, телефона, факса,           е-mail, фамилии, имени, отчества руководителя, контактного телефона.

Обществом представлена анкета участника открытого конкурса №063/12, в которой указано полное наименование юридического лица, в графе «Точный юридический/фактический адрес участника размещения заказа, телефон, факс, e-mail» -  юридический адрес организации: Россия, 191002 г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, дом 15, фактическим адресом указано местонахождение Красноярского филиала ОАО «Ростелеком»: Россия, 660017, г. Красноярск,            пр. Мира, 102.

В графе «Ф.и.о. руководителя, контактный телефон» анкеты участника указан директор Красноярского филиала ОАО «Ростелеком» Иванов Сергей Михайлович. Конкурсная комиссия посчитала невозможным установить руководителя и фактическое местонахождение общества                     на основании указанных в анкете, по ее мнению, недостоверных сведений.

Перечень сведений, которые в соответствии со статьей 25 Закона о размещении заказов должны содержаться в заявке на участие в конкурсе, является исчерпывающим. Указанной нормой не установлено требование об указании в заявке  на участие в конкурсе сведений о руководителе участника размещения заказа. Таким образом, предусмотренное конкурсной документацией             к открытому конкурсу №063/12 требование об указании в анкете участника данных                          о руководителе юридического лица не соответствует положениям статьи 25 Закона о размещении заказов и нарушает установленный данной нормой запрет требовать  от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами «а» - «в», «д» и «е» пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно пункту 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование             и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Пунктами 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено,                    что  филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное                   вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.                   Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 4, статье 5 Федерального закона                от 26.12.1995 №208-ФЗ  «Об акционерных обществах».

Суд апелляционной инстанции установил, что во исполнение требований части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов и конкурсной документации в заявке на участие в конкурсе заявителем указан юридический адрес, определяемый местом нахождения общества:                         191002 г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, дом 15, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и уставе общества. Заявка на участие в конкурсе подписана лицом, уполномоченным на основании генеральной доверенности от 20.01.2012               №12-89 на осуществление действий от имени участника размещения заказа, - директором Красноярского филиала общества Ивановым С.М.

Указание в анкете участника дополнительных к предусмотренным статьей 25 Закона                     о размещении заказов сведений об адресе местонахождения Красноярского филиала общества              и его руководителе не является сообщением недостоверных сведений о юридическом лице.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц                                          и пунктам 1.3, 1.4, 2.1 Положения о Красноярском филиале открытого акционерного общества международной и междугородной связи «Ростелеком», утвержденного советом директоров               ОАО «Ростелеком»,  Красноярский филиал общества располагается по адресу: Россия, 660017,                       г. Красноярск, пр. Мира, 102, является обособленным подразделением общества, расположенным вне места нахождения общества и осуществляющим в зоне действия филиала часть функций общества, в том числе представительских, участвует в хозяйственном обороте,                                  во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления                    от имени общества на территории, которая образует зону действия филиала.

Исходя из положений статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона  от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» юридическое лицо        по месту нахождения созданного им филиала осуществляет свою деятельность. Учитывая,           что исполнение государственного контракта предполагалось на территории Красноярского края, указание в заявке в качестве фактического адреса организации места нахождения Красноярского филиала не является сообщением недостоверных сведений об участнике размещения заказа.

Директор Красноярского филиала ОАО «Ростелеком» Иванов С.М. осуществляет руководство филиалом, действует на основании выданной обществом доверенности, указанные              в заявке сведения об указанном лице и занимаемой им должности соответствуют действительности. Полномочия директора Красноярского филиала общества Иванова С.М. подтверждены генеральной доверенностью от 20.01.2012 №12-89.

Кроме того, с заявкой на участие в конкурсе обществом были представлены учредительные            и другие документы, из которых конкурсная комиссия имела возможность установить местонахождение заявителя и его руководителя. С учетом изложенного, отсутствуют основания для вывода об указании в анкете участника открытого конкурса №063/12 недостоверных сведений об участнике размещения заказа.

Следовательно, конкурсная комиссия необоснованно отказала заявителю в допуске                     к участию в конкурсе. Вывод суда первой инстанции  о правомерности такого отказа является ошибочным.

Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения по делу, поскольку оспариваемое решение агентства не нарушает права и законные интересы заявителя на участие в конкурсе, от проведения которого отказался уполномоченный орган в связи с невозможностью размещения заказа. 

Суд апелляционной инстанции установил, что на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru 23.08.2012 опубликовано извещение № 0119200000112001555 об отказе уполномоченного органа от проведения открытого конкурса № 063/12 «На оказание услуг, включающих передачу прав на использование программного обеспечения для автоматизации деятельности Заказчика на условиях простых (неисключительных) лицензий с передачей дистрибутивов программного обеспечения, а также услуги по внедрению, включая настройку, адаптацию, инсталляцию программного обеспечения, обучение специалистов Заказчика                       для запуска региональной медицинской информационной системы в эксплуатацию в 2012 году,          в целях реализации программы модернизации здравоохранения Красноярского края                                на 2011-2012 годы» в связи с невозможностью размещения заказа.  

На основании решения агентства об отказе от проведения конкурса от 22.08.2012 отменен протокол от 09.07.2012 №0119200000112001555-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в редакции от 22.08.2012 №2.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав                     и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Обращаясь в суд с требованием о признании незаконным решения конкурсной комиссии, изложенного в протоколе от 09.07.2012 №119200000112001555-2 в редакции от 22.08.2012 №2, заявитель преследовал цель устранения препятствий к участию в конкурсе №063/12, возникших              у него в связи с указанным решением. Учитывая, что в день отказа заявителю в допуске к участию в конкурсе 22.08.2012 агентством принято решение об отказе от его проведения, размещение заказа фактически не состоялось, оспариваемое решение конкурсной комиссии не привело                  к нарушению прав заявителя на участие в конкурсе, в защиту которых он обратился                                 в арбитражный суд.

При таких обстоятельствах заявленное требование не подлежит удовлетворению. Следовательно, отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для  отмены или изменения решения суда                                 и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации  расходы по оплате государственной пошлины  за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению                    на заявителя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Красноярского края от «26» октября 2012 года по делу                  № А33-13590/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Г.Н. Борисов

Судьи:

Н.А. Морозова

Е.В. Севастьянова