ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
12 февраля 2015 года
Дело №
А69-2357/2014
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «05» февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен «12» февраля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва): ФИО1, представителя на основании доверенности от 24.12.2014 № 10;
от ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва): ФИО2, представителя на основании доверенности от 04.08.2014 № 012922/01,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от «05» ноября 2014 года по делу № А69-2357/2014, принятое судьей Хертек А.В.,
установил:
Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва
(ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Кызыл) (далее – Госкомлес Республики Тыва, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Кызыл) (далее - Управление Росреестра по Республике Тыва, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации договора аренды лесного хозяйства от 06.05.2014 № 71 и обязании зарегистрировать указанный договор аренды лесного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Росимущества по Республике Тыва, государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран», прокуратура Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 05 ноября 2014 года
по делу № А69-2357/2014 заявление удовлетворено. Действия Управления Росреестра по Республике Тыва, выразившиеся в отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 06.05.2014 № 71, заключенного между Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва и государственным унитарным предприятием Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран», признаны незаконными. На ответчика возложена обязанность зарегистрировать договор аренды лесного участка от 06.05.2014 № 71, заключенный между Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва и государственным унитарным предприятием Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран».
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- спорный участок является частью лесного участка из земель лесного фонда, относится к эксплуатационным лесам;
- в силу норм действующего законодательства использование лесов для осуществления сельскохозяйственной деятельности допускается в случаях, если они не используются для нужд лесного хозяйства; для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли и другие, не покрытые растительностью земли;
- материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок покрыт полностью лесной растительностью, относящейся к группе древесных пород «хвойные»;
- Лесохозяйственным регламентом ГКУ РТ «Туранское лесничество», утвержденным приказом Госкомлеса Республики Тыва от 23.12.2011 № 517/1, установлено, что ведение сельского хозяйство разрешено осуществлять, в том числе в части квартала 247 Туранского участкового лесничества, при этом не указано, в какой же части квартала разрешено вести сельское хозяйство;
- Лесохозяйственным регламентом ГКУ РТ «Туранское лесничество» предусмотрено, что для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли и другие, не покрытые растительностью земли; предусмотрено, что использование лесов для ведения сельского хозяйства регламентируется статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что нормативы, параметры и сроки использования лесов республики для ведения сельского хозяйства установлены в соответствии с Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства.
Территориальное управление Росимущества по Республике Тыва, государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран», прокуратура Республики Тыва, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 14.01.2015 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 15.01.2015 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет») явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. От Территориального управления Росимущества по Республике Тыва в Третий арбитражный апелляционный суд поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со статьей 1531 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится путем использования системы видеоконференц-связи.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
06.05.2014 между Госкомлес Республики Тыва и государственным унитарным предприятием «Мараловодческое хозяйство «Туран» заключен договор аренды лесного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Туранский лесхоз (на территории Пий-Хемского и Кызылского кожуунов), с кадастровым номером 17:04:000:00:305 с номером государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией 17-17-01/042/2009-463 № 71.
12.05.2014 Госкомлес Республики Тыва обратилось в Управление Росреестра по Республике Тыва с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка.
Сообщением от 26.06.2014 Управление Росреестра по Республике Тыва на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказало в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 06.05.2014 №71.
В сообщении указано, что переданный в аренду по указанному договору земельный участок в соответствии с актом передачи от 06.05.2014 и расчетом арендной платы покрыт полностью лесной растительностью и относится к группе древесных пород «хвойные». В соответствии со статьями 13, 25, 27, 38 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 № 509, для выпаса сельскохозяйственных животных могут быть использованы только нелесные земли, необлесившиеся вырубки, редины, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли до проведения на них лесовосстановления.
Таким образом, для выпаса сельскохозяйственных животных вышеуказанный земельный участок не может использоваться, т.к. он покрыт лесной растительностью, относящейся к группе древесных пород «хвойные».
Полагая, что указанные действия Управления Росреестра по Республике Тыва, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, Госкомлес Республики Тыва обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный
закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 указанного Федерального закона
от 21.07.1997 № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, не представления документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела, отказ в государственной регистрации договора аренды лесного хозяйства от 06.05.2014 № 71 мотивирован, тем, что передаваемые в аренду по указанному договору лесные участки покрыты полностью лесной растительностью, относящейся к группе древесных пород «хвойные», в связи с чем, в соответствии со статьями 13, 25, 27, 38 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 № 509, не могут использоваться для выпаса сельскохозяйственных животных.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемый отказ незаконным, пришел к выводу о том, что на арендуемом земельном участке, относящемся к эксплуатационным лесам, допускается ведение сельского хозяйства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
На основании части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Кодекса. В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов. Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
В силу части 1 статьи 25, части 1 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
В силу части 4 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Использование лесов может ограничиваться в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 27 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 509 утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (зарегистрирован в Минюсте России 12.04.2012 № 23817).
Пунктом 2 Правил установлены запреты использования лесных земель для ведения сельского хозяйства, а именно: в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства (пункт 3 части 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации); в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (пункты 1, 3 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации); в лесопарковых зонах запрещается ведение сельского хозяйства (пункт 3 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации); в зеленых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства (пункт 2 части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации); в городских лесах запрещается ведение сельского хозяйства (часть 5.1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации); на заповедных лесных участках запрещается ведение сельского хозяйства (часть 2 статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации); на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства (часть 2.1 статьи 107 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 13 названных правил установлено, что для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли, а также необлесившиеся вырубки, редины, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления.
Выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках: занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом; селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, орехоплодных плантаций; с проектируемыми мероприятиями по содействию естественному лесовосстановлению и лесовосстановлению хвойными и твердолиственными породами; с легкоразмываемыми и развеиваемыми почвами.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии с пунктом 94 приказа Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (зарегистрирован в Минюсте РФ 06.03.2012 № 23413) к землям, покрытым лесной растительностью, относятся: земли, занятые лесными насаждениями естественного и искусственного происхождения с полнотой 0,4 и выше в возрасте молодняков и с полнотой 0,3 и выше в возрасте, превышающем возраст молодняков; земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства (прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур); плантации лесных древесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания древостоев с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для последующей переработки.
В силу пункта 95 названной инструкции к землям, не покрытым лесной растительностью, относятся участки лесных земель, на которых в момент их таксации древесно-кустарниковая растительность отсутствует или которая по общему показателю полноты, сомкнутости крон или количеству экземпляров древесных растений не позволяет отнести эти участки к покрытым лесной растительностью землям.
Отдельные лесотаксационные выделы образуются, в том числе из следующих категорий не покрытых лесной растительностью земель: несомкнувшиеся лесные культуры - лесные участки с искусственным лесовосстановлением, таксационные показатели которых не отвечают нормативным требованиям для перевода их в земли, покрытые лесной растительностью; естественные редины - лесные участки в экстремальных физико-географических условиях, где формирование древостоев с большей полнотой невозможно, на которых произрастают лесные насаждения с полнотой 0,1 - 0,2 (молодняки - с полнотой 0,1 - 0,3); питомники и лесные плантации - земли, отведенные для выращивания посадочного материала древесных пород, занятые лесосеменными и маточными плантациями, предназначенные для получения семян и черенков для лесокультурных или озеленительных работ, плантации новогодних елей или других древесных пород, созданные в целях выращивания орехоплодных, технических, декоративных культур.
В соответствии с пунктом 46 указанного приказа проектирование лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляется, прежде всего, за счет площадей, пригодных для ведения сельского хозяйства (пашни, пастбища, сенокосы).
Проектирование лесных участков для выпаса сельскохозяйственных животных осуществляется на нелесных землях, необлесившихся лесосеках, рединах, прогалинах и других не покрытых лесной растительностью землях, до проведения на них лесовосстановления.
Не допускается проектирование лесных участков для выпаса сельскохозяйственных животных на участках, занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, лесными насаждениями с развитым жизнеспособным подростом до достижения ими высоты, исключающей возможность повреждения вершин скотом, селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, орехоплодных плантаций, с проектируемыми мероприятиями по содействию естественному лесовосстановлению хвойными и твердолиственными породами.
Таким образом, из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что использование эксплуатационных лесов для нужд сельского хозяйства ограничено действующим законодательством.
Для выпаса сельскохозяйственных животных могут использоваться нелесные земли, а также иные не покрытые лесной растительностью земли, за исключением случаев, если эти непокрытые растительностью земли: заняты лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом; селекционно-лесосеменными, сосновыми, елово-пихтовыми, ивовыми, твердолиственными, орехоплодными плантациями; с проектируемыми мероприятиями по содействию естественному лесовосстановлению и лесовосстановлению хвойными и твердолиственными породами; с легкоразмываемыми и развеиваемыми почвами.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Частью 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесной участок, площадью 270 га, расположенный: Пий-Хемский район, ГКУ РТ «Туранское лесничество», Туранское участковое лесничество, квартал 247 выдел 1, 5, 6, 11, 12, 20-22, 26, 29, 34-39, номер государственного учета в лесном реестре 281-2014-03 (далее - арендуемый лесной участок), переданный в аренду относится к эксплуатационным лесам согласно Таблицы 3 - Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов Лесохозяйственного регламента ГКУ РТ «Туранское лесничество», утвержденного приказом Госкомлеса РТ от 23.12.2011 № 517/1 (далее - Лесохозяйственный регламент), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 и статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 № 106 «Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (действовавшим в период разработки и утверждения Лесохозяйственного регламента).
Лесохозяйственный регламент ГКУ РТ «Туранское лесничество» в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации содержит основы осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах ГКУ РТ «Туранское лесничество» (виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов).
Пунктами 2.6, 2.6.1 и 2.6.2 Главы 2 Лесохозяйственного регламента установлены нормативы и параметры разрешенного использования лесов для ведения сельского хозяйства, а именно: в разделе «Учет угодий для выпаса скота» пункта 2.6.1 Главы 2 Лесохозяйственного регламента установлено, что выпас скота разрешается во всех лесах государственного лесного фонда, за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, водоохранных зонах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесах, особо защитных участках.
Подпунктом «а» пункта 3 Таблицы 15 - Параметры разрешенного использования лесов для ведения сельского хозяйства пункта 2.6.2 Главы 2 Лесохозяйственного регламента установлено, что пастьба скота в лесу может осуществляться ежегодно на площади 471952 га на 2650 голов (Примечание: общая площадь ГКУ РТ «Туранское лесничество» составляет - 610148 га (п. 1.1.3 Лесохозяйственного регламента).
Вместе с тем, Таблицей 5 - Виды разрешенного использования пункта 1.2 главы 1 Лесохозяйственного регламента установлено, что ведение сельского хозяйства разрешено осуществлять, в том числе в части квартала 247 Туранского участкового лесничества. При этом из регламента невозможно определить, в какой же части квартала 247 разрешено вести сельское хозяйство; в аренду передаются выделы 1, 5, 6, 11, 12, 20-22, 26, 29, 34-39 – всего 270 га квартала 247.
Более того, Главой 3 «Ограничения использования лесов» в подпункте 3.3 предусмотрено, что для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли, а также необлесившиеся вырубки, редины, прогалины и другие, не покрытые растительностью земли до проведения на них лесовосстановления.
В разделе «Учет угодий для выпаса скота» пункта 2.6.1 Главы 2 Лесохозяйственного регламента установлено, что пастьба скота запрещается: на участках лесных культур до достижения ими высоты, исключающей возможность повреждения вершин растений скотом (1,5-2.0 м); на селекционно-лесосеменных, еловых, ивовых и ореховоплодовых плантациях; на участках с мерами содействия естественному возобновлению; в молодняках и насаждениях до достижения ими высоты, исключающей повреждения вершин растений скотом (1,5-2.0 м).
В соответствии с приложениями № 2, № 3 к договору аренды лесного участка, актом передачи и расчетом арендной платы указанный лесной участок на 88,5% покрыт растительностью, относящейся к группе древесных пород «хвойные». Следовательно, он не может использоваться для выпаса сельскохозяйственных животных, т.к. он не подпадает под разрешенные пунктом 13 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства участки, разрешенные для выпаса сельскохозяйственных животных.
Доводы заявителя о том, что спорный земельный участок, не подпадает ни под один из запретов использования лесных земель, предусмотренных пунктами 2, 13 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, являются необоснованными и прямо противоречат пункту 13 Правил, согласно которого для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли, а также необлесившиеся вырубки, редины, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления. Выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках: занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом; селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, орехоплодных плантаций. В данном случае, указанные лесные участки полностью покрыты растительностью, относящейся к группе древесных пород «хвойные», т.е. не относятся к категории «не покрытые лесной растительностью земли».
Иные доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что на арендуемом лесном участке допускается ведение сельского хозяйства в виде выпаса сельскохозяйственных животных.
Таким образом, оспариваемое решение, принятое Управлением Росреестра по Республике Тыва, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Госкомлеса Республики Тыва в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежит отмене в силу части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от «05» ноября 2014 года по делу № А69-2357/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А. Иванцова
Судьи:
Е.В. Севастьянова
Д.В. Юдин