ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-6076/2021 от 16.02.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

февраля 2022 года

Дело №

А33-18699/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен         17 февраля 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе судьи Петровской О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кимом С.Д.,

при участии:

от ответчика – публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»: Дырда В.В., представителя по доверенности от 163.01.2022 № 579/ИД,

рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского Края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952)

к публичному акционерному обществу ««Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ИНН 4716016979 , ОГРН 1024701893336)

о взыскании неустойки

установил:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ» (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336, далее - ответчик) о взыскании неустойки в размере 150 000 руб.

Решением суда от 15.09.2021 исковые требования удовлетворены частично: с
ответчика в пользу истца взыскано 15 000 рублей неустойки; в удовлетворении иска в остальной части отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что при заключении договора Министерством не был учтен частичный объем рубок лесных насаждений в соответствии с отчетом по форме №1-ИЛ по договору № 96 и неверно указано местоположение лесных участков.

В связи с выявленными нарушениями при разработке проекта освоения лесов по договору, ответчик направил письмо от 23.06.2020 № Ц2/16/1246 в адрес истца о заключении дополнительного соглашения по причине обнаружения технических ошибок в договоре, в которых не учтены объемы рубки леса, выполненные по ранее действующему договору № 96.

Между тем, Министерство в письме от 15.07.2020 №86-08342 неправомерно отказало в заключении дополнительного соглашения на основании не подтвержденного объема вырубки по договору № 96, что опровергается своевременной подачей отчетов по форме №1-ИЛ и подписанным актом текущих изменений лесных участков подписанным руководителем КГБУ «Кизирское лесничество» В.И. Бунто.

Таким образом, поскольку требовалось внесение изменений в договор (в части указания местоположения участков и актуальных данных объема выполненной рубки по договору № 96), то с учетом даты заключения дополнительного соглашения № 1 к договору (заключено только 16.10.2020) проект выполнен в установленные сроки после заключения дополнительного соглашения.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021 апелляционная жалоба принята к производству.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.12.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по общим правилам искового производства, судебное заседание назначено с учетом отложения на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 16.02.2022.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).

02.02.2022 в материалы дела от истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

В материалы дела от ответчика поступили дополнительные объяснения, с приложенными документами: копией заявления о проведении государственной экспертизы от 17.11.2020 № Ц2/16/2643, копией договора подряда от 29.10.2019
№ 582347.

Указанные дополнительные доказательства приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в целях полного и всестороннего рассмотрения спора.

Согласно отзыву на апелляционную жалобу, истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Между министерством лесного хозяйства Красноярского края и ПАО «ФСК ЕЭС» заключен договор аренды лесного участка от 20.04.2020 № 103.

В соответствии с договором арендатор принял на себя обязательства по исполнению условий договора

Лесные участки общей площадью 439,888 га имеют следующие характеристики (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 16.10.2020): площадь: 130,6821 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 85 (части выделов 34, 35, 42, 45, 46, 47, 48, 61, 62), квартал 86 (части выделов 1, 2, 3, 5, 9, 12, 13, 17), квартал 97 (части выделов 10, 12), квартал 98 (часть выдела 1), квартал 116 (части выделов 4, 6, 8, 11, 12, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 27, 30), квартал 117 (часть выдела 27), квартал 140 (части выделов 5, 6, 24), квартал 142 (части выделов 2, 5, 6, 47, 48), квартал 146 (части выделов 5, 6, 7, 8, 10, 11, 48), квартал 147 (части выделов 1, 9, 10), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8102001:651 (учётный номер части 15), с номером в государственном лесном реестре 24-04165-2017-12-3325-13.

площадь: 24,6500 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 85 (части выделов 12, 18, 19, 20, 21, 24, 26, 27, 35, 36, 64), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8102001:646 (учётный номер части 6), с номером в государственном лесном реестре 24-04166-2017-12-3325-13;

площадь: 5,0613 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 85 (части выделов 36, 47, 48, 49, 64), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8102001:649 (учётный номер части 6), с номером в государственном лесном реестре 24-04167-2017-12-3325-13;

площадь: 31,2300 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 95 (части выделов 8, 9, 12, 13, 16, 19, 23, 24), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:0000000:6711 (учётный номер части 6), с номером в государственном лесном реестре 24-04168-2017-12-3325-13;

площадь: 2,4706 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 140 (ч.в. 5,

7, 16), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8102001:624 (учётный номер части 2), с номером в государственном лесном реестре 24-04169-2017-12-3325-13.

площадь 0,7085 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 145 (ч.в. 6, 8, 36), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:296 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04170-2017-12-3325-13;

площадь 0,2008 га; местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 145 (часть выдела 8), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:0000000:186 (учетный номер части 5), с номером в государственном лесном реестре 24-04243 -2017-12-3325-13;

площадь 9,3123 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 145 (части выделов 7, 9, 12, 14, 23), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:285 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04171-2017-12-3325-13;

площадь 5,5180 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 145 (часть выдела 7), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:289 (учетный номер части 6), с номером в государственном лесном реестре 24-04172-2017-12-3325-13;

площадь 0,8763 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 145 (части выделов 12, 23, 35), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:312 (учетный номер части 6), с номером в государственном лесном реестре 24-04173-2017-12-3325-13;

площадь 19,4191 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 145 (части выделов 25, 27, 30, 34), квартал 154 (части выделов 1, 2, 3,16), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:287 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04174-2017-12-3325-13;

площадь 2,8009 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 145 (часть выдела 7), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:309 (учетный номер части 5), с номером в государственном лесном реестре 24-04176-2017-12-3325-13;

площадь 5,7743 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Верхне-Сисимское участковое лесничество, квартал 145 (части выделов 9, 12, 14), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:309 (учетный номер части 4), с номером в государственном лесном реестре 24-04177-2017-12-3325-13;

площадь 31,1122 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Пионерское участковое лесничество, квартал 34 (части выделов 16, 18, 20, 21, 22, 24, 26, 27, 32, 33, 34, 39), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:310 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04175-2017-12-3325-13;

площадь 31,5790 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Пионерское участковое лесничество, квартал 58 (части выделов 2, 3, 10, 11), квартал 59 (части выделов 1, 6, 8), квартал 61 (части выделов 2, 9, 15), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:273 (учетный номер части 4), с номером в государственном лесном реестре 24-04178-2017-12-3325-13;

площадь 18,4649 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Пионерское участковое лесничество, квартал 61 (части выделов 15, 18), квартал 63 (части выделов 1, 2, 3, 6, 7, 8, 12), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:274 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04179-2017-12-3325-13;

площадь 4,3640 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Пионерское участковое лесничество, квартал 63 (части выделов 12, 14, 15), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:280 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04180-2017-12-3325-13;

площадь 0,1261 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Пионерское участковое лесничество, квартал 63 (часть выдела 19), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:264 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04181-2017-12-3325-13;

площадь 23,8720 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Пионерское участковое лесничество, квартал 63 (части выделов 22, 23, 25, 27, 32), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:0000000:6736 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04182-2017-12-3325-13;

площадь 16,8368 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, квартал 39 (части выделов 7, 11, 12, 14, 16), квартал 58 (части выделов 7, 11, 14, 15, 21, 22, 24), квартал 59 (части выделов 3, 11), квартал 95 (часть выдела 19), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:277 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04183-2017-12-3325-13;

площадь 0,1080 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, квартал 58 (часть выдела 22), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:278 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04184-2017-12-3325-13;

площадь 28,9824 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, квартал 59 (части выделов 14, 17, 18), квартал 76 (части выделов 3, 4, 7, 22), квартал 95 (части выделов 12, 13), квартал 96 (части выделов 1, 2, 12, 15, 17, 18, 25), квартал 115 (части выделов 1, 2, 3), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:0000000:6836 (учетный номер части 7), с номером в государственном лесном реестре 24-04185-2017-123325-13;

площадь 31,6208 га;

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, квартал 115 (части выделов 1, 2, 5, 10, 12, 15, 18, 20), квартал 127 (части выделов 10, 11, 15, 16, 17, 18), квартал 128 (части выделов 1, 4, 5, 10, 11, 13, 17, 18, 26, 27), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:0000000:6742 (учетный номер части 3), с номером в государственном лесном реестре 24-04186-2017-12-3325-13;

площадь 14,1176 га

местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, квартал 142 (части выделов 7, 9, 10), квартал 148 (части выделов 1, 2, 6, 9, 12), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:23:8101001:268 (учетный номер части 5), с номером в государственном лесном реестре 24-04187-2017-12-3325-13.

Лесные участки предоставлены в целях использования лесов для выполнения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов («Строительство второй цепи тягового транзита ВЛ 220 кВ Минусинская - опорная - Кошурниково тяговая - Саянская тяговая -Камала-1»).

Истец указал, что учитывая дату начала действия договора (27.04.2020), срок разработки и предоставления проекта освоения лесов для проведения экспертизы истек 27.10.2020.

Арендатор предоставил арендодателю проект освоения лесов только 23.12.2020, таким образом, количество пропущенных полных месяцев составляет 1 месяц (ноябрь 2020 года) и сумма неустойки равна 150 000  руб.

Министерством направлена претензия от 31.05.2021 № 86-06567, в которой арендатору предложено в 10-дневный срок  с даты получения  уплатить неустойку.

Отсутствие оплаты явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании 150 000 руб. нестойки.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Отношения сторон возникли из договора аренды лесного участка от 20.04.2020 №103, правоотношения по которому регулируются, в том числе главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя предъявленный иск частично, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 8, 307, 309, 310, 329, 330, 333, 606, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 71, 82, 83, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 69, 70, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», и, признав установленным нарушение ответчиком срока разработки и предоставления проекта освоения лесов, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с него неустойки. При этом суд первой инстанции признал начисленную истцом неустойку несоразмерной последствиям нарушения ответчиком своих обязательств и на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшили ее размер до 15 000 рублей.

Между тем принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В силу части 1 статьи 88 и части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесного участка, предоставленного в аренду, возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы. При этом обязанность по составлению проекта освоения лесов лежит на арендаторе лесного участка.

На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов, порядок его разработки (далее также - Приказ).

Согласно пункту 28 Приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

В силу пункта 30 Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

Статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации определяет порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Принимая обжалуемое решение и удовлетворяя требования министерства, суд первой инстанции сослался на то, что общество в силу подпункта "г" пункта 3.4 договора обязалось в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. При этом, учитывая дату начала действия договора (27.04.2020), срок разработки и предоставления проекта освоения лесов для проведения экспертизы истек 27.10.2020. Арендатор предоставил арендодателю проект освоения лесов с просрочкой 23.12.2020.

Между тем, судом первой инстанции не были исследованы обстоятельства заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 20.04.2020 № 103, которым изменены характеристики лесных участков, целесообразность подготовки проекта освоения лесов до заключения дополнительного соглашения на основании не актуальных характеристик лесных участков, наличие вины истца или ответчика в затягивании срока подписания дополнительного соглашения, а также наличие возможности у ответчика подготовить проект освоения лесов до истечения шестимесячного срока с момента заключения договора аренды.

Данные обстоятельства послужили основанием для перехода  к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по общим правилам искового производства.

При рассмотрении дела по правилам первой инстанции в материалы дела от ответчика поступили дополнительные доказательства: копия заявления о проведении государственной экспертизы от 17.11.2020 № Ц2/16/2643, копия договора подряда от 29.10.2019 № 582347 на изготовление проекта освоения лесов.

Оценивая доводы ответчика с точки зрения возможности применения положений статей 401, 405, 406 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает, что вина  ответчика в нарушении  срока предоставления проекта освоения лесов отсутствует.

Действительно, условиями договора определена обязанность арендатора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для государственной экспертизы в течение 6 месяцев со дня заключения договора.

Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка согласно пунктам 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.

Из дополнительного соглашения и  утвержденного проекта освоения лесов следует, что параметры лесных участков, относительно тех, которые были предусмотрены в первоначальном договоре, существенно изменились, в связи с чем сторонами заключено дополнительное соглашение.

Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению всех действий, связанных с составлением проекта освоения лесного участка, возложена на лиц, которым лесные участки переданы в аренду, при этом материалами дела подтверждается, что до 16.10.2020 ответчик не мог приступить ни к использованию лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, ни к изготовлению проекта освоения лесов.

Характеристики лесных участков, на которых должны производится мероприятия в соответствии с целями аренды, по смыслу положений статьи 432 ГК РФ являются существенным условием договора аренды.

Согласно пункту 32 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (далее - Приказ), информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.

Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Таким образом, все мероприятия, осуществляемые на лесном участке, указываются в проекте освоения лесов.

Пунктом 1 статьи 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из материалов дела и пояснений ответчика, при заключении договора, Министерством не учтен частичный объем рубок лесных насаждений в соответствии с отчетом по форме №1-ИЛ по ранее действовавшему договору аренды от 11.05.2018 № 96 и неверно указано местоположение лесных участков.

В связи с выявленными нарушениями при разработке проекта освоения лесов по спорному договору, ответчик направил письмо от 23.06.2020 № Ц2/16/1246 в адрес истца о заключении дополнительного соглашения по причине обнаружения технических ошибок.

В письме от 15.07.2020 №86-08342 истец отказал в заключении дополнительного соглашения, просил представить акты текущих изменений по договору с указанием площади и объемов вырубки лесных насаждений с приложением документации.

Министерство в письме от 15.07.2020 №86-08342 отказало в заключении дополнительного соглашения, на основании не подтвержденного объема вырубки по договору аренды от 11.05.2018 № 96, что опровергается своевременной подачей отчетов по форме № 1-ИЛ и подписанным актом текущих изменений лесных участков на 30.04.2020, подписанным руководителем КГБУ «Кизирское лесничество» В.И. Бунто. Доказательства обратного истцом не представлены.

Согласно Приказу Минприроды России от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» (далее - Приказ), в Отчете об использовании лесов (далее - Отчет) должна приводиться информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.

Согласно Приложению № 3 к Приказу, отчет об использовании лесов должен представляться юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3.8. Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п «Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края» определено, что Истец осуществляет прием лесных деклараций от лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо от лиц, осуществляющих использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, а также прием отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.

На официальном сайте министерства лесного хозяйства Красноярского края содержится информация, что КГБУ «Кизирское лесничество» является подведомственным учреждением Министерства.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает доказанным факт наличия в распоряжении истца отчетов по договору аренды от 11.05.2018 № 96, что подтверждается отчетом, подписанным руководителем КГБУ «Кизирское лесничество» В.И. Бунто. Истец имел возможность установить все необходимые данные по объемам вырубки самостоятельно.

Из указанного следует, что арендатор предпринял все зависящие от него меры для исполнения принятых на себя условий по договору, нарушение срока представления проекта освоения лесов не находится в непосредственной причинно-следственной связи с действиями ответчика.

Проект освоения лесов по договору разработан подрядной организацией АО «Уральская энергетическая строительная компания» в рамках выполнения обязательств пункта 6.35 договора подряда от 29.10.2019 № 582347.

Дополнительным соглашением от 16.10.2020 № 1 к договору аренды лесного участка от 20.04.2020 № 103 внесено изменение количественных характеристик арендованного ответчиком лесного участка, в связи с чем изменились существенные условия договора.  

Как следует из материалов дела, согласно акту приема-передачи, лесные участки переданы в фактическое пользование ответчику только 16.10.2020, т.е. исполнение сделки началось с 16.10.2020 и шестимесячный срок для предоставления проекта освоения лесов следует исчислять с 16.10.2020, поскольку до указанной даты ответчик не мог использовать лесной участок по его целевому назначению в связи с неверным указанием существенных характеристик этого участка в договоре аренды.

Ответчиком выполнены все необходимые требования действующего законодательства и условия договора, направленные на разработку документации, необходимой для использования лесного участка, в то время как действия Министерства лишили общество возможности получить своевременно положительное заключение проекта освоения лесов и приступить к использованию объекта аренды.

Поскольку в соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации, при этом в спорный период арендатор по вине арендодателя не имел возможности осуществлять законное лесопользование на арендованном лесном участке ввиду неверного указания площади лесных участков в договоре и не учтенного объема рубки по ранее действующему договору № 96, следовательно, общество не могло своевременно подготовить проект освоения лесного участка, что явилось следствием действий Министерства.

Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Из пункта 1 статьи 406 ГК РФ следует, что кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Положения пункта 3 статьи 405 и пункта 1 статьи 406 ГК РФ сформулированы императивно. По смыслу указанных норм должник не может быть привлечен к ответственности кредитором за просрочку исполнения, обусловленную просрочкой самого кредитора.

При таких обстоятельствах требование истца заявлено не обоснованно. Апелляционный уд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

С учетом положений части 2  статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.

На основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истец освобожден от оплаты государственной пошлины за подачу иска на основании пункта 1.1 части 1 статьи 339.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

При подаче апелляционной жалобы ответчиком оплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. на основании платежного поручения от 12.10.2021 № 197052.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований края на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Красноярского края от «15» сентября 2021 года по делу № А33-18699/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении иска отказать.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) в пользу публичного акционерного общества «ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ» (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

О.В. Петровская