ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-6776/2021 от 07.12.2021 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

декабря 2021 года

Дело №

А33-13105/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «07» декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен         «14» декабря 2021 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Иванцовой О.А.,

судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Маланчик Д.Г.,

при участии:

от заявителя (краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Красноярский колледж олимпийского резерва»): Мансуровой Е.Р., представителя на основании доверенности от 14.01.2021 № 01/21 (диплома о высшем юридическом образовании), паспорта;

от ответчика (Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю):
Русанова И.О., представителя на основании доверенности от 13.01.2021 № 19-20-21/355 (диплома о высшем юридическом образовании), паспорта,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «07» октября 2021 года по делу № А33-13105/2021, 

установил:

краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский колледж олимпийского резерва» (ИНН 2466041366,
ОГРН 1022402661225, далее – заявитель, учреждение, КГАПОУ «ККОР») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (ИНН 2460018988, ОГРН 1022401788386, далее – ответчик, управление, УФК по Красноярскому краю) о признании недействительным пункта 1 представления от 22.04.2021 № 19-23- 13/2688.

Определением от 10.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта Красноярского края (ИНН 2466213960, ОГРН 1082468047309).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «07» октября 2021 года по делу № А33-13105/2021 заявление удовлетворено. В порядке распределения судебных расходов с ответчика в пользу заявителя взыскано 3000 рублей государственной пошлины.

Не согласившись с данным судебным актом, УФК по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление указало, что учреждение было не вправе приобретать песок кварцевый фракционированный, а также оплачивать демонтаж старого покрытия с максимально возможной вычесыванием наполнителя и подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсевы щебня на 20-40 м3 за счет средств субсидии, в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», поскольку указанные товар и работы не указаны в Перечне и не являются ни обязательными (единственно возможными и необходимыми), а также не являются работами по монтажу (укладке) искусственного покрытия; информация в приложении Е СП 31-115-2006, требования, установленные Стандартом РФС № 193/9 от 13.02.2020, не носит обязательного (нормативного) характера; необоснованно применена ссылка на СП 285.1325800.2016, поскольку модернизируемое учреждением футбольное поле с искусственным покрытием к указанной категории объектов не относится.

КГАПОУ «ККОР» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение не согласилось с ее доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель УФК по Красноярскому краю поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.

Представитель КГАПОУ «ККОР» в судебном заседании сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего уполномоченного представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

На основании приказа руководителя УФК по Красноярскому краю от 18.02.2021
№ 80 в период с 19.02.2021 по 26.02.2021 в отношении КГАПОУ «ККОР» проведена плановая выездная проверка представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за период 2019-2020 годы.

По результатам проведенной проверки составлен акт выездной проверки КГАПОУ «ККОР» от 26.02.2021.

В ходе проведения проверки контролирующим органом установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 518-п (с дальнейшими изменениями и дополнениями) утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие физической культуры и спорта» (далее - Программа края).

В рамках Программы края предусмотрена подпрограмма «Развитие системы подготовки спортивного резерва» (приведена в приложении № 6 к Программе края).

Реализация мероприятия подпрограммы осуществлялась путем предоставления краевым государственным учреждениям в сфере физической культуры и спорта субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на основании соглашений.

Приказом Министерства спорта Красноярского края от 28.03.2019 № 136н утверждена программа развития учреждения на 2019 - 2021 годы, согласно которой на 2019 год на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием за счет субсидии на иные цели предусмотрено финансирование в сумме 21 052 650 руб.
(20 000 000 руб. субсидия из федерального бюджета и 1 052 650 руб. средства бюджета Красноярского края).

Между Министерством спорта Красноярского края, которому как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, и КГАПОУ «ККОР» заключено соглашение от 15.01.2019 № 26 (в редакции дополнительных соглашений) на определение порядка и условий предоставления учреждению субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в 2019 году в размере 57 330 950 руб. в том числе: на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием – 21 052 650 руб. (по коду субсидии 164 23 093Р552280 00 коду цели 19-Д97) (далее - субсидия на иные цели).

17.01.2019 в адрес учреждения от Министерства спорта Красноярского края поступило письмо № 81-49-к «О модернизации футбольного поля», в соответствии с которым учреждение обязано было предоставить информацию согласно прилагаемой форме, в том числе: составить соответствие наименование торговых позиций по коммерческому предложению с типовым наименованием в перечне; указать позиции, которые будет необходимо закупить дополнительно к перечню; привести единицы измерения к единому формату, а также к ответу приложить коммерческое предложение.

В данном письме учреждению разъяснено о возможности закупки необходимого перечня оборудования, а также об оплате их монтажа (абз. 4 исх. № 81-49-к от 17.01.2019).

Ответным письмом от 18.01.2019 № 31/1 учреждением была сформирована потребность в определенном перечне оборудования, необходимого для модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, также определен объем работ по демонтажу и монтажу данного оборудования.

29.03.2019 между Министерством спорта Красноярского края и учреждением было заключено дополнительное соглашение № 1 к соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) от 15.01.2019 № 26.

По договору от 05.06.2019 № 1-19/ЗП заключенному с ООО ТД «Завод металлоконструкций» на сумму 18 900 000 руб., на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием, согласно протоколу соглашения договорной цены (Приложению № 2 к договору от 05.06.2019 № 1-19 ЗП) поставлено спортивно-технологическое оборудование:

Наименование оборудования

Ед. изм.

Кол-во

Цена, руб.

Сумма, руб.

Искусственное футбольное покрытие зеленое для устройства футбольного поля, высота волокна над готовой продукцией 60 мм

кв.м

6347,24

1 400

8 886 136

Искусственное футбольное покрытие зеленое для устройства футбольного поля с втафтированной разметкой белого цвета по периметру футбольного поля, высота волокна над готовой продукцией 60 мм

кв.м

704,64

1 400

986 496

Искусственное футбольное покрытие белое для внутренней разметки, высота волокна над готовой продукцией 60 мм

кв.м

31,00

1 400

43 400

Подложка для стыков

пог.м

2700,00

70

189 000

Стыковочный состав

кг

1068,00

420

448 560

Амортизирующий наполнитель

т

115,00

21 000

2 415 000

Песок кварцевый фракционированный

т

130,00

8 000

1 040 000

Демонтаж старого покрытия с максимально возможным вычесыванием

1

1 000 000

Работы по монтажу футбольного поля

1

1 000 000

Подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсевы щебня 20-40м3

1

1 200 000

Итого:

18 900 000

Оплата по договору произведена платежными поручениями от 20.11.2019
№ 1556851 на сумму 131 400 руб. за счет средств, полученных от оказания услуг и иной приносящей доход деятельности и от 19.07.2019 № 891039 на сумму 5 670 000 руб., от 20.11.2019 № 1558786 на сумму 13 098 600 руб., за счет субсидии на иные цели.

Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 100 «Об утверждения перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (с учетом внесенных изменений приказами от 21.06 19 № 488, от 11.09.2019 № 734) утвержден перечень и рекомендуемое количество спортивно-технологического оборудования (Далее - Перечень).

Песок кварцевый фракционированный на сумму 1 040 000 руб., демонтаж старого покрытия с максимально возможным вычесыванием наполнителя на сумму 1 000 000 руб. и подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсевы щебня 20-40м на сумму          1 200 000 руб. не указаны в Перечне, а также не являются монтажными работами.

По мнению УФК по Красноярскому краю, учреждение не имело права оплачивать данные товары и работы за счет средств субсидии на иные цели, полученной в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на общую сумму 3 108 600 руб. (3 240 000 (1 040 000 + 1 000 000 + 1 200 000) - 131 400,00).

Учреждением представлены возражения от 19.03.2021 № 142.

07.04.2021 состоялось заседание Контрольной комиссии УФК по Красноярскому краю по рассмотрению материалов плановой выездной проверки представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за период 2019-2020 годы в отношении КГАПОУ «ККОР».

22.04.2021 УФК по Красноярскому краю в отношении КГАПОУ «ККОР» вынесено представление № 19-23-13/2688, соответствии с которым в ходе проверки выявлено, в том числе следующее нарушение:

Пункт 1 представления - В нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Приложение № 32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302), Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 100 (с изменениями внесенными приказами от 21.06.2019                № 488, от 11.09.2019 № 734) пункта 1.1 Соглашения от 15,01.2019 № 26 (с дополнительными соглашениями от 29.03.2019 № 1, от 10.06.2019 № 2, от 01.07.2019 № 3, от 15.07.2019 № 4, от 05.08.2019 № 5, от 28.08.2019 № 6, от 06.12.2019 № 7, от 19.12.2019 № 8) закупка песка кварцевого фракционированного, демонтаж старого покрытия с максимально возможным вычесыванием наполнителя и подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсевы щебня 20-40м привели к расходованию средств субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, не предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета в общей сумме 2 953 170 руб.

УФК по Красноярском краю потребовало от учреждения по пункту 1 представления устранить нарушение путем возврата средств использованных не по целевому назначению в срок 60 календарных дней со дня получения представления и принять меры по устранению его причин и условий;

Учреждение, не согласившись с пунктом 1 указанного представления, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3, подпунктом «г» пункта 10, подпунктом «а» пункта 47 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, пунктом 1 Положения об Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, установил, что оспариваемое представление выдано заместителем руководителя УФК по Красноярскому краю, следовательно, уполномоченным лицом компетентного органа.

Заявитель оспаривает пункт 1 представления от 22.04.2021 № 19-23-13/2688 о расходовании средств субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, не предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о том, что пункт 1 оспариваемого представления является незаконным, нарушает права заявителя. При этом суд первой инстанции исходил из того, что закупка песка кварцевого фракционного, демонтаж старого покрытия с максимально возможной вычесыванием наполнителя и подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсева щебня 20-4 м3 при модернизации футбольного поля с искусственным покрытием были необходимы для достижения итоговой цели и задачи Подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Государственная программа), и не нарушают требования бюджетного законодательства и Правил предоставления и распределения субсидий. 

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 утверждена государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», в частности в Приложении № 32 установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее – Программа).

Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, в том числе, по следующему направлению: создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

Пунктом 8 Программы предусмотрено, что размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж (Si), определяется по формуле: Si = С1i + С2i + С3i, где: С3i - размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием. Перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием утверждается Министерством спорта Российской Федерации.

Между Министерством спорта Красноярского края и КГАПОУ «ККОР» заключено соглашение от 15.01.2019 № 26 о порядке и условия предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в редакции дополнительных соглашений от 29.03.2019 № 1, от 10.06.2019 № 2, от 01.07.2019
№ 3, от 15.07.2019 № 4, от 05.08.2019 № 5, от 28.08.2019 № 6, от 06.12.2019 № 7, от 19.12.2019 № 8), в том числе на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием.

Во исполнение соглашения о предоставлении субсидии между КГАПОУ «ККОР» (заказчик) и ООО ТД «ЗМК» (подрядчик) заключен договор от 05.06.2019 № 1-19/ЗП на выполнение работ по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, в соответствии с пунктом 1.1 которого предметом договора является модернизация футбольного поля с искусственным покрытием, в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к договору). Место выполнения работ: Россия, Красноярский край,           г. Красноярск, ул. О. Отдыха, 15А, стадион «Юность» (пункт 1.2 договора).

Работы, предусмотренные договором выполнены подрядчиком, приняты заказчиком по акту сдачи-приемки результата работ от 11.11.2019, а также оплачены заказчиком платежными поручениями от 19.07.2019 № 891039; от 20.11.2019 № 1558786, от 20.11.2019 № 1556851.

В ходе проведения проверки УФК по Красноярскому краю установило, что учреждением за счет средств субсидии на иные цели приобретено спортивно-технологического оборудование и выполнены работы, не указанные в Перечне, утвержденном приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019            № 100, а именно приобретен песок кварцевый фракционированный; осуществлен демонтаж старого покрытия с максимально возможной вычесыванием наполнителя; осуществлено подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсева щебня 20 -          40 м3. В связи с изложенным, управление пришло к выводу об отсутствии у учреждения права оплачивать данные товары и работы за счет средств субсидии на иные цели, полученной в рамках государственной программы.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанное утверждение ответчика основано на неверном понимании норм действующего законодательства и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Приказом Минспорта России от 12.02.2019 № 100 (действующим в спорный период) утвержден Перечень спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Перечень).

При этом, как верно установлено судом первой инстанции, указанным Перечнем не определены работы, которые необходимо произвести в целях создания или модернизации футбольного поля с использованием утвержденного перечня товаров, необходимых в целях обустройства футбольного поля, равно как и не предусмотрены подготовительные работы в целях приведения площадки, на которой будет осуществлять монтаж покрытия футбольного покрытия, в надлежащее состояние, пригодное для осуществления монтажных работ (выравнивание площадки, иные подготовительные работы).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае цель выделения субсидии – это обустройство футбольного поля (создание нового или модернизация имеющегося), что невозможно без осуществления работ, направленных на монтаж нового покрытия и демонтаж старого покрытия при осуществлении работ по модернизации имеющегося футбольного поля. Сама по себе закупка товаров, необходимых в целях обустройства футбольного поля, без осуществления подготовительных, демонтажных и монтажных работ, не может повлечь достижения цели, предусмотренной Программой, по созданию или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

При этом суд первой инстанции верно пришел к выводу, что исходя из содержания вышеприведенных нормативных актов, не усматривается установление в целях субсидирования исчерпывающего перечня работ и товаров, необходимых для создания и модернизации конкретного футбольного поля, такой перечень устанавливается по согласованию между сторонами при заключении соглашения о предоставлении субсидии исходя из конкретных работ, необходимых выполнить в целях создания или модернизации футбольного поля.

Целями и задачами Подпрограммы 8 «Развитие футбола в Российской Федерации» являлось, в том числе, создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях футболом, укрепление и модернизация материально-технической базы для занятий футболом. Следовательно, в данном случае учреждению необходимо было выполнить такой комплекс работ по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, чтобы в итоге предоставить населению готовый к эксплуатации объект для организации занятий по футболу.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 518-п утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Программа края). В рамках указанной Программы края предусмотрена подпрограмма «Развитие системы подготовки спортивного резерва». Программа содержит перечень мероприятий, направленных на исполнение регионального проекта Красноярского края «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (Красноярский край)», разработанного в целях реализации национального проекта Российской Федерации «Демография», в том числе мероприятие «Реализация мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием» (пункт 1.12 приложения № 2 к подпрограмме «Развитие системы подготовки спортивного резерва»).

Финансовое обеспечение модернизации футбольного поля с искусственным покрытием было предусмотрено только предоставленной КГАПОУ «ККОР» субсидией на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания в рамках подпрограммы «Развитие системы подготовки спортивного резерва» программы Красноярского края «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 518-п. Иных дополнительных источников финансирования для реализации вышеуказанной программы до учреждения не доводилось.

При заключении соглашения, в том числе дополнительного соглашения от 29.03.2019 № 1, стороны предусмотрели выделение субсидии на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием, однако конкретный вид приобретаемых товаров и выполняемых работ в целях проведении модернизации в соглашении сторонами не определялся.

17.01.2019 в адрес учреждения от Министерства спорта Красноярского края поступило письмо № 81-49-к «О модернизации футбольного поля», в соответствии с которым учреждение обязано было предоставить информацию согласно прилагаемой форме, в том числе: составить соответствие наименование торговых позиций по коммерческому предложению с типовым наименованием в перечне; указать позиции, которые будет необходимо закупить дополнительно к перечню; привести единицы измерения к единому формату, а также к ответу приложить коммерческое предложение. В вышеуказанном письме учреждению разъяснено о возможности закупки необходимого перечня оборудования, а также об оплате их монтажа (абз. 4 исх. № 81-49-к от 17.01.2019).

Ответным письмом от 18.01.2019 № 31/1 учреждением была сформирована потребность в определенном перечне оборудования, необходимого для модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, также определен объем работ по демонтажу и монтажу данного оборудования.

Министерство спорта Красноярского края в отзыве на заявление поддержало позицию заявителя, указав, что проведение данных работ и закупка материалов, не предусмотренных в Перечне, согласовывалась в целях выполнения работ по модернизации футбольного поля.

Футбольное поле (стадион «Юность», которое является объектом основных средств учреждения, включает в себя комплекс, состоящий из верхнего слоя покрытия футбольного поля и конструкцию основания), подлежащее модернизации в рамках Подпрограммы, является объектом основных средств учреждения и отражается на балансе Учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно пункту 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации под модернизацией понимаются работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения, способствующие увеличению нагрузок и (или) появлению новых качеств у объекта основных средств.

Ранее учреждением осуществлялись работы по реконструкции стадиона «Юность». В рамках реконструкции в 2003 году АО «Территориальный градостроительный институт «КРАСНОЯРСК ГРАЖДАНПРОЕКТ» был разработан рабочий проект № 40011р. В разделе проектные решения Проекта на реконструкцию стадиона «Юность» было предусмотрено устройство искусственного покрытия со следующей конструкцией футбольного поля: искусственная трава h=0,03м; нетканный материал «Геоком»; щебень фракции (2-5)мм h=0,07м; щебень фракции (5-20)мм h=0,20м; уплотненный грунт земляного полотна. Для дополнительной комфортности при игре искусственная трава заполнялась на 1/3 высоты травы специальными наполнителями-смесь резиновой крошки с кварцевым песком (лист 4 ПЗ шифр 9205-03.6 рабочего проекта). Также Проектом была предусмотрена система дренажа, устраиваемая в конструкции основания футбольного поля.

В приложении Е свода правил СП 31-115-2006. «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 1. Плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» и в Стандарте Российского футбольного союза «Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием» № 193/9 от 13.02.2020 содержится информация о том, что неотъемлемыми частями конструкции футбольного поля с искусственным покрытием является верхний слои покрытия поля и основание конструкции футбольного поля, а также устройство системы дренажа, что гарантирует качество и долговечность искусственного покрытия.

Таким образом, модернизации подлежат все неотъемлемые части конструкции футбольного поля (верхний слой поля и основание конструкции), которые находятся в неразрывной связи между собой.

Демонтажные работы являются частью подготовительных работ к осуществлению монтажных работ на объекте модернизации. Учреждение не могло приступить к выполнению работ по модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, не произведя работы по демонтажу старого футбольного покрытия.

Перечнем № 100 предусмотрены лишь две составляющие для проведения работ по укладке футбольного поля с искусственным покрытием: искусственное футбольное покрытие зеленое для устройства футбольного поля с высотой волокна над готовой продукцией 60 мм и амортизирующий наполнитель.

Ввиду отсутствия в Программе раздела «Термины и определения», КГАПОУ «ККОР» при реализации положений Программы руководствовалось действующими сводами правил, где даны определения «футбольным полям с искусственным покрытием» и их характеристикам, а именно: Сводом правил 285.1325800.2016. «Стадионы футбольные»; Сводом правил 31-115-2006. «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 1. Плоскостные физкультурно-спортивные сооружения»: «Приложение Е. «Футбольные поля с искусственным газоном», раздел «Синтетическая трава»;  Стандартом Российского футбольного союза «Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием», утверждённым Постановлением Исполкома Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» № 193/9 от 13.02.2020.

Довод ответчика о том, что информация в приложении Е СП 31-115-2006, требования, установленные Стандартом РФС № 193/9 от 13.02.2020, не носит обязательного (нормативного) характера, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ответчиком не приведены иные нормы права, которые подлежат обязательному применению при реализации положений Программы и опровергают утверждения учреждения.

Довод о необоснованном применении СП 285.1325800.2016, поскольку модернизируемое учреждением футбольное поле с искусственным покрытием к указанной категории объектов не относится, также отклоняется судом апелляционной инстанции, как документально не обоснованный.

Как указывает учреждение, необходимым материалом для модернизации футбольного поля с искусственным покрытием является кварцевый песок. Использование кварцевого песка при строительстве обеспечивает соблюдение технологии укладки футбольного поля с искусственным покрытием, а также его надежную фиксацию (сцепление) с поверхностью на которую производится укладка футбольного поля. Сводом правил 31-115-2006. «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 1. Плоскостные физкультурно-спортивные сооружения» в качестве стабилизирующего засыпного материала используется изначально кварцевый песок, а только потом - гранулят (пункт 8.1.1. свода правил).

Пунктом 8.5.3. Стандарта № 193/9 от 13.02.2020, определены требования к ровности футбольного поля: не допускается наличия перепадов более 9 мм, что говорит о необходимости проведения работ по подравниванию верхнего слоя основания в рамках модернизации футбольного поля с искусственным покрытием. Таким образом, ровность может быть достигнута только путем подравнивания основания, и, следовательно, подравнивание является неотъемлемой частью (этапом) монтажных работ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о том, что учреждение было не вправе приобретать песок кварцевый фракционированный, а также оплачивать демонтаж старого покрытия с максимально возможной вычесыванием наполнителя и подравнивание верхнего слоя основания с подсыпкой отсевы щебня на 20-40 м3 за счет средств субсидии на иные цели, как необоснованный.

Доказательств, свидетельствующие о том, что модернизацию футбольного поля в рассматриваемом случае было возможно произвести без использования песка кварцевого фракционного, а также без проведения демонтажа старого покрытия с максимально возможным вычесыванием наполнителя и без проведения работ по подравниванию верхнего слоя основания с подсыпкой отсева щебня 20-40 м3, ответчиком суду не представлено.

Учитывая фактическое волеизъявление сторон соглашения при определении объема работ, необходимых в целях проведения модернизации футбольного поля, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности ответчиком факта нецелевого расходования бюджетных средств. В данном случае учреждение направило данные средства на модернизацию футбольного поля с искусственным покрытием, в соответствии с действующими нормативно-техническими актам и условиями соглашения о предоставлении субсидии, а также в соответствии с целями и задачами Государственных программ Российской Федерации и Красноярского края, которые являлись основанием для предоставления учреждению указанных средств субсидии.

Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФК по Красноярскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «07» октября 2021 года по делу № А33-13105/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.А. Иванцова

Судьи:

А.Н. Бабенко

М.Ю. Барыкин