ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-7894/2021 от 13.01.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

января 2022 года

Дело №

А33-28848/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «13» января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен «19» января 2022 года.

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Барыкин М.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солдатовой П.Д.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «РН-Бурение»): Свистун Р.П., представитель по доверенности от 26.07.2021 № 224,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Бурение» на определение Арбитражного суда Красноярского края от 16.11.2021 по делу № А33-28848/2021,   

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РН-Бурение» (далее также  - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также – управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 27.10.2021 № АТ-739/1.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.11.2021 указанное заявление возвращено заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ).

Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, направить вопрос о принятии заявления на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ), связана с эксплуатацией объектов негативного воздействия на окружающую среду, принадлежащих заявителю на праве собственности. Следовательно, административное правонарушение связано с осуществлением предпринимательской деятельности, так как эксплуатация обществом объектов негативного воздействия на окружающую среду является неотъемлемой составляющей деятельности по бурению.

Управлением отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

В ходе судебного разбирательства представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил суд апелляционной инстанции отменить определение суда первой инстанции.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), явку представителей в судебное заседание не обеспечило. В связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей управления.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 268 АПК РФ, приобщил к материалам дела копию определения Центрального районного суда города Красноярска от 11.11.2021 по делу № 12-1805/2021.

Рассмотрев апелляционную жалобу в порядке положений главы 34 АПК РФ, проверив соблюдение норм процессуального права и обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствие оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об отмене постановления управления от 27.10.2021 № АТ-739/1 о назначении административного наказания.

Возвращая заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что заявление общества неподсудно арбитражному суду, спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Частью 2 статьи 207 АПК РФ предусмотрено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов необходимо учитывать следующие критерии: административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота; административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения, в том числе, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, согласно ответу на вопрос № 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Таким образом, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности подлежат рассмотрению исключительно в судах общей юрисдикции.

Оспариваемым постановлением управления от 27.10.2021 № АТ-739/1 о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ.

Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 8.1 КоАП РФ включена законодателем в главу 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, является несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Совершение обществом действий (бездействия), образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей (частью статьи) главы 8 КоАП РФ, представляет собой нарушение норм публичного права, а именно: правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования. Привлечение к административной ответственности связано не с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а с необходимостью соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, которые могут оказать существенное влияние на состояние окружающей среды, в связи с чем, названные требования должны соблюдаться всеми лицами и вне зависимости от их участия в предпринимательской деятельности.

В соответствии с постановлением от 27.10.2021 № АТ-739/1 общество нарушило требования части 1 статьи 34, части 1 статьи 39, статьи 51, пунктов 1, 5 статьи 67, части 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 74 от 28.08.2018 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и результатах производственного экологического контроля», части 6 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и пункта 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В связи с чем, исходя из того, что объективная сторона вмененного обществу административного правонарушения выражается в невыполнении норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данное дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Довод апелляционной жалобы о том, что объективная сторона административного правонарушения связана с осуществлением предпринимательской (экономической) деятельности, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.

Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности в данном случае не дают оснований для отнесения спора с его участием к компетенции арбитражного суда. Привлечение к административной ответственности в данном случае не находится в прямой связи с осуществлением предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Выполнение требований в области охраны окружающей среды не может расцениваться как предпринимательская и (или) иная экономическая деятельность.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно определению Центрального районного суда города Красноярска от 11.11.2021 № 12-1805/2021 заявление общества об отмене постановления от 27.10.2021 № АТ-739/1 было возвращено в связи с нарушением порядка подачи жалобы и с указанием на то, что общество может вновь обратиться в районный суд после устранения недостатков. Иных обращений в суд общей юрисдикции согласно устным пояснениям представителя заявителя в отношении постановления от 27.10.2021 № АТ-739/1 обществом не направлялось.

Ссылки заявителя апелляционной жалобы на судебную практику не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения приведенных заявителем дел, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего правового спора, по указанным обществом делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, апелляционная жалоба не содержит фактов, свидетельствующих о необоснованности выводов суда первой инстанции.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права апелляционным судом не установлено. Оснований для отмены определения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Согласно статье 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение о возвращении заявления.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Красноярского края от 16.11.2021 по делу № А33-28848/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.

Судья

М.Ю. Барыкин