ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-1815/08 от 28.07.2008 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                               Дело №А19-3461/08-35

                                                                                                          04АП-1815/2008(2)

“04” августа 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2008 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Т.О. Лешуковой, Э.П. Доржиева при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска, на решение арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2008 года по делу №А19-3461/08-35, принятое судьей Дмитриенко Е.В.,

при участии:

от заявителя: не было;

от заинтересованного лица: не было;

и установил:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Компания Титульный», обратился с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 27.02.08 г. № 235 об отказе в государственной регистрации юридического лица и возместить расходы, понесённые заявителем за удостоверение нотариусом подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 в сумме 450 руб.

Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2008г. требования заявителя удовлетворены частично.

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 27.02.08 г. № 235 об отказе в государственной регистрации юридического лица признано полностью незаконным, как несоответствующее Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.01 г. № 129-ФЗ.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

В ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.01 г. № 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с пунктами "а", "б" части 1 которой основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.

Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в ст. 12 Закона о регистрации, является исчерпывающим и включает подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Как установлено судом и подтверждено распиской налогового органа в получении документов от 19.02.08 г. по форме № Р11001, Обществом для государственной регистрации юридического лица при создании, были представлены в регистрирующий орган подписанное заявителем заявление, устав Общества, учредительный договор, протокол о создании и документ об уплате государственной пошлины.

Следовательно, Обществом были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 12 Закона о регистрации.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом о регистрации (п. 4 ст. 9 Закона).

Из пунктов 2, 3 ст. 23 и ст. 8 Закона о регистрации следует, что решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган и должно содержать основание отказа со ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 настоящей статьи.

Регистрирующий орган основанием отказа в регистрации юридического лица указал непредставление определенных ст. 12 Закона о регистрации необходимых документов (заявление о государственной регистрации по форме Р11001, Устав юридического лица), что не соответствует установленным обстоятельствам по делу, кроме того, оспариваемое решение от 27.02.08 г. принято с нарушением срока.

Ссылка налогового органа на положения Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое, а также что юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан, отклоняется судом, поскольку данные нормы не регулируют отношения по регистрации юридических лиц, а следовательно, не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.

Учитывая, что заявителем в Инспекцию направлен весь пакет документов, предусмотренный ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суд полагает, что у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации со ссылкой на ст. 23 Закона, что влечет незаконность оспариваемого решения.

Частью 2 ст. 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение налогового органа от 27.02.08 г. противоречит требованиям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушает права и законные интересы заявителя, требование заявителя о признании его незаконным подлежит удовлетворению.

Налоговый орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.

Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №3885597.

Из апелляционной жалобы налогового органа следует, что решением от 27.02.2008г. 235 ООО «Компания Титульный» было отказано в регистрации Общества, в виду не представления необходимых для регистрации юридического лица документов, а именно: заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 и Устава Общества, где не указаны сведения о месте нахождения юридического лица.

Согласно пп. «в» п.1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.01 « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Отказ Инспекции в государственной регистрации Общества по домашнему адресу учредителя Труханова Дмитрия Игоревича, основывается и на том, что согласно ст. 17 ЖК РФ - жилое помещение предназначено для проживания граждан, согласно ст.288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке определенном ЖК РФ, а согласно п.2 ст. 671 ГК РФ юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан, кроме того, не представлено согласия членов семьи учредителя Труханова Дмитрия Игоревича на регистрацию общества.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №3885580.

Представленным ходатайством, заявитель просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Из отзыва на апелляционную жалобу, следует, что заявитель не согласен с ее доводами и провисит оставить решение суд первой инстанции без изменений.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.

Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ и в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением от 27.02.2008 налоговый (регистрирующий) орган, рассмотрев полученные 19.02.2008 документы, представленные для государственной регистрации юридического лица - ООО «Компания Титульный», отказал заявителю в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных п. «а» ст. 12 Закона № 129-ФЗ документов.

Основанием для отказа послужило мнение регистрирующего органа об указании в заявлении о государственной регистрации ООО «Компания Титульный» недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, каковым является помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Мира, д. 84 кв. 86, относящееся к жилым помещениям и принадлежащее одному из учредителей Труханову Д.И.

Поскольку заявление о государственной регистрации, по мнению налогового органа, содержит недостоверные сведения, что нарушает подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации и свидетельствует о непредставлении заявления по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002, оно считается не представленным.

По мнению суда апелляционной инстанции, выводы арбитражного суда Иркутской области являются соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в статье 12 названного закона, является исчерпывающим и включает: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). О получении документов регистрирующим органом заявителю выдается расписка с указанием перечня документов.

Как следует из материалов дела, такая расписка была выдана заявителю. Из содержания расписки следует, что в числе других документов было подано заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, с указанием в разделе 2.3 адреса регистрируемого: 664002, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Мира, д. 84 кв. 86.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Ссылка налогового органа на пункт 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 и пункт 2 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляционным судом не принимается, поскольку указанные нормы допускают использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение и запрещает размещения в жилых помещениях промышленных производств.

Доказательств нарушения указанных ограничений налоговым органом не представлено.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Иркутской области от «24» апреля 2008 года по делу №А19-3461/08-35 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья                                                      Е.В. Желтоухов

Судьи                                                                                                           Э.П. Доржиев

Т.О. Лешукова