ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-7368/2014 от 03.02.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

февраля 2015 года

Дело №

А74-5503/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «03» февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен          «09» февраля 2015 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Магда О.В.,

судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,

при участии:

от закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт»: ФИО1 – представителя по доверенности от 31.12.2014 №593,

от общества с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия»: ФИО2 – представителя по доверенности от 11.11.2014,

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: ФИО3 – представителя по доверенности от 28.06.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Промышленный транспорт»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «13» ноября 2014 года по делу №А74-5503/2014, принятое судьёй ФИО4,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу «Промышленный транспорт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – ЗАО «Промышленный транспорт», ответчик) о взыскании 5959001 рубля 72 копеек, в том числе 5 744 216 рублей 63 копеек платы за пользование вагонами, 214 785 рублей 09 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.03.2014 по 31.07.2014, с требованием начисления процентов за последующий период с 01.08.2014 до фактической уплаты суммы основного долга.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Русский уголь» (далее – ОАО «Русский уголь»), общество с ограниченной ответственностью «СУЭК-Хакасия» (далее – ООО «СУЭК-Хакасия»).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 ноября 2014 года иск удовлетворен.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.

Задержка вагонов на путях общего пользования произошла по вине перевозчика (ОАО «РЖД») вследствие их подачи в объемах, превышающих технологическую возможность ЗАО «Промышленный транспорт» их принять, следовательно, ответчик должен быть освобожден от платы за пользование вагонами в силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта. 

Размер платы за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования должен определяться компетентным государственным органом в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», следовательно, размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику не может быть установлен в договорном порядке и, как следствие, указанное договорное условие является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наличие причин задержки вагонов в пути следования можно подтвердить лишь единственным доказательством - актом общей формы ГУ-23, составленным на станции Черногорские Копи по факту ожидания подачи порожних вагонов на пути ЗАО «Промышленный транспорт» (пункт 2.1. Методических рекомендаций по оформлению ОАО «Российские железные дороги» задержки вагонов, контейнеров в пути следования в поездах, временно отставленных от движения, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 №558р).

Ответчиком по настоящему делу было заявлено ходатайство об уменьшении взыскиваемой суммы в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на 95%. Суд первой инстанции в удовлетворении указанного ходатайства отказал по причине того, что взыскиваемая плата не является неустойкой, что противоречит сложившейся судебной практике.

Истец должен был отказать в согласовании заявки в связи с отсутствием технической возможности ответчика принять груз вследствие превышения перерабатывающей способности. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» намеренно нарушает пункт 15 договора от 24.08.2007 №4 - не регулирует грузопоток.

Третьи лица поддержали позицию ответчика, о чем отражено в отзывах на апелляционную жалобу, просят отменить решение, в иске – отказать.

Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель ЗАО «Промышленный транспорт» поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, просил решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13.11.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ОАО «РЖД» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение арбитражного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ООО «СУЭК-Хакасия» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Третье лицо – ОАО «Русский уголь» в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (перевозчик) и закрытое акционерное общество «Промышленный транспорт» (владелец) 24.08.2007 заключили договор №4 (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 №579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Промышленный транспорт», примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со станции Новая стрелочными переводами №33 и №69 к пути №1 и стрелочным переводом № 9 к продолжению пути 1БП парка «Б»; со стороны станции Деповская стрелочным переводом №941 к пути 1АП парка «А», обслуживаемого локомотивом владельца (пункт 1 договора).

Согласно пункту 15 договора перерабатывающая способность по погрузке угля составляет 320 вагонов в сутки, в том числе ООО «СУЭК - Хакасия» - 166 вагонов, ООО «Разрез Степной» и ЗАО «Русский Уголь» - 104 вагона, ООО «Хакасразрезуголь» - 43 вагона.

В соответствии с абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 № 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами:

за вагоны, принадлежащие перевозчику - в размере, установленном тарифным руководством № 2;

за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства № 2.

На станции Черногорские Копи 28.12.2013 по прибытии поезда №3704, индекс 9200-016-8879 составлены акты общей формы от 28.12.2013 №12045, №12046, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 20.12.2013 задержаны вагоны по станции Минусинск из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Минусинск 27.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1826, 1998, 1828, 2000, 1827, 1829, 1999, 2001, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 169-08 часов по актам №№ 12045,12046. В ведомости подачи и уборки вагонов № 032620 начислена плата в сумме 76 709 рублей 70 копеек без учета НДС или 90 517 рублей 44 копейки с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 032621 начислена плата в сумме 230129 рублей 10 копеек без учета НДС или 271 552 рубля 33 копейки с НДС.

На станции Черногорские Копи 18.12.2013 по прибытии поезда №3702, индекс 9200-308-8879 составлены акты общей формы от 18.12.2013 №11636, №11637, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 26.11.2013 задержаны вагоны по станции Минусинск из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Минусинск 17.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1337, 1745, 1335, 1748, 1338, 1336, 1746, 1747, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 504-50 часов по актам №№ 11636, 11637. В ведомости подачи и уборки вагонов №032601 начислена плата в сумме 1 098 224 рубля 40 копеек без учета НДС или 1 295 904 рубля 79 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов №032602 начислена плата в сумме 337 915 рублей 20 копеек без учета НДС или 398 739 рублей 93 копейки с НДС.

На станции Черногорские Копи 18.12.2013 по прибытии поезда №3612, индекс 8887-839-8879 составлен акт общей формы от 05.11.2013 №10017, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика 02.11.2013 задержаны вагоны по станции Кошурниково из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кошурниково 02.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1274, 1278, 1275, 1279, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 15-20 часов по акту № 10017. В ведомости подачи и уборки вагонов № 032614 начислена плата в сумме 692 рубля 40 копеек без учета НДС или 817 рублей 03 копейки с НДС.

На станции Черногорские Копи 04.12.2013 по прибытии поезда №3704, индекс 8880-432-8879 составлены акты общей формы от 04.12.2013 №10857, №10858, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 29.11.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 03.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1367, 1506, 1365, 1504, 1366, 1368, 1507, 1505, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 96-50 часов по актам №№10857, 10858. В ведомости подачи и уборки вагонов № 023425 начислена плата в сумме 25 893 рубля без учета НДС или 30 553 рубля 74 копейки с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 023426 начислена плата в сумме 233 037 рублей без учета НДС или 274 983 рубля 66 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 22.01.2014 по прибытии поезда №3610, индекс 9200-407-8879 составлены акты общей формы от 22.01.2014 №910, №911, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 15.12.2013 задержаны вагоны по станции Кошурниково из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кошурниково 17.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1722, 1743, 1724, 1745, 1723, 1725, 1744, 1746, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 36-15 часов по актам №№ 910, 911. В ведомости подачи и уборки вагонов № 023413 начислена плата в сумме 7 171 рубля 50 копеек без учета НДС или 8 462 рубля 37 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 023414 начислена плата в сумме 65568 рублей без учета НДС или 77 370 рублей 24 копейки с НДС.

На станции Черногорские Копи 16.12.2013 по прибытии поезда №3230, индекс 8842-485-8879 составлены акты общей формы от 16.12.2013 №11461, №11462, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 30.11.2013 задержаны вагоны по станции Крутояр из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Крутояр 15.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1375, 1694, 1373, 1696, 1376, 1374, 1695, 1697, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 349-25 часов по актам №11461, №11462. В ведомости подачи и уборки вагонов № 023391 начислена плата в сумме 420 226 рублей 40 копеек без учета НДС или 495 867 рублей 15 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 023393 начислена плата в сумме 382 024 рубля без учета НДС или 450 788 рублей 32 копейки с НДС.

На станции Черногорские Копи 30.11.2013 по прибытии поезда №3604, индекс 8878-094-8879 составлены акты общей формы от 30.11.2013 №10735, №10736, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 29.11.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 30.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№ 1387, 1395, 1385, 1393, 1388, 1386, 1396, 1394, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 24-55 часов по актам №№ 10735, 10736. В ведомости подачи и уборки вагонов № 023389 начислена плата в сумме 3 907 рублей 40 копеек без учета НДС или 4 610 рублей 73 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 023390 начислена плата в сумме 3349 рублей 20 копеек без учета НДС или 3 952 рубля 05 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 07.01.2014 по прибытии поезда №3204, индекс 8840-401-8879 составлены акты общей формы от 07.01.2014 №№ 289, 290, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 06.01.2014 задержаны вагоны по станции Назарово из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов  отправлен со станции Назарово 07.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и  владелец уведомлены извещениями №№9, 21, 11, 23, 10, 12, 22, 24, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 13-40 часов по актам №№ 289, 290. В ведомости подачи и уборки вагонов № 022331 начислена плата в сумме 908 рублей 70 копеек без учета НДС или 1072 рубля 26 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов №022332 начислена плата в сумме 3 937 рублей 70 копеек без учета НДС или 4 646 рублей 48 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 20.10.2013 по прибытии поезда №3780, индекс 8880-352-8879 составлены акты общей формы от 20.10.2013 №№ 9596, 9597, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 16.10.2013 задержаны вагоны по станции Ирба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов был отправлен со станции Ирба 19.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями №№1253, 1257, 1254, 1256, 1258, 1260, 1255, 1259, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 65-37 часов по актам №№ 9596, 9597. В ведомости подачи и уборки вагонов № 114124 начислена плата в сумме 60 091 рубля 20 копеек без учета НДС или 70 907 рублей 61 копейки с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 114125 начислена плата в сумме 22 534 рублей 20 копеек без учета НДС или 26 590 рублей 35 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 18.10.2013 по прибытии поезда №3664, индекс 8880-346-8879 составлены акты общей формы от 18.10.2013 №9537, №9538, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 14.10.2013 задержаны вагоны по станции Подсиний из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Подсиний 17.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1226, 1228, 1262, 1264, 1225, 1261, 1227, 1263, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 84-00 часов по актам №№ 9537, 9538. В ведомости подачи и уборки вагонов № 016260 начислена плата в сумме 32 002 рублей 20 копеек без учета НДС или 37 762 рубля 59 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 016261 начислена плата в сумме 17 779 рублей без учета НДС или 20979 рублей 22 копейки с НДС.

На станции Черногорские Копи 10.10.2013 по прибытии поезда №3502, индекс 9200-051-8879 составлены акты общей формы от 10.10.2013 №9247, №9260, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 06.10.2013 задержаны вагоны по станции Минусинск из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Минусинск 09.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1213, 1217, 1215, 1219, 1214, 1216, 1218, 1220, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 84-15 часов по актам №№ 9247, 9260. В ведомости подачи и уборки вагонов № 013113 начислена плата в сумме 7 228 рублей 40 копеек без учета НДС или 8 529 рублей 51 копейки с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 013114 начислена плата в сумме 3 614 рублей 20 копеек без учета НДС или 4 264 рубля 75 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 08.10.2013 по прибытии поезда №3776, индекс 8880-335-8879 составлен акт общей формы от 08.10.2013 №9234, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика 07.10.2013 задержаны вагоны по станции Подсиний из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Подсиний 08.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1197, 1205, 1198, 1206, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 30-25 часов по акту № 9234. В ведомости подачи и уборки вагонов №013112 начислена плата в сумме 3 165 рублей 20 копеек без учета НДС или 3 734 рубля 90 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 16.10.2013 по прибытии поезда №3634, индекс 8880-338-8879 составлены акты общей формы от 16.10.2013 № 9448, №9449, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 09.10.2013 задержаны вагоны по станции Ирба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ирба 15.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1209, 1241, 1210, 1212, 1242, 1244, 1211, 1241, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 154-00 часов по актам №№9448, 9449. В ведомости подачи и уборки вагонов №114127 начислена плата в сумме 298 221 рубля 30 копеек без учета НДС или 351 901 рубля 13 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 114126 начислена плата в сумме 99 407 рублей 10 копеек без учета НДС или 117300 рублей 37 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 12.10.2013 по прибытии поезда №3704, индекс 8880-336-8879 составлены акты общей формы от 12.10.2013 №№9352, 9353, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 07.10.2013 задержаны вагоны по станции Аскиз из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Аскиз 11.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1201, 1221, 1202, 1204, 1222, 1224, 1203, 1223, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 99-00 часов по актам №№9352, 9353. В ведомости подачи и уборки вагонов №114122 начислена плата в сумме 107219 рублей 76 копеек без учета НДС или 130 755 рублей 80 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов №114123 начислена плата в сумме 137 404 рублей 40 копеек без учета НДС или 162 137 рублей 19 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 22.10.2013 по прибытии поезда №3530, индекс 8880-351-8879 составлены акты общей формы от 22.10.2013 №9654, №9655, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 16.10.2013 задержаны вагоны по станции Тигей из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Тигей 22.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1234, 1236, 1246, 1248, 1235, 1247, 1233, 1245, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 140-50 часов по актам №№9654, 9655. В ведомости подачи и уборки вагонов № 012086 начислена плата в сумме 68 869 рублей без учета НДС или 81 265 рублей 42 копейки с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 012087 начислена плата в сумме 41 321 рубля 40 копеек без учета НДС или 48 759 рублей 25 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 31.10.2013 по прибытии поезда №3622, индекс 8800-694-8879 составлен акт общей формы от 31.10.2013 №9919, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика 29.10.2013 задержаны вагоны по станции Назарово из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Назарово 30.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1259, 1263, 1258, 1262, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 22-20 часов по акту №9919. В ведомости подачи и уборки вагонов №015206 начислена плата в сумме 4977 рублей без учета НДС или 5 872 рубля 86 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 18.10.2013 по прибытии поезда №3642, индекс 9440-302-8879 составлен акт общей формы от 18.10.2013 №9555, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика 18.10.2013 задержаны вагоны по станции Ирба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ирба 18.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1229, 1249, 1230, 1250, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 70-30 часов по акту №9555. В ведомости подачи и уборки вагонов № 013102 начислена плата в сумме 5592 рубля без учета НДС или 6 598 рублей 56 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 28.11.2013 по прибытии поезда №3502, индекс 8887-846-8879 составлены акты общей формы от 28.11.2013 №10677, №10678, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 14.11.2013 задержаны вагоны по станции Ирба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ирба 27.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1286, 1345, 1284, 1343, 1285, 1287, 1346, 1344, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 303-33 часов по актам №№10677, 10678. В ведомости подачи и уборки вагонов № 022351 начислена плата в сумме 738 580 рублей 50 копеек без учета НДС или 871 524 рубля 99 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 022352 начислена плата в сумме 426 735 рублей 40 копеек без учета НДС или 503 547 рублей 77 копеек с НДС.

На станции Черногорские Копи 03.12.2013 по прибытии поезда №3772, индекс 8880-437-8879 составлены акты общей формы от 03-04.12.2013 №№10859, 10860, свидетельствующие о следующем: на основании распоряжения перевозчика 02.12.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «Русский уголь», что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО «РЖД». Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 03.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями №№1403, 1496, 1405, 1498, 1404, 1406, 1497, 1499, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 12-00 часов по актам №№10859, 10860. В ведомости подачи и уборки вагонов № 022353 начислена плата в сумме 12 465 рублей 60 копеек без учета НДС или 14 709 рублей 40 копеек с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов № 022354 начислена плата в сумме 5713 рублей 40 копеек без учета НДС или 6 714 рублей 81 копейка с НДС.

Всего начислена плата в размере 5 883 695 рублей с НДС.

Уменьшение требований по взысканию платы на 139 478 рублей 37 копеек по актам общей формы №12046, ведомости №032621, акту №9352, ведомости №114122, акту №9654, ведомости №012087, акту 10677, ведомости №022352, актам №№10859,10860, ведомостям №№022353,022354 привело к уменьшению размера исковых требований до 5744216 рублей 63 копеек ввиду того, что задержка вагонов по данным ведомостям не привела к нарушению сроков доставки груза.

Ссылаясь на обязанность ответчика в силу пункта 20 договора от 24.08.2007 №4 уплатить начисленную плату за пользование вагонами, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. 

Исковые требования основаны на условиях договора от 24.08.2007 №4 (пункт 20), согласно которому стороны согласовали возможность внесения платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику. В абзаце 1 пункта 20 договора от 24.08.2007 №4 предусмотрено, что время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами: за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 Тарифного руководства № 2.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 12745/10, от 18.10.2012 № 6424/12, от 10.03.2009 № 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 № ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства № 2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (не ОАО «РЖД»), устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.

Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчёта платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.

Учитывая правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и достигнутое сторонами соглашение о взимании платы за пользование не принадлежащими перевозчику вагонами, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о ничтожности пункта 20 договора от 24.08.2007 №4.  

С учётом заявленного предмета иска подлежат установлению следующие обстоятельства: оставление вагонов на  промежуточной станции вызвано невозможностью принятия вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей; «бросание» подвижного состава повлекло нарушение сроков доставки.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 №558р об утверждении Методических рекомендаций по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

В Тарифном руководстве №1 под перевозкой порожнего вагона понимается перевозка груза на своих осях. Представленные в дело дорожные ведомости на перевозку грузов подтверждают факт просрочки доставки порожних вагонов относительно указанных в ведомостях сроков доставки. 

Статьёй 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приёма на железнодорожной станции назначения стороны определили в протоколе разногласий от 27.01.2011 к договору от 24.08.2007 №4 при согласовании условий абзаца 1 пункта 20 договора. В дополнительном соглашении №579 данный пункт в редакции протокола согласования разногласий от 27.01.2011 дополнен абзацем третьим и четвертым, в которых сказано, что плата за пользование вагонами в указанных в данном пункте случаях начисляется на основании акта общей формы, составленного в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика и владельца с указанием причины задержки вагонов, количества всех задержанных вагонов, их номеров и времени начала и окончания задержки вагонов.

В подтверждение обстоятельств задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, что привело к задержке доставки вагонов, представлены акты общей формы №№12045, 11636, 11637, 10017, 10857, 10858, 910, 911, 11461, 11462, 10735, 10736, 289, 290, 9596, 9597, 9537, 9538, 9247, 9260, 9234, 9448, 9449, 9353, 9655, 9919, 9555, 10677, 10678.

Согласно представленным истцом актам общей формы следовавшие в адрес ОАО «Русский Уголь» и ООО «СУЭК–Хакасия» в октябре 2013 года – январе 2014 года порожние вагоны задержаны в пути следования на промежуточных станциях из-за неприёма их станцией Черногорские Копи, по причинам, не зависящим от перевозчика: большого скопления порожних вагонов на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Промышленный транспорт», фронтах погрузки/выгрузки ОАО «Русский уголь», ООО «СУЭК–Хакасия», нарушения технологических сроков оборота вагонов.

Ответчик, возражая против предъявленных требований и указывая на недоказанность его вины и вины его контрагентов в задержке вагонов в пути следования, сослался на невыполнение дорогой условия пункта 20 договора в редакции дополнительного соглашения №579, а именно на отсутствие подписанного уполномоченными представителями перевозчика и владельца акта с указанием причины задержки вагонов, количества всех задержанных вагонов, их номеров и времени начала и окончания задержки вагонов.

Ответчик также сослался на отсутствие в материалах дела актов общей формы, фиксирующих факт наличия обстоятельств, явившихся основанием для задержки вагонов в пути следования, составление которого, по мнению ответчика, предписано Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 №558р.

Как следует из материалов дела, основанием задержки в октябре 2013 года – январе 2014 года в пути следования вагонов, адресованных контрагентам ЗАО «Промышленный транспорт», являлись уведомления начальника станции Черногорские Копи ФИО5 о невозможности приёма вагонов ОАО «Русский Уголь» и ООО «СУЭК–Хакасия» с просьбой отставить от движения состав поезда.

При этом ветвевладелец – ЗАО «Промышленный транспорт» не привлекался к подписанию актов общей формы, фиксирующих на станции Черногорские Копи обстоятельства для начисления платы за пользование вагонами. 

Вместе с тем, предоставленные материалы в их совокупности подтверждают сведения о простое вагонов на путях необщего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика. 

На станциях задержки вагонов Минусинск, Кошурниково, Ташеба, Крутояр, Назарово, Подсиний, Ирба, Аскиз, Тигей составлены акты общей формы о задержке вагонов, фиксирующие причину задержки, номер вагона, наименование грузополучателя.

Представителям грузополучателей – ООО «СУЭК–Хакасия» и ОАО «Русский уголь», а также ветвевладельцу ЗАО «Промышленный транспорт» начальником станции Черногорские Копи ФИО5 вручались извещения о задержке вагонов на определённой станции.

По прибытии задержанных вагонов на станцию Черногорские Копи железной дорогой составлены акты общей формы.  

При этом в материалы дела не представлены доказательства реагирования ответчика на вручённые ему извещения о задержке вагонов, при том, что эти извещения содержали причину задержки вагонов, предполагающую взыскание с ветвевладельца платы по пункту 20 договора от 24.08.2007 №4. 

Из письменных разногласий ответчика по актам общей формы не следует отсутствие вины грузополучателей в задержке вагонов в пути следования, поскольку в разногласиях указано лишь на то, что задержка вагонов в пути следования не зависела от ЗАО «Промышленный транспорт».

Причины задержки вагонов в пути следования, зависящие от перевозчика, судом не установлены.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт наличия у ОАО «РЖД» оснований для начисления ответчику платы за пользование вагонами из-за задержки вагонов в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика.

Довод ответчика о том, что акты общей формы и извещения не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку составлены в нарушение требований законодательства и порядка, установленного распоряжением ОАО «РЖД» №558-р, не принимается арбитражным судом как обоснованный. Названным распоряжением утверждены методические рекомендации по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения, соответственно, прописанный в нём порядок оформления задержки вагонов в пути следования носит рекомендательный характер. В то же время нормативно установлен порядок оформления указанных обстоятельств Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждёнными Приказом МПС от 18.06.2003 №26, в соответствии с пунктом 4.7 которых перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. На станции назначения данный акт общей формы передаётся вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. 

Акты общей формы, составленные истцом, содержащие сведения о задержке вагонов, отметки о предоставлении на подпись грузополучателям, об отказе от подписи, являются надлежащими доказательствами факта задержки вагонов.

Довод ответчика о необходимости освобождения ЗАО «Промышленный транспорт» от платы за пользование вагонами по статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, так как вагоны подавались перевозчиком в количестве, превышающем перерабатывающую способность пути, обоснованно отклонён арбитражным судом первой инстанции, так как порожние вагоны, поступающие в адрес грузополучателей – контрагентов ЗАО «Промышленный транспорт», не принадлежат ОАО «РЖД», вследствие чего перевозчик лишён возможности отрегулировать грузопоток. 

Возражения ветвевладельца подтверждают тот факт, что причины ожидания приёма вагонов ветвевладелецем не зависели от перевозчика, такая зависимость усматривается в действиях грузополучателя либо ветвевладельца, поскольку они могли урегулировать время доставки груза с учётом перерабатывающей способности станции и в зависимости от возможностей подавать соответствующие заявки перевозчику.

Кроме того, положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в данном случае не применимы, поскольку предметом иска является договорная плата.

Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ответчика и уменьшения предъявленной ко взысканию платы в соответствии со статьёй 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует возможность снижения судом неустойки. Исчерпывающий перечень мер ответственности сторон по договору перевозки установлен положениями главы VI Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В связи с тем, что спор по настоящему делу не связан со взысканием неустойки, поскольку предметом заявленного требования является взыскание платы, предусмотренной договором, которая носит компенсационный характер и не является мерой ответственности в смысле положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Довод апелляционной жалобы о том, что размер платы за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования должен определяться компетентным государственным органом в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», следовательно, размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику не может быть установлен в договорном порядке и, как следствие, указанное договорное условие является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельным ввиду следующего.

В абзаце 1 пункта 20 договора от 24.08.2007 №4 предусмотрено, что время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами: за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 Тарифного руководства № 2.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 12745/10, от 18.10.2012 № 6424/12, от 10.03.2009 № 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 № ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства № 2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (не ОАО «РЖД»), устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.

Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчёта платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.

Учитывая правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и достигнутое сторонами соглашение о взимании платы за пользование не принадлежащими перевозчику вагонами, оснований для признания ничтожным пункта 20 договора от 24.08.2007 №4 не имеется.  

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не обоснованы и не подтверждены документально, опровергаются материалами дела, которыми подтверждается, что ветвевладелец о сложившейся ситуации знал (извещения о задержке, о поднятии вагонов, ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы). Нормативного обоснования того, что перевозчик не должен был принимать вагоны к перевозке до станции назначения Черногорские копи, учитывая неисполнение грузоотправителем заявки по погрузке, ответчик и третьи лица не привели.

Представленный истцом расчёт платы произведён в соответствии с требованиями законодательства и не опровергнут ответчиком и третьими лицами.

Ответчик заявил о несоразмерности платы последствиям нарушения обязательств и просил уменьшить её размер в соответствии с правилами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчик полагает, что, поскольку плата начисляется за нарушение установленных договором сроков уборки вагонов (задержку вагонов), то её следует квалифицировать как договорную неустойку за нарушение обязательств.

В соответствии со статьёй 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в частности в случае просрочки исполнения.

Поскольку установленная плата является встречным эквивалентным предоставлением за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

Довод ЗАО «Промышленный транспорт» о неправомерном неприменении судами абзаца 2 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации основан на неверном толковании данной нормы. Согласно абзацу 2 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Однако, из представленных в материалы дела документов суд установил факт нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы и третьих лиц не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.

На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 ноября 2014 года по делу №А74-5503/2014 не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя (ответчика).

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 ноября 2014 года по делу №А74-5503/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В. Магда

Судьи:

Н.Н. Белан

И.Н. Бутина